Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-02-05

[TIFLO] Жизнь замечательных людей

М.В. Бирючков. "Силуэты". Приложение к журналу "Школьный вестник". 2000г.

НИКОЛАЙ НИКОЛЕВ

Знаете ли Вы, что незрячий русский поэт и драматург XVIII века Николай Петрович
Николев был академиком Российской Академии и почётным членом общества "Беседы
любителей русского слова" - двух крупных культурных центров того времени?

Н. П. Николев родился 21 ноября 1758 года в Москве в семье знатных дворян. С
6-летнего возраста он жил и воспитывался в доме своей родственницы Екатерины
Романовны Дашковой, женщины необыкновенно одарённой и образованной, которую Императрица
Екатерина II возвела в президенты Российской Академии и Петербургской Академии
наук.

В 18 лет Николев поступил в гвардию. Прекрасно образованный офицер прослужил
недолго, 20-ти лет он заболел и лишился зрения.

Николай Петрович не пал духом, поселился в Москве и часто выезжал в своё подмосковное
имение под Вязьму. Там он создал оперно-драматический театр с хорошей труппой
- его "увлечение и радость". Для своего театра он написал комедии: "Розана и
Любим", "Прикащик" - драматическая пустольга с голосами, шутливую оперу "Опекун-профессор,
или Любовь хитрее красноречия" и трагедию "Сорена и Замир".

Пьесы и водевили Николева пользовались большой популярностью у зрителей. Успех
объяснялся как художественными достоинствами его остросюжетных произведений,
так и талантливой игрой крепостных актёров, ведь профессиональных театров и артистов
тогда ещё не было. Театр Николева в ряду крепостных театров Шереметева, Юсупова,
Улыбышева слыл одним из лучших зрелищных заведений.

Комическая пьеса "Розана и Любим" посвящена крестьянской теме. Автор пишет о
помещике, пожелавшем овладеть крепостной девушкой, хотя она любит другого. Насилие
и домогательства не сломили её волю. Действие пьесы завершается счастливым концом.
Старый солдат Излет, отец Розаны, не мирится с помещичьим произволом и решает
вступить в борьбу с обидчиком. Пьеса незрячего драматурга была поставлена в Москве
и сразу завоевала симпатии публики. По требованию зрителей пьеса "была играна
сразу четыре раза и много раз аплодирована".

Трагедия "Сорена и Замир" вскоре после первых постановок была снята со сцены
по политическим мотивам. В пьесе осуждалась монархическая власть:

Исчезни навсегда, сей пагубный устав,

Который заключён в одной монаршей воле!

Льзя ль ждать блаженства там,

где гордость на престоле,

Где властью одного все скованы сердца?

В монархе не всегда находим мы отца.

По мнению Николева, нельзя позволить монарху держать всю власть в своих руках,
- государство должно быть конституционным. Друзья убеждали молодого автора быть
осторожнее в своих суждениях, на что он им отвечал: "Никакая темница не увеличит
мрака очей моих".

Несколько стихотворений Николая Петровича посвящены патриотической теме. Например,
оды "Российским солдатам на взятие крепости Очаков 1788 года декабря 6 дня...",
"На победу, одержанную Российским Черноморским флотом над флотом Турецким в 31
день июля 1791 года...","На взятие Варшавы" и др.

В конце августа 1812 года усадьба Николева была окутана дымом и порохом, - ветер
принёс их с Бородинского поля, где только что произошло грандиозное сражение
русских войск с французами. В те жаркие дни ворота усадьбы писателя-патриота
были открыты настежь днём и ночью. Час от часу увеличивалась вереница подвод,
привозивших с поля боя раненых воинов, которых хозяин со своей прислугой размещал
в своём доме. "Я же, - писал он своему другу, - живучи на самом опасном пути,
за семь вёрст от Вяземы... до тех пор сидел на гнезде моём, помогал и утешал
бедный народ, а при том принимая, кормя, поя, леча и похороняя ежедневно приходящих
ко мне раненых и умирающих паче после 26 августа, дня страшного сражения под
Можайском, пока увидел уже всё селение по можайской и боровской дорогам выжженными,
а поселян с скотом и без скота полунагих мимо себя бегущих, не зная, где искать
спасения..."

Николев с семьёй тронулись с места только тогда, когда после Бородинского сражения
армия стала отходить к Москве. С большими трудностями, по осеннему бездорожью
они добрались до Тамбова, где нашли приют в крестьянской семье. Незрячий поэт
и здесь продолжал воевать своим оружием - вдохновенным и метким словом. "Сию
минуту, - писал он, - получа известия, что враг наш, оставя Москву, похитил с
Иван Великого крест, думая, что он золотой... но как крест медный, то так это
мне сделалось смешно, что я написал следующую эпиграмму:

Зачем Наполеон из отдалённых мест

Тащил в Москву своё тщеславие геройско?

Затем, чтоб, потеряв сокровища и войско,

С Иван-великого снять деревянный крест."

Другая эпиграмма Н. П. Николева была направлена против маршала Нея, который во
время отступления наполеоновских войск командовал арьергардом и был разбит под
Красным:

Французов царь царей

в свидетельство трофея

Придумал произвесть в князья Можайски

Нея.

Ну что ж?.. Он этого не делывал умней:

В Можайске на убой давно берут свиней.

В суровую пору французского нашествия Н. П. Николев занимался активной литературной
и общественной деятельностью. Гражданские, патриотические мотивы звучали в его
стихотворениях, посвящённых великим полководцам, героям Отечественной войны М.
И. Кутузову и П. И. Багратиону и увидевших свет в те дни в журнале "Вестник Европы".

Николай Петрович любил крестьянские песни. Он и сам сочинял песни в народном
духе: "Вечерком, румяну зорю...", "Взвейся выше, понесися...", "Не старайтесь
рощи чисты..." и др. Его песни входили в песенные сборники, пелись во время народных
гуляний, в домах русских людей.

Богатое литературное наследие незрячего писателя было включено в пятитомник "Творение
Николая Петровича Николева. Российской Академии члена".

В быту и работе Николев был достаточно самостоятельным человеком. О том, как
он мог ориентироваться в пространстве, как хорошо знал местонахождение окружающих
его предметов, подробно рассказал в своих воспоминаниях писатель Сергей Тимофеевич
Аксаков, посетивший знаменитого слепца в 1811 году.

Из числа литераторов, ближе всех стоявших к Николаю Петровичу по образу мыслей,
духу и личным симпатиям, был поэт Николай Михайлович Шатров. Оба литератора были
лишены зрения, но беззаветно служили русскому искусству и литературе.

Умер Николай Петрович Николев 5 февраля 1815 года в Москве.

Выпуск листа на новом месте: 469

   2005-02-05 05:49:57 (#310696)

[TIFLO] Путин подписал указы о помощи молодым ученым

Путин подписал указы о помощи молодым ученым

Владимир Путин подписал указ о дополнительных мерах по усилению государственной
поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей.
ОБ этом сообщила пресс-служба президента России.

Согласно указу, с 1 января 2005 года учреждается 500 ежегодно выделяемых грантов
президента для государственной поддержки научных исследований молодых (до
35 лет) ученых - кандидатов наук. Столько же грантов учреждается для научных
руководителей молодых ученых - кандидатов наук, осуществивших под их руководством
подготовку диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

Кроме того, президент России подписал указ "О внесении изменений в указ президента
РФ от 27 марта 1996 года N 424 "О некоторых мерах по усилению государственной
поддержки науки и высших учебных заведений России", сообщили в пресс-службе Кремля.

Согласно указу, будут учреждены 100 ежегодно выделяемых грантов президента Российской
Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых
(до 40 лет) российских ученых - докторов наук.
Указанные гранты выделяются на двухлетний срок, а общий размер средств на их
выплату составляет 40 млн рублей в 2005 году и 50 млн рублей каждый последующий
год.
// РИА "Новости"

Выпуск листа на новом месте: 468

   2005-02-05 04:40:51 (#310694)

[TIFLO] Консерватория в Праге

Реферативный сборник "Зарубежная литература по тифлологии" Выпуск 23, 2005г.РГБС.

3. Rybarova M. The conservatory in Prague // Euro-pean Newsletter: International
Council for Education of People with Visual Impairment.- 2002.- N 1- P. 5.

Консерватория в Праге.- Англ. яз.

В самом начале XX века пражский профессор офтальмологии Ян Дойл выступил с идеей
организации в столице Чехии пансионата (приюта) для слепых, который позднее был
назван в его честь. В духе того времени приют в первую очередь яв-лялся благотворительной
организацией. Тем не менее, большое внимание уделялось и воспитанию самостоятельности
учащихся: им давалось общее и профессио-нальное образование, оказывалась помощь
в получе-нии работы. Помимо навыков в ремеслах, традицион-но связанных со слепотой,
учащиеся получали воз-можность овладеть игрой на любом музыкальном ин-струменте.
Многие выпускники получали работу по специальности, участвовали в сольной и хоровой
кон-цертной деятельности.

Во второй половине XX века представление о музыке, как сфере профессиональной
деятельности не-зрячих, укрепилось настолько, что в Праге была соз-дана специализированная
школа, преобразованная за-тем в консерваторию с семилетней программой обще-го
музыкального образования и пения и четырех-пятилетним курсом обучения игры на
фортепиано или другом музыкальном инструменте. После получения обязательного
среднего образования незрячие учащиеся могут выбрать любую программу обучения
в консерватории.

К настоящему времени опыт обучения незрячих музыке насчитывает уже более 50 лет.
Школа располагает обширным фондом учебной литературы и му-зыкального брайля.
Выпускники консерватории име-ют высокий профессиональный уровень, характери-зующийся
владением двумя музыкальными инстру-ментами или одним музыкальным инструментом
и го-лосом. Кроме этого студенты получают педагогиче-ское образование и, при
желании, могут работать учи-телями музыки.

Жизнь и профессиональная деятельность тысяч выпускников остается в поле внимания
руководства консерватории. В случае необходимости выпускники, какого бы возраста
они ни были, всегда могут рассчитывать на помощь своих бывших преподавателей.

По данным социологических исследований, проведенных руководством консерватории,
за последние сорок лет 92% выпускников работают по специально-сти, многие из
них стали учителями музыки, некото-рым удается совмещать преподавательскую и
кон-цертную деятельности. Работа 5% выпускников не связана с музыкой, и только
3% живут за счет госу-дарственных пособий.

По мнению преподавателей консерватории, профессиональное музыкальное образование
стало тем ключом, который приоткрыл замкнутый мир незря-чих, помог их интеграции
в общество.

Выпуск листа на новом месте: 467

   2005-02-05 03:34:25 (#310692)