Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Профессионально о стратегических коммуникациях" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости журнала "Бизнес в промышленности"
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня в рассылке: ПЕРСПЕКТИВЫ: 2001 ГОД ПРОТЯНЕМ, А ДАЛЬШЕ? (Окончание) ПИЛИ, ПЬЕМ И БУДЕМ ПИТЬ МОСКОВСКИЙ РЫНОК ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫХ НАПИТКОВ РАСТЕТ (статьи печатаются в 5-м номере журнала "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой продукции") АФОРИЗМЫ КО ДНЮ ТРУДЯЩИХСЯ ============================================================================ ПЕРСПЕКТИВЫ: 2001 ГОД ПРОТЯНЕМ, А ДАЛЬШЕ? (Окончание) Суммируя изложенное (в начале статьи - И.Б.), можно сделать следующие выводы: 1. Очевидно, что российскую экономику в наступившем году не ожидают серьезные потрясения: накопленный в экономике позитивный инерционный потенциал будет достаточен для того, чтобы обеспечить положительное темпы роста (около 4% ВВП), а действие негативных факторов может проявиться в более сильном замедлении темпов роста (2-3%). 2. Главным вопросом наступившего года является способность российской экономики эффективно переварить полученные в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры доходы. Если эти средства (только валовая прибыль реального сектора, полученная в 1999-2000 гг., оценивается в 130 млрд долл.) будут использованы на модернизацию производственного потенциала обрабатывающей промышленности, инвестиции в общественном секторе, то экономический рост может приобрести достаточно устойчивый характер. Если же, как и прежде, все инвестиции будут сосредоточены в экспортных отраслях - с целью поддерживать объемы экспорта сырья на достигнутом уровне, - а существенная часть доходов будет инвестироваться за границей, то рассчитывать на экономическое возрождение России вряд ли придется. 3. Наиболее серьезными угрозами для российской экономики в наступающем году нам представляются "старые знакомые" - инфляция и несбалансированность бюджета. Очевидно, что пока речь не идет о росте инфляции по сравнению с прошедшим годом, но отсутствие прогресса в ее снижении и тем более сохранение темпов роста цен на достигнутом уровне может стать надежной площадкой для повышения темпов инфляции в последующие годы до уровня 30-40-50% годовых. Эта угроза будет еще реальнее, если правительство выберет "легкий путь" решения бюджетных проблем за счет монетарного финансирования. В наступившем году его объемы могут быть относительно невелики, но "лиха беда начало". 4. В среднесрочном плане наиболее опасными для российской экономики тенденциями являются быстрое укрепление реального курса рубля (главным образом за счет высокой внутренней инфляции) и слабость российской банковской системы и финансовых рынков. 5. Первое ведет к устойчивому снижению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке и к угрозе нового спада промышленного производства уже в 2002-2003 гг. Более того, единственным инструментом преодоления этой ситуации, как и в 1998 г., окажется резкая девальвация рубля. Но если в прошлый раз движущей силой давления на рубль было резкое ухудшение состояния платежного баланса и долговой кризис государства, то маловероятно, что эти факторы вновь проявят себя в среднесрочной перспективе. Таким образом, российские власти могут столкнуться с необходимостью использования девальвации не как способа решения проблемы достижения сбалансированности платежного баланса, а как способа поддержания внутреннего производства. Пока масштабы укрепления реального курса рубля в сравнении с другими странами, пережившими валютный кризис, выглядят довольно умеренно, но устойчивая тенденция его повышения может вскоре резко изменить ситуацию. 6. Второе угрожает тем, что, столкнувшись с резким замедлением роста денежного предложения в ближайшие годы, российская экономика столкнется с невозможностью удовлетворения растущего спроса на деньги, поскольку трансмиссионные механизмы в российской банковской системе в существенной мере ослабли. Это означает, что российская экономика может столкнуться с проблемой "кредитных ограничений", которая выльется в резкий рост процентных ставок и в торможение и без того невысокого потенциала роста. 7. В долгосрочном плане, несомненно, главными опасностями для России являются исключительно высокая зависимость социально-экономической ситуации от мировой конъюнктуры сырьевых рынков и угроза деградации бюджетной сферы. 8. Опыт 1998-2000 гг. наглядно продемонстрировал, что российская экономика очень быстро "входит в пике" и "взмывает ввысь" вслед за мировыми ценами на нефть. К сожалению, сырье остается основой российского экспорта и российской экономики. Более того, предприятия несырьевых, обрабатывающих отраслей практически лишены доступа к финансовым ресурсам, без которых существенное повышение качества их продукции просто невозможно. Переломить эту ситуацию можно, только целенаправленно двигаясь в сторону улучшения инвестиционного климата в нашей стране и открыто провозгласив курс на существенно более тесную интеграцию с мировой экономикой. 9. Относительная устойчивость социально-экономической ситуации в России, наличие у нашей страны достаточного потенциала для перехода к более интенсивному экономическому росту во многом связаны с тем, что наше общество интенсивно "эксплуатирует" накопленное в бюджетной сфере наследие. В последние годы бюджетная сфера не только была лишена средств для своего развития, но и за счет постоянного недофинансирования текущих расходов резко снизила качество предоставляемых обществу услуг. Сохранение этой ситуации, неспособность государства резко повысить уровень расходов на бюджетную сферу могут привести к тому, что реальный уровень жизни населения так и не вырастет и даже начнет снижаться, накопленный научно-технический потенциал устареет, а страна не сможет обеспечить его обновление и поддержание. Вслед за этим Россия вместо "экономики, опирающейся на нефть и газ", может получить "экономику нефти и газа". 10. Так получилось, что среднесрочная перспектива для России (на наш взгляд) совпадает с окончанием первого срока Президента Путина, долгосрочная - с окончанием второго. А это значит, что именно на нынешнем поколении российских руководителей лежит ответственность за то, какой будет Россия в ХХI веке. Все дело в том, что экономические проблемы не имеют обыкновения "рассасываться". По материалам пресс-конференции вице-президента холдинговой компании "Интеррос" С. Алексашенко ============================================================================== ПИЛИ, ПЬЕМ И БУДЕМ ПИТЬ МОСКОВСКИЙ РЫНОК ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫХ НАПИТКОВ РАСТЕТ Московский рынок прохладительных напитков ощутимо растет. По данным опросов, проводимых фирмой V-Ratio , его объем в натуральном выражении увеличился за последний год на 30% - с 104 млн л в 1-м квартале 2000 г. до 150 млн л в 1-м квартале 2001-го. На рис. 1 приводится квартальная динамика объемов продаж. Рост во втором квартале прошлого года вполне объясним - наступает лето, в наступающем сезоне можно ожидать и не такого взлета. Почему? Во-первых, цивилизуемся потихоньку, а во-вторых, растет благосостояние народа. Попробуем подтвердить это фактами. Покупатели со средним доходом ("хватает на продукты и одежду") стабильно занимают верхнюю строчку рейтинга, их доля колеблется от 41,8% (4-й квартал 2000 г.) до 56,5% (1-й квартал 2000 г.). Уменьшение доли среднеобеспеченных покупателей возмещается увеличением доли бедных ("сводим концы с концами") от 2,3 до 13,5% и очень состоятельных ("можем позволить себе очень дорогие вещи") - от 1,4 до 13,5%. Растет и доля состоятельных покупателей. Однако если увеличение доли бедных покупателей носит сезонный характер и связано с общим увеличением объема рынка (и его "цивилизацией", заметим в скобках), то повышение доли состоятельных монотонно растет за рассматриваемый период и связано, по нашему мнению, с повышением доходов населения. Подчеркнем особо, что все это происходит при стабильных ценах. Несмотря на общее повышение цен в начале этого года, средние цены на прохладительные напитки оставались в целом стабильными (в 4-м квартале прошлого года - 11,46 руб./л и в 1-м квартале текущего - 11,62 руб./л). Впрочем, судя по динамике цен на сезонно потребляемые напитки (вода, пиво), повышение цен еще впереди. Кривая эластичности спроса также ведет себя на удивление стабильно, несмотря на явные изменения в структуре покупателей. По-видимому, эти изменения остались незамеченными поставщиками продукции. Так, критическая точка, отделяющая сегмент дорогих напитков от прочих, соответствует цене 13,5 руб./л и объему рынка в 10% от общего, т.е. увеличение цены свыше этого значения не приводит к резкому падению объемов продаж. В течение рассматриваемого периода эта точка незначительно сместилась до 14,3 руб./л, причем сама кривая эластичности спроса не изменяла форму, сдвигаясь параллельно самой себе вместе с увеличением средней цены продаж. Заметим, что в последние два квартала (1-й 2001 г. и 4-й 2000 г.) кривые эластичности спроса практически совпадали. Также важен вопрос о каналах дистрибуции. Какие изменения произошли тут? Вот данные опросов: лидер рынка - традиционные магазины - в течение рассматриваемого периода сохранял свои позиции. Его доля составляет чуть больше 40%. Значение мелкооптового рынка росло, его доля повышалась от 18% в 1-м квартале 2000 г. до 29% в 4-м, однако в начале этого года случилось то же, что и на рынках других товаров, - значительное уменьшение объема продаж через этот канал, соответственно доля рынка уменьшилась до 16%. Ненамного уступают оптовкам киоски. Их доля рынка стабильно составляет 12-15%, (в 1-м квартале прошлого года - 26%, но это скорее исключение). К киоскам приблизился по объемам продаж сетевой супермаркет - 11-13%, причем доля этого вида торговых точек имеет тенденцию к росту. Учитывая последние события - объединение сетей и их планы экспансии, можно ожидать дальнейшего роста доли рынка сетевиков. Мини-маркеты вели себя неустойчиво. Их доля рынка колебалась от 5 до 12% без видимой связи с какими-либо факторами. И, наконец, крайне интересный вопрос - как выбирает товар покупатель? Он все больше и больше перестает различать многочисленные брэнды - доля потребителей, отвечающих на этот вопрос безразличным "как получится" неуклонно растет - от 32% в начале 2000 г. до 55% в конце. Новый век принес некоторое облегчение производителям - доля всеядных уменьшилась до 49%, однако нет никаких гарантий, что это уменьшение будет закреплено. Вместе с тем доля приверженцев определенной марки остается достаточно высокой - в течение рассматриваемого периода она незначительно колебалась около отметки 40%. На долю плюралистов, имеющих 2-3 любимых марки, остается всего 10-20%, причем и эта доля постоянно уменьшается. Таким образом, для продвижения продукта наиболее значимым фактором является умелая работа с торговлей: цены, условия поставок, обеспечение присутствия товара в нужном месте по нужным ценам. Дорогостоящие мероприятия по созданию и продвижению брэндов сегодня не так актуальны. Покупатель или определился в выборе, или марка ему безразлична. Конечно, за пределами нашей небольшой статьи осталась масса интересных вопросов: есть ли на рынке свободные ценовые ниши, какова оптимальная цена с учетом эластичности спроса той или иной марки в торговых точках определенного типа и т.п. Об этом читайте в продолжении этой серии статей. Автор - Елена Борхарт ============================================================================= Поздравляю всех с Днем трудящихся (хотя его давно следует переименовать в День трудящихся на огороде или просто в День огородника) и посвящаю вам специальную ПОДБОРКУ АФОРИЗМОВ. Лучше отдыхать летом, чем работать зимой. Теплые местечки существуют для того, чтобы на них прохлаждаться. Работники столовой № 5 в знак протеста против невыносимых условий труда объявили бессрочную обжираловку. Превратим окружающую нас среду в окружающее нас воскресенье! Не всем сеять разумное, доброе, вечное. Кому-то надо и пахать. Компьютер не работает. Раньше этим занимался целый отдел. Не место красит человека, а место с табличкой "Окрашено". В Соединённых Штатах Америки продолжается долгосрочная забастовка киллеров. Оказывается, им не выплачена зарплата ещё за Джона Кеннеди. Дело мастера не стоит Если начал давать советы, значит, перестал работать. "Меняю теплое насиженное место на незагаженное." Мастерство не пропьёшь, даже если его нет! Чтобы не было будней, надо отменить праздники. Трудовая дисциплина заключатся не только в том, чтобы вовремя приходить на работу, но еще и в том, чтобы вовремя с нее уходить. Зарплата как травма: часто она бывает просто несовместима с жизнью. Самая распространенная в России профессия - "испытатель трудностей". Землю - крестьянам, фабрики - рабочим, бабе - цветы, детям - мороженое! Продолжение этой и других важных тем - на последней странице каждого номера нашего журнала. ===================================================================== Внимание! Объявляется льготная подписка! Для тех, кто оформит подписку на журнал "Бизнес в промышленности" в редакции до 15 мая на срок полгода и более, ее стоимость составит 550 руб. на 6 месяцев. Скидки не предоставляются. ====================================================================== ВНИМАНИЮ КОЛЛЕГ-ЖУРНАЛИСТОВ! Если Вас заинтересовали наши материалы и Вы хотели бы опубликовать что-то из них на страницах Ваших СМИ (бумажных или электронных), то присылайте Ваши запросы. Мы открыты для общения и с удовольствием предоставим Вам необходимые материалы. ======================================================================= О том, что публиковалось в уже вышедших номерах, Вы можете посмотреть тут: http://www.reason.ru/businesvprom/home.htm Архив рассылок находится тут: http://subscribe.ru/archive/food.newsjournal/ Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону (095) 198-72-10 или электронной почте food@icsti.su. Наш подписной индекс 79694 в каталоге Роспечати. Ирина Богатырева
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||