Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Российское общество готово к инклюзивному образованию - эксперт

Российское общество готово к инклюзивному образованию - эксперт
10.08.2009

Как нужно учить детей с особыми потребностями в обычной школе, как отнесется
к этому общество, есть ли риски при введении инклюзивного образования? Об обучении
детей-инвалидов в общеобразовательных школах рассказывает координатор проектов
по развитию инклюзивного образования Региональной общественной организации
инвалидов <Перспектива> Сергей Прушинский.

- Когда говорят об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют
два термина <интеграция> и <инклюзия>. В чем разница?

- Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной
системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции
ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне
со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не
меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети
разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при
этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения
любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа,
кому-то - пандус, лифт.

Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают.
Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В
школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку,
ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке,
что и остальные.

- Можно ли говорить о достижениях инклюзивного образования в России?

- Пока оно в зачаточном состоянии, хотя процесс идет в позитивную сторону. Еще
несколько лет у нас назад был официальный термин <необучаемый ребенок>. Сегодня
инерция мышления осталась, но никакая психолого- и медико-педагогическая комиссия
уже не имеет права поставить такой диагноз.

Одна из первых инклюзивных школ в нашей стране появилась в 1991 году по инициативе
московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации.
Это московская школа "Ковчег". Сегодня она вынуждена защищать статус инклюзивной,
поскольку переполнена, часто приходится отказываться в приеме детей.
А процент детей с инвалидностью в инклюзивном учебном заведении не должен превышать
процент инвалидов в обществе: 20-40% инвалидов в обычном классе - уже
перебор.

Другие инклюзивные школы стали появляться стихийно в начале 2000-х годов. Учителя
начали продвигать различные новаторские методики, и школы могли получить
статус экспериментальной площадки под идею инклюзивного образования. За последние
несколько лет рост колоссальный. Несколько лет назад по всей Москве было
несколько десятков учеников с инвалидностью, попавших усилиями родителей в отдельные
школы, а уже в этом году более ста таких учеников обучаются в нескольких
школах Центрального административного округа. Успешный опыт инклюзии в Улан-Удэ,
Уфе, Петрозаводске.

- Готово ли наше общество к инклюзии?

- На мой взгляд, да. Но не всегда правильно расставлены акценты. Считается, что
общество должно заботиться о больном, помогать ему, защищать. Но ведь когда
вы защищаете слабого, то все за него решаете, не задумываясь о его собственных
потребностях и возможностях.

Существует иной подход к пониманию инвалидности - социальный. Согласно ему, инвалидность
- это результат взаимодействия человека с нарушением здоровья с
окружающими его архитектурными и <отношенческими> барьерами. Человек в инвалидной
коляске только тогда чувствует себя некомфортно, когда перед ним лестница,
по которой он не может подняться. Лестница не приспособлена для <колясочников>,
значит они вне общества. Идеал - чтобы все в обществе было приспособлено
для всех (не специально для инвалидов, а для всех граждан).

Когда сегодня в Западной Европе и Америке говорят об инвалидах, чаще всего имеют
в виду людей с особенностями умственного и психического развития. Там,
во-первых, изменилось отношение к невидящим, неслышащим, <колясочникам>, и, во-вторых,
для них созданы условия безбарьерности. Люди не чувствуют себя инвалидами.

- Если в школу приходят дети с отставанием в развитии, не тормозит ли это успеваемость
всего класса?

- Мифичность этого утверждения доказала практика. В Великобритании проводилась
оценка школ по уровню подготовки выпускников. В десятке лидеров рейтинга
оказалась школа, давно и прочно вставшая на путь инклюзии. Значит, в этой школе
работают хорошие преподаватели, дающие качественные знания всем детям.

Понятно, что ребенку с особенностями в развитии может понадобиться особое внимание.
Поэтому в инклюзивном классе должны обучаться не 25, а, возможно, 22-23
человека. Кроме того, учителю наверняка понадобится помощник.

- Еще одно опасение, что детей-инвалидов не примут в обычном классе: будут дразнить
и обижать.

- Это еще один миф. Даже если такое вдруг случится, причины нужно искать не в
детях с инвалидностью, а в школе. К сожалению, подвергаться насмешкам и оскорблениям
может любой ребенок, отличающийся от остальных, - с лишним весом, рыжий. Если
кого-то обижают, значит, в школе не создан климат, когда все чувствуют себя
безопасно и уверенно, плохо работает педагогический коллектив, плохо поставлена
работа с родителями. Уйдет ребенок с инвалидностью - будут обижать кого-то
другого.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для
РИА Новости
http://invak.info:80/content/view/8469/1/

Выпуск листа на новом месте: 4613
количество подписчиков: 208
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 23 Aug 2009 12:37:41 +0400 (#897726)

 

Ответы:

Здравствуйте, irina.

Ух ты!

Пусть этот мир прогнется под нас!!!!!
Это не я придумал и не ваш "извращенец"... Это слова из песни А.
Макаревича!

Выпуск листа на новом месте: 4618
количество подписчиков: 209
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 23 Aug 2009 20:43:00 +0300 (#897848)