Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-02-10

[TIFLO] Образование. ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ЭЛИТОЙ

ОБРАЗОВАНИЕ . ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ЭЛИТОЙ
Автор: Юрий АФАНАСЬЕВ, профессор, президент РГГУ

Нам жизненно необходимо другое, более целостное образование. Но
"реформа",
предлагаемая правительством, нам его не даст
В продолжение темы "Деление ВВП" ("Новая" N 8) Юрий Афанасьев прислал
в
редакцию свою статью. В ней нет ни слова о Финляндии! Но именно
образование как государственный приоритет позволило Финляндии стать
одной
из самых благополучных стран мира. "Почему Россия не Финляндия" - мы
под
этой рубрикой намерены продолжить дискуссию.
Редакция
К национальному образованию можно относиться по-разному: можно видеть
в
нем инструмент развития нации, можно - сферу услуг и даже бизнес.
Какой бы
ни была модель образования, все эти аспекты будут присущи ей в той или
иной степени - неважно, хотели этого создатели модели или нет. Однако
качество социума зависит именно от того, какой из них, из этих
возможных
аспектов, - ведущий.
Перед обновлением модели национального образования в переломные
моменты
своего бытия оказывались многие страны. И хотя основания для
пересмотра
ценностей, заложенных в основной инструмент общественного и
государственного воспроизводства, были различны, единая значимость
проблемы делает неизбежной общность некоторых существенных черт
подобного
реформирования.
Я приведу несколько довольно пространных цитат, проясняющих, как
воспринимали образование в наиболее процветающих странах Запада на
переходе от "индустриального" к "постиндустриальному" обществу. Эти
высказывания демонстрируют, во-первых, именно повсеместное
общенациональное осознание проблемы и повсеместный общенациональный
размах
дискуссий по реформам образовательных систем. Во-вторых, результатом
дискуссий и реформ повсюду стало кратное (даже на порядок) увеличение
доли
национального продукта, предназначенной для подъема совокупного
национального интеллекта. В-третьих, весьма значительные результаты
подобных дискуссий и реформ сегодня налицо - тогда как понимание
вопроса и
"замах" российских "реформаторов" попросту ничтожны. Известный знаток
нравов отечественной бюрократии М.Е. Салтыков-Щедрин по схожему поводу
заметил: "Его прислали кровопролитие учинить, а он чижика съел...".
Запад и СССР
"...В конце 50-х годов, когда существенно сократились размеры империи
и
английские политики обратили внимание на внутреннюю жизнь страны,
образование приобрело общенациональное значение. Расходы на
просвещение
возросли с 3,2% валового внутреннего продукта в 1954 г. до 6,5% в 1970
г.
Впервые нация тратила на образование больше, чем на оборону. Деятели
просвещения оказались в центре различных общенациональных дискуссий, а
проблемы образования стали животрепещущим политическим делом, яблоком
раздора между партиями и внутри них. И это было неудивительно: раз
нация
принялась изучать себя (как ей и надлежало это делать), то кому, как
не
учителям, следовало поставить перед собой вопрос: какими людьми должны
стать англичане? Школы могли заложить основы новых профессий, привить
умение приспособиться к новым условиям и новым идеалам. Перемены в
области
просвещения были ускорены благодаря тому, что мы стали лучше понимать,
как
дети усваивают знания. Постановка дела во многих начальных школах была
капитально перестроена. <...> Теперь английские начальные школы
являются
местом паломничества иностранных деятелей просвещения. Но наряду с
новыми
возможностями и открытиями педагоги и политики все еще сталкиваются с
неизбежным вопросом: должна ли новая система образования создавать
благоприятные условия обучения элиты самых способных детей или
предоставлять равные возможности для всех учащихся? <...> Центральная
роль
в этих дискуссиях по вопросам образования принадлежит Маргарет Тэтчер,
министру просвещения в кабинете Хита. Как и премьер-министр, она
служит
своеобразной рекламой селективной системы образования тридцатилетней
давности. <...> Система просвещения становится основным полем битвы за
участие в управлении государством". (А. Сэмпсон. Новая анатомия
Британии.)
"Чего стоят все средства, которыми нас оснащают естественные науки и
техника, если мы не можем использовать их на благо человечества и
общего
блага? Не есть ли наша высшая цель - культура и цивилизация? <...>
Гуманитарные науки - это такая территория на карте человеческой
культуры,
где она изучает и познает себя. Изучение ведет к самопознанию и к
знанию,
которое крайне необходимо для понимания культурных регуляторов
человеческой жизни во всех сферах (в экономике, политике, отношениях к
окружающей среде и т.д.).
Насколько важно правильное понимание культуры, учит страшный опыт,
приобретенный нами, немцами, на свой лад, и русскими - на их особый
лад в
условиях ложной культуры и идеологии, презирающей человека". (Из
доклада
министра образования и науки Земли Северный Рейн - Вестфалия (ФРГ) Х.
Кребса.)
Жизненно необходимо другое, более целостное образование; слишком
недостаточно только профессионального образования. Универсальное
образование невозможно без рефлексии, т. е. самопознания, поскольку
ставит
целью не прикладные качества современного научного знания, а его
общекультурную, общечеловеческую ценность. Это и определяет его
гуманитарную направленность в самом высоком понимании слова
"гуманитарный". Создание содержания такого образования рассматривают в
Германии как вызов научному сообществу.
Во Франции реформу образования обсуждали все слои общества. Обсуждение
выплеснулось на улицы и шло с поразительным вниманием к деталям
реформы.
Одним из главных вопросов оказалась глубина пропасти, разделяющей во
Франции элитарное высшее образование ("Гранд эколь") и высшее
образование
для всех (Сорбонна). Такое разделение, по мнению некоторых участников
дискуссий, совершенно определенно ведет к национальному вырождению -
ни
больше, ни меньше! Сократить эту пропасть очень непросто, но жизненно
необходимо. Кроме того, французы ставили и ставят задачу сделать
франкоязычное образование привлекательным на международном уровне,
чтобы
конкурировать с англоязычной культурой. Они вкладывают в это
средства...
"Мы в кризисе, не русские спутники положили ему начало. Американский
"Эксплорер" не положил ему конец. Кризис носит не только военный
характер.
Величайшая опасность, угрожающая нам, не ядерное нападение. Голая
правда
такова: мы подвергаемся величайшей опасности проиграть титаническое
соревнование с Россией, причем при этом не будет запущена ни одна
ракета.
Год назад при обсуждении внешних дел, вероятно, не упомянули бы
просвещения. Сегодня мы не можем избежать этого. Я не знаю, верно ли,
что
битва при Ватерлоо была выиграна на площадках для игр в Итоне. Однако
не
будет преувеличением сказать, что битва, которую ведем мы сейчас,
может
быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки. <...> Мы
должны
положить конец такому положению, когда только четверо из пяти наших
лучших
школьников оканчивают школу и только двое из пяти идут в колледж. Мы
не
можем позволить себе платить преподавателям в колледжах и школах,
развивающим умы наших детей, меньше, чем мы платим слесарям и
водопроводчикам, обслуживающим наши дома... Если согласиться с нашим
бывшим министром обороны в том, что в теоретических исследованиях
"нельзя
заранее знать, куда идешь", тогда наши ученые будут заниматься только
прикладными вопросами. Если вы презираете интеллектуалов, мешаете
ученым и
вознаграждаете только спортивные достижения, тогда наше будущее
действительно мрачно". (Из речи сенатора Дж. Ф. Кеннеди 24 февраля
1958 г.
в конгрессе США.)
Тогда, в 1958-м, будущий президент США сломил яростное сопротивление
"рыночников", и закон "Об образовании в целях обороны" был-таки
принят.
Впервые за всю историю США появились нерыночные инструменты,
предназначенные повысить качество образования и сделать его более
доступным для способной молодежи. И это было только начало. Далее
деятельность Кеннеди уже как президента по развитию национального
образования приняла еще больший размах: помимо одобренных конгрессом
ассигнований, его администрация находила и организовывала
дополнительные и
весьма значительные источники средств на эти цели. Как конгрессмен,
сенатор и президент Кеннеди все свое жалованье передавал на
благотворительные цели, а часть средств, полученных от отца, вложил в
развитие национальной образовательной инфраструктуры.
Гражданам бывшего СССР результаты образовательной стратегии,
заложенной
семьей Кеннеди, известны не понаслышке: в схватке политических элит
победили не мы. Уместно спросить: совершалась ли эта самая главная
битва
ХХ века в школьных классах? Если допустить, что это в чем-то именно
так,
выявление этого "чего-то" неизбежно приведет к возникновению пятен на
светлом облике "лучшего в мире советского образования".
Противостояние элит мы проиграли не всюду. Наши научно-технические
достижения в некоторых областях значительнее достижений Запада.
Возможно,
поэтому именно от специалистов из этих областей часто доводится
слышать о
"лучшем в мире" образовании, и они не лукавят: об этом свидетельствует
и
их личный опыт, и все еще имеющийся в мире спрос на выпускников данной
части отечественного образования. Но если всмотреться в упомянутые
"пятна"
на лике отечественной системы образования, можно увидеть присущие ей
пороки. Они нисколько не умаляют ее достижений, но позволяют выявить
возможности развития и улучшения.
Этот аспект проблемы отечественного образования можно назвать
проблемой
обновления элит. Он отражает качества образования как инструмента
национального развития: речь ведь идет не об обеспечении экономики и
рынка
умелыми специалистами, а о наличии гибких, универсальных и творческих
мозгов в общезначимых сферах жизни. Потому-то и не подходит к нему
доминирующее представление о цели образования как о подготовке
специалистов для народного хозяйства. "Специалист по общему благу"
звучит
так же дико, как и "спрос на элиту" на рынке труда: под "элитой"
подразумевают скорее работодателя, нежели наемного работника. Поэтому
вопрос о национальной политической элите согласуется не с
потребностями
рынка как такового, а скорее с привнесением свежей и, главное,
универсальной интеллектуальной энергии в научные, политические,
экономические и другие институты, аккумулирующие национальный
интеллект
для благотворного развития сферы общего бытия.
Давно замечено, что с задачей обновления элит аристократия и имущие
классы
не справляются. Сократ по этому поводу говорил, что сыновья Перикла -
достойные, прекрасно образованные юноши, но, увы, не Периклы.
Способность
к мыслительной самостоятельности и творчеству, равно как и
соответствующая
энергия, дворцов от хижин не отличает. Поэтому уже тогда было понятно,
что
искусство организации целостности (политике&#710; те&#710;хне) - это
то, к чему
следует приобщать всех - "каждую кухарку", как сформулировал
значительно
позже советский вождь: нужно широко "забрасывать невод", чтобы выбрать
наиболее одаренных.
Профессиональное же образование не только не способствует
интеллектуальному обеспечению сферы общего, а, напротив, препятствует.
Оно
направляет лучшие умы проторенной дорогой, лишая их универсальности и
широты.
"Опасность, возникающая из этой стороны профессионализма, велика,
особенно
в наших демократических обществах. Направляющая сила разума
ослабевает.
Ведущие умы утратили баланс. Они видят тот ряд обстоятельств или этот,
но
не оба ряда вместе. Задача координации оставлена тому, кому не хватает
либо силы, либо характера достичь успеха в определенной области.
Короче
говоря, специализированные функции общества представлены лучше и более
прогрессивно, но в то же время утрачено общее направление развития.
Прогрессивность в деталях только увеличивает опасность, порождаемую
слабостью координации". (Из лекций А.Н. Уайтхеда "Наука и современный
мир"; Гарвард, 1924 г.)
Оно и понятно: не имея опыта серьезно обдумывать проявления бытия вне
сферы своей деятельности, даже очень умный и заслуженный человек легко
становится жертвой даже не очень изощренных средств манипуляции
сознанием.
Считалось и считается, что противоядием от этой слабости действующей
системы подготовки специалистов смогут стать:
- введение в высшее образование несколько более общего, в чем-то более
универсального компонента (чаще говорят о межпредметных связях);
- внедрение таких способов овладения предметным знанием, в которых бы
значительное место занимало творческое соучастие студента (так
называемый
проблемно-ориентированный подход).
В США поиск способов культивировать общую и целостную картину знания
(the
Big Picture или the Big Picture of Science) уже давно обсуждается в
университетских кругах. Что касается метода Сократа как способа
активизации самостоятельности мысли в предмете, то в элитных учебных
заведениях США он скорее правило, чем исключение.
В целом задача универсального развития личности в процессе освоения
научного знания еще далека от решения, ему препятствует научность
форм,
которая, если исходить из нее, непременно направляет мысль проторенным
путем. Поиск же эвристических оснований для самостоятельной
мыслительной
активности - очень трудная задача.
Болонская модель и потребности рынка
Если начало этим поискам положила проблема обновления элит (поскольку
характерными чертами политической элиты должны быть самостоятельность
и
универсальность мысли), то к концу ХХ века ситуация изменилась.
Возросшая
скорость перемен сделала социально опасной неизменную личность с
фиксированными обязанностями, которая в предшествующие времена была
находкой для общества. Возникла потребность в иной, более массовой
личности с большей мыслительной универсальностью и, следовательно, в
более
широком внедрении в высшее образование общего и целостного компонента.
Решение этой задачи означает согласование в рамках единой системы двух
кардинально противоположных тенденций современного мира: потребности в
относительно скорой и достойной социализации на рынке занятости и
потребности в навыках универсального синтетического мышления.
Эту цель и преследует болонская модель двухуровневого образования. В
ней
бакалавр - это специалист, прошедший ускоренную, обязательно
практико-ориентированную, достаточную для трудоустройства по
специальности
подготовку. Магистр же или, лучше, мастер - это человек с опытом
самостоятельного синтеза целостной картины знания в рамках какого-то
набора модулей и, как следствие, с более фундаментальной и
одновременно не
абстрактно-теоретической подготовкой, в принципе способный погружаться
в
любую область знания.
Нетрудно заметить, что различие в уровнях непосредственно отражает
различие в потребностях: в одном случае человек прагматично
ориентируется
на внешнюю деятельность, в другом - на удовлетворение внутренней
потребности познания, уже не столь прагматичной.
Связана ли как-то болонская конструкция с рынком и его потребностями?
Помимо формальной унификации образования и повышающейся мобильности
трудовых ресурсов, у нее есть и другой "рыночный" аспект. Почти
объединившаяся Европа пытается рыночно конкурировать с США. В связи с
этим
они не могут не заметить, что предпринимательский потенциал,
стремление к
хозяйственной самостоятельности у европейской молодежи заметно ниже,
чем в
Штатах.
Такой самостоятельности молодежь Европы предпочитает стабильность и
социальную защищенность, тогда как рыночные стихии требуют
самостоятельности, готовности рисковать и не испытывать панического
ужаса
от весьма возможных на этом пути неудач. Таким образом, речь
опять-таки
заходит о качестве человека, нужного Европе для успешной рыночной
конкуренции с США. Именно такой оказывается "потребность рынка" в
Европе;
ее можно назвать потребностью в рыночно-творческих людях. Ориентация
образования на ее удовлетворение делает его опять-таки в первую
очередь
инструментом развития (в данном случае рыночных стихий Европы) и
только во
вторую очередь - сферой образовательных услуг населению.
В связи с этим уместно провести аналогию между рыночной и
познавательной
активностью. Среди людей, связывающих себя с наукой как с социальным
институтом, часто встречается отказ от творчества в
научно-познавательной
деятельности. Так, видение неблагополучия в основаниях той или иной
науки
- а это удается многим - ставит ученых в ситуацию выбора: направить
свои
усилия на решение задач, существенных с точки зрения социализации в
рамках
некоторой социальной машины, или заняться серьезным, всепоглощающим
исследованием оснований, где трудно рассчитывать на гарантированный,
плановый и быстрый результат.
Выбор очевиден (исключения чрезвычайно редки), при этом
самооправдание,
если его еще требует душа, таково: "Надо занять некое положение и уж
потом...". Но для функционирования социальной машины "Наука" значим не
смысл познания, а локальные цели ее бытия, поэтому "потом", как
правило,
не случается. Этот выбор в пользу социально гарантированной "синицы" в
науке, в сущности, той же природы, что и отказ от творческой и
рискованной
самостоятельности в бизнесе.
Такой устойчиво воспроизводимый социальный феномен приводит к
безусловному
доминированию эпигонов: творцы оказываются "белыми воронами". Это,
конечно, препятствует развитию наук, но - "троллейбусы от этого ходить
не
перестанут...". Однако для понимания и моделирования рыночных стихий
эпигоны чрезвычайно опасны, ибо видеть область применимости тех или
иных
апробированных форм возможно, только если самостоятельно выстраивать
их ab
initio. Такая реконструкция - всегда творчество. Эпигоны же будут
пытаться
применять то, что для конкретной ситуации может оказаться
принципиально
неприменимым.
Г.А. Явлинский, экономист по профессии, в одном из интервью заявил,
что
ему неизвестны люди, имеющие заслуги перед отечественной экономикой.
Неудивительно: воспитанным ползать трудно летать.
Элиты и демократия в России
Россия объявила рынок в качестве модели лучшего будущего. Если
отнестись к
этому всерьез, то для нее, как и для Европы, особенно важной
становится
проблема производства людей, способных всесторонне развивать рынок.
Однако, в отличие от Европы, в России делать это нужно с нуля, ввиду
полного отсутствия у населения и опыта рыночной самоорганизации, и
рыночного мышления, и способствующих возникновению всего этого
рыночных
форм жизнеустройства. Ведь на протяжении нескольких столетий в России
культивировали совершенно иной образ человека.
Политехническая средняя школа, специальное высшее образование,
комсомольская, партийная и профсоюзная школы вкупе с практикой
коридоров
власти сформировали ту политическую элиту, которая не выдержала
противостояния с политической элитой Запада. Это, разумеется,
неслучайно.
Так же, как неслучайно, что принципы саморазвития личности, заложенные
в
упоминавшейся выше британской начальной школе (Фрейд, Фребель,
Монтесорри), у нас объявляли реакционными. Свои же работы по
развивающему
образованию - в Институте психологии Академии педагогических наук -
были
фактически свернуты из-за естественных для этой сложной задачи неудач.
В
общем, кризис России - это в значительной степени кризис политической
элиты. То, как современная российская элита намерена реформировать
образование, - яркое тому подтверждение.
"Это очень страшно потерять, но как совместить старые добрые традиции,
потребности рынка и потребности молодежи, стремящейся к
высокооплачиваемой
работе после окончания вуза, никто не знает, это очень сложный
вопрос".
Этими словами министр образования и науки А. Фурсенко встретил текущий
учебный год.
Под "старыми добрыми традициями" он, физик по образованию, понимает
фундаментальный характер того специального высшего, которое получил
сам.
Продукция этого образования действительно до сих пор пользуется
спросом за
рубежом, но... не в качестве политической элиты, разумеется. Однако
своему
"рынку" эта продукция не нужна - не может он обеспечить молодежи,
получившей такое, достаточно фундаментальное, образование,
высокооплачиваемой работы. Отсюда пресловутая "утечка мозгов".
Пару лет назад канадский премьер публично благодарил российского
президента за хорошую работу в сфере подготовки специалистов, обещал и
впредь обеспечивать эту продукцию отечественного образования рабочими
местами, даже числа какие-то назвал. После того визита В.В. Путин
намеревался, помнится, подумать об этой ситуации. А подумать есть над
чем.
"Утечка мозгов" только на первый взгляд выглядит как рыночная
аномалия.
Россия действительно тратится, по инерции воспитывая ненужных своему
"рынку" специалистов. Трудоустраивает их Запад и, значит, получает
квалифицированные кадры даром! Однако этим он:
1. "Отводит" избыточную и потому потенциально опасную для режима
энергию,
способную в принципе найти себе и внутреннее, нерыночное применение -
например, в молодежном экстремизме. Появление в нем фундаментально
обученных и энергичных мозгов - перспектива не из самых радужных.
2. Косвенно способствует поддержанию ненужной, в общем, России для
себя
образовательной инфраструктуры, которая сегодня не востребована
внутренним
рынком, но может оказаться нужной завтра - даже "нерыночно". А
инфраструктура быстро и не создается, и не окупается.
3. Помогает исполнять "неосторожно принятый" конституционный долг по
обеспечению "свободного развития человека" (Конституция Российской
Федерации. Глава 1, статья 7). "Свободное развитие" и потребность
рынка в
нем - не одно и то же, даже если за их тождество голосует Дума.
Отсутствие
рыночного спроса на специалистов не означает отсутствия спроса на
образование, которое еще все-таки фундаментально и потому, помимо
прочего,
позволяет образованию успешно "утекать" за рубеж.
(Окончание следует)
В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:
- Что такое "силовой вариант" реформы образования?
- Почему, так реформируя высшую школу, мы еще больше отстанем от
Запада?
- Политическая элита, попавшая в глубокий интеллектуальный кризис, не
способна инициировать качественные изменения в обществе.
- Современная система образования производит превосходный товар для
рынков
труда, но не способна на большее.
"Новая газета" N 10
10.02.2005

С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург

E-mail: Islam***@r*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 481

   "Тахир Исламов" 2005-02-10 17:46:39 (#313910)

[TIFLO] Ахтямова

"Школьный вестник"

НА КОНКУРС "ШРИФТ БРАЙЛЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ"

Роза Ахтямова

УСНУТЬ, ЧТОБЫ ПРОСНУТЬСЯ

Толкни свою повозку к звезде.


Эмерсон

Включите свет; я не хочу уходить

в темноте.

О. Генри

1

Тоненькая рука робко касается холодных металлических клеток. Пройдёт некоторое
время, пальцы ребёнка станут увереннее, смелей, и рука его окрепнет и прозреет.
А пока она, старательно выкалывая каждую точку, заполняет клетки. На обратной
стороне бумаги образуются маленькие выпуклые прямоугольники. Первые буквы. Первые
слова.

В начале урока ученики сидят прямо, но вскоре учительница многократно повторяет:
<Поднимите головы! Сядьте прямо!> Я тоже на мгновение наклоняюсь, чтобы крепким
собственным лбом помочь своим слабым рукам. Действительно, так дело идёт быстрей
и легче. Спохватившись, я резко выпрямляюсь, но учительница успевает произнести
моё имя. Впрочем, такое происходит со мной в первый и в последний раз: эта поза
оскорбляет моё больное самолюбие.

<Мама мыла раму>, - читают по слогам одноклассники. Я знаю все буквы, уже бегло
читаю, хотя к учёбе приступила позже их. Отец привозит меня в школу вовремя,
но я не иду в класс. Проливая горючие слёзы, слоняюсь в тоске по коридорам и
по чужим классам. Однажды меня приводят, вернее, приносят насильно, но я продолжаю
всхлипывать даже на уроках пения.

Ночь. В огромном барском зале бывшего барского дома стоят 54 кровати, тесно прижавшись
друг к другу. Это спальня девочек, - самая большая в интернате. Я прячу голову
под подушку и почти беззвучно оплакиваю своё одиночество, свою судьбу, судьбу
самой маленькой воспитанницы в этой необычной школе. Кто-то осторожно приподнимает
подушку, вытирает моё лицо грубым полотенцем и говорит очень тихо, чтобы никого
не разбудить:

- Господи, сохрани и помилуй! Родители-то, родители! Такую-то маленькую привезти!
Не плачь, деточка.

Няня поправляет одеяло, подушку, а потом шепчет ещё тише, но торопливо и горячо:

- А я тебе - знаешь что?! Я тебе книжечку принесла! А ты почитай, это помогает!..
Всё забудешь, и тоска пройдёт. Потом уснёшь. Вот, попей водички и - почитай...

О, добрейшая няня! Милая тётя Наташа! Как же ты была мудра и божественно права!
Помогает! Оказывается, помогает! Многим помогло. Позже помогло и мне. Помогло
не только забыться и уснуть, но и проснуться, и вспомнить, и, выравнивая дыхание
собственными силами, продолжатъ жить. Но тогда...

Книга показалась мне огромной и тяжёлой, а беспорядочно рассыпанные по странице
точки - на ощупь злыми и колючими.

2

Мы знаем истину, но не столько

рассудком, сколько сердцем.

Паскаль

Первый класс. На стене висит что-то вроде стенда, сделанного из мешковины. На
нём нашиты матерчатые кармашки. Их количество равно количеству учащихся. Сверху
крупными буквами учительница пишет: <Что я читаю>. Одни кармашки так и остаются
пустыми до конца учебного года, другие - постепенно толстеют от вложенных в них
карточек с названиями прочитанных книг. Кармашки расположены в алфавитном порядке.
Мой - самый первый, но не самый толстый. Я много раз перечитываю полюбившуюся
книгу, чтобы заново пережить то, что находит отзвук в одинокой детской душе:
<Гуттаперчивый мальчик>, <Каштанка>, <Без семьи>, <Девочка со спичками>. Не испытываю
привязанности к русским народным сказкам. Возможно, реальность не позволяет мне
ощутить их прелесть, потому что она, реальность, оказывается пока гораздо сильней.

Правда, так случилось, что сказки Андерсена и Уайльда пленили меня навсегда,
завораживая изяществом и красотой, поэзией и какой-то особой грацией.

А поэзия? Внезапно она стала той роковой воронкой, которая, однажды захватив,
затянула, закружила и завихрила, и из этой воронки уже не суждено было выбраться.

Едва научившись читать, я легко находила драгоценные поэтические жемчужины, чуткими
пальцами чувствуя их притягательное, спасительное тепло, их живительную силу,
и припа-дала к ним всем своим существом. Неуловимой, волшебной музыкой звучала
мне поэзия. Эту музыку невозможно выразить словами, потому что нет ни в одном
языке слов таких, потому что музыка сама произносит и возносит, владея языком
гнетущего сада и глухой мрачной могилы. Кто может постигнуть тот таинственный
язык? Кто услышит его слова? Быть может, зрячее ухо слепого? Слепого, который,
касаясь всевидящими пальцами выпуклых нотных знаков, вдруг переосмыслит их и
выразит то чарующее, неземное и невыразимое.

Моя любовь к поэзии постепенно росла. Я читала стихи, как молитву, могла их петь,
и бубнить, и шептать в долгие бессонные ночи. Так металась в поисках ритма, ритма
жизни. Ритм - это порядок, без которого немыслима жизнь слепого.

3

Давайте выращивать
свой сад.


Вольтер

Книжки-малышки. Так называют тоненькие рукописные тетради, в которые старшеклассники
переписывают для нас, малышей, разные сказки. Я тоже решаюсь пополнить нашу библиотеку.
Учительница сурово предупреждает, что переписывать следует очень внимательно,без
ошибок.

Аккуратно, огромной <хомутной> иглой сшиваю тетради. Только обложку доверяю подписать
по-зрячему учителю или воспитателю, а второй лист полностью оформляю сама. Сверху,
в середине строки, предварительно отсчитав в приборе клеточки с обеих сторон,
пишу имя автора. В самой середине листа - название произведения, которое заключаю
в замысловатую рамку из <зеркальных> брайлевских букв. Например, сверху - горизонтальная
цепочка из букв <ЭО>, строчка под названием - волнистая линия из букв <ИЕ>. Соединяю
рамочку с двух сторон вертикальными линиями, используя буквы <рв> или <ют>, но
обязательно соблюдая симметрию. Вариантов множество. Кроме того, эту рамочку
можно сделать двойной. А ещё я <рисую> большую раму - по периметру листа. Для
этого чаще всего использую букву <Щ>. Такая рама придаёт строгость и солидность
моей работе. Возможно, зрячему человеку, представляющему вместо брайлевских обычные,
известные ему буквы, расположенные таким образом, покажется всё это чушью и дикой
нелепостью,

С каждым последующим выпуском очередной книжки-малышки я становлюсь всё более
изобретательной. Так у меня, ученицы второго класса, появилась собственная типография,
где я была художником-оформителем, фальцовщиком, переплётчиком и корректором.
Продолжалось это несколько лет, и работало моё предприятие исключительно на благотвортельной
основе.

Весьма любопытно, сохранилась ли в школьной библиотеке хотя бы одна такая книжка,
книжка-малышка?

4

Что-то в руке лучше, чем ничего.


Джонсон

Миллионы, миллиарды точек. Если собрать все мои книжки-малышки, все школьные
тетради, включая и нотные (для занятий музыкой), студенческие конспекты, собрать
бы все письма и дневники, записные книжки и рукописи...

Летние каникулы. Я окончила третий класс. Окончила на <отлично>, но мама к оценкам
равнодушна. Её куда больше волнует моё здоровье. Даже не здоровье вообще, а моя
правая рука. От постоянных нагрузок и напряжения деформировалась кисть, и у основания
большого пальца образовалось затвердение в виде конуса.

Рано утром отец уходит на работу. На полу, возле тазика с горячей водой, - кусок
хозяйственного мыла. Я сижу перед тазиком и дрожу от утреннего холода и ожидаемой
боли. Мама, окунув мыло в кипяток, густо намыливает свои ладони и приступает
к массажу.

От воды появляется пар, а от моего крика просыпается весь дом. Я кричу, но не
вырываюсь, и поэтому на мой крик мама не реагирует. Процедура повторяется многократно,
в течение нескольких дней. Затвердение исчезает, и кисть выравнивается.

И снова осень, снова школа. В выходные дни мы собираемся группами, поём песни,
фантазируем: вот бы сейчас вдруг оказаться дома! А вот бы этот стол вдруг превратился
в огромный торт с кремом! Моё желание более реалистично: прибежал бы кто-нибудь
из ребят и сказал, что ко мне приехал папа. У одной девочки нет ни папы, ни мамы.
А желание есть: она хотела бы, чтобы наши грифели стали бархатными, а бумага
- шёлковой. Это звучит неожиданно, смешно и даже глупо, но мне всё равно нравится!
Здорово!

О Луи Брайле рассказывают детям с первого класса. Но то ли не так рассказывают,
то ли мы ещё настолько наивны, что пока не можем оценить его гениальное открытие.
Хотя тот факт, что оно воспринято нами, как воздух, что мы читаем и пишем, как
дышим, и есть высочайшая оценка, и именно в этом жизнеутверждающий смысл чудесного
шеститочия.

А по-настоящему, конечно, понимает, осознаёт и оценивает всё это слепой человек
(особенно человек творческий) лишь в зрелом возрасте, выходя на финишную прямую,
оглядываясь на своё прошлое. Натруженные руки слепого, лежащие на открытой книге,
можно считать символом его возрождения.

Различные тифлоприборы (включая и приборы бытового назначения), пишущие и читающие
машины, диктофоны, компьютеры... ни один слепой не отказался бы использовать
их. Но в повседневной жизни я не могу обойтись без обычного брайлевского прибора
и обыкновенного грифеля, которые обеспечивают мне относительную свободу и максимально
приближают мои возможности к возможностям зрячего человека. Привычка? Да, и привычка
тоже. Однако попытка использовать диктофон вместо записной книжки так и не увенчалась
успехом: случайно нажимаю не ту клавишу - и необходимый телефон, записанный мной
в дороге, навсегда исчезает.

Брайлевская домашняя библиотека, учитывая объём книг, - непозволительная роскошь
для слепого. Моя личная библиотека ничтожно мала, но я дорожу ею бесконечно.
Главное, она всегда при мне. Кроме того, истинное наслаждение от чтения я получаю
лишь тогда, когда книгу читаю своими руками. Читаю и перечитываю отдельные страницы,
строки, любуюсь и восторгаюсь фразой, словом. Это помогает мне сохранить своё
видение вещей, понимание ситуации, сохранять своё мироощущение и свой мир. Чтобы
не утратить обретённый для себя смысл жизни, необходимо сохранять свою индивидуальность.

Выпуск листа на новом месте: 480

   2005-02-10 09:14:58 (#313580)

[TIFLO] у Самарских вузов отозвали лицензию

у Самарских вузов отозвали лицензию

пока на полгода
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВ САМАРА
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) огласила
результаты проверки 53 вузов Самарской области. Результаты оказались ошеломляющими:
только два вуза получили оценку "отлично", девять получили замечания, а у восьми
действие лицензии приостановлено на полгода.

плановая проверка
О планах сокращения количества высших учебных заведений в России Министерство
образования и науки объявило летом прошлого года (Газета от 9 июля 2004 года).
"В Советском Союзе было около 680 вузов. Сейчас их в пять раз больше. Непонятно,
где на такое количество можно набрать квалифицированных преподавателей? За последние
15 лет их больше не стало. Допустить падение уровня нашего образования нельзя.
Это не только потеря имиджа страны, но и серьезные экономические потери", --
сказал тогда министр Андрей Фурсенко.

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) было
поручено начать тотальные проверки региональных вузов и филиалов столичных образовательных
учреждений в провинции. Инспекторы, выехавшие на места, проверяли содержание
учебных
программ, качество преподавания и соответствие предельной численности реально
обучающихся студентов той, что указана в выданной вузу лицензии. С сентября по
декабрь прошлого года громких дел, связанных с отзывом и приостановкой лицензии
и тем более с закрытием
учебных заведений, не было.
В конце года представительная комиссия Рособнадзора во главе с руководителем
службы Виктором Болтовым в течение двух недель инспектировала 53 вуза в Самарской
области. В начале февраля ведомство огласило результаты своей проверки, заставив
вздрогнуть руководство всех самарских вузов.

вуз в бане
В области сегодня функционирует 72 вуза, 23 из которых - это филиалы столичных
вузов, как государственных, так и коммерческих. Из проверенных 53 учебных заведений
Самарской области лишь 2 полностью соответствовали лицензионным требованиям и
нормативам ведения образовательной деятельности. В 9 учебных заведениях были
выявлены "отдельные замечания по выполнению лицензионных нормативов", их ректорам
было предложено устранить отмеченные недостатки. Из 33 вузов, реализующих программы
высшего образования в области
экономики, права и менеджмента, "существенные нарушения" по содержанию и качеству
образования получили 12 учебных заведений. А 8 вузов и вовсе на полгода - до
устранения выявленных недостатков - будут лишены своих лицензий.
Газета "Газета" 10 февраля 2005г.

Выпуск листа на новом месте: 479

   2005-02-10 08:21:54 (#313544)

[TIFLO] Государство не должно вводить органичения на распространение информации

Государство не должно вводить ограничения на распространение информации в
Интернете

МОСКВА, 9 февраля. Об этом заявил директор Национального исследовательского
центра телевидения и радио Алексей Самохвалов на пресс-конференции
"Интернет с человеческим лицом: допустимы ли ограничения". По его мнению,
достаточно ограничить доступ детей к сайтам, содержащим порнографию,
информацию, направленную на разжигание национальной вражды и религиозной
нетерпимости. Но делать это стоит на уровне школы и семьи, с помощью
недорогих программных средств. По словам А.Самохвалова, депутаты Госдумы РФ
периодически предлагают ограничить распространение информации в
Интернете. В частности, это делается под предлогом борьбы с терроризмом.
Однако переходить к глобальным ограничениям в рамках всей страны
недопустимо, подчеркнул А.Самохвалов. Вместе с тем, как отметили участники
пресс-конференции, Интернет может иногда использоваться как средство для
преступных деяний. Составы возможных преступлений в сфере Интернет
определены Европейской конвенцией о преступлениях в сфере компьютерной
информации. Это и запуск в сеть вирусов, нарушающих ее работу, и
распространение информации, наносящей вред психическому и нравственному
здоровью детей. Однако Россия, несмотря на участие в подготовке конвенции,
до сих пор ее не ратифицировала. Европейская комиссия решила содействовать
росту осведомленности в области безопасного использования Интернета. С этой
целью 8 февраля в 30-ти странах мира отмечался День безопасного Интернета.
В частности, под патронатом члена Европейской комиссии Вивиан Рединг
стартовал конкурс рассказов. Детям в возрасте от 9 до 15 лет предлагалось
написать в электронной форме рассказы о проблеме "безопасного Интернета".
Национальный исследовательский центр телевидения и радио телефон: (095)
201-76-49
Источник: Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 478

   2005-02-10 07:27:47 (#313520)