Реклама в России Особенности рекламного рынка России
Особенности рекламного рынка России
Скажу, отбросив «дипломатические обороты»: спецификой
современного рекламного рынка в России является невежественность
рекламодателей, непрофессионализм рекламистов, удивительная
доверчивость потребителей, неразборчивость СМИ. Последнее можно
проиллюстрировать тем, что в одном и том же номере, скажем «Известий» и
«АИФ», еще недавно печатали разоблачительные статьи про финансовые
пирамиды и тут же, рядом, размещали их рекламы. Да и сегодня в самых
разных изданиях можно встретить массу весьма сомнительных реклам.
Деньги решают все. А наше население оказалось исключительно доверчивым
ко всему, что напечатано типографским шрифтом или показано по ТВ, в том
числе и к рекламе. Это - наследие тоталитарного прошлого. В результате
около 40 млн. человек оказались обманутыми финансовой рекламой и
доверие ко всей рекламе было подорвано. Невежественность рекламодателей
выражается в благословении ими самой что ни на есть рекламной чуши и
выбрасывании при этом денег на ветер. Что же касается продукции моих
коллег-рекламистов, то в ней в большинстве случаев можно обнаружить
вопиющие ошибки с точки зрения психологии восприятия, а то и с точки
зрения русского языка.
Конечно, все эти проблемы - временные. Ведь рыночные отношения в
нашей стране - дело сравнительно новое, так же как и составная часть
этих отношений - реклама. Рекламный бизнес в нашей стране продолжает
бурно развиваться, появилось огромное количество агентств, заявивших о
том, что они оказывают рекламные услуги. Число их в России - около 2
тыс. Напомню, что в США - бесспорном лидере в рекламном бизнесе - их
около 7 тыс. Растет число бесплатных рекламных газет, всевозможных
рекламных журналов, приложений и т. п., издается немало книг и пособий
по рекламе, проводятся многочисленные мероприятия: ежегодные выставки,
международные конференции и конгрессы, различные конкурсы. Нельзя не
заметить и бурного роста профессионального интереса к рекламному делу.
Ему обучают в десятках школ, курсов, специальных учебных заведений.
Наконец, реклама начинает признаваться как важный социальный
феномен. Свидетельство тому - создание в рамках Международной академии
информатизации отделения по рекламе и маркетингу. Наше отделение
выступило с инициативой провести всероссийскую кампанию под девизом:
«Покупайте российское - достойно, добротно, доступно». И действительно,
почему бы нам не позаимствовать зарубежный опыт: в США на протяжении
многих лет небезуспешно проводится кампания под лозунгом «Будь
американцем, покупай американское».
Наряду со всеми позитивными тенденциями наметились и опасные. На
фоне дикого капитализма, отсутствия цивилизованных отношений между
участниками рынка возникает жесткая конкуренция в рекламном бизнесе, он
криминализуется.
Реклама и национальные ценности
Цель создания имиджа товара - наделить его дополнительными
ценностями, господствующими в обществе. Рекламный гений, француз Жак
Сигела приглашенный на Международный конкурс рекламы в Словакии
«Золотой барабан», так обозначил эту проблему: «Американский образ
жизни» оценивается в нашем сознании не на основе президентских речей, а
на основе популярных «брэнд-неймс», которые ухватили сущность базисных
американских ценностей и которые благодаря этим ценностям завоевали
мир. Что представляют собой американские ценности? Это вечная
молодость. Вечная молодость была слоганом в рекламных кампаниях
Coca-Cola на протяжении последних 110 лет. Американской ценностью
является мужественность во всевозможных проявлениях. Это - Marlboro,
находящаяся на рынке более пятидесяти лет. И свобода - американская
ценность. И Levi’s. И семья. И McDonald’s. “Просто сделай это”, личный
интерес, это тоже американская ценность. И Nike. Пять крупнейших
торговых марок стали пятью величайшими всемирными торговыми марками,
которые способствовали распространению американских ценностей во всем
мире. Они преуспели в создании в мире мечты об Америке, того, о чем
политики могли только мечтать».
Конечно, «американские ценности» - это, по существу,
общечеловеческие ценности. В той или иной степени они являются
ценностью любого цивилизованного общества, в том числе и у нас, в
России. Главная же мысль Жака Сигела в том, что в рекламной
деятельности необходимо учитывать эти ценности и их приоритеты.
Ирина Ржевская в журнале «Реклама - ваш капитал» справедливо, на
мой взгляд, отмечает: «Большинство россиян больше любятдоброе и
консервативное, чем агрессивное и прогрессивное» и дает такой совет
рекламистам: «Опасайтесь пошлости, вранья, откровенных постельных сцен
(их не любят в России), слова “голубой” (забудем о “мерах
испорченности”, это слово почти у всех вызывает одну и ту же
ассоциацию), искажения информации, обидных выражений, смешанных с
пошлостью («наклей на конец» - о наклейке, «у твоего соседа уже стоит»
- об антенне), ругательств и цинизма, а также любой дискриминации - по
половому или по возрастному признаку». Еще раз я убедился в
правильности этих советов, увидев рекламный щит площадью в 18 м2, на
котором был изображен популярный квартет «На-На» с приспущенными
штанами и надписью «Нюхаем вместе». Так рекламировался парфюмерный
магазин… Впрочем, это вряд ли понравилось бы и западному потребителю.
Ценности, и особенно моральные, могут резко отличаться: приемлемое
для одного общества, недопустимо - в другом. Об этом, в частности,
свидетельствует то, что рекламные ролики, произведенные в одной стране,
отвергаются или адаптируются - в другой. Как сообщил еженедельник
«Аргументы и факты», некоторые ролики, которые «крутят» на нашем ТВ,
показывают без заключительных сцен: у нас, к примеру, неприемлема
гомосексуальная тематика, популярная на Западе. В этой связи
еженедельник напоминает нам о рекламе мужского дезодоранта, имевшего
такую притягательность, что дама начинала насиловать героя прямо в
лифте. Так вот, в изначальном варианте ролика в лифт после ухода дамы
входил здоровенный мужик, зазывно подмигивавший счастливому обладателю
рекламируемого товара.
Зарубежные производители, естественно, стремятся приспособиться ко
вкусам российских потребителей. И тем не менее… Есть на Западе
карнавальный праздник «Хэллоуин», когда принято в шутку пугать друг
друга. Главным образом это детский праздник. Решили и у нас
«порадовать» детишек его антуражем. Но как? В киосках и магазинах
появились наборы «праздничных» леденцов: гробик, скелетик, череп,
берцовая кость и т. п. И уж совсем непонятно, к какому празднику к нам
завезли конфетки - маленькие кучки дерьма, выполненные из молочной
карамели. Интересно - кому понравится засовывать такую «конфетку» в
рот? Правительство Индии, борясь за снижение рождаемости, выпустило
плакат с изображением двух семей. Одна - бедная и многодетная. Другая -
богатая, всего с тремя детьми. Индусы смотрели на плакат и говорили:
«Все есть у этих людей, только вот детей Кришна не послал»… И еще.
Недавно в одной из западных стран был выпущен плакат, предназначенный
для рекламы обезболивающего средства, который состоял из трех рисунков.
На первом - женщина с перекошенным от боли лицом. На втором - женщина,
принимающая лекарство. На третьем - она же, счастливая и довольная.
Кажется - убедительно. Но… В Саудовской Аравии эта рекламная кампания
потерпела полный провал. Там и читают справа налево, и картинки
рассматривают в том же порядке. Представьте себе потребителя, видящего
жизнерадостную женщину, которая после приема рекламируемого лекарства
корчится от боли…