"Наша жизнь" N2, 2005
Вехи Российской тифлопедагогики:
из истории съездов
XIX век вполне можно назвать <эпохой возрождения> тифлопедагогики. Начало систематического
обучения слепых связано с именем известного французского тифлопедагога Валентина
Гаюи, который в XVIII веке - в 1784 году - осуществил первую попытку создания
методов и системы обучения слепых. Развитие тифлопедагогики продолжилось по всему
миру и выявило много новых имён именно в XIX столетии: в 70-х годах в мире уже
насчитывалось около 150 учебных заведений для слепых, крупнейшими из которых
были Национальный Парижский институт, Музыкальная академия в Лондоне и др.
Тифлопедагогика как наука в этот период только определяет свой предмет и методы
исследования. Отсутствие связи между деятельностью даже ведущих учреждений для
слепых привело к тому, что в мире в этот период существовало около 200 различных
шрифтов слепых. Тифлопедагоги искали такие методы и приёмы обучения, которые
были бы доступны слепым. Хотя в практике обучения и применялись учебные пособия,
рассчитанные на осязательное восприятие, устные методы считались основными в
обучении. Иоганн Клейн, основавший в 1804 году Венский Королевский институт для
слепых детей и создавший систему, при которой они получали не только умственное,
нравственное, физическое развитие и музыкальное образование, но и возможность
овладеть ремёслами. В своём руководстве в 1819 году он писал: <Обучение разным
предметам ведётся большей частью путём устного изложения, т.е. при помощи слуха>.
Систему И. Клейна полностью поддерживал Иоганн Август Цейне, который в 1806 г.
основал Прусский Центральный институт для слепых детей. Его книга <О слепых и
школах слепых> выдержала несколько изданий.
Большую работу по дальнейшему совершенствованию системы образования слепых провёл
Карл Август Георги, открывший Дрезденский Институт слепых в 1809 году. Опыт работы
этого учебного заведения изучали многие русские тифлопедагоги. Здесь неоднократно
побывали А.И. Скребицкий, А.А. Адлер, Г.Г. Дикгоф, В.А. Гандер, К.К. Грот, Г.П.
Недлер и др.
В Англии школы для слепых были основаны: в Ливерпуле - в 1791 г., в Эдинбурге
- в 1792 г., в Лондоне - в 1799 г. Английские школы для слепых специализировались
на их музыкальном образовании. А.И. Скребицкий в своём глубочайшем исследовании
<Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе> писал: <Вызванная
Гаюи и Клейном к жизни совершенно новая деятельность, воодушевлявшая первых их
последователей, сосредоточилась в укромных стенах первобытных институтов. Там,
в тиши, проверяли путем наблюдения и опытов основные начала новой ещё области
педагогики. В течение этого, сравнительно незаметного для постороннего наблюдения,
периода деятельности накопился богатый материал, получивший огласку только в
недавнее время. Почти каждый добросовестный деятель оставил после себя заметные
плоды, один в одном, другой в другом направлении, плоды, которыми воспользовалось
настоящее поколение. Едва ли какая-либо сторона из жизни физической, умственной
или общественной слепого осталась незатронутой. Кроме того, исследования этих
тружеников успели возбудить интерес общества к их деятельности и к судьбе лишившихся
зрения>.
Скребицкий считал, что ни одна область знания не может создаться усилиями одного
лица, что необходимы коллективные труды и наблюдения выдающихся деятелей для
полного успеха. Очень обстоятельно Александр Ильич анализирует первый съезд тифлопедагогов
Европы, собравшийся в октябре 1857 года в Цюрихе, и Нью-йоркский съезд 1856 года.
Эти съезды доказали, как важен обмен мыслями при личном общении, как это общение
воодушевляет специалистов. Тифлопедагоги не имеют возможности часто встречаться,
а миссия служения высокой цели, ради которой основаны институты для слепых, ко
многому обязывает. Поэтому съезды для них представляют удобный случай взвесить
обязанности, на них лежащие. Проверка здесь проводится не начальством, а товарищами,
хорошо знакомыми с делом. Мысль А.И. Скребицкого о том, что <общество, доросшее
до сознания, что каждый гражданин имеет право на образование, в том числе и слепые,
общество, жертвующее для этой цели, имеет, со своей стороны, право требовать
отчёта не от начальства только, но и от тифлопедагога>. Вопрос о том, <ведётся
ли дело на рациональных, гуманных и строго экономических началах, не служит ли
заведение только ширмами, под прикрытием которых преследуются эгоистические и
корыстные цели>, может быть поставлен именно на съездах и предоставлен свободному
обсуждению. Таким образом, кроме пользы научной и педагогической, есть ещё и
польза в том, что они <выводят деятельность заведений на свет Божий, дают о ней
отчёт не только канцелярский>.
Мысль собрать на конгресс директоров, учителей институтов для слепых, частных
лиц, интересующихся судьбой лишённых зрения, давно созревала. Честь принимать
первый международный съезд тифлопедагогов досталась Вене, так как здесь был основан
второй в мире, по времени, институт для слепых. Кроме того, Вена представляла
для многих интерес новизны. Доктор Франкл, директор лучшего учебного заведения
того времени в Австрии, разослал приглашения на конгресс в заведения всего земного
шара. 28 институтов трёх частей света - Европы, Америки, Африки - прислали
99 своих представителей. Пять дней длился этот первый международный конгресс,
с 4-го по 8-е августа 1873 года. За ним последовали: дрезденский 1876 г., берлинский
1879 г., франкфуртский-на-майне 1882 г., амстердамский 1885 г., кельнский 1888
г., кильский 1891 г., мюнхенский 1895 г., штеглиц-берлинский 1898 г., бреславльский
1901г. - периодичностью через три года. Другие страны стали проводить свои съезды.
На съезде в Вене были организованы 3 секции. Секция по общим вопросам, касающимся
слепых, рассматривала проблемы психологии, статистики, гигиены, домашнего воспитания,
литературы о слепых, устройства заведений и т.п. Секция теоретического образования
занималась методами преподавания разных предметов, учебными пособиями, программами
в приготовительных училищах, в самих институтах. Третья секция изучала техническое
раз-витие в разных ремёслах: орудия производства, мастерские, материалы производства,
призрение выпускников. Были учреждены также комиссии по наглядному обучению,
выработке музыкального шрифта для обозначения нот, о краткописи.
Конгрессы покончили с разрозненностью учебных заведений для слепых. На них вырабатывались
новые, прогрессивные взгляды и приемы, происходил обмен мыслями, выяснение противоречий.
Многие изобретения, наблюдения и усовершенствования стали общим достоянием слепых.
Гласность конгрессов способствовала пробуждению в обществе большого интереса
к слепым, а следовательно, и к принятию мер для облегчения участи лишённых зрения.
Очень долго музыка считалась главным предметом обучения незрячих. Между тем появился
новый подход в практической подготовке незрячих. Так как большинство учащихся
принадлежали к бедным слоям населения, их стали учить ремёслам, способным дать
им средства к жизни. Обучение музыке велось для одарённых. Их готовили настройке,
игре на органе, преподаванию. Ввиду неизбежной конкуренции со зрячими было сосредоточено
особое внимание на том, чтобы учащиеся стали действительно дельными ремесленниками,
способными выдержать не только профессиональную борьбу, но и все препятствия
на жизненном пути. Введение новых предметов, способствующих физическому и умственному
развитию; обращение особого внимания на значение честного труда в общественной
и частной жизни; на формирование стойкого характера - всё это облагораживало
саму форму благотворительности, не унижая человеческое достоинство.
Все материалы конгрессов переводились и публиковались в специальных изданиях
(<Русский слепец> -ежемесячный журнал с 1885 г. и журнал <Слепец> - с 1890 г.).
Тифлопедагоги из России тоже принимали участие в съездах. Обретался опыт, складывалась
своя система обучения. Появилась необходимость провести свои съезды. Учреждённое
в 1881 году <Мариинское Попечительство о слепых>, которое возглавил К.К. Грот,
расширяло свою деятельность по всей России. К 1892 году, спустя 11 лет после
основания, Попечительство занималось всей сферой обустройства жизни незрячих:
устройством училищ, ремесленных мастерских для взрослых слепых, печатанием книг
для слепых, изданием журнала и литературы по вопросам воспитания и обучения слепых,
мерами по предупреждению слепоты, помощью престарелым и нетрудоспособным слепым,
собиранием статистических данных о слепых в России. Деятельность Попечительства
быстро распространилась на всю страну.
К 1898 году в России было 23 училища слепых Мариинского Попечительства, цели
которых ничем не отличались от тех, которые ставила перед собой тифлопедагогика
за рубежом. Основной заботой было сделать незрячих учеников полезными членами
общества, способными к труду. По инициативе Попечительства были созваны съезды
по попечению о слепых. Оба съезда были проведены по предварительно разработанной
программе Попечительства и проходили в Петербургском училище. На первом в 1901
году, главным образом, обсуждались учебно-воспитательные вопросы, вопросы ремесленной
подготовки слепых, а также оказания помощи выпускникам. В программу II съезда,
проходившего в 1909 году, был включён раздел по предупреждению слепоты, ставший
одним из главных. (Второй съезд должен был состояться в 1906 году, и уже была
проведена большая работа, но помешала революция 1905 года.) Не был проведён и
III съезд в 1917 году. В журнале <Слепец> в 1917 году была опубликована предварительная
программа, но революционные события отодвинули III съезд тифлопедагогов России
на 87 лет.
Сегодня у нас есть возможность внимательно рассмотреть события, происходившие
100 лет назад, благодаря опубликованным в 1901 году <Трудам первого русского
съезда по попечению о слепых>, изданным Попечительством Императрицы Марии Александровны
и <Трудам второго русского съезда по попечению о слепых и предупреждению слепоты>,
изданным в 1910 году. Эти издания имеют огромную ценность для тифлопедагогики,
так как дают возможность понять, как создавалась вся система обучения и воспитания
слепых, погрузиться в атмосферу того времени.
Первый съезд состоялся 5 - 8 июня 1901 года в помещении Александро-Мариинского
училища слепых. Среди участников - лица, принадлежащие к учебно-воспитательному
персоналу училищ Попечительства, а также все желающие улучшить жизнь слепых.
Очень строго соблюдался регламент. Доклад - 30 мин., участие в прениях не более
3-х раз желающему, в общей сложности не долее 15 минут. Доклады первого дня
посвящались таким темам: <Попечение о бывших воспитанниках училищ слепых детей>
- В.И. Заиончевский (Киев); проект С.А. Эллис <Об учреждении братства при церкви
Александро-Мариинского училища>; <О способах обеспечения служащих по ведомству
Попечительства> - Я.Н. Колубовский (СПб.); <О краткописи слепых> - М.Е. Перов
(СПб.); <Об устройстве центральных мастерских для обучения слепых> - П.Е. Кобранов
(Ромны). Затем было знакомство с Санкт-Петербургскими учреждениями Попечительства.
Второй день был посвящён докладам: <Обучение слепых музыке, пению, настройке>
- Г.П. Недлер (СПб.), <Значение музыки для слепых и преподавание её в Казанском
училище слепых> - К.А. Корбут (Казань), <О развитии внешних чувств у слепых>
- К.Ф. Лейко (Харьков), <Столярные работы как вид ручного труда слепых> - Ф.Ф.
Рюльман (СПб.), <Подарки слепым детям> - С.С. Павловский (СПб.), <Объяснительное
чтение в училищах слепых> - Д.Ф. Истрашкин (Саратов), <Церковно-славянское
чтение в училищах слепых> - И.И. Папышев (Киев), <Изготовление географических
карт для слепых> - Ф.В. Карякин (СПб.). Закончился день осмотром Зимнего дворца.
Третий день тоже был посвящён докладам, которые были объединены вопросами трудового
обучения слепых. Рассматривались проблемы заготовки и удешевления ремесленных
материалов, сбыта изделий. Впервые прозвучала фамилия В.А. Гандера из Воронежа,
который впоследствии много сделал для тифлопедагогики. Говорилось также о ткацких
работах слепых и о сапожном ремесле как учебном предмете для слепых. Завершился
день посещением Петропавловского собора. А 8 июня в 10 часов утра все 83 участника
съезда на пароходе поплыли в Петергоф. Так красиво, празднично завершилась работа
Первого съезда тифлопедагогов. Даже простое перечисление названий докладов доказывает,
как серьёзно он был подготовлен и какой разнообразный круг проблем волновал тифлопедагогов
тогда.
Второй русский съезд по попечению о слепых и предупреждению слепоты состоялся
с 19 по 27 мая 1909 года. Кроме учебно-воспитательного персонала училищ, в нём
принимали участие глазные врачи. На съезде выступали с проблемными докладами
ведущие тифлопедагоги. <О цели и задачах училищ для слепых в России> говорил
М.К. Мухлин. <Попечению о трудящихся слепых> посвятил свой доклад Г.П. Недлер.
<К вопросу о всеобщем обучении слепых в России> обратился в своём докладе Я.Н.
Колубовский. Затем В.Г. Кнатц поднял проблему <О правовом положении слепых в
России>. Говорилось также <О браках между слепыми> - в докладе Н.А. Березина
из Казани. Очень содержательным и глубоким был доклад Ф.Г. Абта <О первоначальном
преподавании музыки слепым>.
Новым и важным в работе второго съезда было участие глазных врачей. Прозвучали
обстоятельные доклады: <О причинах слепоты в России> - М.И. Рейх (СПб); <Об организации
доступной окулистической помощи низшим слоям населения> - А.И. Масленников из
Воронежа; <О необходимости переписи слепых в России> - Я.Н. Колубовский. Были
также доклады о новых приборах для слепых, о краткописи, о выборе ремёсел. Вновь
говорилось о ткацком ремесле и о введении сапожного мастерства в училищах, а
также верёвочного производства. Очень важным и новым был вопрос, поставленный
В.А. Гандером, о выставках, цель которых - распространение сведений о слепых.
Особое внимание было уделено духовному воспитанию незрячих. Доклад И.В. Осьминского
<О религиозном воспитании слепых> ставил очень важную проблему, которая и сегодня
звучит злободневно. <Обучив их труду, ремёслам, мы исполним только половину своего
долга. Ведь это относится только к заботе о теле. А что же для души?> - вопрошал
он. <В деле воспитания необходима самая полная искренность и терпимость>, - говорил
И.В. Осьминский. Он высказал мнение о том, что незрячие ограничены только в познавательном
отношении, а все запросы человеческого духа свойственны им так же, как и всем
другим людям. Съезд завершился посещением Зимнего дворца и Петергофа.
В 1917 году, через 8 лет после второго, была разработана программа третьего съезда
по попечению о слепых и по предупреждению слепоты. Попечительство, сознавая большое
значение съездов в деле организации помощи слепым, очень обстоятельно разрабатывало
эту программу. Здесь предполагалось обсудить вопрос подготовки тифлопедагогов,
об училищах повышенного типа для слепых, о новых видах трудоустройства, в частности,
о валяльном ремесле, животноводстве и огородничестве у слепых, о кооперативах
для трудящихся слепых. Особое внимание уделялось книжному делу слепых, изданию
Брайлевских книг, печатанью нот. Собирались обсудить вопрос о библиотеках для
слепых. Очень серьёзно предполагалось рассмотреть вопросы предупреждения слепоты.
Всё это происходило в июле-августе 1917 года. В октябре в журнале <Слепец> все-таки
опубликовали Положение о Всероссийском съезде представителей учебно-воспитательных
заведений Ведомства учреждений Императрицы Марии, но оговаривали, что съезд
предполагается созвать при первой возможности. В ноябре-декабре 1917 года было
объявлено, что подписка на журнал <Слепец> на 1918 год не принимается, т.к. цены
на бумагу и типографские работы возросли в десять раз, а средства Попечительства
<подверглись значительному сокращению в связи с переживаемыми тяжелыми обстоятельствами>.
Какими - мы с вами прекрасно знаем.
В 1918 году началась другая жизнь для России, для всех - зрячих и слепых и, естественно,
для тифлопедагогики.
Любовь Высоцкая
Выпуск листа на новом месте: 508