Блоги против рассылок: Сравнительное сопоставление
Когда INTERNET и онлайновый бизнес начали полным ходом развиваться и
набирать обороты, практически все и каждый, не переставая, говорили о
важности открытия и издания собственной почтовой рассылки. Почтовая
рассылка считалась одним из основных и наиболее важных инструментов в
арсенале любого онлайнового предпринимателя (и по моему твердому
убеждению таковой и остается).
Сегодня же о рассылках, надо признать, говорят уже не так много.
Зато на передний план обсуждения вышел другой, сравнительно недавно
появившийся инструмент – онлайновые дневники, или, как их еще называют,
блоги.
Что ж, давайте посмотрим на эти два инструмента в наглядном сравнении.
Начнем, пожалуй, с терминов и определений. Что собой представляет блог?
Блог (blog) – это термин, получившийся в результате сокращения другого
термина – онлайновый дневник (Web-log). Информация на блоге, то есть,
на сайте, где размещен блог, как правило, отображается в обратном
хронологическом порядке ее размещения. То есть, самые поздние с точки
зрения времени добавления публикации появляются на первых местах,
постепенно отодвигая вниз и далее ранее размещенные материалы.
Для того чтобы процедура создания и обновления собственного блога
стала как можно более простой и доступной, в онлайновой среде были
разработаны специальные блог-платформы – системы управления контентом,
устанавливаемые на сайт автора блога, простые в освоении и
использовании. Эти системы имеют в себе встроенный инструмент – так
называемую «новостную ленту» (RSS-Feed), которая служит средством
извещения пользователей, подписанных на ту или иную ленту, о добавлении
на блог новых материалов.
Почтовые же рассылки, представляющие собой электронные газеты и
журналы, как правило, издаются на основе использования специального
стороннего сервиса, такого как GetResponse, Aweber, iContact и других.
[В РуNET’е самым распространенным является, как известно,
SmartResponder – прим. перев.]
Естественно, я, как опытный ветеран издания собственных почтовых
рассылок, всегда стоял и буду стоять за них горой. Но мощное влияние
блогов в сегодняшних условиях нельзя не замечать, а тем более –
отрицать. Это было бы грубой и непростительной ошибкой. Блоги стали
достаточно мощным средством влияния на аудиторию любого предпринимателя.
Легкость ведения и поддержания ресурса. Что ни говори, а добавить на
свой блог новый материал – задача несравнимо более простая, нежели
подготовить и опубликовать новый выпуск своей почтовой рассылки. Более
того, новый контент на блоге появляется сразу, тогда как для получения
нужного письма всеми Вашими подписчиками должно пройти определенное (в
ряде случаев – довольно значительное) время.
Для того чтобы добавить на Ваш блог новую публикацию, Вам достаточно
ввести ее текст в специальное окно в интерфейсе системы управления
контентом, на базе которой функционирует блог, добавить немного
«косметики» и нажать соответствующую кнопку – и все, новый материал
появляется везде, где надо, автоматически, становясь неотъемлемой
частью Вашего сайта.
Что касается нового выпуска Вашей рассылки – здесь все далеко не так
просто и вовсе не настолько автоматизировано. Чтобы новый выпуск Вашей
рассылки увидел свет, Вам нужно тщательно его подготовить (чаще всего –
как в текстовом, так и в HTML-формате), занести все необходимые данные
в нужные окна интерфейса сервиса, на котором издается Ваша рассылка, а
также указать точную дату и время начала рассылки выпуска.
Но что самое главное – если Вы публикуете на блоге новый материал,
автоматически происходит и обновление контента Вашего сайта. Но когда
Вы готовите и выпускаете новый номер своей рассылки – обновление сайта
является самостоятельным шагом, который нужно выполнять отдельно.
Стоимость. Основные платформы для организации и ведения собственного
блога абсолютно бесплатны, например, WordPress, Blogger и т.п. Кстати
говоря, это обстоятельство – одна из причин, по которым блоги
развиваются сегодня настолько бурно.
Что же касается абсолютного большинства сервисов почтовых рассылок,
то они обычно взимают за свои услуги определенную плату, как правило,
исчисляемую в зависимости от количества писем, которое Вы будете
отправлять по своему подписному листу.
Частота публикации. Одно из правил ведения блогов состоит в том, что
добавлять на него новые публикации следует как можно чаще. Для любого
блоггера публиковать новый контент на блоге три раза в неделю является
допустимым минимумом. Лучше делать это еще чаще, гораздо чаще. Чем чаще
появляется на блоге новый контент – тем лучше данный факт
воспринимается читателями блога.
С почтовыми рассылками ситуация принципиально иная. Минимум здесь
совершенно другой – Вам следует выпускать новый номер рассылки не реже,
чем раз в месяц. Самая распространенная периодичность выпуска рассылок
– один-два раза в неделю при условии предоставления подписчикам
отличного материала. Но Боже упаси Вас выпускать рассылку чаще – Вы тут
же будете восприняты как СПАМер, несмотря на то, что каждый Ваш
подписчик добровольно согласился получать от Вас информацию по
электронной почте!
Длина материалов. Публикации на блоге, как правило, являются весьма
коротенькими с точки зрения объема – чаще всего они составляют всего
несколько абзацев. В то время как хороший и качественный выпуск
почтовой рассылки должен, безусловно, представлять собой гораздо более
объемную порцию материала.
Разумеется, письма не должны быть длиннющими – в противном случае их
попросту никто не прочитает. Большинство издателей предлагают в своем
выпуске ознакомиться с кратким содержанием материала и щелкнуть по
определенной ссылке, чтобы перейти на сайт и прочитать материал
целиком. Огромный недостаток такого подхода состоит в том, что
абсолютное большинство подписчиков не станет этого делать – им чаще
всего просто лень щелкать по каким-либо ссылкам и переходить из писем
на сайты.
Уведомление об обновлениях и доставка контента. Подписчики блогов
получают уведомления о добавлении новых материалов, как правило, с
помощью читалок RSS-лент и чаще всего вынуждены переходить на сайт
блога, чтобы прочитать недавно опубликованный материал.
В случае же с почтовыми рассылками, подписчикам часто не приходится
бегать по сайтам, ибо основную часть материала они получают
непосредственно в свой почтовый ящик. Хотя, оговорюсь, так бывает
далеко не всегда.
Измерение читаемости. Как правило, читаемость того или иного блога
измеряется количеством уникальных посетителей на его сайте, а также
количеством подписчиков в его новостной ленте. Читаемость же рассылки
определяется в основном по следующим показателям: количество
подписчиков рассылки, количество доставленных и количество открытых
писем.
Проблема состоит лишь в том, что технологии борьбы со СПАМом и
порождаемые ими многообразные фильтры существенно ограничивают
«пропускную способность» почтовых ящиков и, как правило, из-за них
издателю не удается доставить выпуск всем подписчикам без исключения,
даже если каждый из них и подтвердил свою подписку по нескольку раз и
желает получать рассылку.
Но, с другой стороны, электронной почтой пользуются практически 100
% пользователей Всемирной Паутины, тогда как RSS-читалками – лишь
относительно небольшое их число. Зато читатели RSS-лент – народ, как
правило, гораздо более активный и обычно предпринимателю бывает от
таких посетителей гораздо больше пользы, чем от основной массы своих
пассивных подписчиков рассылок.
Подписной лист. Самая большая разница между издателем рассылки и
ведущим блога заключается в наличии полноценного подписного листа.
Издатель рассылки располагает полноценным подписным листом, состоящим
из адреса электронной почты, имени и других данных каждого его
подписчика, в то время как ведущий блога, использующий в своей работе
RSS-ленту, не располагает никаким листом вообще.
Поэтому, в отличие от ведущего блога, издатель рассылки располагает
гораздо более серьезным потенциалом доставки своих коммерческих
предложений целевой аудитории и ее информационного сопровождения. Он
может доставить нужную информацию прямо в почтовый ящик своего
потенциального клиента, тогда как у ведущего блог такой возможности и
близко нет. Да, он может известить свою аудиторию с помощью новостной
ленты, но возможности последней не идут ни в какое сравнение с
электронной почтой.
Так что же выбрать лично мне? Наверняка у Вас уже созрел данный
вопрос, и Вы желаете получить на него четкий и категоричный ответ: что
лучше? Рассылка или блог? И какой инструмент использовать лично Вам?
Боюсь, подобного раз и навсегда данного, справедливого и
категоричного ответа не существует. Я изложил Вам сравнительные
характеристики каждого из этих инструментов, а какой из них выбрать –
решать, безусловно, лично Вам, исходя из особенностей Вашей
предпринимательской ситуации.
Лично я всегда был, остаюсь и, наверное, навсегда останусь
сторонником издания своей почтовой рассылки. С другой стороны, я знаю
достаточно большое количество онлайновых предпринимателей, которые с
огромным успехом используют в своей работе блоги и отмечают, что для
них этот инструмент является гораздо более прибыльным, чем почтовая
рассылка.
Иными словами – выбор за Вами. Но какой бы выбор Вы ни сделали, я хочу искренне пожелать Вам огромных успехов в Вашем бизнесе!