Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Легче не станет

Легче не станет

Во всяком случае это касается учителей

Жить учителям станет труднее, несмотря на повышение зарплаты, считает Олег СМОЛИН.
Он не предсказатель, а первый заместитель председателя Комитета Государственной
Думы по образованию и науке, член-корреспондент Российской академии образования,
доктор философских наук, профессор. Так что считать умеет.

На четверть ставки Олег Николаевич преподает в Омском государственном университете.
Говорит, что частое общение со студентами - это тяжелый труд, зато редкое
- большое удовольствие. Точнее, глоток свежего воздуха, которого, похоже, в
Государственной Думе ему не хватает. Вспоминает старую <универовскую> шутку:
все мы стареем, и только студентки третьего курса остаются вечно юными. В парламенте
он в пятый раз. Опыта и квалификации не убавилось, однако возможностей
реального влияния на образовательную политику стало много меньше. По мнению профессора,
именно из-за политического состава парламента. Даже в самом комитете
сторонники демократического социального направления в образовательной политике
оказались в меньшинстве.

Так что жить педагогам в 2005 году легче не станет, считает Смолин. Во всяком
случае, если судить по тем законам и бюджету, которые уже приняты. Ведь заработную
плату надо рассматривать не в абсолютных размерах - количестве рублей, а в отношении
к прожиточному минимуму. Несложный арифметический расчет дает удручающую
картину. В декабре 2001 года учительскую зарплату повысили на 54 процента. Но
беда в том, что прожиточный минимум, то есть цены на товары первой необходимости
выросли на 40 процентов, а по данным профсоюзов - на все 45. Затем в октябре
2003 года зарплату подняли еще на 33 процента. Однако, по данным думского
Комитета по труду и социальной политике, с того времени и по сию пору прожиточный
минимум вырос на 22 процента. Последнее повышение зарплаты - на 20 процентов
- тоже не меняет кардинальным образом положения бюджетников. И это несмотря на
то, что дополнительные доходы федерального бюджета за последние 5 лет превысили
полтора триллиона рублей. Демократическое меньшинство Комитета по образованию
и науке требовало повысить зарплату педагогов хотя бы на 50 процентов, тем
более что для этого созданы благоприятные финансовые условия. Но... - Все мои
аргументы оказались очередным гласом вопиющего в пустыне, - говорит Смолин.
- Тщетно объяснял я коллегам, что повышенная на 20 процентов в январе 2005 года
зарплата по отношению к прожиточному минимуму окажется на 2 процента меньше,
чем в октябре 2003-го и на 9, чем в декабре 2001 года. Тщетно приводил данные
о финансовых возможностях страны. Валютные резервы Центробанка превысили
100 миллиардов долларов, или 3 триллиона рублей, профицит федерального бюджета
в прошедшем году составил почти 500 миллиардов рублей, в следующем запланировано
278 миллиардов. В сумме это почти в 4 раза больше, чем требуется на повышение
в полтора раза зарплаты всей российской интеллигенции. Единственную слабую
надежду подал вице-премьер Александр Жуков, пообещавший вернуться к вопросу о
зарплате по итогам первого полугодия 2005 года и до конца года повысить ее
в разных регионах дополнительно от 10 до 30 процентов. Правда, подобное мы уже
слышали в прошлом. По мнению специалистов, региональные бюджеты, на которые
взвалили ответственность за зарплату бюджетников, будут слишком напряжены, чтобы
выполнить это обещание.

Кроме того, стал другим социальный налог - теперь он, по словам Смолина, тяжким
бременем ложится на бедных. Его снижение с 35 до 26 процентов выгодно <большому
бизнесу>. А пенсионеры, дети, инвалиды, студенты, недополучат более 200 миллиардов
бюджетных денег.

Новая налоговая шкала является регрессивной: чем больше получаешь, тем меньший
процент отчисляется на социальный налог. Как подсчитал Олег Николаевич, и
с заработка в 5000 рублей, и с доходов в 65 тысяч бюджет получит примерно по
15,5 тысячи рублей в год. На законном основании богатые недоплачивают, а бедные
- недополучают!

Олег Смолин считает великим принцип социалистов, ставший сейчас официальным лозунгом
ЮНЕСКО: <Образование - для всех!> Чтобы претворить его в жизнь, нужен
целый комплекс мер. По мнению депутата, необходимо: удвоить государственные расходы
на образование, заработную плату педагогов и студенческие стипендии,
в десять раз увеличить расходы на питание детей, ввести специальные нормативы
на обучение малообеспеченных детей, детей-инвалидов и сирот. По словам Смолина,
самым продуктивным периодом российского образования за последние 20 лет был конец
80-х годов. Свободу оно тогда уже получило, а деньги еще не отобрали.
Ведущие педагоги собирали большую телеаудиторию, чем деятели шоу-бизнеса.

Идеи Смолина претворяются в жизнь редко, хотя он работает над этим постоянно.
Гордится тем, что удалось: отстоять коммунальные льготы для сельских педагогов,
защитить гарантии права граждан на дошкольное образование, восстановить в <законных
правах> ликвидированную в первом чтении программу развития образования,
сохранить возможность образовательных учреждений и научных организаций зарабатывать
внебюджетные средства и распоряжаться ими, сохранить в Законе <Об образовании>
положение о том, что закрытие малокомплектной сельской школы возможно только
с согласия граждан.

Со дня вступления в должность Смолин предлагает повысить студенческие стипендии
в полтора раза. По его расчетам, современная стипендия по сравнению с уровнем
15-летней давности в реальных деньгах снизилась: в вузе в 3,5 раза, в среднем
профессиональном учебном заведении - в 7 раз, в ПУ - в 10 раз. Повышение
стипендий вдвое в сентябре 2003 года покрывало лишь рост прожиточного минимума.
Два года подряд Олег Николаевич просит выделить из федерального бюджета
9 миллиардов рублей на питание малообеспеченных детей в школах, ПУ и ссузах.
После Беслана потребовал 8 миллиардов рублей на программу обеспечения безопасности
школ. В Госдуме под его фамилией значатся еще 80 законопроектов, поправок, предложений,
которые, увы, скорее всего будут отклонены или отложены. - Неплохо
бы депутатам помнить элементарную истину: патриотизм - это естественная реакция
гражданина на заботу о нем государства, - говорит Олег Смолин. - Посмотрите,
что происходит в России. Идет социальная атомизация - разделение общества на
обособленных людей, не связанных друг с другом. Государство не любит своих
граждан, они отвечают взаимностью - и ему, и друг другу. Отсюда и агрессия, и
жестокость даже по отношению к детям. Наша власть, к сожалению, пытается
сплотить общество насилием - назначениями, приказами, подавлением оппозиции.
После короткого периода <демократии без берегов> политическая свобода все
более и более закручивается административными гайками. Общеизвестно: в российской
политике доминирует отнюдь не парламент, но президент и правительство.
При желании все главы отечественной Конституции, посвященные организации федеральной
власти, можно было бы изложить в двух статьях. Статья первая: президент
всегда прав. Статья вторая: если президент не прав, смотри статью первую. Для
того чтобы какая-либо из политических сил получила возможность реально управлять
страной, она должна иметь либо своего президента, либо две трети депутатов Госдумы
и две трети членов Совета Федерации.

Еще со времен Аристотеля известно, что благополучно то государство, в котором
живут счастливые граждане. Счастливые, как правило, не богаты и не бедны,
а имеют средний уровень достатка. Поэтому объединить страну можно и нужно с помощью
социальной политики. Если бы педагоги стали не богатыми, нет, они не
просят, им это не нужно, а <средними>, тогда, наверное, их ученики смогли бы
больше любить Родину...

Елизавета АНГЕЛИНА

Версия для печати
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=8267

"Учительская газета"

Выпуск листа на новом месте: 502

Ответить   Tue, 15 Feb 2005 05:41:00 +0300 (#316329)