Производство мороженого в России выросло после спада в 2015 году. По итогам 3 кв 2016 года российские предприятия выпустили 360,3 тыс. тонн мороженого, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Напомним, что годом ранее наблюдался спад производства мороженого. Так, за 2015 год объем производства мороженого сократился на 570 тонн, относительно 2014 года, и составил 373,9 тыс. тонн мороженого.
По данным IndexBox, прошлогодний спад связан со скачком цен и сокращением реальных доходов населения. Добиться восстановления отрасли в 2016 году удалось за счет адаптации ее участников к изменившимся условиям рынка. Потребители стремятся найти наиболее оптимальный товар по соотношению цены и качества, в свою очередь производители переориентируют выпуск на продукцию низкого ценового сегмента и регулярно обновляют ассортимент. Наращивание производства за счет ввода мощностей позволит российским предприятиям увеличить присутствие на внешних рынках.
За 3 кв 2016 года лидером среди ФО РФ по производству мороженого являлся ЦФО, доля которого в общероссийском выпуске составила 24% (85 тыс. тонн); за ним следовали ПФО (22%) и Сибирский ФО (20%). Их суммарная доля за 3 кв была почти такой же, что и в 3 кв 2015 года (67% против 66%, что говорит о стабильности загрузки мощностей в ФО.
Производство чая в России сокращается уже второй год. По данным all-market.INFO, за 3 кв. 2016 года российские предприятия произвели 74,4 тыс. тонн чая, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Стоит обратить внимание, что данная тенденция наблюдается с 2014 года. Так в 2015 году объем производства чая в России сократился на 10%, относительно 2014 года, и составил 105,9 тыс. тонн чая.
Сокращение объемов производства чая вызвано изменениями в спросе со стороны населения из-за продолжающегося процесса сокращения реальных доходов населения. Это вынудило домохозяйства пересмотреть собственные расходы, отказываясь от части покупок. Несмотря на рост цен на чай, потребители не могут совершенно отказаться от его покупки, в сложившейся ситуации они стараются искать наиболее выгодные предложения. В том числе, сокращается число посещений мест общественного питания - ресторанов и кафе, где стоимость заваренного чайника чая может достигать 500-800 руб. Часть населения переключается на напитки-заменители, - например, кофе, однако процент не велик из-за сформировавшихся предпочтений.
Максимальный объем производства среди всех ФО приходится на СЗФО: за 3 кв. 2016 года там было произведено 58,7 тыс. тонн чая, что составляет 79% от совокупного объема. На втором месте с долей 15% находится ЦФО, на третьем месте - ЮФО с долей 6%. В совокупности на данные федеральные округа приходится почти 100% от российского объема производства за 3 кв. 2016 года.
Будущее развитие рынка чая в России будет зависеть от того, как быстро страна справится с кризисными явлениями, влияющими, в частности, на потребительскую активность.