РИА Новости
Русские в Антарктиде. Мировой рекорд кругосветки "Апостола Андрея"
15/08/2006
версия для печати
Когда человек порывает с рутиной и вырывается из своих личных сложностей, это
относится не только к первому путешествию, это относится к любой мечте, к
любому началу. Если, например, человек желает выучить китайский язык, то ему
надо очень хотеть этого, и тогда он разберется со своими проблемами. Для меня
путешествие - это что-то прекрасное и важное из того обширного арсенала возможностей,
что окружают человека.
ответы на вопросы
1. Татьяна Ракитина , Конакри : Мы с мужем много лет работаем в Гвинейской Республике
и помним ваш заход в Конакри во время первого путешествия. У нас сохранились
некоторые фотографии, к сожалению, тогда не было цифровых аппаратов. Планируете
ли вы новые походы в Африку? Гордимся такими мужественными соотечественниками
и желаем успехов во всех начинаниях!
Дмитрий Шпаро:
Мы помним заход в Гвинейскую республику. Если у Вас есть личные фотографии, пришлите
нам. В последний раз "Апостол Андрей" заходил в Сенегал, в Дакар, там
была замечательная встреча. Что касается последующих путешествий, то капитан
Литау и мы по этому поводу пока только размышляем.
2. Николай Зуев , Москва : Что сложнее - писать в газету или путешествовать?
Дмитрий Шпаро:
Пожалуй, путешествовать сложнее. Но если ты хочешь написать в газету хорошо,
то это тоже сложно.
3. Алексей , Москва : Уважаемые Дмитрий и Матвей! Сложно ли стать путешественником?
Понимаю романтику путешествий, но абсолютно не представляю себе реализацию...
Все вертится вокруг дома, работы, зарплаты и т.д. Как Вам удается это совмещать?
Сложно ли было вырваться из обычной рутины и отправиться в первое путешествие?
Матвей Шпаро:
Путешественником стать сложно, и с моей точки зрения там немного романтики, а
много тяжелой и упорной работы. Я думаю, что романтика более относится к туристическим
и туристским поездкам. А когда тебе надо преодолеть несколько сот километров
по льду, это реально очень трудно. Мне кажется, что романтика присутствует
и в самых сложных путешествиях тоже, даже если это, к примеру, очень опасное
путешествие на Эверест по какому-то новому пути. Все-таки кроме прагматических
целей, кроме честолюбия, романтика остается.
Дмитрий Шпаро:
Мне нравится вопрос - сложно ли было вырваться из обычной рутины и отправиться
в первое путешествие. Это вопрос не к нам, а к самому себе. Если человек
такой вопрос задает, это очень хорошо, и наш совет - преодолеть те сложности
и рутину, которые его окружают и одолевают, и в первое путешествие отправиться,
может быть, потом будет легче.
Когда человек порывает с рутиной и вырывается из своих личных сложностей, это
относится не только к первому путешествию, это относится к любой мечте, к
любому началу. Если, например, человек желает выучить китайский язык, то ему
надо очень хотеть этого, и тогда он разберется со своими проблемами.
Для меня путешествие - это что-то прекрасное и важное из того обширного арсенала
возможностей, что окружают человека, не что-то отличающееся от любого другого
начинания.
Вспоминаю свое первое путешествие в восьмом классе, когда я пошел с тремя учителями
в пеший поход в Подмосковье к озеру Селигер. Это был трудный поход,
мой первый поход. Получится - не получится, понравится - не понравится, никто
же не знал. И мне понравилось.
Ощущение, что мне нравится нести тяжелый рюкзак, осталось еще с этого первого
школьного похода, и позже я очень удачно вписался в мир путешествий, который
существовал на Механико-математическом факультете МГУ, и там я отправился в свой
первый поход на лыжах.
4. Дарья : Какое из Ваших путешествий Вы могли бы назвать самым-самым?
Дмитрий Шпаро:
Что касается самого-самого, то это, я думаю, поход 1998 года, когда мы вместе
с Матвеем на лыжах пересекли Берингов пролив. Он был самым-самым, потому что
он был очень трудным; мы пересекли Берингов пролив с третьей попытки, то есть
два предыдущих года нас постигали неудачи, и третья причина исключительности
этого похода для меня - то, что мы были вдвоем, хорошая компания.
5. Евгений , Владимир : Что именно в вашем переходе через Берингов пролив оказалось
достойным внесения в кНигу Рекордов Гиннесса?
Матвей Шпаро:
До нашего путешествия не было официальных данных о том, что такой-то человек
с такой-то фамилией в такую-то дату перешел пешком или на лыжах из России в
Америку, с одного континента на другой континент.
Дмитрий Шпаро:
То есть это первопрохождение. Как вообще путешественники получают дипломы книги
Рекордов Гиннеса? Умные люди в редакции этой книги ищут, копаются в истории,
и обозначают рекордом только то, что является рекордом в самом деле.
Теперь сколько Берингов пролив не пересекай, все равно это уже не будет рекордом
книги рекордов Гиннеса. Если первая женщина пройдет Берингов пролив, это
не засчитают рекордом, потому что это не будет интересно.
6. Станислав , Симферополь : Не пробовали ли Вы печень пингвина? Говорят, изумительное
по вкусу блюдо...
Матвей Шпаро:
Печень пингвина мы оба не пробовали, но зато оба пробовали мясо белого медведя,
мясо тюленя и мясо кита, все это было в сыром виде и очень невкусное.
Дмитрий Шпаро:
Хотел бы сказать про себя, что часто хочется что-то такое удивительное попробовать,
ну например, если ты не пробовал морошку, ягоду, которая растет на севере,
то можно попробовать. Пушкин перед смертью попросил морошки. Но мне абсолютно
не хочется попробовать печень пингвина, и знаете почему? Перед этим надо
его убить. Это варварство с точки зрения современной культуры и цивилизации -
убивать животное, чтобы полакомиться какой-то частью этого животного.
В Беринговом проливе на нас напал медведь, Матвей в него стрелял, медведь был
на расстоянии полутора метров от нас. Не хотелось, чтобы медведь нас загрыз,
но и не хотелось его убить.
Может быть, принципиально другое дело, когда мясо тех животных, которых перечислил
Матвей, едят аборигены. Как раз мясо белого медведя мы пробовали в гостях
у американских эскимосов, для них это более естественно, чем для белого человека.
Мясо кита мы пробовали там же. И наши чукчи тоже едят такие продукты.
7. Константин , Сходня : Как вы находите средства на путешествия? Зарабатываете
сами, помогают спонсоры? Чем занимаетесь вне путешествий? Работаете ли где-либо?
Матвей Шпаро:
Мы, я с отцом и отец со мной, возглавляем компанию Клуб "Приключение", это место,
где мы проводим все свое время. Там мы организуем и осуществляем наши
путешествия. Для того, чтобы путешествие состоялось, нужно привлечь деньги, и
деньги привлекаются чаще всего за счет спонсоров.
Дмитрий Шпаро:
Мы сейчас говорили про Берингов пролив. В 1996 году наше путешествие провалилось.
Нас спасали, и слава Богу, спасли. Та же ситуация повторилась на следующий
год. Настырные ребята хотят попробовать пойти в третий раз. С их точки зрения
все нормально, они идут к своей цели, а вот как быть со спонсорами? Дали
деньги раз, дали деньги два. Может быть, это сделать невозможно? Как получить
деньги в третий раз? Берингов пролив - это самая восточная часть российского
побережья, бог знает где, страшно далеко от Европы. Выручают нас, как ни удивительно,
две норвежские компании - Никомед и Норсгидро, которые становятся
спонсорами для этого третьего раза. Почему они это делают? Видимо, им нравится,
что какие-то люди хотят проявить мужество, хотя это страшно далеко от Норвегии,
ну и рекламные мотивы, наверно, тоже присутствуют.
В нашем клубе работают 15 человек, это штат, они получают зарплату, но есть проекты,
которые требуют привлечения гораздо большего количества людей.
К примеру, опережая следующие вопросы, семь лет подряд летом в Карелии мы организуем
лагерь "Большое приключение". Сейчас там работает около 100 человек,
они тоже получают зарплату, в общем-то, неплохую, работают около 3-5 месяцев.
Это люди, которые нам близки по духу, все они имеют хорошую квалификацию,
они умеют работать с детьми, и более того, мы этих людей специально готовим,
то есть это довольно серьезная работа.
И потом еще важно, что иногда Клуб занимается не теми путешествиями, которые
мы придумали - вот пошли первый раз в истории через Берингов пролив, или организовали
детский лагерь, где отдыхают за лето около полутора тысяч детей, а какие-то совершенно
посторонние люди обращаются к нам как к профессионалам за помощью,
которую никто им оказать не может.
Так, 2 года назад к нам обратился правящий князь Монако принц Альберт и сказал,
что собирается в апреле 2006 года пойти на собаках к Северному полюсу. Не
можете ли вы, уважаемые Дмитрий и Матвей Шпаро, помочь мне это все осуществить.
Мы - профессиональный клуб, нам это понятно, мы это можем. И тот случай,
когда просто красиво, почетно, большая честь - помочь такому с моей точки зрения
совершенно замечательному человеку, который из своей теплой богатой страны
вдруг хочет отправиться в холодные края северного полюса. Только за такое желание
можно начать ему помогать.
8. Татьяна , Барнаул : Здравствуйте! Очень хочется подробнее узнать о ваших проектах
с участием людей с ограниченными возможностями. Сколько таких проектов,
на что они направлены, сколько инвалидов приняли в них участие? Практикуется
ли вами опыт привлечения к участию в проекте инвалидов из регионов, и что
для этого нужно?
Матвей Шпаро:
Наша практика показывает, что такие большие проекты для людей с ограниченными
возможностями мы проводим раз в три-четыре года. В последнее время они направлены
на то, что общество должно предоставлять одинаковые возможности для обычных людей
и для людей с ограниченными возможностями.
Во всех наших таких проектах принимали участие ребята из разных регионов России.
Когда мы в 2000 году пересекали Гренландию, со мной был Игорь Кузнецов
из Барнаула, а когда в 2002 году мы покоряли Мак-Кинли, то в этом путешествии
было двое колясочников, Игорь Ушаков из Курска и Григорий Царьков из Башкирии.
В данный момент дальнейшие планы по поводу таких экспедиций не сформировались,
но в любом случае для того, чтобы принять участие в том или ином путешествии,
для начала нужно написать нам письмо и доказать, что человек действительно хочет
участвовать в подобном проекте.
Дмитрий Шпаро:
Я сказал про лагерь в Карелии, но то, что примыкает к этому вопросу - нынешним
летом в этом лагере приблизительно 500 детей 13-18 лет - из коррекционных
школ. Это детишки с плохим слухом, с плохим зрением, с нетяжелой формой ДЦП.
Принципиальная установка такая - и это некое наше достижение - что если нет
медицинских противопоказаний, то все эти дети-инвалиды прекрасно могут путешествовать,
для них это является, как правило, гораздо более важным и счастливым
состоянием, чем для обычных здоровых ребятишек.
Очень многие педагоги, особенно на периферии (в Москве мы Департамент образования
уже приучили), к такому опыту относятся с некоторым страхом, мол, как
это - глухой человек будет путешествовать на катамаране?
Речь идет об участии в путешествиях людей с ограниченными возможностями. Это
не только супер путешествия, о которых говорил Матвей, если он, например, поведет
следующую команду к Южному полюсу, но это те путешествия, которые несравненно
более просты, но служат тому же самому оздоровлению общества, и физическому,
и моральному. Очень важно, чтобы общество правильно относилось к инвалидам, чтобы
в них видели людей с такими же, как и у всех, правами.
9. Кристина Пакова , Москва : Чего в Ваших путешествиях больше: преодоления себя
или жажды приключений? Может, чего-то другого?
Дмитрий Шпаро:
Я думаю, что больше преодоления.
10. Вадим : Обычно путешественников зовут либо горы, либо море... В чем секрет
такой разноплановости ваших путешествий?
Дмитрий Шпаро:
В Клубе есть, действительно, морские программы. Это объясняется тем, что среди
нас есть исключительно талантливый яхтсмен, героическая личность Николай
Литау. Если говорить про альпинистские программы - Матвей привлек к работе в
Клубе действительно замечательных альпинистов, назову конкретного человека,
который возглавлял две наши чисто альпинистские экспедиции, Олега Бонаря. Когда
к нам приходят люди с интересными приключенческими проектами, то это могут
быть и моря, и горы, и археологические экспедиции, и вокруг света на машинах
- важно, чтобы это был проект, который с нашей точки зрения, имел какой-то
хороший большой смысл, и чтобы автор этого проекта нам понравился, мы почувствовали
к нему доверие. Тот же Олег Бонарь, он просто является нашим хорошим
другом. Таких примеров много.
11. Марьяна : Без каких качеств невозможен настоящий путешественник? С каким
человеком вы ни за что не пустились бы в путь?
Матвей Шпаро:
Я думаю, что одно из таких качеств - настоящий путешественник должен быть очень
сильно замотивирован, должен сильно хотеть достичь цели, также должна быть
сила воли, а еще желание и способность справляться с трудностями и дискомфортом,
которые всегда сопутствуют настоящему путешествию. Наверно, не пригласил
бы того человека, с которым до этого не ходил в более простые путешествия.
Дмитрий Шпаро:
Еще важна физическая подготовка.
12. Борис Копылов : Любой путешественник пытается привезти из экспедиций некое
материальное подтверждение своего путешествия. Что самое интересное за последние
годы из такого материального появилось у Вас?
Матвей Шпаро:
Появилась коллекция белых медведей. Когда мне было 16 лет, мне отец подарил хрустального
белого медведя с севера Норвегии, но потом в процессе моих путешествий,
как настоящих, так и по московским магазинам, собралось 30-40 таких медведей.
Есть с Аляски, с Гренландии, Исландии, Шпицбергена. Самым любимым остается,
конечно, первый.
13. Галина Никитична , Белгородская область : Приходилось ли вам в ходе путешествий
подавать сигнал бедствия? Какие формы связи с миром вы обычно используете
в своих путешествиях?
Матвей Шпаро:
Да, приходилось, это было два раза в течение двух первых наших попыток пересечь
Берингов пролив, в 1996 и 1997 годах.
Сейчас современные путешественники в основном используют спутниковую связь. Конечно
же, это сильно упростило и вопрос обеспечения безопасности, и коммуникации
с внешним миром. Когда достаешь аппарат размером с сотовый и можешь с его помощью
поговорить с семьей, то это всегда очень приятно.
14. Яан : Как трудно было преодолеть путь и если было сильно трудно, помогала
ли вера?
Дмитрий Шпаро:
Насчет веры в широком смысле слова, я думаю, помогает путешественнику вера в
себя, вера в друзей, вера тех людей, которые тебя ждут, безусловно, любовь
к тем людям, которые тебя ждут, и любовь тех людей к тебе.
15. Юрий , Новосибирск : Вопрос Саше Рудневу! Саша, это твой матрос Юра Попов,
ты еще меня ПОМНИШЬ???? :))
Дмитрий Шпаро:
2 сентября яхта "Апостол Андрей" приходит в Москву. Это День города, между прочим.
Я думаю, что по этому поводу соберутся все те, кто за 10 лет плавал в
экипаже "Апостола Андрея". Я обязательно передам ваш вопрос Саше Рудневу.
16. Анна , Тула : Путешествия - это, наверное, опасно? Скажите, с какими опасностями
Вам приходилось сталкиваться в ходе Ваших путешествий?
Матвей Шпаро:
Конечно же, путешествия сопряжены с опасностями. Об одной мы уже говорили. К
нам в палатку пришел медведь и был очень близко от нас. Сложно представить
более опасную ситуацию.
Помимо этого, если путешествие в горах, существует опасность трещин, лавин, если
путешествие по дрейфующим льдам, то опасность разводьев, но при этом перед
каждым путешествием нужно проводить, и мы проводим, какой-то анализ, пытаемся
максимально осознать те опасности, которые могут встретиться. Если ты знаешь
опасность и готов к ней, то она уже перестает быть так сильно значимой для тебя.
17. Лена , Воронеж : В прошлом году я принимала участие в качестве волонтера
в Артезианской Археологической экспедиции от МГПИ, которая раскапывала неподалеку
от Керчи город Боспора. В те же августовские дни нашими соседями по палаточному
лагерю стала группа школьников, по слухам, социально проблемных, но это
совсем не было заметно в общении. Они трудились с энтузиазмом и отдыхали адекватно.
Рассказали, что их отправляет в различные путешествия компания "Большое
Приключение". Проясните, мне очень интересно, это имеет отношение к Клубу "Приключение",
или совсем другая организация?
Дмитрий Шпаро:
Лена, точно ответить трудно. "Большое приключение" - это не отдельная компания,
это наш лагерь в Карелии. Но очень может быть, что к вам попали дети, которые,
как я понимаю, вам понравились, побывавшие в нашем лагере. Очень похоже, что
проблемные дети, побывавшие в лагере "Большое приключение", в самом деле могут
отлично работать волонтерами в археологической экспедиции.
18. Артем Дубровин , Ковров : Какие дети могут принять участие в программах лагеря
"Большое приключение"? С какого года вы организуете подобный лагерь,
на каких принципах построена его работа?
Матвей Шпаро:
Любые дети могут принять участие в программе нашего лагеря, начиная с 13 до 18
лет. Желательно уметь плавать. Мы организуем этот лагерь с 2000 года, и в
основе нашей философии лежит принцип, что при помощи туризма можно воспитывать
людей и развивать их лучшие качества, такие, как самостоятельность, доброжелательность,
развивать личность в широком смысле слова.
19. Тимофей Красин , Москва : Здравствуйте, уважаемые Дмитрий и Матвей! Мне 14
лет, и я мечтаю о путешествиях. Но вот "Мама не пускает" - это про меня.
С какого возраста можно начинать серьезные путешествия? Какого возраста был самый
молодой путешественник в вашей команде? Спасибо.
Дмитрий Шпаро:
Тимофей, скажи маме, чтобы она позвонила Дмитрию и Матвею Шпаро по телефону 264-96-81,
и мы ей расскажем, как замечательно дети младше тебя путешествуют
в нашем лагере. Я лично приглашаю тебя, если не успеешь попасть лагерь в этом
году, то приезжай в следующем.
Матвей Шпаро:
Два года назад у нас была в нашем лагере девушка Саша, которой было 10 лет. Она
очень хорошо сходила в семидневный поход на катамаранах, была очень довольна.
Единственная проблема, которая у нее была - она сожгла на костре свои кроссовки.
Но более старшие ребята, с которыми она путешествовала, помогли ей, и
в результате она была, по-моему, очень счастлива.
20. Денис : Становятся ли участники лагеря "Большое путешествие" в последующем
членами команд ваших путешествий?
Матвей Шпаро:
В нашей программе "Большое приключение" - три уровня сложности. Первый уровень
называется первооткрыватель, там поход продолжается семь дней. Второй уровень
- исследователь, там поход продолжается 14 дней, и третий уровень - мастер путешествий.
Поход длится уже 21 день. Делаем это для того, чтобы ребята могли
приезжать из года в год, и не теряя интереса, повышать свой уровень знаний и
умений.
В этом году у нас начал работать инструктор Василий из Зеленограда. Он до этого
приезжал к нам четыре раза как ребенок, потом один раз как стажер, и сейчас
начал работать в качестве инструктора. То есть он нашел и получил профессию,
получает зарплату.
21. Светлана Ивановна , Новосибирск : Матвей, что на нынешний момент ты считаешь
самым значимым достижением своей жизни? Где ты хранишь свой Орден Дружбы?
Чего еще хотелось бы добиться, какие вершины покорить?
Матвей Шпаро:
Орден Дружбы я храню у себя дома на видном месте. А по поводу самого значимого
достижения - я думаю, то, что есть хорошая семья, это и есть хорошее достижение.
А если говорить о путешествиях, то пересечение Берингова пролива. Много разных
достижений, которые произошли, и они очень разноплановые, поэтому сложно
выделить нечто самое значимое.
Я очень горжусь и доволен тем, что удалось создать лагерь, и то, что он хорошо
работает и функционирует. Все-таки довольно большая структура. Хорошо, что
одно из путешествий занесено в книгу рекордов Гиннеса. Это вещи, не связанные
между собой, но для меня они стоят на одной планке, нельзя сказать, какое
из них мне более важно.
22. Mechanic , Москва : Больше десяти лет назад я занимался в школе клуба "Приключение".
Помню лекции Александра Шумилова, лыжные походы в Подрезково в
тридцатиградусный мороз, который почему-то переносился очень легко... Существует
ли сейчас эта Школа, или она преобразовалась во что-то другое? С каких
лет дети могут в ней заниматься? Я бы хотел, чтобы моя дочь узнала историю географических
открытий, но ей пока только пять. Случайно узнал, что у вас изменился
адрес. А что случилось с вашей базой в особняке на Донской, 37?
Дмитрий Шпаро:
В нашем понимании, географическая школа Клуба "Приключение" переросла в тот Карельский
детский лагерь, о котором мы уже много говорили. Пусть твоя дочь
чуть-чуть подрастет, и мы возьмем ее в наш лагерь.
23. Борис Валерьевич , Саратов : Здравствуйте, продолжаете ли вы организовывать
марафоны спинальников? Расскажите, пожалуйста, подробнее о марафонах последних
лет.
Дмитрий Шпаро:
Сейчас мы не делаем марафоны спинальников, но очень любопытно, что те ребята,
которые принимали участие в наших марафонах Семипалатинск - Челябинск - Чернобыль,
или Санкт-Петербург - Алма-Ата, их в общей сложности 21 человек, они постоянно
нам пишут и рассказывают о том, что они организовывают какие-либо новые
марафоны. Речь идет о ребятах в инвалидных колясках. Пройдя такую абсолютно необычную
школу участия в наших супермарафонах, они в тех местах, где живут,
становятся такой прекрасной, важной точкой притяжения для местных инвалидов.
К примеру, участник нашего марафона 1994 года Сафар Боев из Душанбе возглавляет
спортивную ассоциацию инвалидов Таджикистана, и в этой должности организует самые
разные соревнования колясочников. Таким образом появилось очень много
"дочек" марафонов и супермарафонов в самых разных местах России, СНГ, странах
Балтии. Это наши воспитанники, мы очень ими гордимся.
24. Жанна , Зеленоград : Я знаю, у Дмитрия Игоревича два сына. А Никита Дмитриевич
не вдохновился романтикой странствий?
Дмитрий Шпаро:
Я думаю, что он тоже вдохновился романтикой странствий. Кстати, через Берингов
пролив в 1996 году и в 1997 мы шли втроем. Просто не сложилось у Никиты,
он не был вместе с нами в Беринговом проливе в 1998 году. Он не работает в нашем
клубе "Приключение", но во-первых, мы его ждем, и во-вторых, в своей работе
он тоже связан с туризмом.
25. Константин Ильиных , Новосибирск : Как происходит фиксирование рекордов для
Книги Гиннесса: по факту совершения путешествия или все-таки есть необходимость
присутствия представителей в каких-то точках путешествия?
Дмитрий Шпаро:
И так, и так. В случае, если представителя книги Гиннесса на месте события нет,
то требуются строгие документы от третьих лиц, которые подтверждали бы факт
установления рекорда.
26. Анастасия : Как вы относитесь к женщинам, которым не чужд дух путешествий?
Были в вашей практике удивительные представительницы слабого пола? Или путешествия
- это чисто мужское занятие?
Матвей Шпаро:
Мы с Дмитрием Игоревичем очень положительно относимся к таким женщинам. Когда
мы совершали различные тренировочные походы, или небольшие путешествия, то
в них бывали девушки, которые себя очень хорошо проявляли и которые делали путешествие
более интересным, более красочным. Но с другой стороны, я думаю,
что если речь идет о серьезных путешествиях, когда люди ставят перед собой цель
пройти тысячу километров по дрейфующим льдам или подняться на несколько
восьмитысячников, то есть там, где нужна физическая сила и от этого многое зависит
- в такие путешествия женщине сложно попасть, во всяком случае она потеряет
часть своей женственности.
Дмитрий Шпаро:
В Москве хорошо знают путешественницу итальянку Стефанию Дзини. Например, она
возглавила мужскую компанию из профессиональных водителей, которые на грузовых
машинах ЗИЛ совершила кругосветное путешествие, начав из Москвы через Якутск
дошла до Чукотки, потом эта команда пересекла Северную Америку, и из Европы
через Калининград вернулась в Москву. Это было абсолютно выдающееся путешествие,
и всем было удивительно, как маленькая, хрупкая, очень симпатичная девушка
возглавляла суровую мужскую компанию. Стефания год за годом организует экспедиции
на Чукотку, и наш клуб, организатор того кругосветного путешествия на
машинах, помогает ей и в ее нынешних экспедициях на Чукотку. Я думаю, что у Стефании
есть какой-то особый прирожденный талант быть организатором, руководителем,
но первично все-таки романтическое начало и какой-то удивительный интерес, который
у нее существует вообще к России и к Чукотке в частности.
27. Григорий Топалов : Что в планах на будущее? Где почерпнуть информацию о предстоящих
путешествиях?
Матвей Шпаро:
Пока планы на будущее не сформированы. Информация -
на нашем сайте.
28. Игорь Грачевский, Владивосток : Понятно, что Вас мало интересуют классические
маршруты прохождения того или иного пути. Кто занимается разработкой Ваших
маршрутов? Какие специалисты чаще всего Вам помогают?
Матвей Шпаро:
Я не думаю, что правильно сказать, что нас мало интересуют классические маршруты
прохождения того или иного пути. Когда мы хотим организовать то или иное
путешествие, то сначала появляется цель, а потом ищутся пути достижения этой
цели. Если для этого необходима помощь каких-либо узких специалистов, то они
приглашаются.
Так было с путешествием в 2002 году, когда мы поднимались на Мак-Кинли. В команде
из 11 человек было двое людей, которые пользуются в обычной жизни инвалидными
колясками. Цель была - подняться на высочайшую вершину американского континента
такой вот интегральной командой и таким образом показать, что если обычные
люди и инвалиды работают вместе, то они могут многого добиться. После того, как
была поставлена эта цель, мы начали искать пути осуществления.
Разработали специальную технологию подъема. Вместо колясок инвалиды сидели на
специальных креслах, установленных на лыжах. Вместо обычного классического
маршрута выбрали другой, гораздо более крутой и более сложный для обычных людей,
но единственно возможный для данной команды. Обычный маршрут содержит
участок скальных выступов, который наши ребята преодолеть не могли, а более крутой
маршрут содержит только снежно-ледовые участки, по которым на лыжах
можно подниматься вверх. Для того, чтобы и сделать снаряды, и выбрать новый маршрут,
были привлечены специалисты.
29. Марина Протасова : Какие медицинские обследования вы проходите перед путешествиями?
Делаете ли вы это постоянно? Какие требования в медицинском плане
вы предъявляете участникам своих экспедиций? Как организуете медпомощь при необходимости
уже в пути?
Дмитрий Шпаро:
Если путешествие трудное, и в путешествии ты оказываешься в полной изоляции от
цивилизации, то конечно, перед началом путешествия необходимо пройти хорошее
медицинское обследование, я думаю, что главным образом для того, чтобы не подвести
себя, своих товарищей, возможно, спонсоров, которые на тебя поставили.
Если ты в этом путешествии заявил, что ты представляешь свою страну, то пройти
обследование надо и для того, чтобы не подвести свою страну. То есть вопрос
о медицинском обследовании, конечно, крайне серьезный. Лучше всего в трудном
путешествии иметь врача. Очень хотелось бы сказать, что в трудном путешествии
необходимо иметь врача, но конечно, часто складываются обстоятельства так, что
привлечь врача невозможно. К примеру, путешествие крайне трудное, крайне
опасное, мы идем с Матвеем через Берингов пролив на лыжах, но привлечь третьим
врача означает полностью разрушить идею путешествия. Понятно, что если человек
хочет совершить путешествие в одиночку, если он сам не врач, то привлечь врача
тоже не удается.
Матвей Шпаро:
Думаю, что когда люди отправляются в серьезное путешествие без врача, то у кого-то
из участников, конечно же, существует минимальный набор медикаментов
и знаний, чтобы решить небольшие наиболее вероятностные медицинские проблемы.
А помощь профессионального врача может и не понадобиться, потому что, если
человек во время путешествия сломал руку, неважно, есть ли рядом врач, важно,
что человека все равно нужно эвакуировать до больницы.
Дмитрий Шпаро:
Нет, вопрос не простой. Конечно, бывают случаи, когда человека надо эвакуировать,
но я вспоминаю случай: 1988 год, Советско-Канадская экспедиция "Полярный
мост", по маршруту СССР - Северный Полюс - Канада. Я - начальник этой экспедиции,
и в ней существует даже два врача - наш, Миша Малахов, и канадский, Макс
Бакстон. Макс Бакстон отмораживает себе пальцы на ноге. Прилично. Вместо того,
чтобы сказать об этом, ничего не говорит, и мы про это узнаем только через
две недели, когда все уже крайне плохо. Но предлагается парня эвакуировать. То
есть чтобы прилетел вертолет и его забрал. Это означает, что экспедиция
в значительной степени провалилась, потому что хорошо, чтобы в Канаду пришло
столько человек, сколько ушло из СССР. Миша Малахов, чрезвычайно опытный путешественник
и великолепный врач, говорит мне, начальнику, что я беру на себя ответственность,
оставляем Макса, полностью разгрузим его, но Москва, поскольку эта экспедиции
была с большим политическим подтекстом, жестко требует эвакуации. Я посылаю официальный
документ, что беру уже как начальник экспедиции на себя полную
ответственность и отказываюсь от эвакуации. Таким образом, Макс остался с нами.
Он дошел до Канады, там его встретила невеста Нэнси.
Матвей Шпаро:
Конечно, хорошо, чтобы врач был в экспедиции, если это возможно, но можно вспомнить
путешествие Виктора Языкова, который плавал в одиночку на яхте, совершая
кругосветное путешествие. Участвовал в международной гонке. И где-то посреди
океана после падения или удара у него начало нарывать очень сильно левое плечо.
Врача нету, а травма была такая, что требовала хирургического вмешательства.
Благодаря современной технике коммуникации Виктору Языкову оказали по спутниковому
телефону консультацию профессиональные врачи и хирурги, и он самостоятельно сделал
себе операцию правой рукой на левом плече. Так что по-разному все бывает.
30. Владимир Погребняк , Серпухов : В ваших экспедициях присутствуют прикладные
цели: найти могилу Беринга, следы экспедиции Русанова. Приходится ли Вам
работать в архивах, или это ограничивается общением с научными исследователями
данного вопроса?
Дмитрий Шпаро:
В архивах приходится копаться достаточно часто. Только что в мае мы провели очень
красивую экспедицию на вершину Мак-Кинли на Аляске с исторической целью.
Наши альпинисты прошли путь первопроходца Мак-Кинли американца Фредерика Кука,
который поднялся на Мак-Кинли ровно сто лет тому назад, в 1906 году.
Так сложились обстоятельства, что это достижение Кука было поставлено под сомнение,
и современные американские альпинисты по-прежнему не верят в то, что
Кук был первым на Мак-Кинли. Наша экспедиция восстановила правду, но маршруту,
который мы прошли в мае нынешнего года, предшествовала очень серьезная работа
в американских архивах.
31. Лариса Белоцерковская , Одесса : Как появляются идеи Ваших путешествий? Кто
муза?
Дмитрий Шпаро:
С идеями приходят в наш клуб разные люди, часть идей рождается во время наших
долгих разговоров с Матвеем Шпаро, собственно, мы и должны быть теми, кто
либо придумывает, либо одобряет идеи. Что касается музы, то я думаю, что часто
бывает, что и Матвея, и меня вдохновляют на хорошие идеи, так сказать, на
подвиги, некая прекрасная дама.
32. Галина Николаевна , Москва : Где сейчас находится Николай Литау? Запланировано
ли уже следующее плавание яхты?
Дмитрий Шпаро:
Николай Литау вчера вышел из Санкт-Петербурга и по внутренним водам Российской
Федерации приближается к Москве. После прихода в Москву второго сентября
проведем пресс-конференцию и постараемся понять, какая судьба ждет нашу яхту
"Апостол Андрей".
33. Коля , Москва : Всем известно, что при первом пересечении экватора существует
ритуал с погружением новичков. А какие подобные обряды существуют для
покорителей северных широт?
Дмитрий Шпаро:
Если человек пришел на Северный Полюс, то я думаю, что можно выпить ложечку спирта.
Если человек прилетел на Северный Полюс на вертолете, то можно выпить
шампанского, сыграть в футбол, можно взяться за руки и вести хоровод вокруг точки
Северного полюса, поскольку там в пучок собраны все 360 меридианов, то
тем самым ты совершаешь кругосветное путешествие.
34. Кирилл , Киев : Каких специалистов вам обычно критически не хватает для подготовки
и проведения путешествий?
Дмитрий Шпаро:
Врача.
Матвей Шпаро:
Я бы еще добавил - в зависимости от путешествия привлекаются разные специалисты,
и врачи, и психологи, профессиональные альпинисты, профессиональные водители...
35. Инга : Здравствуйте! Я очень хочу стать путешественницей. Но всю жизнь была
затворницей и нет никакого опыта. С чего мне начать?
Дмитрий Шпаро:
Инга, напишите к нам или позвоните, вот электронный адрес: info@s*****.com. Мы
вам ответим и постараемся помочь.
36. Никита Шлемин : Вы ведете дневники экспедиций? Как потом, после путешествий,
обрабатываются эти материалы? Какие записи являются самыми необходимыми?
Дмитрий Шпаро:
Мы сделали книгу по дневникам Гренландского путешествия Матвея. Альбом "Вызов
Гренландии", издательство <Вагриус>.
Сейчас печатаются дневники Матвея, написанные во время его восхождения с инвалидами
на Мак-Кинли - <Победа на Мак-Кинли>. Я очень надеюсь, что у меня дойдут
руки до того, чтобы опубликовать свои дневники прошлых, давних лет, первый поход
на Северный полюс 1979 году, переход в Канаду - 1988 год. Да, кстати,
книги о пересечении Берингова пролива пока нет. Так что работы уйма.
37. Анатолий , Питер : Как долго вы могли бы прожить без путешествий?
Матвей Шпаро:
Лично мне без путешествий жить довольно-таки трудно, и так получается, что раз
в полгода куда-нибудь, пускай не в большое и серьезное путешествие, но получается
выбираться. Ведь путешествие не обязательно должно нести в себе рекордные цели
или быть глобальным. Достаточно сесть в байдарку и попутешествовать по ближайшей
речке в течение пяти дней.
38. Константин Блугов , Челябинск : Следили ли вы за передвижением Николя Ванье
на собаках по Сибири? Как вы относитесь к такого рода путешествиям? Ведь
если я не ошибаюсь, каждый шаг его был подготовлен с помощью многочисленных помощников
и единиц техники, и многие опасности исключены. И еще вопрос - с
кем из известных путешественников вы поддерживаете дружеские отношения?
Дмитрий Шпаро:
Я хорошо знаю Николя Ванье, был на его пресс-конференции в РИА Новости перед
началом путешествия по Сибири.
Константин, это путешествие ради фильма. Ванье делает потрясающие документальные
фильмы. Когда его фильмы показывают в кинотеатрах в Париже, а фильмы документальные,
то в кассах выстраиваются очереди.
Я думаю, что очень хорошо, что он прошел на собаках от Байкала до Москвы, и очень
надеюсь, что в России удастся посмотреть тот фильм, который Ванье делает.
Вторая часть вопроса - у нас по всему свету полно друзей. Жан Луи Этьен - француз,
который первым в одиночку дошел на лыжах до Северного Полюса. Князь Альберт
Второй, руководитель Монако и теперь стопроцентный путешественник, покоритель
Северного Полюса. Классный парень, Борги Оусланд, самый, думаю, выдающийся
путешественник на земле, норвежец. Британский сэр Реналф Файннес. Замечательный
японский путешественник Мицюра Оба.
39. Юлия Ольховая , Москва : Вопрос и к Дмитрию Игоревичу, и к Матвею. Если бы
вам пришлось избрать другую профессию, что бы это могло быть?
Дмитрий Шпаро:
Я по профессии математик, и долгие годы совмещал свою любимую математику и путешествия.
Двадцать лет я преподавал математику в Московском институте стали
и сплавов.
Но в какой-то момент стало ясно, что из двух видов деятельности пора выбрать
один, и тогда я ответил себе, что лучше организовать профессиональный Клуб
<Приключение>, в котором дальше реализовывать свое жизненное предназначение.
Трудно ответить на вопрос по поводу другой профессии. Но я хотел бы быть профессиональным
писателем, скульптором, композитором, вообще любым профессиональным
творческим работником.
40. Рома Шокальский , Курск : Расскажите, пожалуйста, про инцидент, произошедший
при вашем пересечении Берингова пролива - когда на подмогу вам пришли американские
воздушные силы? Извините, если я что-то путаю, было бы здорово узнать, что было
на самом деле, лично от вас, а не по слухам. Очень рад встречать упоминания
о ваших акциях, но к сожалению, это происходит нечасто.
Матвей Шпаро:
Абсолютно верно, в 1996 году, когда у нас была первая попытка пересечь Берингов
пролив, она закончилась тем, что мы подали сигнал SOS, и к нам прилетели
американские вертолеты береговой охраны Аляски.
Берингов пролив - место, в котором лед постоянно движется, и очень сложно предсказать
и спрогнозировать направление движения льда и скорость этого движения.
На шестой день пути мы попали в очень сильную струю дрейфа льда по направлению
на северо-запад, скорость дрейфа составляла примерно 4 км в час, при том,
что идти с рюкзаком на лыжах по льду, когда тебе встречаются различные торосы
и разводья, невозможно быстрее, чем два километра в час.
Практически мы были в ситуации, когда человек идет вверх по эскалатору, который
движется вниз. Мы должны были идти на восток, а каждый час сдвигались на
северо-запад километра на два. Когда ты идешь, это может быть не очень заметно,
но стоит остановиться на обед и тем более на ночь, то сразу видишь, что
не то что приблизился, а отодвинулся от цели на 50 км, что, конечно же, очень
сильно давило на психику, и мы были вынуждены подать сигнал SOS.
В это время, как потом выяснилось, на Чукотке была очень сильная буря, скорость
ветра была такова, что вертолеты поднять было невозможно, поэтому наши пограничники,
получив наш сигнал, обратились с просьбой к американским спасательным службам
провести операцию спасения, хоть это и было в территориальных водах России.
Американцы с безупречной точностью и четкостью организовали и выполнили спасение.
Было задействовано очень много воздушных сил. Один самолет летал в стратосфере
очень высоко и обеспечивал связь, второй летел ночью, чтобы обозначить наше положение
и сбросить необходимый инвентарь, такой, как теплую одежду, медикаменты,
радиостанции, и несколько вертолетов прилетели для того, чтобы непосредственно
эвакуировать нас со льда.
Таким образом нас спасали в Беринговом проливе. Американцы сами для себя определили
эту ситуацию как очень хорошее и очень качественно проведенное спасение
людей на дрейфующем льду.
41. Ирина , Лобня : Сколько человек было на борту "Апостола Андрея"? Что нужно
сделать, чтобы стать членом команды этой яхты - закончить навигационное училище?
Дмитрий Шпаро:
Ирина, лучше всего написать письмо капитану "Апостола Андрея" Николаю Литау по
адресу
info@s*****.com.
На борту было на разных этапах плавания от 4 до 7 человек.
42. Алексей Германов , Омск : Здравствуйте, расскажите пожалуйста о судне "Апостол
Андрей". В частности, интересно, где оно хранится вне периода навигации?
Дмитрий Шпаро:
Много информации о яхте на
нашем сайте.
2 сентября судно приходит в Москву. После торжеств, в которых будет принимать
участие Юрий Лужков, главнокомандующий ВМФ адмирал Масорин, яхта уйдет на
зимовку в Тверь, где была построена.
Встречать яхту мы собираемся в музее-заповеднике Коломенское. Время пока не обозначено,
но этот день - праздник города, поэтому все желающие могут приходить
в Коломенское вместе с нами встречать яхту.
Завершающее слово:
Дмитрий Шпаро:
Я вспоминаю, что в 1988 году, то есть 18 лет тому назад, после возвращения из
экспедиции "Полярный Мост", переход СССР - Северный Полюс - Канада, я был
в "Комсомолке" и участвовал в так называемой "прямой линии". Я приблизительно
так же сидел за столом, было несколько телефонов, в течение двух часов мне
звонили, я отвечал на вопросы, и тогда это считалась самая прогрессивная, самая
открытая, очень новая для нашего времени форма общения газеты с читателями.
"Комсомолка" своими "прямыми линиями" очень гордилась. Но вот теперешняя наша
интернет-беседа, конечно, качественно очень сильно отличается от "прямой
линии", видно, что за эти 18 лет цивилизация сделала колоссальный шаг вперед.
Огромное спасибо всем за содержательные и на самом деле очень доброжелательные
вопросы. Очень приятно. С моей точки зрения, интеллектуальный уровень нынешней
беседы существенно выше, чем та "прямая линия". Вообще, когда разговариваешь
вот таким образом через компьютер, отвечаешь конкретным людям на разнообразные
умные вопросы, то это все-таки для меня, и думаю, что для нас с Матвеем,
некое осмысливание того, что мы делаем, как ни поразительно. Мы все время своей
работой просто парализованы, но на эту работу надо посмотреть чуть-чуть
со стороны - это очень полезно. И на самом деле это не удается делать. Вот сейчас
удалось. Так что еще раз большое спасибо.
Матвей Шпаро:
Хорошо, что к понятию путешествия проявляется интерес, и не только к профессиональным
путешествиям. Мы дали свои телефоны, свои контактные данные. Не важно,
хочет ли человек достичь Северного Полюса или просто поплавать на байдарках -
звоните, обращайтесь, мы не обещаем, что возьмем в большие путешествия, но
в чем-то, может быть, облегчим путь к путешествиям.
Выпуск листа на новом месте: 2292