Русский Журнал.
Без тихих олигофренов
4 августа 2006
Ольга Громова
Модный западный термин "интеграция" постепенно вытеснил из общественного сознания,
казалось, незыблемые на постсоветском пространстве принципы
образовательной сегрегации:
одним детям можно посещать детский сад, школу, институт, а другим, которых современным
эзоповым языком политкорректно именуют "с ограниченными возможностями
здоровья", - нельзя!
Для подобных детей раньше была только одна столбовая образовательная дорога:
в специальные дошкольные, а затем и школьные учреждения - с последующим гарантированным
трудоустройством в слесарных, швейных и прочих мастерских. До институтских скамей,
а тем более научных степеней и званий, добирались только особо "избранные"
граждане развитого социалистического общества.
Сегодня политическая и экономическая перспективность интеграции стала понятна
всем, причем каждому - в меру его личной заинтересованности в этом процессе.
Процесс развивается стихийно, подчас с неожиданными для всех участников образовательного
процесса последствиями.
Чиновникам от образования дано указание поддерживать интеграцию на бескрайних
(в смысле - не всегда обозримых из московских кабинетов) образовательных пространствах
нашей страны. При этом местечковый бюрократический соблазн перевести всех поголовно
в массовую школу тем больше, чем лучше освобождающееся здание и больше
прилегающий к нему участок земли в конкретном городе.
Родителям проблемных детей гарантировано право выбирать для "особого" ребенка
приглянувшееся образовательное учреждение. Дело пока не доведено до абсурда,
но, положа руку на сердце, подумайте, какой родитель изначально выберет для своего
ребенка учреждение с "коррекционным" ярлыком.
Воспитателям и учителям надлежит содействовать детям в создании специальных условий,
чтобы они могли обучаться совместно со своими нормально развивающимися
сверстниками.
Педагогам-дефектологам надо помогать и детям, и их родителям, и педагогам- недефектологам
в этом благородном стремлении к интеграции. Как именно помогать
- до конца еще не ясно. В данном случае вопрос не решен стратегически. Профессионалам,
как никому другому, понятно, что революционные призывы и лозунги
хороши только для высоких трибун. А допущенные "перегибы" аукнутся не в отдаленном
будущем, а очень скоро, при жизни нынешнего поколения. Ведь дети (есть
у них такая общая для всех особенность) растут быстро, а наверстать упущенное
в их развитии гораздо сложнее, чем на словах продемонстрировать своим оппонентам
эффективность или, наоборот, ошибочность любой педагогической концепции.
Для меня лично интеграция началась в начале 90-х годов, когда впервые порог моего
поликлинического кабинета перешагнула мама, толкающая перед собой прогулочную
коляску с худенькой девочкой лет семи-восьми. Ребенок страдал детским церебральным
параличом в одной из самых тяжелых форм и был практически обездвижен.
В медицинском заключении у девочки отмечалась умственная отсталость в той степени,
которая делала ее обучение невозможным даже в условиях вспомогательной
школы. Знаете, зачем мама пришла на прием? Ей надо было закончить постановку
звука "С", так как логопед, ранее занимавшийся с ребенком по линии благотворительного
фонда, уехал на годовую стажировку в Великобританию. Фонд продолжал курировать
этого ребенка, девочку зачислили в первый класс школы, созданной при участии
фонда в подмосковном городке. Проблема, по словам мамы, заключалась лишь в том,
что педагоги начальной школы, которые посещали девочку для обучения на
дому, не владели логопедической методикой. Мама надеялась, что, когда "постановка
звука" будет закончена, девочку переведут с надомного обучения в обычный
класс. Прошло достаточно лет: частная школа, созданная когда-то под шум демократических
перемен в образовании, благополучно работает и по сей день. Это
вполне успешное коммерческое предприятие. Логопед так и не вернулась из Лондона,
тоже сумела устроиться после стажировки на вполне приличную работу. За
бортом "образовательного пространства" осталась только несчастная девочка: несколько
лет подряд ее без проблем переводили из класса в класс, для "галочки"
назначая ей надомных педагогов, а потом вовсе исключили из школы - "в связи с
нахождением ребенка в другом городе". Девочка и в самом деле уезжала на несколько
месяцев, чтобы пройти курс лечения.
Сегодня стало модным говорить о высших государственных чиновниках как о грамотных
топ-менеджерах, умело направляющих целую отрасль в нужное индустриальному
обществу русло. Для того чтобы больным и увечным не остаться в стороне от финансовых
потоков национальных проектов, даже приходится срочно переписывать
обратно некоторые формулировки в подзаконных актах, заменяя, например, термин
"лица с ограниченными возможностями здоровья" на "инвалиды", поскольку только
им положена соответствующая материальная помощь.
В школьном образовании, которое переводится на подушевое финансирование, вскоре
может сложиться вообще нестандартная для нашей страны ситуация. Директор
простой общеобразовательной школы, "не дотянувшей" до высокого звания гимназии
с углубленным изучением отдельных предметов (а в Москве за одного гимназического
ученика образовательному учреждению в год положено получать почти 50 тыс. рублей
из бюджета), может попробовать напихать в один десятый класс, как селедок
в бочку, 30-40 учеников из двух девятых, учитывая, что "цена" одной учащейся
души не дотягивает до 30 тыс. А может пойти "другим путем" и одним махом решить
все финансовые вопросы, открыв класс КРО для старшеклассников. Финансово ученик,
обучающийся в классе коррекции, почти эквивалентен одаренному учащемуся
гимназии, что в общем правильно с учетом всех затрат на обеспечение его особых
образовательных потребностей. Однако на деле это приводит к парадоксу -
число вспомогательных школ в специальном образовании сокращается, зато множатся
классы КРО в средней и даже в выпускной ступени массовой школы. И в сегодняшнем
школьном образовании это уже тенденция.
Для того чтобы интегрированное обучение проблемных детей вело к реальной интеграции
детей-инвалидов и именно в таком виде вошло в широкую практику отечественного
образования, необходимо четкое законодательное определение статуса интегрированного
ребенка и образовательного учреждения, принимающего его, а также обязательное
внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения
его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям.
Необходимо решить вопрос и с материально-техническим обеспечением массовых общеобразовательных
учреждений, чтобы создать в них
условия
для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Один из наиболее авторитетных
специалистов по коррекционному обучению, академик Российской академии
образования Н.Н. Малофеев, настойчиво выступает за создание гибкой системы коррекционного
воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, непримиримо
воюя с ее причудливыми "изгибами" в виде тихих олигофренов на задней парте в
обычном классе.
Это позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического
воздействия, которые будут, прежде всего, отвечать интересам "особого"
ребенка и его семьи, а не решать экономические проблемы отдельных образовательных
учреждений.
Выпуск листа на новом месте: 2236