[TIFLO] Путь к успеху
"Наша Жизнь" номер 5 за 2006 год.
Путь к успеху
Общественная деятельница из Бурятии
Цындыма Очиржаповна Бойко, несмотря на свой молодой возраст, достаточной
известный в Бурятии человек. И не только там. Её знают в и других регионах
России как общественного деятеля, принимающего активное участие в движении
за создание безбарьерной среды для инвалидов.
Цындыма - в настоящее время заместитель председателя Бурятской региональной
общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушением
зрения "Радужный мир", участник проекта "Международная сеть молодых
инвалидов - за доступное образование" и внештатный корреспондент
республиканской газеты "Бурятия". Являясь сотрудником тифлоинформационного
центра Республиканской спецбиблиотеки для слепых, в 2004-ом году была
организатором Межрегионального семинара "Компьютер как средство
социокультурной реабилитации людей с нарушениями зрения" в рамках грантового
проекта Министерства культуры Бурятии. Она окончила Восточно-Сибирскую
Государственную академию культуры и искусств, прошла подготовку к
управленческой деятельности в институте ВОС "Реакомп". Её успехи впечатляют.
Энергия восхищает, хотя жизненный путь - это постоянная нелегкая борьба с
собой и за себя. Предлагаем вниманию читателей подборку материалов о жизни и
деятельности этой удивительной женщины.
Корни
Отец Цындымы, Очиржап Доржиевич, родился в музыкальной семье, в которой
мама, папа, четыре брата и сестра прекрасно пели, играли на разных
музыкальных инструментах. Очиржап Доржиевич вспоминает: "Один из братьев на
концертах слушал музыку, сидя вполоборота, возвратившись домой, сразу же
наигрывал услышанное на баяне. Вся наша семья участвовала в художественной
самодеятельности, выступала в концертах и длинными вечерами пела протяжные
бурятские песни". Сегодня Очиржап Доржиевич - единственный в республике
мастер, который изготавливает народные инструменты.
Его дядя, Бальжинима Дугаров, был выдающимся бурятским мастером, который в
середине прошлого века воссоздал немало утраченных музыкальных инструментов
и практически один снабжал ими все национальные оркестры и ансамбли.
Ещё ребенком, живя у дяди, Очиржап наблюдал, как создаются музыкальные
инструменты, и уже тогда решил, что будет делать такие же прекрасные вещи.
Имея от природы незаурядный музыкальный слух, Очиржап Жамбалов без
музыкального образования смог овладеть уникальной профессией. Он
изготавливает струнные и смычковые музыкальные инструменты, а также духовые
деревянные. Бурятскую лимбу, похожую по своему звучанию на флейту и
незаслуженно забытую, он воссоздавал долгие годы, и сегодня она нашла
почётное место среди настоящих ценителей музыки. Но не только бурятские
музыкальные инструменты мастерит Очиржап Доржиевич, из его рук выходят
замечательные народные русские инструменты: жалейки, трещотки, свирели,
ложки, рубели. Кроме многочисленных частных заказов, он изготавливает
музыкальные инструменты и для учащихся музыкальных школ, и училища Улан-Удэ.
Заказы идут из соседних регионов и даже из далекой Калмыкии.
Если музыкальностью одарила природа нашего мастера по материнской линии, то
со стороны отца в роду у Очиржапа Доржиевича были чеканщики и дарханы. А это
значит, что он мастер на все руки: занимается строительством, подводкой и
ремонтом сантехники, водит машину и разбирается в ней не хуже автомеханика,
печёт хлеб, варит холодец и т.д. Шутит, что только в электронике не
разобрался.
Подстать мужу и жена, Цырен-Дулма Цыбенжаповна. Тридцать с лишним лет назад
Очиржап привез её, совсем ещё юную девушку, вместе с больной матерью,
младшим братом и со всем их небогатым скарбом к себе в деревню. Рядом с
немногословным работящим мужем жизнь её стала намного легче и спокойней.
Вскоре родилась дочь Цындыма, их счастье. Через несколько месяцев
Цырен-Дулма стала замечать, что девочка не всегда реагирует на движение
маминых рук, а больше обращает внимание на свет и на окошко. Потом, когда
дочка стала брать игрушки ощупью, они обратились к окулисту. Диагноз был
неутешительным: пигментная дегенерация сетчатки. Через два года родилась
вторая дочь, Сэсэг, с таким же диагнозом. Неожиданная беда сплотила молодых
родителей, с особой любовью и нежностью стали воспитывать своих дочерей.
Мать вспоминает: "Я относилась к своим девочкам без особой опеки. В этом
помогли навыки, которые получила, воспитывая своего младшего брата. Много с
ними играла, читала книжки, вместе с детьми придумывала разные игры. Никогда
не заставляла что-то делать, старалась своим примером учить их". И в этом,
думается, огромная мудрость материнского сердца и желание помочь своим
детям.
Поначалу Цындыма пошла в обычную школу, но со зрением возникали большие
проблемы. Тогда родители решили переехать в Петровск-Забайкальский, где была
специализированная школа-интернат. Но старший брат нашёл для них работу в
Улан-Удэ. Очиржап Доржиевич стал изготавливать музыкальные инструменты, а
Цырен-Дулма Цыбенжаповна устроилась швеей на завод "Сувениры". Цындыму
отправили учиться в школу-интернат для слабовидящих в
Петровск-Забайкальский, где первые годы пришлось ей несладко. Цындыма тогда
совершенно не знала русского языка, но за 2 - 3 недели выучила его, потом ей
так же легко давался и немецкий язык на уровне школьной программы.
Сейчас она вспоминает некоторые моменты школьной жизни: "В ясный день я
могла увидеть муравья, а в классе ничего не видела. Учительница никак не
могла понять, что на моё восприятие влияет освещение комнаты и шрифт
учебника. Думала, что я не подготовилась и ставила двойки". Повезло ей с
воспитательницей Анной Семеновной Прохоровой, которая очень по- доброму
относилась к маленькой Цындыме. Через год пришла учиться в эту же школу её
сестра Сэсэг. У неё тоже начались проблемы с языком. Сэсэг упрямилась:
"Почему я должна учить ваш русский язык, если вы не знаете моего
бурятского?" И её первая учительница Тамара Ивановна Сыченко добросовестно
учила бурятские слова, записывая их в тетрадь.
Приезжая домой на каникулы, девочки радовались теплу родительского очага и
тем праздникам, которые умели устраивать им мама с папой. Вместе ходили в
театры, кино. Мама покупала самые лучшие книги, игрушки, огромное количество
фломастеров, а когда дочери увлеклись вязанием, подарила им целый ящик
пряжи.
После 9 класса Цындыму, а затем и Сэсэг направили в Свердловскую областную
школу-интернат, где параллельно со средним образованием они получили
специальность: медсестра по массажу.
Жизнь шла своим чередом. Цындыма работала массажисткой, вышла замуж, родила
дочь Юлечку, затем сына Зорика. Но в 1996 году муж по состоянию здоровья
уехал жить к себе на родину, на Украину.
Оставшись одна с маленькими детьми, Цындыма не упала духом, ведь рядом
находились её родные, которые всегда готовы помочь. В это время она получила
путевку в Бийскую школу восстановления трудоспособности слепых, которая
явилась для неё настоящей школой жизни. Там она приобрела профессию
переплетчика, научилась лучше ориентироваться в пространстве и просто стала
увереннее себя чувствовать. Цындыма устроилась массажистом в загородном
лечебно-реабилитационном центре. Её хорошо приняли сотрудники, появились
друзья и среди благодарных пациентов.
Однажды Цындыма сломала руку и надолго лишилась работы. А тут как раз пришло
письмо из Владивостока от человека, который круто изменил взгляды на жизнь.
Это Александр Дмитриевич Грицай - ведущий специалист Приморской краевой
библиотеки для слепых. Он рассказывал о возможности незрячих использовать в
работе и учебе компьютер. Поистине нет худа без добра. После этого письма
Цындыма решила, что будет учиться и обязательно получит высшее образование.
Конечно, ей говорили, что поступить в обычный вуз с таким заболеванием
нереально. Как она будет писать рефераты, работать в библиотеке, проходить
практику? Да просто переходить из одной аудитории в другую?.. Но Цындыма
была уверена, что у неё все получится, и стала студенткой факультета бизнеса
и администрирования в социально-культурной сфере Восточно-Сибирской
Государственной Академии культуры и искусств. Здесь ей оказали огромную
помощь родители, верная собака-проводник Орех, однокурсники и многие добрые
люди. Она оправдала надежды, окончив академию с красным дипломом.
За годы учебы в академии Цындыма успела по направлению Бурятской
региональной организации ВОС поучиться и в "Реакомпе". Главным было общение
с теми, кто близок по духу, кто так же, как и она сама, свои дальнейшие
планы связывает с реабилитацией инвалидов по зрению.
После открытия тифлоинформационного центра Республиканской специальной
библиотеки для слепых на протяжении двух лет Цындыма помогала незрячим
посетителям осваивать компьютер (ПК). Многие из её учеников далеко превзошли
своего учителя, и теперь уже Цындыма консультируется у них. Сама же впервые
познакомилась с работой ПК, адаптированного для незрячих, во время учебы в
Москве, а после прошла стажировку во Владивостоке. Приморские специалисты
тоже приезжали в Бурятию с недельными обучающими курсами. В целом же
приходилось самостоятельно осваивать компьютерные премудрости.
Сестра Цындымы, Сэсэг, одиннадцать лет проработала массажистом в детской
поликлинике ? 2, где её очень высоко ценили администрация и родители больных
детей. Сейчас Сэсэг - массажистка РК "Здоровье". У неё растет маленький сын
Доржик.
Основную заботу о внуках взяли на себя родители Цындымы и Сэсэг. Глядя на
членов этой дружной семьи, невольно думаешь о том, как важно жить в полной
гармонии с самим собой. Отсюда и силы, и воплощенные мечты.
Известность - прелюдия к важному решению
Документальный фильм улан-удэнских авторов о взаимоотношениях
собаки-проводника - лабрадора по кличке Орех - и незрячей девушки Цындымы
был признан одним из лучших и допущен к конкурсному показу в Москве на II
международном кинофестивале "Кино без барьеров". Как с помощью визуальных
средств передать, что чувствует незрячий человек, выходя на улицу? "Мы
попытались отбросить шаблоны в виде чёрных очков и тросточки, сняв фильм
глазами собаки-поводыря, которая становится для незрячего человека
неотделимой частью", - говорит автор фильма Павел Добродеев. Фильм "Цындыма
и Орех" рассказывает об одном обычном дне из жизни незрячей улан-удэнки
Цындымы Бойко и её верной собаки. Оператор Евгений Козлов и режиссёр Павел
Шведов вместе с автором фильма буквально по пятам следовали за девушкой и
собакой. Их интересовало всё: как они собирались на работу, как спускались
по лестнице, садились в общественный транспорт. Съёмочная группа почти
двенадцать часов
сопровождала неразделимую пару, открывая для себя немало нового, начиная с
безразличия окружающих людей к инвалиду по зрению и заканчивая удивительной
внутренней взаимосвязью между человеком и собакой.
- Нас поразило, насколько лабрадор чувствует свою хозяйку, темп движений,
желания и даже настроение. Одновременно с этим, проведя один день с
Цындымой, мы увидели, что люди порою бывают жестокими по отношению к
незрячим. Когда съёмочная группа пыталась вместе со своими героями доехать
до института, где учится девушка, то ни один водитель маршрутного автобуса
не пустил в салон человека с собакой. Проблемы были и с присутствием пса в
общественных местах, не говоря уж о том, чтобы незрячий смог зайти и
поужинать в каком-нибудь ресторане города, держа на поводке собаку.
Республиканский фестиваль "Кино без барьеров", который прошёл на неделю
раньше одноименного московского, призван привлечь внимание общественности к
этой проблеме.
- Одним из основных критериев отбора фильмов для фестиваля, - говорит
председатель Фонда создания безбарьерной среды Галина Горбатых, - был
принцип позитивной направленности. Мы стремимся помочь зрителям взглянуть на
проблему инвалидности по-новому, чтобы они изменили свое отношение и стали
внимательнее к людям, которые имеют какие-то особенности. С другой стороны,
те зрители, у которых есть проблемы со здоровьем, смогли получить благодаря
предлагаемым фильмам немало положительного опыта.
По мнению Павла Добродеева, автора фильма о Цындыме и Орехе, их участие в
международном кинофестивале в Москве они воспринимают не просто как ещё одну
свою профессиональную победу, а прежде всего, как возможность напомнить
зрителям о проблеме, которую многие стремятся не замечать, показать,
насколько важны человеческое внимание и доброта.
Дело жизни
Цындыма еще достаточно молода, чтобы подводить итоги жизни. Но важный шаг к
решению сложнейшей государственной задачи она уже сделала, приняв участие в
создании региональной общественной организации инвалидов и родителей
детей-инвалидов с нарушением зрения "Радужный мир". Появилась она в конце
2005 года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения
"Ясли-сад "Ладушки" ? 88. Предыстория такова: папа незрячей девочки (сейчас
ей два с половиной года) Владислав Антонович Раднаев интересовался центрами,
где занимаются с незрячими дошкольниками. Поняв, что в Улан-Удэ негде
получить реальную помощь, поначалу хотел уехать в другой регион, но потом
решил, что и в своём городе можно создать условия для полноценного развития
незрячих малышей. Разыскал единственного в городе тифлопедагога Евгению
Минжурова, а она вышла на Цындыму Бойко.
Целью "Радужного мира" является объединение инвалидов, детей-инвалидов, их
родителей для защиты прав и интересов маленьких граждан нашей страны. Всего
в организации 21 человек. Председатель - Владислав Антонович Раднаев.
Основные направления деятельности таковы: обеспечение физического,
интеллектуального и личностного развития детей-дошкольников с нарушением
зрения, взаимодействие с властями для создания благоприятных условий и
доступной среды в городе для жизни детей с нарушением зрения; содействие
работе медицинских, лечебно-диагностических, абилитационных и
реабилитационных центров для них; издание методических пособий по воспитанию
незрячих и слабовидящих детей; распространение этих знаний среди родителей и
специалистов; формирование с помощью средств массовой информации позитивного
образа ребёнка с нарушениями здоровья; сотрудничество с республиканской
специальной библиотекой для слепых, а также со всеми организациями, имеющими
опыт работы с семьями детей-инвалидов.
К настоящему моменту, несмотря на непродолжительный срок существования
"Радужного мира", прошли стажировку сотрудники (заведующая, тифлопедагог)
муниципального дошкольного образовательного учреждения "Ясли-сад "Ладушки" ?
88 в Консультационно-практическом центре абилитации детей со зрительной
патологией Санкт-Петербурга. А в январе этого года Цындыма и мама незрячей
девочки Сэсэг Помишина прошли стажировку в Нижегородской региональной
общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению "Перспектива".
Профинансировал мероприятие Межрегиональный общественный фонд "Сибирский
центр поддержки общественных инициатив". Нижегородцы поделились своим опытом
работы с незрячими и слабовидящими детьми, передали методические пособия и
материалы для организации реабилитационной и абилитационной работы. Теперь в
Улан-Удэ, по примеру "Перспективы", планируется создание Центра ранней
помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и для этого свои усилия
объединили с Байкальским благотворительным фондом, который занимается
проблемами детей с ДЦП.
В январе 2006 года организация выиграла грант Министерства культуры и
массовых коммуникаций "Территория культуры", направленный на приобщение
детей с нарушением зрения к музыкальному творчеству через создание оркестра
на основе набора музыкальных инструментов и методических материалов Т.
Тютюнниковой по системе Карла Орфа "Музыкальный сундучок". Создана
электронная библиотека методических пособий по воспитанию незрячих и
слабовидящих детей, которой активно пользуются родители и специалисты.
Начато сотрудничество с педагогами, родителями и учащимися специальной
коррекционной школы-интерната и готовится совместный проект со студентами
художественно-графического отделения Бурятского Республиканского
педагогического колледжа по изготовлению тактильных развивающих пособий для
детей с нарушениями зрения.
Общественные организации, властные структуры с пониманием относятся к
проблеме. Ну, а родители, пребывающие в шоке и растерянности при рождении
незрячего ребенка, теперь знают, куда обращаться за помощью, и могут
грамотно подходить к воспитанию и развитию своих детей. Они благодарны
"Радужному миру".
Материал подготовлен сотрудниками Республиканской спецбиблиотеки для слепых
г. Улан-Удэ при участии Цындымы Бойко
К XX съезду ВОС
Выпуск листа на новом месте: 2291