[Digest] Обзор статей-государственное управление
Коллеги, а вот и оставшиеся аннотации по разделу "Государственное управление"
1.Управление государством: Дефицит идей, Олейник Антон // Ведомости 205 (1732)
от 31.10.2006.
Небольшая статья, посвященная проблеме генерации идей в системе государственного
управления. Рассматриваются ограничители и барьеры, препятствующие генерированию
и реализации идее внутри аппарата управления. Решений проблемы не приводится,
зато сама проблема сформулирована четко.
Как и в случае общения с народом, общение вышестоящих с нижестоящими внутри вертикали
сводится лишь к тому, что первые хотят услышать от последних. Если мозг какой-то
сверху сказал не надо, то все, не обсуждается <...> Задача чиновника какая: не
обсуждать задачу, а ее выполнять, а правильная задача или неправильная никто
же обсуждать не будет. Серьезным институциональным ограничителем стимулов к
генерированию и реализации идей внутри аппарата является фактический разрыв между
его уровнями: низовым (от уровня специалистов до начальников отделов и заместителей
начальника департамента или управления), средним (начальники департаментов и
заместители министра) и высшим.
2.Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления:
отечественный и зарубежный опыт, Гаман-Галутвина Оксана // Доклад в рамках экспертного
клуба Аквилон от 02.10.2006 http://www.aquilonclub.ru/text/200610021223.htm
В статье рассматриваются основные принципы реформ государственного управления,
в том числе: снижение государственных расходов; повышение способности государства
к развитию и реализации политики; улучшение выполнения государством функций
работодателя; повышение качества предоставления услуг и укрепление доверия к
власти со стороны частного сектора и общества. Приводится эволюция подходов
к проблеме реформирования государства. Рассматриваются основные препятствия и
издержки, возникающие в ходе административной реформы. Дается оценка хода административной
реформы в России (сколько уже было таких оценок, но эта выглядит довольно системной
и по делу).
В заключение делается важный вывод. АР неявно интерпретируется как самоцель,
тогда как она является скорее, инструментом обеспечения конкурентоспособности
государства.
3."Коррупция в России", Стенограмма передачи В круге Света // Эхо Москвы 20:08-21:00
, 11 ноября 2006
Стенограмма радио-передачи, посвященной проблемам коррупции. Интересна тем, что
в обсуждении участвуют Е.Ясин и Г. Сатаров, являющиеся признанными экспертами
в этой области. Международная организация Transparency International в очередной
раз поставила России очень низкую отметку 2,5 балла по десятибалльной шкале,
в списке из 160 стран Россия разместилась в диапазоне 121-129 место, рядом с
нами Гондурас, Непал, Руанда. Эксперты обсуждают причины данной ситуации. Рассматриваются
конкретные примеры коррупционных отношений, в том числе сделку Три кита, операция
Оборотни в погонах и другие.
4.Отчет Сокращение бедности, государственное управление и система оказания государственных
услуг // Отчет Фонда Институт экономики города и Института сравнительных исследований
трудовых отношений, ноябрь 2006 г.
Одним из общественно значимых и ожидаемых результатов проводимых в России реформ
государственного управления является повышение качества и эффективности услуг,
предоставляемых государственными органами населению и бизнесу. Исследование,
проведенное Фондом Институт экономики города и Институтом сравнительных исследований
трудовых отношений, было направлено на выявление ключевых проблем системы оказания
государственных услуг, особенно проблем их качества, прозрачности и подотчетности
поставщиков услуг, коррупционного потенциала, социальных издержек для клиентов.
Кроме этого, перед исследователями стояла задача предложить возможные механизмы
для улучшения системы предоставления услуг и управления ими, а также инструменты,
позволяющие осуществлять мониторинг и регулярную оценку состояния дел и результатов
реформирования системы. Актуальность исследования связана с целым рядом проводимых
и планируемых преобразований, включая разработку проекта федерального закона
О стандартах
общественных услуг и их предоставления. В 2006 году ожидается принятие 39 ключевых
стандартов оказания государственных услуг федеральными министерствами и ведомствами.
С целью апробации и внедрения стандартов по результатам конкурса, проведенного
Минэкономразвития России (МЭРТ), в 2006 году были выделены средства на пилотные
проекты в рамках административной реформы 19 федеральным органам исполнительной
власти и 29 субъектам федерации.
5.Книга Субфедеральное административное регулирование: формы, масштабы, эффекты,
- М.: Московский общественный научный фонд. Сибирский центр прикладных экономических
исследований, 2006, 134 стр.
Федеративная форма государственного устройства несет немало преимуществ, связанных
с децентрализацией функций управления экономическими процессами и дополнительными
возможностями для развития политической и экономической конкуренции. Однако ценой
федерализма является усложнение задачи координации и формирования единого экономического
пространства на территории страны.
В данной работе обсуждаются проблемы сочетания государственного управления стандартами
и нормами административного регулирования, осуществляемого центральным и субфедеральным
уровнями власти в России. В исследовании представлен обзор федерального и регионального
законодательства по вопросам регистрации предприятий, лицензирования видов деятельности
и сертификации товаров и услуг за период с начала создания реальной федерации
в стране до последнего времени. В работе выявляются тенденции, мотивы и результаты
субфедерального вмешательства в регулирование административными процедурами,
а также их связь с ограничениями, выдвигаемыми федеральными органами.
6.Сборник материалов проекта Институциональный, правовой и экономический федерализм
в Российской Федерации / Проект Институциональный, правовой и экономический федерализм
(2004-2006 гг.), 2006.
Итоговый сборник материалов проекта Институциональный, правовой и экономический
федерализм в Российской Федерации. Настоящий сборник содержит статьи ведущих
экспертов и других участников проекта по наиболее актуальным аспектам развития
институционального, правового и экономического федерализма, а также местного
самоуправления в Российской Федерации: взаимодействие территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации, процедуры решения
комплексных задач, реестры расходных обязательств муниципальных образований,
формирование доходов территориальных бюджетов, распределение ответственности
в сфере бюджетных инвестиций и другие.