Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Возможно, кому-то будет интересен доклад, с которым мы выступали на
конференции по информационным технологиям в институте "Реакомп".
С уважением, Цындыма Бойко.
Бойко Цындыма Очиржаповна
магистрантка II года обучения факультета педагогического образования МГУ им.
М. В. Ломоносова Соктуев Саян Анатольевич программист
учебно-реабилитационного предприятия ВОС координатор проектов РООИ и
родителей детей-инвалидов с нарушениями зрения <Радужный мир> по
изготовлению
рельефно-графических пособий г. Улан-Удэ
Современные технологии изготовления рельефно-графических изображений
Нас окружает мир, полный ярких красок, причудливых форм, поражающих своим
разнообразием. К сожалению, он малодосту-пен для слабовидящих детей и совсем
не доступен для слепых. Одной из задач Региональная общественная организация
инвали-дов и родителей детей-инвалидов с нарушениями зрения <Радуж-ный мир>
созданной в Республике Бурятия, является попытка по-мочь таким детям
прикоснуться к этому миру, ощутить его разно -образие. С этой целью в 2005
году объединились родители детей с нарушениями зрения и специалисты и
создали организацию на базе МДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением
зре-ния <Детский сад ? 88 <Ладушки> г. Улан-Удэ.
Начал свою деятельность <Радужный мир> со стажировок в ор -ганизациях,
имеющих опыт работы в данном направлении. Одной из таких стала Нижегородская
Региональная общественная орга -низация родителей детей-инвалидов по зрению
<Перспектива>.
Так при содействии председателя <Перспективы> И.Г. Сумаро-ковой в 2006 году
нами был реализован проект <Создание тактиль -ных развивающих пособий для
незрячих детей дошкольного воз-раста>, поддержанный конкурсом проектов
<Спешите делать доб -ро> в рамках Республиканской благотворительной акции
Весенняя Неделя Добра. Этот проект был направлен на изготовление
так -тильных книг и игрушек силами студентов Бурятского Республи -канского
педагогического колледжа. Участники данного проекта стали лауреатами второго
конкурса Национальной общественной награды в области добровольчества.
Общественной палатой РФ в 2006 году поддержана заявка на приобретение
комплекта оборудования и материалов для выпуска рельефно-графических пособий
для слепых. Его предлагает ООО
ИПТК <Логос> ВОС. В комплект поставки входят:
- Аппарат Tactile Image Enhancer для формирования рельеф-ных изображений
на специальной рельефообразующей бумаге Swell Paper (производство США) -
позволяет получать рельефные изображения различных схем, графиков, планов,
текстов, рисун-ков и др. на специальной рельефообразующей бумаге,
предназ-наченные для тактильного восприятия инвалидами по зрению.
- Рельефообразующая бумага Swell Paper ZY - ТЕХ, формат А4 (производство
США) - позволяет получать рельефные изобра-жения различных схем, графиков,
планов, текстов, рисунков и др. на специальной рельефообразующей бумаге,
предназначенные для тактильного восприятия инвалидами по зрению.
- Лазерный принтер, формат А 4 - обеспечивает плоскую печать требуемых
изображений на специальной бумаге < Swell Pa-per> для последующей обработки
в рельефе аппаратом <Tactile Image Enhancer>.
- Брошюровщик GMP МуРВ с набором переплетных гребенок - обеспечивает
переплет наглядных рельефных пособий пласти-ковыми гребенками.
Процесс изготовления рельефных рисунков не сложен. С по-мощью лазерного
принтера, на рельефообразующую бумагу рас-печатывается требуемый рисунок.
Далее этот лист пропускается через так называемую печку. После чего на
листе, места, отмечен-ные принтером чернотой, равномерно вспучиваются.
Специаль-ная бумага представляет лист гладкого непрозрачного пластика
формата А4 - с одной стороны имеется особый слой слегка ше -роховатый на
ощупь, на котором и будет образовываться рельеф. Если есть готовый рисунок,
то на всю операцию уходит не больше 5 минут. Готовые листы можно скрепить с
помощью брошюровщи -ка, входящего в комплект оборудования.
Достоинства комплекта: a) доступный по цене; b) малые габа-риты техники; c)
быстрое и несложное изготовление рисунков; d) визуальный доступ изображения.
К недостаткам можно отнести высокую стоимость бумаги, максимальный формат
А4, характерный запах при изготовлении.
С поступлением оборудования у организации появилась воз -можность:
- изготавливать и распространять книги, доступные для нез -рячих детей,
в более широком ассортименте;
- разрабатывать и конструировать тактильные развивающие пособия: карты
города, планы улиц, схемы помещений, наглядные учебные материалы,
изображения предметов и объектов окружа-ющего мира;
- обеспечивать незрячих детей г. Улан-Удэ тактильными раз-вивающими
пособиями;
- педагоги специальной коррекционной школы - интернат ? 62 и детского
сада ? 88 <Ладушки> получили возможность из-готавливать рельефно-графический
наглядный материал для ра-боты с незрячими и слабовидящими детьми;
- незрячие рукодельницы смогли распечатать рельефно-гра-фические схемы
сложных узоров по вязанию и изготовить по ним поделки;
Данное оборудование нами активно используется для изгото-вления рельефных
изображений. Первые эскизы для распечатки были предоставлены нам
нижегородцами. По инициативе педаго-гического колледжа был реализован проект
<Выпуск рельеф-но-графических пособий для незрячих детей>. В рамках данного
проекта были изготовлены:
- эскизы к рельефно-графическим пособиям к учебникам по
общеобразовательным предметам для специальной коррекцион-ной
общеобразовательной школы-интернат ?62 для слепых и слабовидящих детей;
- эскизы иллюстраций к сказкам для незрячих малышей.
А также, адаптирован русский шрифт Брайля для рельефной печати.
В ходе реализации проекта сотрудники организации и добро-вольцы столкнулись
с рядом сложностей в создании эскизов для рельефной печати. Каждый рисунок
требует тщательной обработки.
Грамотно подобранный рисунок тактильно хорошо распозна -ется. Но следует
учитывать несколько моментов при изготовлении эскизов:
1) рисунок не должен быть перегружен мелкими (второстепен-ными) деталями:
задний фон, завихрения, тени, блики и так далее. Если они не несут смысловой
нагрузки, то их рекомендуется уб -рать. Это можно сделать любым графическим
редактором на ком -пьютере.;
2) для подчеркивания контраста можно использовать тексту-ры. То есть
заливать замкнутые области штрихами, волнистыми линиями, точками и тд.;
3) При необходимости можно использовать серый цвет, т.е. рельеф будет
более сглаженный. если на чертеже нужно выделить цветом какую-либо область и
на ней предполагается надпись или другие графические объекты. В этом случае
область закрашивает-ся средним серым, а все остальное, на этом фоне, черным;
4) рисунок обязательно должен иметь надпись. Для этого соз-дан шрифт
отображающий буквы точками по системе Брайля. Набранный на компьютере этим
шрифтом текст, на экране отобра-жается точками. На рельефообразующей бумаге,
приобретя свой объем, эти точки не отличаются от точек сделанные грифелем.
Разве, что с обратной стороны бумаги не образуются углубления. Писать можно
и в английской и в русской раскладке клавиатуры. Цифровой знак находится на
клавише с буквой ё. Брайлевская бу-ква ё отобразится при сочетании клавиш
Shift+ё. Шрифт этот пре-дусматривает печать любой комбинации точек
брайлевского ше-ститочия. Для этого необходимо включить режим Caps Lock. В
этом режиме если нажать клавишу с буквой А, отобразится первая точка
брайлевского шеститоч ия, но при этом текстовый курсор не сместится. В
принципе первая точка так и соответствует букве А. При попытке напечатать
букву В отобразится вторая точка брай-левского шеститочия. Клавиша Ы
соответствует третьей точке, О - четвертой, Л - пятой, Д - шестой. Клавиша
Spacebar или по-просту Пробел сдвигает текстовый курсор к следующей литере,
ничего не печатая. Клавиша Backspace, в этом режиме, стирает точки в
обратной последовательности их набора. То есть не всю букву сразу. Для
установки шрифта достаточно скопировать файл шрифта Braile2.ttf в папку
Шрифты, которая находится в Панели управления. После чего, запустив Word, он
станет доступным в списке шрифтов. Рекомендуемый размер шрифта 28пт. Но в
раз -личных случаях размер можно менять. Также можно изменять и другие его
свойства начертания: курсив, полужирный, подчеркну-тый, разреженный и т.д.;
5) Плоскопечатные буквы высотой менее одного сантиметра распознаются
плохо. Соответственно чем больше размер буквы, тем легче она распознается
тактильно.
6) Цвет по этой технологии не передается. Любой цвет прин-тер
отпечатывает оттенком серого. Если процент черноты в сером не превышает 12,
то этот цвет, рельефно, не проявится и не будет ощущаться тактильно. Другие
же оттенки вспучиваются может и хуже чем черный цвет, но от черного отличить
их сложно.
В рельефе великолепно читаются схемы вязания крючком или спицами, взятые из
обычных журналов. Для чтения подобных схем, требуется увеличить их в
несколько раз.
В планах <Радужного мира> разработка и выпуск схем и карт города, дальнейшее
изготовление наглядного материала для спе-циальной школы-интернат и
подготовка иллюстраций к книгам для незрячих детей.
По мнению тифлопедагога В.П. Ермакова, Наглядность в об-учении и воспитании
лиц с нарушением зрения является специфи-ческим средством развития их
познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником
новых знаний и формирования представлений об окружающем мире. Ученый
от-мечает, что в изображениях, предназначенных для слабовидящих, важную роль
играет правильная передача формы, содержания, пропорциональных отношений.
При выполнении изображений для слабовидящих необходимо соблюдать масштаб.
Нельзя изобра-жать предметы одинаковыми, если они отличаются размерами: это
ведет к искажению действительной картины мира.
С учетом основных принципов построения, унификации и ре-конструкции
изображений, предложенных авторами, приходим к выводу, что разработка
рельефно-графических пособий требует грамотного профессионального подхода.
В этой связи хотелось бы объединить усилия заинтересован-ных сторон в
создании качественных эскизов для наиболее полной передачи графической
информации для слепых.
Разработанные схемы, карты, планы города помогут незрячим лучше
ориентироваться в пространстве. Рельефно-графические пособия будут
способствовать полноценному развитию детей. Благодаря рельефным рисункам,
незрячий человек, получит неко -торое образное представление об окружающем
мире, часто не до -ступное словесному описанию.
Выпуск листа на новом месте: 4604
количество подписчиков: 208
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru