[TIFLO] Интернет-обучение инвалидов: инвалиды пополнят ряды ИТ-профессионалов

Интернет-обучение инвалидов: инвалиды пополнят ряды ИТ-профессионалов
11.08.2009
Интервью с профессором Московского государственного университета им. Ломоносова
Владимиром Александровичем Сухомлиным.
- Владимир Александрович, Ваша лаборатория открытых информационных технологий
МГУ им. Ломоносова и региональная общественная организация инвалидов (РООИ)
<Стратегия> заявили о совместном проекте по созданию учебного Интернет-центра
для повышения информационной грамотности инвалидов и обучения их ИТ-профессиям.
Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
- Проект только стартовал, мы делаем первые шаги по его реализации. Цель проекта
- создание учебно-научного Интернет-центра (УНИЦ <Стратегия>), который
должен стать исследовательской и учебной базой как для научной, так и практической
работы, направленной на развитие у людей с ограниченными возможностями
компетенций в области информационных технологий (ИТ), на актуализацию профессиональных
знаний в течение жизни. Особенностью проекта является то, что мы
собираемся не только способствовать развитию информационной грамотности данной
группы населения, но и развивать профессиональные компетенции у инвалидов,
склонных к работе в такой сложной и престижной области, какой является область
ИТ. При этом в процессе обучения предполагается использовать самые современные
информационные, образовательные и компенсационные технологии. Таким образом,
главной нашей задачей является подготовка инвалидов для работы в качестве
профессионалов в ИТ-отрасли, чтобы инвалиды могли заняться интеллектуальной продуктивной
деятельностью, почувствовать себя полноправными членами общества,
внести посильную лепту в создание валового продукта страны, повысить свой уровень
жизни, обеспечить материально свою семью.
- Это требует исследований рынка труда для инвалидов в конкретной отрасли, создание
механизма их трудоустройства и законодательной поддержки, стимулирующей
или обязывающей работодателей квотировать какой-то процент рабочих мест в своих
компаниях для занятия их людьми с ограниченными возможностями.
- Вы правы. Профессиональное обучение и трудоустройство по полученной профессии
теснейшим образом связаны друг с другом, особенно в сфере социальной защиты
инвалидов. По статистике известно, что менее 20% людей работают всю свою жизнь
по специальности, которую им дала система образования. У инвалидов, как
правило, гораздо меньше возможностей в конструировании собственных профессиональных
траекторий. Поэтому выбор профессии для них с большой вероятностью
становится судьбоносным. Мы постараемся подойти к профориентации инвалидов системно,
охватив все связанные с профессиональным обучением аспекты. В частности,
одной из важных задач является определение номенклатуры востребованных в ИТ-отрасли
и ее приложениях профессий, которые были бы доступны инвалидам. Это,
естественно, потребует специальных исследований, взаимодействия с отраслевиками,
их ассоциациями и объединениями. Вместе нам нужно будет определить требования
к профессиональным компетенциям для таких профессий, учтя специфику условий труда
инвалидов. Далее - разработать программы обучения таким компетенциям,
создать учебно-методическую базу для соответствующей образовательной деятельности,
подготовить преподавательские кадры, продумать вопросы аттестации, стажировки,
трудоустройства. Возможно, придется готовить предложения и в законодательном
поле.
- Как возникла идея создания такого Интернет-центра?
- В данном случае сложились три вектора инициатив отдельных доброхотов, и получился
новый вектор, направление которого как раз мы и обсуждаем.
Первый вектор, связан с деятельностью Владимира Александровича Крупенникова,
ныне члена Общественной палаты РФ, Председателя правления РООИ <СТРАТЕГИЯ>,
с которым я знаком уже несколько лет. Особенно интересными и заслуживающими добрых
слов его начинаниями считаю организацию и проведение нескольких олимпиад
по программированию среди инвалидов (с акцентом на компьютерную графику и ее
приложения). На подведение итогов одной из таких олимпиад, а именно шестой
в 2006 году, мне даже довелось участвовать в качестве члена жюри. Неоднократно
доводилось видеть, с каким трудом В.А. Крупенникову дается осуществление
его, возможно, самой заветной задумки - создание учебного центра для инвалидов,
реализуемой по существу на одном энтузиазме.
Второй вектор связан с подвижничеством членов организации <Сестры милосердия>
в шефстве над пациентами 6-го военного клинического госпиталя, в котором проходили
лечение искалеченные войной молодые российские солдаты - участники боевых действий
годичной давности в Южной Осетии. О пациентах и тех, кто о них заботился,
написал в своем репортаже бывший военный разведчик, ныне молодой писатель Александр
Карцев (http://artofwar.ru/k/karcew_a_i/text_0500.shtml), сам постоянно
участвующий в подобных миссиях.
Третий импульс исходил от автора портала vif2.ru, сетевого журналиста Владимира
Сухомлина (Кливера), моего сына, который, когда у него возникали деньги
на программистскую работу, и стояла задача выбора для нее исполнителя, отдавал
предпочтение инвалиду, несмотря на то, что тот уступал по профессиональным
качествам другим кандидатам. А когда по ночам приходилось самому исправлять сделанные
программистом-инвалидом ошибки, Владимир сам себя подбадривал, что
все равно правильно поступил, что доверил работу инвалиду, так как для того это
не только материальная, но и, прежде всего, моральная поддержка, стимул
к жизни. Владимир искренне радовался, видя старательность и самоотверженность
программиста-инвалида, его прогресс. Владимир бредил Интернет-академиями
и университетами. Конечно, будь он жив, он давно бы уже сделал что-либо подобное
для обучения инвалидов, тем более для тех, кто потерял здоровье, защищая
интересы страны на солдатском посту.
В итоге, эти три вектора как-то сложились и спроектировались на Виртуальный университет
ИТ-образования (it-edu.ru), развитием которого занимаюсь последние
годы. Кстати, начинали проработку создания такого Виртуального университета с
целью поддержки нового образовательного направления - <Информационные технологи>,
опять же вместе с сыном, которого, таким образом, можно считать и незримым участником
нового проекта.
- Какие ресурсы предполагается задействовать для решения поставленной задачи,
какая сформировалась кооперация для выполнения работы, кто будет финансировать
обучение инвалидов?
- Специальной структуры и штатов на данном этапе мы не создаем. Обучение и выдача
сертификатов будут проводиться через Управление дополнительного образования
Московского университета. Для технологической поддержки Интернет-обучения пока
достаточно будет ресурсов, на которых работает Виртуальный университет,
созданный в рамках национального проекта <Образование>. Электронные учебные курсы
разработаны или адаптированы для программ обучения инвалидов нашими преподавателями
инициативно. В июне 2009г. ректорат утвердил длинный список программ дополнительного
образования, два десятка программ краткосрочных курсов из этого перечня
подготовлены сотрудниками лаборатории открытых информационных технологий. В учебном
процессе планируется задействовать высококвалифицированных преподавателей,
способных проводить обучение, удовлетворяющее принципам инклюзивного (включенного,
интегрированного) образования, т.е. максимально учитывающего индивидуальные
особенности и потребности в обучении учащихся.
Организационные вопросы по отбору людей на программы обучения берет на себя организация
РООИ <Стратегия> (В.А. Крупенников). Финансирование обучения инвалидов
будет вестись по различным каналам. Конечно, должна быть обеспечена целевая персонализированная
помощь инвалидам для обучения со стороны государства. Есть
уже примеры спонсорских предложений. Будет проработан и вопрос кредитования такого
обучения со стороны работодателей. Конечно же, поборемся и за гранты.
Кооперация по реализации проекта также уже частично сформировалась. Помимо Московского
университета, в проект вошел Тульский государственный педагогический
университет. Также к проекту присоединилась Сетевая академия <ЛАНИТ> (Генеральный
директор Д.В. Изместьев), готовая предложить обширный ассортимент из
почти двухсот практико-ориентированных курсов и при необходимости адаптировать
их под конкретные потребности данного контингента учащихся.
Надеюсь также на поддержку этого проекта со стороны отраслевиков, их объединений
и ассоциаций, таких, как, например, СОДИТ, АПКИТ, РУССОФТ и др.
Что касается научно-исследовательской составляющей проекта, то, думаю основные
исследования проводить силами аспирантов факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова,
ТГПУ им. Л.Н. Толстого и других университетов. Конечно, будут приглашены в проект
психологи и педагоги.
Комплексно проблему профессиональной подготовки инвалидов для работы в ИТ-отрасли
планирую обсудить на круглом столе в рамках IV Международной научно-практической
конференции <Современные информационные технологии и ИТ-образование>, которая
пройдет в МГУ им. Ломоносова 14-16 декабря 2009г.
- Когда запланировано начало обучения?
- Мы вместе с В.А. Крупенниковым планируем в сентябре-октябре 2009г. начать обучение
первых групп учащихся. Нам важно до конца этого года отработать все
звенья такой системы обучения, наладить кооперацию, связи с наукой и практикой.
А затем можно будет думать о масштабировании данного проекта.
- Планируете ли Вы готовить инвалидов для открытия ими собственного бизнеса?
- Да, над этим мы думаем. По статистике известно, что 5% инвалидов желали бы
открыть собственный бизнес. Для подготовки таких людей у нас есть курсы по
основам микроэкономики и менеджмента, управлению проектами, системе качества,
оптимизации бизнес-планирования и пр. К тому же мы дружим с нашим могучим
экономическим факультетом, который нам в помощи никогда не отказывал, а наработок
в этом вопросе у него целое море. Так что теоретический потенциал у нас
достаточный.
В практическом плане все, конечно, сложнее. Но и здесь есть положительный пример
в лице компании ЛОМОНД, Президент которой А.В. Булаев выразил готовность
поддержать инвалидов, открывающих малый бизнес в секторе применения компьютерной
полиграфии в услугах населению. Под поддержкой имеется в виду передача
необходимого оборудования, программного обеспечения, расходных материалов. Также
компания обеспечила бы централизованное производство и доставку адресату
продукции, оставив инвалидам по существу всю творческую работу, которую они могли
бы выполнять дома.
- А какие виды услуг подразумеваются?
- Это, например, профессиональная обработка и изготовление фотоматериалов, изготовление
наглядных рекламных и агитационных материалов, изготовление репродукций
художественных произведений, дизайн интерьеров, компьютерное изготовление макетов
обоев для помещений, изготовление художественно оформленных семейных
и корпоративных альбомов, конечно же, малотиражная издательская деятельность,
которая становится особенно популярной в мире и т.п.
- Создаваемая Вами система обучения инвалидов ориентирована только на область
информационных технологий. Но не все инвалиды хотят и могут стать программистами
или дизайнерами. Известны ли Вам примеры аналогичных проектов с ориентацией на
другие сферы деятельности? И, вообще, есть ли государственная программа,
определяющая политику по отношению к инвалидам и интегрирующая такие проекты?
- Начну с конца. Факты таковы. Россия в сентябре 2008 года подписала Конвенцию
ООН о правах инвалидов, фактически показав свое намерение двигаться к обществу
равных возможностей. Однако государственной программы, направленной на обеспечение
выполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, нет. Численность
инвалидов в России приближается к десяти процентной отметки от общей численности
населения. Исследования показывают, что тенденция роста числа инвалидов
в ближайшее десятилетие будет сохраняться. Таким образом, проблема инвалидов
в России характеризуется особой масштабностью и сложностью задач.
Положение инвалидов в России с материальной и социальной точек зрения просто
ужасное. Думаю, хуже, чем у беспризорников. Фактически инвалиды у нас это едва
ли не изгои общества. Разве может изменить что-нибудь в этой сверх запущенной
ситуации государственная программа, пусть даже очень хорошая? Тем более что
в условиях коррумпированности правящей элиты, озабоченной только собственными
интересами, скорее всего, такая государственная программа, если и будет создана,
то только с целью пиара первых лиц государства по первой программе телевидения,
да и для прогона под ее аншлагом денежного потока, который те же госчиновники
растащат по собственным кормушкам. Поэтому больших надежд на это государство
не питаем.
Теперь, что касается, аналогичных инициатив. Я знаю об одной такой инициативе,
которая ориентируется на подготовку трудовых ресурсов для лёгкой промышленности.
При этом использование инвалидов в лёгкой промышленности предусмотрено и программой
развития трудовых ресурсов Минпромторга, в которой заложена возможность
применения гибких форм занятости на предприятиях лёгкой промышленности. Но таких
проектов должно быть много, и чем больше их будет, тем ближе мы будем
на пути интеграции с инвалидностью.
- Ваша оценка ситуации совсем неутешительная. Но без достойного решения проблем,
связанных с социальной защитой людей с ограниченными возможностями, для
России нет места в цивилизованном мире. Есть ли надежда на прогресс в этом вопросе?
- Как я уже сказал, надежды на государство в его нынешнем виде, что оно способно
реально и ответственно продвигаться по пути к обществу равных возможностей,
нет. Именно реально, а не на словах. На словах мы уже почти удвоили ВВП, а в
действительности оказались в жесточайшем кризисе.
Проблема социальной и экономической интеграции людей с инвалидностью это проблема
национального масштаба. Без сознательного участия каждого из нас в этом
процессе полноценного результата не достичь. Именно наше сознание в каждом из
нас должно перевернуться, и мы должны изменить отношение к инвалидам и внести
посильную лепту в то, чтобы человек с ограниченными возможностями ощутил себя
полноценным членом общества.
Беседовал Юрий Котенок
"Сегодня.ру"
Выпуск листа на новом месте: 4634
количество подписчиков: 209
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
Здравствуйте, уважаемые участники рассылки.
отдавал
предпочтение инвалиду, несмотря на то, что тот уступал по профессиональным
качествам другим кандидатам. А когда по ночам приходилось самому исправлять
сделанные
программистом-инвалидом ошибки, Владимир сам себя подбадривал, что
все равно правильно поступил, что доверил работу инвалиду, так как для того
это
не только материальная, но и, прежде всего, моральная поддержка, стимул
к жизни.
Или я дурак, или ничего не понимаю...
Нам все годы в школе делали установку: "хочешь быть равным, будь выше".
А здесь инвалид априори недотягивает, плохой специалист, уступает условно
здоровым, но пусть живёт, это социально.
Дом инвалидов какой-то...
Да гнать такого спеца поганой метлой, пусть жгуты вяжет!
А если хочет наравне быть со всеми, так пусть будет, а не из жалости.
Этот вопрос сильно связан со льготами при поступлении, дескать, пусть его
учится, тройку натянем, он же инвалид...
Впрочем, если речь идёт о солдатиках, недавно ставших инвалидами и
потерявших или не имевших профессию, то, может, этот подход и имеет право на
жизнь. Я же говорил о инвалидах детства.
--
С уважением
Алексей Самара
slep19***@y*****.ru
skipe zavjal1
Выпуск листа на новом месте: 4635
количество подписчиков: 209
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru