[TIFLO] Жизнь замечательных людей
М.В. Бирючков. "Силуэты". Приложение к журналу "Школьный вестник". 2000г.
НИКОЛАЙ НИКОЛЕВ
Знаете ли Вы, что незрячий русский поэт и драматург XVIII века Николай Петрович
Николев был академиком Российской Академии и почётным членом общества "Беседы
любителей русского слова" - двух крупных культурных центров того времени?
Н. П. Николев родился 21 ноября 1758 года в Москве в семье знатных дворян. С
6-летнего возраста он жил и воспитывался в доме своей родственницы Екатерины
Романовны Дашковой, женщины необыкновенно одарённой и образованной, которую Императрица
Екатерина II возвела в президенты Российской Академии и Петербургской Академии
наук.
В 18 лет Николев поступил в гвардию. Прекрасно образованный офицер прослужил
недолго, 20-ти лет он заболел и лишился зрения.
Николай Петрович не пал духом, поселился в Москве и часто выезжал в своё подмосковное
имение под Вязьму. Там он создал оперно-драматический театр с хорошей труппой
- его "увлечение и радость". Для своего театра он написал комедии: "Розана и
Любим", "Прикащик" - драматическая пустольга с голосами, шутливую оперу "Опекун-профессор,
или Любовь хитрее красноречия" и трагедию "Сорена и Замир".
Пьесы и водевили Николева пользовались большой популярностью у зрителей. Успех
объяснялся как художественными достоинствами его остросюжетных произведений,
так и талантливой игрой крепостных актёров, ведь профессиональных театров и артистов
тогда ещё не было. Театр Николева в ряду крепостных театров Шереметева, Юсупова,
Улыбышева слыл одним из лучших зрелищных заведений.
Комическая пьеса "Розана и Любим" посвящена крестьянской теме. Автор пишет о
помещике, пожелавшем овладеть крепостной девушкой, хотя она любит другого. Насилие
и домогательства не сломили её волю. Действие пьесы завершается счастливым концом.
Старый солдат Излет, отец Розаны, не мирится с помещичьим произволом и решает
вступить в борьбу с обидчиком. Пьеса незрячего драматурга была поставлена в Москве
и сразу завоевала симпатии публики. По требованию зрителей пьеса "была играна
сразу четыре раза и много раз аплодирована".
Трагедия "Сорена и Замир" вскоре после первых постановок была снята со сцены
по политическим мотивам. В пьесе осуждалась монархическая власть:
Исчезни навсегда, сей пагубный устав,
Который заключён в одной монаршей воле!
Льзя ль ждать блаженства там,
где гордость на престоле,
Где властью одного все скованы сердца?
В монархе не всегда находим мы отца.
По мнению Николева, нельзя позволить монарху держать всю власть в своих руках,
- государство должно быть конституционным. Друзья убеждали молодого автора быть
осторожнее в своих суждениях, на что он им отвечал: "Никакая темница не увеличит
мрака очей моих".
Несколько стихотворений Николая Петровича посвящены патриотической теме. Например,
оды "Российским солдатам на взятие крепости Очаков 1788 года декабря 6 дня...",
"На победу, одержанную Российским Черноморским флотом над флотом Турецким в 31
день июля 1791 года...","На взятие Варшавы" и др.
В конце августа 1812 года усадьба Николева была окутана дымом и порохом, - ветер
принёс их с Бородинского поля, где только что произошло грандиозное сражение
русских войск с французами. В те жаркие дни ворота усадьбы писателя-патриота
были открыты настежь днём и ночью. Час от часу увеличивалась вереница подвод,
привозивших с поля боя раненых воинов, которых хозяин со своей прислугой размещал
в своём доме. "Я же, - писал он своему другу, - живучи на самом опасном пути,
за семь вёрст от Вяземы... до тех пор сидел на гнезде моём, помогал и утешал
бедный народ, а при том принимая, кормя, поя, леча и похороняя ежедневно приходящих
ко мне раненых и умирающих паче после 26 августа, дня страшного сражения под
Можайском, пока увидел уже всё селение по можайской и боровской дорогам выжженными,
а поселян с скотом и без скота полунагих мимо себя бегущих, не зная, где искать
спасения..."
Николев с семьёй тронулись с места только тогда, когда после Бородинского сражения
армия стала отходить к Москве. С большими трудностями, по осеннему бездорожью
они добрались до Тамбова, где нашли приют в крестьянской семье. Незрячий поэт
и здесь продолжал воевать своим оружием - вдохновенным и метким словом. "Сию
минуту, - писал он, - получа известия, что враг наш, оставя Москву, похитил с
Иван Великого крест, думая, что он золотой... но как крест медный, то так это
мне сделалось смешно, что я написал следующую эпиграмму:
Зачем Наполеон из отдалённых мест
Тащил в Москву своё тщеславие геройско?
Затем, чтоб, потеряв сокровища и войско,
С Иван-великого снять деревянный крест."
Другая эпиграмма Н. П. Николева была направлена против маршала Нея, который во
время отступления наполеоновских войск командовал арьергардом и был разбит под
Красным:
Французов царь царей
в свидетельство трофея
Придумал произвесть в князья Можайски
Нея.
Ну что ж?.. Он этого не делывал умней:
В Можайске на убой давно берут свиней.
В суровую пору французского нашествия Н. П. Николев занимался активной литературной
и общественной деятельностью. Гражданские, патриотические мотивы звучали в его
стихотворениях, посвящённых великим полководцам, героям Отечественной войны М.
И. Кутузову и П. И. Багратиону и увидевших свет в те дни в журнале "Вестник Европы".
Николай Петрович любил крестьянские песни. Он и сам сочинял песни в народном
духе: "Вечерком, румяну зорю...", "Взвейся выше, понесися...", "Не старайтесь
рощи чисты..." и др. Его песни входили в песенные сборники, пелись во время народных
гуляний, в домах русских людей.
Богатое литературное наследие незрячего писателя было включено в пятитомник "Творение
Николая Петровича Николева. Российской Академии члена".
В быту и работе Николев был достаточно самостоятельным человеком. О том, как
он мог ориентироваться в пространстве, как хорошо знал местонахождение окружающих
его предметов, подробно рассказал в своих воспоминаниях писатель Сергей Тимофеевич
Аксаков, посетивший знаменитого слепца в 1811 году.
Из числа литераторов, ближе всех стоявших к Николаю Петровичу по образу мыслей,
духу и личным симпатиям, был поэт Николай Михайлович Шатров. Оба литератора были
лишены зрения, но беззаветно служили русскому искусству и литературе.
Умер Николай Петрович Николев 5 февраля 1815 года в Москве.
Выпуск листа на новом месте: 469