Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Сегодня в рассылке:
СЕГМЕНТИРУЙ, ПОКА НЕ СТАНЕШЬ ПЕРВЫМ
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА МОСКОВСКОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ
(статьи печатаются
в 4-м номере журнала "Бизнес в промышленности.
Переработка пищевой продукции")
====================================================================
СЕГМЕНТИРУЙ, ПОКА НЕ СТАНЕШЬ ПЕРВЫМ
Российский рынок пищевых концентратов оказался перенасыщен. Между
тем, еще совсем недавно, отвечая на вопрос о наиболее выгодном
производстве в области переработки пищевой продукции, можно было
уверенно отвечать: это концентраты - сухие каши, супы, сухие завтраки
и проч. Близко примыкает к нему и имеющий практически того же
потребителя рынок детского питания - овощные пюре, молочные продукты.
Между тем ситуация меняется на глазах. В рамках программы "Дети
России" российским правительством были привлечены кредиты, на
которые приобретено импортное оборудование для 26 предприятий
детского питания. Оборудование устанавливается, и в самое ближайшее
время можно ожидать резкого повышения объемов выпуска продукции.
Однако дети, которые должны были все это съесть, попросту не
родились - демографический прогноз оказался неточен. В результате,
по мнению некоторых участников программы, каждый из них в одиночку
смог бы накормить всех российских детей. Так, новые линии
петербургского концерна "Колибри" способны выпускать 40 т овощного
пюре в сутки, проектная мощность другого питерского предприятия -
Комбината пищевых концентратов и детского питания - составляет
10 тыс. т в год. Даже если учесть, что эта уверенность является
"несколько преувеличенной" (по нашим оценкам, объем этого рынка
может составить не менее 200 тыс. т в год), надо учесть, что, кроме
отечественных, есть еще и зарубежные производители, которым
принадлежит по меньшей мере половина рынка. Таким образом,
кризис перепроизводства становится вполне реальным.
Однако рынок детского питания и концентратов весьма неоднороден,
спрос на отдельных его сегментах во многом определяется
правительственными целевыми программами, как федеральными, так и
региональными. Вот наглядный пример: как сообщает газета "Ведомости",
питерский "Петмол", запустивший в 1999 году цех по производству
детского питания производительностью до 10 т детского творожка и 30 т
жидких продуктов в день, может использовать свои возможности далеко не
полностью: если мощности по творожкам загружены на 80%, то линия жидких
молочных продуктов работает лишь один день в неделю. Ритмично
работающий Московский завод детских молочных продуктов, входящий в
состав компании "Вимм-Билль-Данн", является исключением, поскольку
обеспечен городскими заказами. Производство оборудования в условиях,
когда подобные гарантии отсутствуют, нерентабельно - это и стало
причиной того, что на переполненном рынке остаются практически пустые
ниши. Одну из них нетрудно указать: выпуск детских молочных продуктов,
который до сих пор осуществляется на дедовском оборудовании молочных
кухонь. Обеспечить необходимое качество продукции на таких
предприятиях крайне сложно, что подтверждается происходящими время от
времени случаями массовых отравлений детей. Однако для занятия этой
ниши необходимы принципиально новые конструктивные решения по
оснащению молочных кухонь и, что не менее важно, финансовые гарантии
местных или федеральных властей.
Другой пример поиска собственной ниши демонстрирует компания
"Нутритэк-Истра-Нутриция", которая в рамках программы "Индустрия
детского питания" начинает производство лечебного питания для детей,
ориентируя свою продукцию и на пожилых людей. Однако возможны и
нестандартные решения. Так, часть продукции (детские каши, требующие
варки) уже сейчас покупает сельское хозяйство на корм животным.
В общем, ищите да обрящете.
Материал подготовлен консалтинговым центром "Уникон"
======================================================================
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА МОСКОВСКОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ
Есть несколько базовых параметров рынка, которые должна принимать
в расчет любая фирма, стремящаяся разработать оптимальную
маркетинговую стратегию. Одним из таких параметров является
эластичность спроса. Этот параметр измеряется объемом рынка, который
можно получить, реализуя товар по некой фиксированной цене. Поскольку
товары одной группы всегда подразделяются на несколько ценовых групп,
да и внутри одной группы цены могут существенно отличаться в
зависимости от целого ряда факторов (место продажи, упаковка и проч.),
то эластичность спроса представляет собой некую кривую в координатах
объем рынка - цена. Выбрав определенную точку на оси абсцисс (цена),
можно сказать, какая доля от всех проданных за заданный промежуток
времени товаров была реализована по этой цене или ниже ее.
Знание эластичности спроса удобно для анализа продуктового ряда, а
также для выбора оптимальной ценовой политики. В самом деле, очень
часто увеличение цены буквально на несколько процентов приводит к
падению объемов продаж на десятки процентов, и наоборот: снижение
цены может не привести к желаемому увеличению объемов продаж, однако
доходы фирмы существенно упадут. Рассмотрим реальную динамику изменения
ценовой эластичности спроса на примере ряда пищевых товаров,
реализованных на московском рынке в 2000 году. Для анализа нами
использовалась база данных фирмы V-Ratio, полученная путем проведения
массовых опросов покупателей (примерно 1100 анкет в месяц), обработка
данных проводилась с использованием программы "Market Mechanics",
разработанной той же фирмой. Помимо построения основной зависимости
(эластичность спроса) эта программа позволяет вычислять среднюю цену
товара в заданном промежутке времени и уточненную цену, т.е. ту же
среднюю цену без учета минимальных и максимальных цен (в пределах 5%
интервала) на товар. Кроме того, мы будем использовать такое понятие,
как "критическая цена", т.е. цена, по отношению к которой график
ценовой эластичности ведет себя "несимметрично": увеличение цены
от этого уровня приводит к существенно иному снижению объема
продаж, чем возможное увеличение объема рынка при уменьшении цены.
Таких "точек перелома" обычно бывает две или три, если, конечно,
объем статистических данных достаточен - в области малых и больших
объемов рынка, а также для средних значений. Именно средняя точка
часто представляет особый интерес.
Кофе растворимый
Рынок кофе отличается весьма широким диапазоном цен, по которым
реализуется этот товар. Минимальные и максимальные цены отличаются
в 5 и более раз - цене 200 руб./кг (и выше) соответствует 95% рынка,
цене 1000 руб./кг - 10%. Такой высокий раз-брос свидетельствует о
высокой "брэндизированности" рынка, наличии на нем большого количества
раскрученных торговых марок, которые имеют возможность получать
ценовую премию за счет известности. Поквартальный анализ движения
уточненных средних цен показывает, что в течение года кофе с
ущественно дорожал (в 1-м квартале - 487 руб./кг, во 2-м -
576 руб./кг, в 3-м - 644 руб./кг и в 4-м - 574 руб./кг). Кроме того,
как видно из приведенных данных, летнее повышение цен было весьма
существенным - 10-15% в первых двух кварталах, затем цена уменьшилась
до весеннего уровня.
Значение критических цен в зоне малых и больших объемов рынка
невелико - в зоне больших объемов рынка критическая цена составляет
390 руб./кг независимо от рас-сматриваемого квартала. Средняя
критическая цена отчетливо просматривалась только в 1-м квартале,
она составляла 570 руб./кг. Увеличение ее на 20% приводило бы к
уменьшению объема рынка всего на 4%, а уменьшение на 20% позволило
бы увеличить объем продаж на 20%.
Однако эти параметры по сравнению с другими рынками можно считать
"мягкими". Впрочем, судите сами.
Продолжение следует. В следующих рассылках читайте об эластичности
спроса на рынке:
растительного масла,
молока,
шоколада
напитков и др.
Автор статьи - Дмитрий Фролов, главный редактор журнала
"Бизнес в промышленности"
======================================================================
ВНИМАНИЮ КОЛЛЕГ-ЖУРНАЛИСТОВ! Если Вас заинтересовали наши материалы
и Вы хотели бы опубликовать что-то из них на страницах Ваших СМИ
(бумажных или электронных), то присылайте Ваши запросы. Мы открыты
для общения и с удовольствием предоставим Вам необходимые материалы.
=======================================================================
О том, что публиковалось в уже вышедших номерах, Вы можете
посмотреть тут: http://www.reason.ru/businesvprom/home.htm
Архив рассылок находится тут:
http://subscribe.ru/archive/food.newsjournal/
Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону (095) 198-72-10 или
электронной почте food@icsti.su. Индекс 79694 в каталоге Роспечати.
Ирина Богатырева