[TIFLO] Условия для обучения инвалидов должны быть созданы в каждом вузе

Условия для обучения инвалидов должны быть созданы в каждом вузе
20.08.2009
Ректоры ряда вузов РФ отмечают в этом году небывалый наплыв абитуриентов-льготников.
Как оградить вуз от <засилья> льготников с плохими знаниями, а также
об особенностях обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья
РИА Новости
рассказал ректор Российского государственного социального университета (РГСУ),
академик РАН Василий Жуков.
- Василий Иванович, как прошел прием абитуриентов-льготников в вашем университете?
- Наплыв льготников, о котором говорят некоторые коллеги-ректоры, нас не коснулся.
В прошлом году к нам поступили 211 инвалидов и сирот, в этом году заявления
подали 216 человек. С ребятами-инвалидами РГСУ работал всегда - с момента создания
в 1991 году. Многие сейчас уже учатся в аспирантуре, докторантуре, кто-то
стал преподавателем.
- Чем можно объяснить жалобы ваших коллег-ректоров на увеличение количества льготников?
Руководитель Рособразования Николай Булаев, напротив, уверяет, что
<засилья льготников в вузах России нет>.
- Количество льготников, действительно, не увеличилось - просто в этом году они
подавали документы в разные вузы и на разные специальности. Но давайте не
будем лукавить: раньше, до перехода к ЕГЭ, у ректора были возможности регулировать
прием льготников. Он мог дать своим преподавателям установку: обратите
внимание на вступительных экзаменах на степень инвалидности абитуриента - мол,
университетские условия могут не позволить ему комфортно учиться. Этого
было достаточно, чтобы абитуриент получил <двойку> и не прошел в вуз. Сегодня
этот механизм не работает.
- Вузы жалуются даже не столько на наплыв льготников, сколько на низкий уровень
их подготовки:
- Если вуз хочет оградить себя от наплыва льготников с плохими знаниями, нужно
- и нормативные документы это позволяют - устанавливать по профильному предмету
достаточно высокую планку. Например, если для поступления на юридический факультет
надо сдавать обществознание, установите в качестве проходного балла
для абитуриентов с различными льготами планку в 70 баллов. Тогда льготники обратят
внимание на те учебные заведения, где проходной балл меньше.
У нашего университета такой необходимости не было, поскольку мы стараемся создать
комфортные условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья,
и информируем всех, какими условиями мы на данный момент располагаем, какое количество
инвалидов можем принять, чтобы они не чувствовали ущемления своих
прав.
- Условия для обучения инвалидов нужно создавать только в отдельных вузах?
- Я убежден, что такие условия необходимы в каждом образовательном учреждении
- инвалиды должны иметь возможность учиться в вузах наравне со всеми. В работе
с людьми мелочей нет: если двери в университете не реконструированы и их ширина
не позволяет инвалиду на коляске въехать в здание вуза, то инвалидам там
делать нечего.
Понятно также, что характер лекций в аудитории, где, к примеру, есть слепые студенты
и аспиранты, существенно меняется. Допустим, профессор математики читает
лекцию, а на интерактивной доске в это время появляются теоремы и формулы. Здоровые
студенты без труда их запишут, а слепым студентам все нужно диктовать.
Если профессор станет это делать, темп лекции замедлится, и внимание остальных
студентов притупится. Получается, что во имя интересов и прав одного человека
страдает большинство. Но эта проблема легко решается технически: нужна специальная
литература для слепых студентов. Современная техника позволяет сканировать
учебники и научно-методическую литературу, а затем выпускать их со шрифтом Брайля.
Компьютерные системы, для этого предназначенные, довольно дороги, и,
к примеру, в нашем университете их всего четыре.
Вообще же многие инженерно-технические проблемы легко устраняются, не требуя
значительных затрат. Хотя, конечно же, в целом затраты на обучение инвалидов
выше, чем вложения в образование обычных студентов. Хорошо, что в правительстве
сейчас все лучше это понимают. И если вуз инициативен, предприимчив, настойчив,
то он достигает цели и получает дополнительное финансирование.
- Правда ли, ли что успеваемость ребят-инвалидов ниже, чем у их сверстников?
- Знаете, если природа чего-то лишает, то обязательно компенсирует чем-то другим.
Ребята с ограниченными возможностями здоровья отличаются особым упорством.
Они последовательны в своем желании во что бы то ни стало добиться цели и ни
в чем не уступать другим. Один из наших студентов со всеми признаками церебрального
паралича занимается каратэ. То, как он со слезами на глазах делает мах, пример
для тех, кто здоров, но у кого нет ни слез на глазах, ни достижений, у тех,
кто лишен упорства и целеустремленности.
Ребята-инвалиды подчас задают тон в учебе. Они как маячки для тех, кто не имеет
физических ограничений, но зачастую ленив, менее мобилен, не так креативен
и не так интересен в общении. В целом же, конечно, совместное обучение - всегда
фактор облагораживающий: улучшается и педагогическая, и образовательная
среда.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
http://invak.info:80/content/view/8552/1/
Выпуск листа на новом месте: 4579
количество подписчиков: 208
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru