[TIFLO] Столичный стандарт - для всей России

Год равных возможностей
Столичный стандарт - для всей России
<Учительская газета> - Он-лайн N33 (10270) от 18 августа 2009 года
Долгое время дети с ограниченными возможностями здоровья и развития имели возможность
учиться только в специализированных учебных заведениях. В целом вроде
бы у них всегда были права на получение образования, но воспользоваться этими
правами они не могли в силу того, что система образования не располагала
для этого необходимыми возможностями. Не было законодательной базы, на основании
которой можно осуществлять обучение детей-инвалидов в обычных образовательных
учреждениях. Этот пробел должен восполнить закон, предлагаемый Департаментом
образования Москвы. По мнению депутатов Госдумы, этот документ станет модельным
для регионов и, возможно, подтолкнет власти к принятию федерального закона. Что
же предлагает столичный Департамент образования? Об этом рассказывает руководитель
департамента Ольга ЛАРИОНОВА.
За последние годы законодательная и исполнительная власть Москвы сделали немало
для создания адекватной образовательной среды для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Сегодня более 50 тысяч таких детей обучаются и воспитываются
в различных образовательных учреждениях города.
Существенно расширить круг социальных гарантий и услуг, предоставляемых москвичам
с ограниченными возможностями здоровья, позволило принятие законов Москвы
<О развитии образования>, <Об общем образовании>, <О начальном и среднем профессиональном
образовании>, <Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов
к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры>.
В последнее время активно внедряются новые формы получения образования, что способствует
качественным изменениям системы воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает им условия для обучения в
массовых школах. Для дошкольников открываются группы кратковременного пребывания,
группы <Особый ребенок>, службы ранней помощи и лекотеки, посещая которые и ребенок
начиная с двухмесячного возраста, и семья получают квалифицированную
психолого-педагогическую и социальную поддержку.
Совершенствуя формы обучения школьников, мы открываем <Школы здоровья>, <Школы
надомного обучения>, центры психолого-педагогической и медико-социальной
помощи. У родителей появилась возможность выбора таких форм, как семейное образование
и экстернат.
С созданием единой информационной среды все более востребовано обучение с использованием
дистанционных технологий, что особенно актуально для детей, которые
из-за специфики заболевания не в состоянии выходить из дома. Сегодня около 1,5
тысячи детей-инвалидов получают таким образом не только общее среднее, но
и дополнительное образование. Да и границы общения с внешним миром для них значительно
расширились.
В последнее время все больше родителей хотят обучать своих детей в общеобразовательных
учреждениях. При этом речь идет о детях, имеющих явные физические,
психические и другие нарушения. Сегодня в экспериментальном режиме такую работу
ведут 54 образовательных учреждения Центрального, Южного, Северо-Восточного,
Юго-Западного и Западного округов Москвы. В новом учебном году число участников
эксперимента увеличится в два раза.
Практика показала, что эти формы обучения, коррекции и развития детей-инвалидов,
способ их адаптации и реабилитации востребованы и оправдывают себя. Вместе
с тем для закрепления и развития интегрированного образования, образования с
использованием дистанционных технологий, семейного обучения на дому, а также
урегулирования многих других вопросов необходима соответствующая законодательная
база. Сегодня такого единого правового акта нет, хотя на федеральном уровне
неоднократно предпринимались попытки принятия закона <О специальном образовании>.
К сожалению, закон не был принят. А имеющаяся нормативно-правовая база
московского законодательства разрознена и не в полной мере отражает те новые
тенденции и процессы, которые появились в последние годы в обучении и воспитании
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках принятой правительством Москвы подпрограммы <Совершенствование работы
с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья> Департамент
образования совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти
при участии депутатов Мосгордумы, общественных и научных организаций разработал
проект закона <Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе
Москве>. В нем объединены и законодательно закрепляются права и гарантии
лиц с ОВЗ, а также порядок и условия реализации ими конституционного права на
образование. Принятие закона позволит установить приоритеты в развитии образования
лиц с ОВЗ, юридически и организационно обеспечить механизм получения ими образования
и утвердить нормативные правовые акты, направленные на реализацию
закона.
Законопроект состоит из преамбулы и 18 статей, объединенных в 4 главы. В качестве
основной цели в преамбуле определено урегулирование отношений, связанных
с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование
в соответствии с их способностями и возможностями.
Первая глава - <Общие положения> - помимо закрепления основных понятий, используемых
в законе, таких как специальные условия обучения и воспитания, специальные
образовательные программы, интегрированное обучение и обучение на дому, определяет
сферу его действия и устанавливает государственные гарантии Москвы.
В сферу действия законопроекта включены не только дети-инвалиды, но и дети, имеющие
постоянные или временные нарушения в физическом и психическом развитии
и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания, а также граждане
этой категории старше 18 лет, если они продолжают обучение. Закон распространяется
на родителей детей с ОВЗ, педагогических и иных работников, органы государственной
власти и образовательные учреждения, участвующие в образовании этих
граждан.
По существующему сегодня федеральному законодательству дети с ОВЗ гарантировано
могут получить образование только в специальных (коррекционных) учебных
заведениях. Обучение же в общеобразовательных учреждениях регламентировано лишь
письмами Министерства образования и науки РФ, поэтому не имеет общеобязательного
характера.
В проекте закона Москвы мы предлагаем установить гарантированное право на получение
образования в любом государственном образовательном учреждении и в
любой форме. Но обязательным условием реализации этого права должны стать соответствующие
медицинские рекомендации и рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии.
В качестве государственных гарантий предусмотрено создание специальных условий
обучения или воспитания, физической реабилитации и социальной адаптации,
включая организацию занятий физической культурой и спортом по адаптивным программам.
Для этого необходимо законодательно закрепить несколько норм. Прежде
всего к ним относятся нормы по закреплению за ребенком на период обучения сурдопереводчика
или помощника и обеспечение при необходимости доставки ребенка-инвалида
к месту обучения. Безусловно, эти гарантии распространяются на особо тяжелую
категорию детей-инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими
множественными нарушениями развития. При этом оказание образовательных услуг
будет регламентировано как соответствующими социальными и медицинскими показаниями,
так и формой получения образования.
В реабилитации и адаптации ребенка-инвалида важное место занимает согласованность
действий всех участников процесса, включая педагогов, медицинских, социальных
работников и родителей. И конечно, ведущее звено в этом процессе - семья. Именно
поэтому отдельной статьей конкретизированы и закреплены права родителей
и законных представителей. В соответствии с рекомендациями медицинского учреждения
и психолого-медико-педагогической комиссии они смогут выбирать образовательное
учреждение и форму образования ребенка.
Законопроект гарантирует родителям право участвовать в управлении учреждением,
в разработке и реализации индивидуальных программ воспитания и обучения,
что особенно важно для социализации и адаптации ребенка. Порядок введения в действие,
сроки и размер нормы по возмещению затрат на самостоятельное обучение
ребенка в семье будут определены соответствующим нормативно-правовым актом правительства
Москвы.
Вторая глава законопроекта посвящена различным формам организации обучения -
интегрированное обучение на дому, обучение в стационарном лечебном учреждении.
При этом впервые предложены разные виды интегрированного обучения. Наряду с открытием
специализированных классов, что предусмотрено и федеральным законодательством,
определены условия для совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья. В целях соблюдения прав и свобод всех участников
образовательного процесса, закрепленных частью 3 статьи 17 и частью 4 статьи
55 Конституции РФ, в законопроекте установлено оптимальное соотношение обучающихся
той и другой категорий. При очной форме обучения число учеников с ограниченными
возможностями здоровья не должно превышать 10 процентов от общего числа
обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, а в классе или группе
могут обучаться не более трех лиц с ограниченными возможностями здоровья
определенной категории.
Не секрет, что довольно часто и не всегда обоснованно детям-инвалидам отказывают
в приеме в то или иное учреждение. Закон должен закрепить особенности
приема в образовательные учреждения лиц с ОВЗ, их перевода и отчисления, обучения
на дому и в стационарном лечебном учреждении. Разрабатывая эти нормы,
мы максимально старались учесть баланс прав и законных интересов всех категорий
обучающихся.
В этой же главе определен порядок предоставления комплекса сопутствующих услуг,
включающий обследование, подбор образовательного учреждения и оптимальной
формы образования, выработку индивидуальных рекомендаций, с учетом того, что
дети с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений постоянно
нуждаются в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Предложен и порядок ее предоставления как в специализированном учреждении
на основе договора, так и непосредственно в образовательном учреждении, если
число детей, нуждающихся в помощи, превышает 6 человек.
Самостоятельно, без поддержки специалистов преодолевать трудности, возникающие
при воспитании и обучении ребенка с ОВЗ, семья не может. В квалифицированной
методической поддержке нуждаются и педагоги, работающие с этой категорией детей.
Поэтому в законопроекте определен порядок оказания образовательными учреждениями
психолого-педагогической поддержки семьям и информационно-методической поддержки
работникам образовательных учреждений, в которых обучаются дети-инвалиды.
Для этого будут разработаны формы договора на предоставление квалифицированной
коррекции физических и психических нарушений и порядок оказания консультационной
помощи педагогическим работникам и родителям.
Без создания финансового механизма полноценная реализация закона невозможна.
Его основная роль - обеспечение прав лиц с проблемами здоровья на получение
качественного образования и создание условий для его приоритетного развития.
Таким образом, третья глава посвящена вопросам финансирования образовательных
учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ней установлен порядок
финансирования, предусматривающий расходы на создание специальных условий
обучения и психолого-медико-педагогическую коррекцию недостатков в развитии,
а также порядок материально-технического оснащения учреждений.
Глава 4 определяет ответственность за нарушение норм закона и порядок его вступления
в силу. В предложенной редакции статья 18 проекта закона предполагает
вступление в силу частей 2, 3 и 4 статьи 14 с 1 января 2010 года. При повторном
согласовании законопроекта Департамент финансов Москвы внес предложение - в
сложившейся экономической ситуации отложить рассмотрение законопроекта на более
поздний срок. Однако, учитывая, с одной стороны, отсутствие нормативно-правовой
базы на федеральном уровне, а с другой - сложившуюся на практике систему работы
по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и создание для этого соответствующих
условий в Москве, Департамент образования предложил рассмотреть возможность поэтапного
введения в действие этого закона. Тем более что некоторые из предлагаемых
норм уже фактически действуют сегодня. Например, для доставки детей-инвалидов,
обучающихся в специализированных учреждениях, используются приспособленные
автобусы - за последние два года Департамент образования приобрел 115 таких автобусов.
Действующие нормативно-правовые акты Москвы допускают и получение
образования в семейной форме. При этом возмещение затрат на самостоятельное обучение
ребенка производится уже по нормативам бюджетного финансирования,
ежегодно утверждаемым правительством Москвы для учреждений системы образования.
Поэтому введение в действие этих норм не потребует дополнительного финансирования.
На мой взгляд, принятие закона <Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья> станет очередным шагом к социализации детей с ОВЗ и поможет
им стать полноценными членами общества.
Версия для печати
Статфакты
Если раньше обучение детей-инвалидов в Москве в основном шло в специализированных
учреждениях или на дому, то сейчас 49 процентов (более 9000) посещают
общеобразовательные школы и лишь 35 процентов обучаются в специальных (коррекционных)
учебных заведениях. Еще 5 процентов овладевают профессиями и специальностями
в колледжах и вузах, а 11 процентов воспитываются в детских садах.
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=5961
Выпуск листа на новом месте: 4580
количество подписчиков: 208
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru