[TIFLO] "Белая трость" подводит итоги
"Белая трость" подводит итоги
На прошлой неделе экспериментальная студия "Белая трость"при Доме школьников
подводила итоги своего трехмесячного существования. Название студии очень
символично и говорит само за себя: трость v необходимый атрибут слабовидящих,
их опора в движении, жизни.
Идея создания подобной студии вынашивалась членами Чистопольской организации
ВОС уже давно: кто, как не слепые, лишенные возможности видеть яркие краски
окружающей действительности, не только приспособившиеся к существованию в мире
зрячих людей, но и нашедшие себя в работе, творчестве, спорте могут передать
слабовидящим детям ценный личный опыт. Возглавил студию LБелая трость педагог
дополнительного образования Сергей Петрович Тарасов, который потерял значительную
часть зрения в результате травмы уже в совершеннолетнем возрасте. Потеря зрения
обернулась для Сергея Тарасова огромной личной трагедией, тогда казалось
v все, ничего хорошего в жизни уже не будет. Жизнь Сергея разделилась на два
периода: до и после травмы.- Но, не зря говорят, что время v самый лучший
лекарь. С течением времени Сергею Петровичу пришлось учиться многим вещам в жизни
заново. Теперь он знает, как и чему нужно обучать слабовидящих, чтобы
они не потерялись в жизни, могли каждый день и каждый час, невзирая на свой недуг,
быть и чувствовать себя полноценными членами общества.
Слабовидящих детей в нашем городе около пятидесяти, но, к сожалению, до марта
этого года ими никто системно, целенаправленно не занимался. В школах таких
ребят обычно освобождают от уроков физкультуры, трудового обучения. Но не нужно
забывать, что слабовидящие v такие же дети, которые в скором времени станут
взрослыми. Как они смогут жить среди здоровых людей, если будут лишены элементарных
трудовых навыков и будут физически неразвиты? Ко всему прочему, Такое
отстранение от уроков по состоянию здоровья очень негативно сказывается на психике
детей и подростков. Их контакты с одноклассниками становятся однобокими,
теряется возможность ощутить взаимопомощь, взаимовыручку, которые обычно проявляются
не на уроках математики и русского языка, а как раз в коллективных
спортивных играх, соревнованиях на уроках физкультуры, совместной трудовой деятельности
на уроках технологии. Слабовидящих детей в школах освобождают от
работы на субботниках. Казалось бы, скажи сейчас какому-нибудь мальчишке, ученику
8-10 класса: LВ этот раз ты можешь не приходить на субботник! Так тот
обрадуется несказанно. А вот слабовидящий ребенок усмотрит в этих словах очередное
подтверждение своей неполноценности. LЯ не такой, как все!, - Скажет
он дома родителям сквозь слезы. Хуже всего приходится слабовидящим детям, обучающимся
на дому. В этой ситуации общение со сверстниками почти отсутствует.
Ребенок, запертый в четырех стенах, отгораживается от сверстников еще одной высокой
стеной v психологической.
Создавая студию, С.П.Тарасов и председатель Чистопольского отделения ВОС Р.Г.Гардиев
обратились в детскую поликлинику с запросом о предоставлении обществу
слепых списка детей с ослабленным зрением. А потом встретились с родителями и
детьми с предложением посещать занятия шахматно-шашечного кружка. Отрадно,
что отдел образования пошел навстречу, понимая важность создания студии LБелая
трость. Три месяца v срок небольшой, пока слабовидящие дети освоили только
азы игры в шашки и шахматы. LДостичь каких-то больших результатов v это не самая
главная цель, - Считает Сергей Петрович, - Важнее научить ребят общаться,
привить чувство самоуважения, собственного достоинства, ощущения востребованности.
Первые несколько занятий в новой студии ребята, ранее незнакомые друг с другом,
почти не общались. Приходили, играли и молча уходили. Занятия в студии проходили
три раза в неделю. Где-то через месяц педагог стал замечать, что дети стали смеяться,
шутить. Это было первой маленькой победой: ребята подружились, стали
более открытыми. Например, Саша Архипов обучается на дому из-за проблем с ослабленным
зрением, нарушением слуха, речи. На первых занятиях Саша ужасно стеснялся,
сейчас он изменился, привык находиться в обществе детей, уже не комплексует по
поводу своей внешности и речи. Саша уверен, что внешность v не самое главное
для общения, здесь гораздо важнее твой внутренний мир и доброта.
7 и 14 июня студия LБелая трость провела шашечно-шахматный турнир, который отразил
итоги трехмесячной работы, показал, кто и чему здесь мог научиться.
На турнир были приглашены и взрослые v члены ВОС. Среди них был и Р.Г.Гардиев,
который, имея первый разряд по данным видам спорта, на протяжении всего
времени существования студии помогал С.П.Тарасову в качестве тренера-консультанта.
Судейство велось по круговой системе. В личном зачете отличились:
Ребзуев Сергей, занявший первое место и в шахматах, и в шашках; Архипов Александр
(второе место в шашках, третье место в шахматах); Закиров Ильдар (третье
место в шашках, второе место в шахматах). Победителям были вручены призы и подарки
от Чистопольского Общества слепых: Почетные грамоты, электронные головоломки,
шоколадки. Всем победителям, а также директору Дома школьников Л.А. Смирновой
поэт Рифкат Гардиев подарил на память недавно вышедший в свет свой сборник
стихов LТепло сердец вам возвращаю. Кстати, коллектив Дома школьников очень радушно
относился все эти три месятся к слабовидящим детям. Помимо директора
Любови Александровны, поддержку Сергею Тарасову оказывали зам. Директора М.А.
Елисеева, методист К.Е. Кононова.
У Сергея Тарасова и Рифката Гардиева много интересных идей, планов работы со
слабовидящими детьми в будущем. Один маленький шаг уже сделан v дети научились
играть в шахматы и русские шашки, но также существуют шашки международные, в
которые играют многие, в том числе на различных республиканских и российских
турнирах. Ежегодно Всероссийское общество слепых проводит турниры, на которые
съезжаются инвалиды по зрению со всей нашей необъятной страны. Подготовившись,
чистопольские ребята также смогли бы поучаствовать в них и, возможно, занять
призовые места. Очень хотелось бы организовать дружескую встречу с шашистами
и шахматистами лаишевской спецшколы для слепых детей.
В перспективе v развитие подвижных видов спорта. Для слепых существует особая
разновидность футбола v футзал, в который незрячие спортсмены играют, стоя
на коленях. Мяч игроки ловят и катают руками. Соревнуются две команды, по три
игрока в каждой. Воротами является вся задняя стена. Учитывая разную степень
потери зрения игроков, на них надевают светонепроницаемые очки. В футзале играют
только на звук, который издает специальный звучащий мяч.
Все это возможно: есть огромное желание продолжить работу со слабовидящими детьми
у С.П.Тарасова, не представляют себя без студии и новых друзей дети, готово
предоставить помещение и спортивный зал руководство Дома школьников. Состоялся
ли эксперимент, и стоит ли вести подобную работу со слабовидящими детьми
и подростками, - теперь это предстоит решать с нового учебного года руководству
городского отдела образования.
Мне кажется, что такое доброе, милосердное дело обязательно должно быть продолжено.
Больных детей с каждым годом в нашей стране становится все больше, и
если есть энтузиасты, готовые за копеечную зарплату работать с такими детьми,
то их надо только поддерживать.
Оксана Скворцова,
Еженедельник "Без проблем",
Г.Чистополь, Республика Татарстан
Выпуск листа на новом месте: 2276