Новые поправки к закону о благотворительной деятельности могут быть восприняты
на местах как директива сверху
МОСКВА, 4 февраля. Эксперты проекта "Объединение гражданского сообщества в целях
проведения общественной кампании по реформированию системы налогообложения некоммерческого
сектора в России" подготовили юридическое заключение на Федеральный закон N122
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу
с 1 января 2005 года. Так называемый закон о "монетизации" льгот отменяет некоторые
нормы Федерального закона N135 "О благотворительной деятельности в благотворительных
организациях" в области государственной поддержки благотворительной деятельности
и благотворительных организаций. В частности, отменены положения, согласно которым
источником формирования имущества благотворительной организации могут быть бюджеты
всех уровней; а также положения о создании муниципальных советов по поддержке
благотворительных НКО и предоставлении им льгот (в том числе и натуральных, например,
по оплате коммунальных услуг и связи). Из пояснительной записки к ФЗ N122 следует,
что это было сделано для разграничения полномочий и предметов ведения разных
уровней власти, а также устранения не работающих на практике, устаревших и "декларативных"
норм. Директор юридического отдела Российского отделения Британского благотворительного
фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия) Анастасия Акрамовская пояснила, что
большинство из исключенных положений закреплены в других нормативных актах, например
Налоговом кодексе РФ. Новые поправки не устанавливают запрета ни на финансирование
НКО из государственного бюджета, ни на предоставление им льгот, ни на создание
благотворительных советов при местных администрациях. Однако, по мнению А.Акрамовской,
их внесение может быть воспринято на местах как государственная политика и руководство
к действию. Она отметила, что представители благотворительных советов уже обращаются
за разъяснениями к юристам.
Акрамовская также прокомментировала поправку в п.8 ст.217 НК РФ, согласно которой
теперь не облагается налогом на доходы физических лиц единовременная материальная
помощь в виде гуманитарной или благотворительной помощи, предоставляемая прошедшими
государственную регистрацию благотворительными организациями. Налог, взимавшийся
в размере 13%, получил название "налог на тарелку супа". Анастасия Акрамовская
считает, что эта поправка существенно облегчает жизнь получателю благотворительной
помощи. По ее словам, в практике CAF Россия были случаи, когда нуждающиеся в
лечении отказывались от медикаментов, которые мог предоставить им фонд. "У них
просто не было денег заплатить 13% от стоимости лекарств", - пояснила юрист CAF
Россия. Для НКО отмена этого налога тоже облегчает задачу по оказанию помощи
нуждающимся. Раньше они были обязаны удерживать 13% от благотворительных средств
или уведомлять налоговые органы о том, "кому и в каком размере" они помогли.
Теперь этого делать не нужно.
Контакт:Акрамовская Анастасия (директор юридического отдела Российского отделения
Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия) телефон:
(095) 792-59-29
Источник: Агентство социальной информации
Выпуск листа на новом месте: 487