[TIFLO] Типовой иск на региональный закон по монетизации льгот
Типовой иск на региональный закон по монетизации льгот (Удмуртия)
Рабочей группой по проблемам монетизации льгот Общественного совета пенсионеров
(ОСП) и Координационного Совета Удмуртии подготовлен типовой иск в Верховный
суд Удмуртской Республики. <Мы намерены организовать массовую подачу исков в
суд, - говорит активистка ОСП Алевтина Ивасьева, - на региональный закон #89,
который нарушил конституционные права ветеранов и статью 153 закона #122, предполагающую
полноценную компенсацию всех отмененных льгот ветеранам>.
Напомним, что Алевтина Ивасьева уже прошла по этому закону все судебные инстанции
в Удмуртии и России и теперь ее иск к государству принял Европейский суд.
Однако сегодня подача новых исков будет проходить в новых условиях - после постановления
Конституционного суда РФ #5-11 от 15 мая 2006 года, в котором
говорится: <:Органы власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного
самоуправления не вправе сокращать объем предоставляемых льгот и, конкретнее,
не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат>.
<Иск Ивасьевой может служить ориентирам активистам Союза Координационных Советов
России, - говорит председатель Координационного Совета гражданских действий
Андрей Коновал, - в тех регионах, где власти подобно Удмуртии отказались от полноценной
денежной компенсации льгот>.
Связаться для получения необходимых материалов, сообщает пресс-служба ОСП и Координационного
Совета, можно по телефону (3412) 78-20-05 (Коновал Андрей Петрович),
по электронной почте - e-mail:
konova***@y*****.ru.
Для подачи в Верховный суд УР надо заплатить госпошлину в 100 рублей, но если
иск подается от целой группы человек, то сумма пошлина делится на всех.
Текст иска приводим полностью:
В Верховный суд Удмуртской Республики
г. Ижевск, ул.Ленина, 37
Ответчики:
Государственный Совет Удмуртской Республики
г. Ижевск, ул. 50 лет Октября, 15
Правительство Удмуртской Республики
г. Ижевск, ул. Пушкинская, 214
Заявители:
(# п/п, Ф.И.О, адрес, номер телефона, номер удостоверения <Ветеран труда>)
заявление
о признании противоречащей законодательству Российской Федерации
статьи 3 п.1, гл.2 закона удмуртской Республики от 23.12.2004г. #89-РЗ "Об адресной
социальной защите населения в УР",
о возврате предоставления мер социальной защиты ветеранов труда в натуральном
виде, определенных законом <О ветеранах> от 12.01.1995 г. #5 ФЗ в статье 22по
состоянию на 31.12.2004г.,
или замене соответствующих отмененных мер социальной защиты ветеранов труда равноценной
денежной компенсацией.
Во исполнении требований федерального законах <О ветеранах> #5-ФЗ от 12.01.1995
года (далее федеральный закон <О ветеранах>) статьи 22 (в редакции федерального
закона #122-ФЗ от 22.08.2004 года ст.44 п.п.17) меры социальной поддержки ветеранов
труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004
года, определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Государственным Советом Удмуртской Республики и Правительством Удмуртской Республики
разработан и введен в действие с 01.01.2005 года <Закон об адресной
социальной защите населения в Удмуртской Республике> #89-РЗ от 23 декабря 2004
года.
В статье 3 глава 2 часть 1 <Социальная поддержка ветеранов труда> закона #89-РЗ
определены следующие меры социальной поддержки ветеранов труда:
1. скидки по оплате жилых помещений (величина не указана);
2. скидка по оплате коммунальных услуг (величина не указана);
3. сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к
которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию,
а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных
гарантий оказаниям гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных
учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках
и других медицинских учреждениях Удмуртской Республики - законодательными
правовыми актами Удмуртской Республики;
4. получение ежемесячной денежной выплаты (размер не указан).
Остальные меры социальной защиты ветеранов труда, определенные статьей 22 Федерального
закона <О ветеранах> по состоянию на 31.12.2004г., аннулированы законом
Удмуртской Республики #89-РЗ без предоставления равноценной денежной компенсации
соответствующих отмененных мер социальной защиты ветеранов труда, а именно:
1. Бесплатный проезд:
- в любом городе, независимо от места проживания на всех видах городского пассажирского
транспорта ( кроме такси),
- на автомобильном транспорте (кроме такси) пригородных и междугородних маршрутов.
2. Бесплатное зубопротезирование.
3. Скидка 50% на абонентскую плату за телефон, радио и пользование коллективной
антенной.
4. Оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме.
5. Меры социальной защиты ветеранов труда, которые оцениваются иными видами материального
и морального характера поддержки, а именно:
а) ветераны труда, прекратившие трудовые отношения с предприятиями, в которых
они работали до назначения пенсии, сохраняли права членов трудового коллектива;
б) за ними сохранялось право на улучшение жилищных условий, пользование объектами
социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений,
право на участие в приватизации, акционировании соответствующих предприятий;
в) при продолжении своей трудовой деятельности предоставлялся ежегодный отпуск
в удобное для них время;
г) при продолжении своей трудовой деятельности предоставлялся по желанию дополнительный
отпуск без сохранения заработной платы на 30 дней.
Отмена законом УР #89-РЗ существовавших ранее мер социальной защиты ветеранов
труда без предоставления соразмерной денежной компенсации соответствующих
отмененных льгот в полном объеме, значительно ухудшило и без того нищенское материальное
положение ветеранов труда.
Для наглядности представляем <Таблицу мер социальной защиты ветеранов труда
в Удмуртии>:
1. Представляемых до 01.01.2005г. согласно закону <О ветеранах> ст.22 по состоянию
на 31. 12.2004г.
2. Предусмотренных законом УР #89-РЗ ст.3 гл.2 часть 1.
3. Фактически представляемых ветеранам труда с 1.01.2005г.
Ниже приведены комментарии к аннулированным в Удмуртии мерам социальной защиты
ветеранов труда, отмена которых влечет за собой ежедневные ничем не оценимые
моральные страдания сотни тысяч ветеранов труда в Удмуртской республике:
1. Льготный проездной билет стоимостью 150 рублей для ветеранов труда на сегодняшний
день, введенный Постановлением Правительства УР #3 от 21.01.2005
года дает право проезда только по городу и в радиусе 50 км пригородной зоны.
Право бесплатного проезда в междугородном автомобильном транспорте предоставляется
лишь определенной категории граждан - детям-инвалидам и больным, направляющимся
для лечения в лечебно-профилактические учреждения по санитарно-курортным путевкам
согласно Постановлению Правительства УР #34 от 14.03.2005 года.
Лишение ветеранов труда бесплатного проезда на автомобильном транспорте (кроме
такси) пригородного и междугороднего маршрутов лишило ветеранов труда возможности
навещать своих детей, внуков и родных, а также навещать могилы своих близких
даже внутри республики.
2. Более 70% пожилых граждан нуждаются в протезировании зубов, но нищенская
(называемая <трудовой пенсией по старости>) пенсия при среднем размере пенсии
в 2996 рублей не позволяет им это сделать.
3. Многим ветеранам труда в связи с отменой льготы 50% скидкой оплаты за пользование
телефоном, радио и антенной приходится отказываться от этих услуг.
4. Формулировка оказания медицинской помощи в законе УР #89-РЗ ст.3.гл.2п1.
не предусматривает бесплатной медицинской помощи в полном объеме. В связи
с расширением платных медицинских услуг и отсутствием диагностики в поликлиниках,
фактически одна медицинская услуга (одному ветерану труда) в месяц обходится
до 300 рублей. Своими действиями законодатель УР и Правительство УР нарушили
основной закон России - конституцию РФ ст.41 п.1. Создали угрозу для здоровья
и жизни ветеранов труда. Что влечет за собой ответственность в соответствии со
статьей 41 п.3 Конституции РФ.
5. Причем действия региональных органов власти, аннулировавших пункты по предоставлению
обязательного ежегодного отпуска в удобное для ветерана время
и дополнительного в случае продолжения своей трудовой деятельности имеют дискриминационный
характер по отношению к ветеранам труда, так как для всех остальных
категорий ветеранов эти меры социальной поддержки, согласно ст.14.п.п..11., ст.15.
п.п.13, ст.16 п.п.11 ст.17 п.п.9, ст.18 п.п.9, ст. 19 п.п.10) в федеральном
законе <О ветеранах> остались в действии.
Констатация нарушений требований федерального законодательства и несоблюдении
порядка замены льгот на денежные компенсации.
Закон Удмуртской Республики #89-РЗ от 23.12.2004г. статья 3, часть 1, гл.2 отменивший
меры социальной защиты ветеранов труда, определенных законом <О ветеранах>
ст.22 по состоянию на 31.12.2004г. без равноценной замены, заведомо умаляя их
общественный и социальный статус, причинил им моральный вред, нанес убытки
их семейным бюджетам, понизил жизненный уровень ветеранов труда, чем поставил
под угрозу сохранение их жизни. Закон #89-РЗ от 23.12.2004г. (статья 3 часть
1 гл.2) грубо нарушил нормы федерального законодательства:
1.Закон УР #89-РЗ ст.3.ч.1.гл.2 от 23.12.2004г. противоречит требованиям преамбулы
федерального закона <О ветеранах>: <Настоящий федеральный закон устанавливает
правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях
создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность,
почет и уважение в обществе>.
2. Закон УР #89-РЗ ст.3.ч.1.гл.2 разработан на основании закона #122-ФЗ статьи
44.п.п.5),8),17) но нормы преамбулы и статьи 153 Закона #122-ФЗ, устанавливающие
принципы перехода к новой системе обеспечения мер социальной поддержки ветеранов
труда и определяющие пределы усмотрения субъектов РФ законодателем УР
и Правительством УР проигнорированы.
Удмуртский закон #89-РЗ нарушил требование преамбулы федерального закона #122-ФЗ:
-<: в настоящем законе решаются задачи обеспечения конституционного принципа
равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния
граждан>;
- <: настоящий закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе
разграничения полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов РФ>;
3. Кроме этого преамбула федерального закона #122-ФЗ от 22.08.2004г. устанавливает
нормативный порядок замены натуральных льгот на денежные компенсации
при переходе к системе социальной защиты ветеранов, основанной на положениях
закона #122-ФЗ:
<При избрании иного порядка предоставления льгот, чем тот который существовал
на 31.12.2004г. субъекты РФ обязаны:
а) <при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные
правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение
ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан:>;
б) < реализовать принципы поддержания доверия граждан к закону и действиям государства
путем сохранения стабильности правового регулирования>;
в) <Нормы настоящего ФЗ должны реализоваться в соответствии с положениями, закрепленными
в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав
и законных интересов человека и гражданина>.
4. Нормативный порядок замены натуральных льгот на денежные компенсации устанавливает
статья 153 пункт2 закона #122-ФЗ от 22.08.04.г
<При издании органами государственной власти субъектов нормативных правовых актов,
определяющих меры социальной поддержки ветеранов, должны быть соблюдены
следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии
и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров,
предоставлявшихся по состоянию на 31.12.2004 года;
- при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся
отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной
форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может
быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены>
5. Однако, законодатель УР Правительство УР в противоречии нормам преамбулы и
статьи 153 закона 122-ФЗ, введя в действие с 01.01.2005 года закон УР #89-РЗ
статья 3, часть 1, глава 2, не только не пытались повысить или даже сохранить
достигнутый на 31.12.2004 года уровень социальной защиты ветеранов труда,
но будучи уверенными в своей безнаказанности, использовали закон #122-ФЗ, как
возможность по максимуму отмены мер социальной защиты ветеранов труда, определенных
законом <О ветеранах> (статья 22) по состоянию на 31.12.2004 года без денежной
компенсации соответствующих отмененных мер социальной защиты.
Вывод:
Закон УР #89-РЗ статья 3, часть 1, глава 2, отменивший меры социальной защиты
ветеранов труда, определенных законом <О ветеранах> в статье 22 по состоянию
на 31.12.2004 года без денежной компенсации отмененных льгот, грубо нарушил:
- нормы преамбулы закона <О ветеранах>;
- нормы преамбулы и статьи 153 закона #122-ФЗ от 22.08.2004 года.
Нарушена так же статья 55 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой:
< В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека
и гражданина>.
В постановлении Конституционного Суда РФ #5-11 от 15.05.2006 года по запросу
о проверке конституционности ряда норм закона #122-ФЗ от 22.08.2004 года сказано:
<Согласно статьи 153 закона 122-ФЗ все граждане, у которых до 01.01.2005 года
было право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не
утрачивают этого права после вступления в силу нового закона. И органы власти
субъектов РФ, а также органы местного самоуправления не вправе сокращать
объем представляемых льгот и, конкретнее, не могут понижать размер денежного
эквивалента социальных выплат>.
Конституционный Суд напомнил, что Конституция РФ в статье 7 провозглашает: <Российская
Федерация - социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека>
Статья 19 гласит:
<Государство гарантирует равенство прав и свободу человека и гражданина, независимо
от места жительства и других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной принадлежности>.
Статья 39 гласит:
<Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые
в силу ограниченных возможностей оказываются неспособными обеспечить
необходимый уровень жизнеобеспечения для себя>.
Мы, ветераны труда, считаем, что в Удмуртии оспариваемыми актами нарушены наши
права на достойную жизнь и государственную поддержку пожилых граждан,
гарантированные выше указанными статьями Конституции РФ, а также создаются препятствия
к осуществлению этих прав.
Лишение ветеранов труда с 1.01.2005 года мер социальной защиты, представляемых
им с января 1995 года, без равноценной замены - грубейшее нарушение
- статьи 11( право на достойный жизненный уровень и непрерывное улучшение жизни)
Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
- статьи 1 Протокола #1 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод
человека, которая гласит:
< Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
Никто не может быть лишен своего имущества>
Статья 2 Конституции РФ гласит:
<Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства>.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении #5-11 от15.05.2006 года> о проверке
конституционности ряда норм закона #122-ФЗ от 22.04.2004 года отмечает:
<Российская Федерация, как правовое социальное государство не может произвольно
отказываться от выполнения взятых на себя публично - правовых обязательств.
Замена льгот на денежные компенсации должна содержать эффективные правовые механизмы,
обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого
социального уровня социальной защиты граждан. Причем объем социальных прав не
должен зависеть от того, на территории какого муниципального образования
проживают граждане, а это достигается только лишь <путем справедливого перераспределения
публичных финансов, включая бюджетные средства>.
Говоря конкретно о законе #122-ФЗ, Конституционный Суд РФ отметил, что он направлен
<на решение задач обеспечения конституционного равенства прав и свобод
человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан>
На основании вышеизложенного просим:
1. Отменить пункт 1 статьи 3 главы 2 закона Удмуртской Республики #89-РЗ от 23.12.2004
года < Социальная поддержка ветеранов труда>
2. Вернуть ветеранам труда все льготы в натуральном виде, определенные законом
< О ветеранах> #5-ФЗ от 12.01.1995 года, в статье 22 по состоянию на 31.12.2004
года, или заменить равноценной денежной компенсацией соответствующие отмененные
льготы.
3. Истребовать от Правительства УР документы, подтверждающие равноценную замену
конкретно каждой из отмененных законом #89-РЗ от 23.12.2004 года льгот ветеранам
труда, определенных законом <О ветеранах> #5-ФЗ от 12.01.1995 года в статье по
состоянию по 321.12.2004 года.
4. Возместить моральный и материальный ущерб, наносимый нам с 01.01.2005 года.
Прилагаемые документы:
1.Закон Удмуртской Республики #89-РЗ от 23.12.2004 г. <Об адресной социальной
защите населения в УР>.
2. Статья 22 федерального закона < О ветеранах> от 12.01.1995г. по состоянию
на 31.12.2004 г.
3. Преамбула и статья 153 закона #122-ФЗ от 22.08.2004г.
4.Постановление Правительства УР #3 от 21.01.2005г.
5.Постановление Правительства УР #34 от 14.03.2005г.
6. Таблица с информацией о предоставляемых мерах социальной защиты ветеранам
труда в Удмуртской Республике.
7. Квитанция о госпошлине.
8. Копии удостоверений <Ветеран труда> граждан:
Подписи:
ИА "День"
Выпуск листа на новом месте: 2300