Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-02-03

[TIFLO] Об образовании в Китае

Китайское знание -- сила

<Наше образование -- самое хорошее!> -- с этой истиной я родилась
в скромной преподавательской семье. С ней же и росла. Выросла, волею
судьбы оказалась в Китае и поняла: у хорошего тоже есть конкурент --
лучшее. Оговорюсь сразу, Китай огромный и очень разный. Естественно,
что и школы разные, и процесс обучения не одинаков. Но как великая
китайская стена нерушимы: стремление молодых китайцев учиться,
непременная обязанность китайских родителей -- выучить детишек,
и провозглашение руководством Китая интеллектуализма национальным
приоритетом. Все это я видела своими глазами.

Умная голова ногам покоя не даст...

Увидеть китайского ребенка школьного возраста днем на улице -- такое
возможно только летом. Но не пасующим в беззаботном упоении
пинг-понговый шарик. Даже летом голодные до азбучных истин дети спешат
вкусить от древа познания. А успеваешь разглядеть стремительное
будущее китайского народа лишь потому, что летом юные мученики науки
крутят педали велосипедов не в ураганном ритме (чтобы вписаться
в обеденный перерыв), а в более расслабленном режиме: посещение
обители интеллекта завершается пораньше, часов в одиннадцать.

Надо сказать, что по закону дети не обязаны летом посещать школу.
Но когда при мне одна девушка решила похвастаться тем, что в их школе
не было летних занятий, все сидящие рядом китайцы неодобрительно
закачали головами: <Это плохая школа>...

Школа как среда обитания

Система образования в Китае серьезная, очень серьезная, настолько
серьезная, что за 3 тысячи лет ни разу не улыбнулась. Смотрю я на
своего младшего брата, <задолбанного> тремя языками, и думаю: <Не
знает он своего счастья!> В китайских школах звонок собирает жаждущих
науки в 7.30 утра. Надо успеть позавтракать, большой перемены после
второго урока не дождешься, даже если желудок уже пригласил в гости
<Даниссимо>. Поэтому не позже, чем в 6.30 даже недалеко живущему
школьнику будильник поет на ухо бодрую песенку: <Цзао шан хао!> Первый
урок -- гимнастика тай-чи. Здесь ученики занимаются тем же, чем
и пенсионеры в 5 утра на набережной: высвобождают созидательную
жизненную энергию в организме. В 11.30 -- перерывчик, довольно
ощутимый (3 часа), но придуманный никак не для самопроизвольного
времяпровождения. За это время необходимо добраться до дома, плотно
пообедать и хорошенько поспать. Китайскому ребенку даже в голову
не придет променять дневной сон на компьютерную стрелялку. Иначе ему
просто не выжить в этом ?познавательном? марафоне.

В 14.30 родные классы вновь заключают детей в свои прочные кирпичные
объятия, на этот раз до пяти вечера. Думаете, это все? Да, в 17.00
школяра можно назвать вольной птицей, но всего лишь на два часа. Как
же, семейный ужин -- святое дело! А в 19.00 неунывающий велосипед
отвезет своего прилежного хозяина на трехчасовое
самосовершенствование. Родители отдыхают! Во всех прямых и иных
смыслах. И правда, что им переживать, ведь горячей и всеобъемлющей
любви у школы хватит надолго и на всех! Туговатую лямку
самообразования юные бурлаки обычно тянут в библиотеке. И, сложно,
даже невозможно, поверить, что ни один глаз, ни живого,
ни электронного Аргуса, не осуществляет неусыпный надзор
за жизнелюбивыми созданиями. И при этом -- тишь да гладь, как перед
первым днем творения... даже оторопь берет. Учитель, конечно,
присутствует, где-то там попивая зеленый чаек, но не для стойкого
стояния над нежной детской душой, а чтобы ответить на вопросы,
будоражащие пытливые умы отроков.

Но... вернемся к школьному расписанию, ведь есть еще порох в школьных
ранцах! Тимуровцы от науки, может и рады бы еще поциркулировать
энерготоками головного мозга среди библиотечной пыли, но дома ждет --
не дождется их добрых рук объемистое домашнее задание. А Оле-Лукойе
уже устал держать свой сонный зонтик...

И завтра снова в 6.30 весело заверещит будильник. <А когда экзамены,
надо встать в 5.30>,-- вносит свою лепту мой китайский приятель
и кротко, совсем как Будда, улыбается при этом.

В.И.Ленин -- китайский шпион

Ответная улыбка получается у меня кисловатой. К сожалению, мое
демократическое детство не могло ежедневно лицезреть бессмертные слова
Владимира Ильича о пользе учебы: буквы, несущие свет правды, убрали
из школьного вестибюля в подсобку. Как знать, может и я бы побольше
пропиталась живительной миррой того завета, но признаюсь, личные
воспоминания не позволяют мне представить себя с радостью спешащей
в школу три раза на дню. Моя душа поэта устроила бы с десяток русских
бунтов или умерла бы с тоски, а китайский-то школяр тоже ведь не маг
и волшебник, ан нет, жив Курилка! И будет жить, поскольку страшнее
китайской школы зверя нет. С ее легкой руки жизненные реалии покажутся
юноше, обдумывающему житье, сущей ерундой. Даже вселенский закон
о черно-белой полосатости жизни на китайского ученика не работает:
беспросветная учеба чередуется с каникулами только два раза в год,
зимой и летом. Да и то, если вспомнить вышеизложенное, каникулами
назвать этот продукт педагогической мысли язык не поворачивается.

Несмотря на то, что мне, отличнице в четвертом поколении, повернутой
на учебе, страшно представить себя учащейся китайской школы, я снимаю
все существующие на белом свете головные уборы перед столь
героическими усилиями. И никогда не рискну обозвать подобные усилия --
насилием, а настойчивость, с коей эти усилия прикладываются, --
занудством.

Логическая цепочка причин, по которым возможен столь самоотверженный
и непосильный труд на образовательном поле, до боли проста и понятна:
собственное прекрасное будущее в условиях экономической глобализации
зависит от твоего рабочего места (кресло директора компании или
скамейка в коридоре ожидания трудовой биржи ...). Острая конкуренция
при трудоустройстве нипочем только прилично образованной личности,
то бишь от результатов вступительных экзаменов в вузы всецело зависит
судьба человека, и если учесть, что число мест в них строго
ограничено, а желающих присесть даже не в десятки, -- в сотни раз
больше, -- выходит, что для китайца успешная карьера начинается уже
в школе, если не в детском саду. Страна, сияющая сегодня фейерверками
разноцветного неона, весьма озабочена воспитанием креативных детей.
Плюс еще традиционно высокий престиж образования и важность сохранения
<лица> семьи, просветленного конфуцианской мудростью, -- вот и сложены
пазлы на картинке, при виде которой дух захватывает от умиления.
<Учиться, учиться и учиться!> -- устами Ленина глаголет китайская
истина.

Ли Ми при свете светлячков

И все-таки нешуточная страсть к знаниям у детей Поднебесной -- это
вещь в себе, явление того же порядка, что и ген послушания. Споры
учебоголизма носятся в китайских просторах уже пять тысячелетий.
Древний трактат радостно сообщает нам: <Необходимость прилежно учиться
глубоко проникла в сердце каждого китайца. Можно привести много
примеров студентов, которые добились больших успехов, несмотря
на бедность или отсутствие способностей. Один из них привязывал голову
к перекладине и, когда начинал засыпать, живо просыпался и вспоминал
о книге. Другие студенты учились во время работы, как Ли Ми, который
ездил на своем буйволе с книгой в руке, а остальные книги привязывал
к рогам животного. Те, у кого не было денег, чтобы купить лампу,
приносили в комнату мешок со светлячками, или читали при свете,
который отражается от снега, незазорным считалось проделать дырку
в стене, чтобы пользоваться освещением соседа>... Как никак
<воровство> во имя благородной цели! Воины Народно-освободительной
армии Китая старались учиться даже во время маршей и походов. Обычно
они вешали листы с написанными иероглифами на спину впереди шагающему
солдату и заучивали их на ходу. Архимедов рычаг автомата
по производству усердия работал по такой схеме: хочешь место под
солнцем -- вперед, к знаниям! Путь ко всем высшим должностям для
человека любого сословия лежал через сдачу государственных экзаменов.
Авторитет грамотеев-умников был очень велик, в стране возник
фантастический культ грамотности. Слой интеллектуалов, которые взяли
в свои руки образование и управление, занял в Китае место, которое
в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия,
вместе взятые. Кстати, этот замечательный культ оказался весьма живуч.
И сегодня практически все руководство Китая имеет ученые степени
в области новых технологий, полученные на Западе. Да, кому-то
Митрофанушки, а кому-то -- Ли Ми... Семья тоже пела ведущую партию,
родители в поте лица участвовали в этой борьбе за существование. Дать
ребенку образование, вывести его в люди -- это не просто мечта, а дело
всей жизни всех китайских пап-мам. Ради этой цели семья копит,
собирает по родственникам, занимает у соседей, продает все, что можно,
и жертвует, чем угодно. Классический китайский отец считал, что <чем
растить сына неучем, лучше растить свинью>. Поэтому первыми, а часто
и единственными игрушками ребенка, были письменные принадлежности
и листки с иероглифами. Когда ваш малыш будет старательно закрашивать
очередной хвост какого-нибудь Микки-Мауса, представьте, что где-то
далеко крошка-китаец тоже держит в маленьких ручках кисточку, только
закрашивает он иероглифы, обведенные красным контуром. Со стороны
посмотришь -- душа поет, а на деле -- труд, похуже шахтерского. Надо
сказать, узнав о том, что в Древнем Китае детишек кормили
<познавательной> пищей с трех лет, мой дух слегка перехватило, но,
когда в самом живом и искрометном настроении, знакомая парочка
китайских родителей поведала, что сейчас в детских садах КНР алчущих
и жаждущих младенцев подкармливают наукой с 1,5 лет, поток моего
великого и могучего, правдивого и свободного иссяк...

Китай ставит на интеллект

Закончив школу, китайские выпускники сдают два типа экзаменов:
школьные, включающие все предметы, которые преподавались в школе,
и государственные (от четырех до шести предметов, три из которых
обязательны: китайский и английский языки и математика, остальные --
по выбору). Школьные нужны для того, чтобы закончить школу,
а государственные, соответственно, для того, чтобы иметь возможность
получить высшее образование. По результатам госэкзаменов принимают
(или не принимают) в высшие учебные заведения пяти категорий. Первые
две категории принадлежат университетам, третья -- институтам,
а четвертая и пятая означают учебное заведение вроде специального или
технического училища. Школьные выпускные экзамены гораздо легче
государственных, и, как правило, их сдают почти все. А вот если
провалены государственные экзамены, их можно пересдать в следующем
году, на это не существует ограничений. Но вдруг прожитый без науки
год не дает покоя, денег куры не клюют, а студак технического училища
не согреет душу? Тогда можно отправиться поискать университетского
счастья на чужбине. Китай настолько озабочен проблемой взращивания
креативных сограждан, что открыл не только окна, но и двери в Европу
и подальше. Целые толпы молодых подданных Поднебесной с утра занимают
очередь у иностранных посольств. Ежегодно в США уезжает около 40 тысяч
студентов, в Европу -- 20 тысяч.

Китайцы по сути своей не взрывоопасны. У них иная тактика. Вы и сами
не заметите, как потеснитесь. Пока мы в нашей стране не сеем, не жнем,
вместо лекций и семинаров торчим в пробках, а библиотеке предпочитаем
ночной клуб, они учатся, учатся и учатся. Мы наивно думаем, что все
китайцы на наших рынках; но эту хитрую и ничтожную (в смысле -- очень
маленькую) часть никак нельзя ассоциировать с <типичными гражданами
Китая>. Честно говоря, <типичные> даже не считают их за своих
соотечественников. И пока мы посмеиваемся над ними в счастливом
неведении, восточный сосед, что крыловский муравей, заливает прочный
фундамент качественного образования, чтобы возвести на нем крепкие
стены своего благополучия. И как бы нам не услышать бессмертные
строчки в свой адрес: <вы все пели>..?

И когда наши преподаватели, поработавшие в китайских вузах, с ужасом
в глазах рассказывают: <Зашла в 8 вечера в университет, книгу взять,
заглянула в аудиторию, а там -- три сотни студентов, -- и все домашнее
задание делают. И тишина... как на кладбище>, я знаю -- это не миф.
И когда китайская первокурсница рыдает в деканате из-за того, что
<русские студенты не дают ей учиться> (а ситуация для нас более чем
естественная -- <преподаватель за дверь -- студенты на ушах>),
я верю -- ее огорчение искренне. И когда ректор ведущего московского
вуза, курируемого ни много, ни мало могущественным <Газпромом>,
посмотрев учебные аудитории пекинского университета, устало
констатирует: <Мы безнадежно отстали>, я соглашаюсь -- это так. Может,
нам стоит научиться учиться?

Елизавета ЛУЗЕВА
АиФ Семейный совет
No. 01-02 (242-243) от 29 января 2005 г.

С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург

E-mail: Islam***@r*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 460

   "Тахир Исламов" 2005-02-03 20:21:35 (#309867)

[TIFLO] Outlook

Здравствуйте, уважаемые члены рассылки!

Подскажите, как импортировать вторую адресную книгу в отдельную папку, чтобы
книги находились в разных папках и файлы не перемешивались?

с уважением Пантелеймон Егоров.

Выпуск листа на новом месте: 459

   2005-02-03 05:45:43 (#309359)