Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Условия возникновения дружеских отношений между слепоглухими и окружающими: опыт и размышления

Условия возникновения дружеских отношений между слепоглухими и окружающими: опыт
и размышления
28.09.2010

Кандидат философских наук, президент Европейского союза слепоглухих, президент
Общества социальной поддержки слепоглухих "Эльвира" Сергей Алексеевич Сироткин.
Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

Развитие взаимоотношений между слепоглухими и их партнерами (специалистами, родными,
друзьями, просто знакомыми или новыми людьми) обычно начинается с делового
сотрудничества с инвалидом - по выполнению его жизненных функций или его обучению
(реабилитации). Путь и итог развития этих взаимоотношений определяются
многими факторами - целью сотрудничества (просто обслуживания, опеки инвалида
или обучения, подлинно реабилитации, общения), характером отношения обеих
сторон друг к другу, от степени взаимопонимания. Чаще всего взаимоотношения слепоглухих
со здоровыми (зрячими и слышащими) людьми или с инвалидами других
групп приобретают односторонний, субъектно-объектный характер, при котором одна
сторона становится средством решения проблем или удовлетворения нужд другой.
В этом случае обычно не происходит переход к дружеским отношениям.

Что следует понимать здесь под дружбой в отличие от отношений делового сотрудничества
между людьми (не только слепоглухими)? Если предметом и целью делового
сотрудничества является совместное выполнение несколькими людьми - хотя бы двумя
- каких-то определённых задач - бытовых, профессиональных, производственных,
педагогических, образовательных, реабилитационных и т.д.; то при отношениях дружеских
предметом становится нечто общее, связанное с душевными, личностными
потребностями, интересами партнёров этих отношений, которое притягивает их друг
к другу.

Дружба предполагает субъектно-субъектный, взаимонаправленный характер отношений,
возникновение и развитие межличностного общения, отношения взаимной активности
и заинтересованности в общении друг с другом, ощущение равенства, взаимоуважения,
взаимодоверия, взаимокомпромиссов, чувство взаимных симпатий.

Пожалуй, самым важным условием и фактором для возникновения дружеских отношений
между людьми (не только слепоглухими) является именно МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ.
Древнегреческие философы и поэты, например, Аристотель, говорили, что дружба
рождается в беседах. И что <многие дружбы расторгает нехватка беседы>.

Аристотель в своих знаменитых исследованиях (<Никомахова этика>, <Евдемова этика>,
и др.) различал три вида дружеских отношений между людьми:

1) дружбу, основанную на получении партнерами взаимного удовольствия (например,
дружба собутыльников, игроков, любителей вечеринок, празднеств);
2) дружбу на основе извлечения взаимной пользы (например, дружба бизнесменов,
учёных-исследователей и изучаемых клиентов; дружба симпатизирующих друг другу
учителя и ученика);
3) дружбу на основе <добродетели>, на основе чисто нравственно-личностной, на
основе приоритета интереса к личности друг друга и её ценности.

Последний, третий вид дружбы, Аристотель считает наивысшей и самой совершенной
формой, поскольку она не носит прагматический характер и не нацелена на извлечение
какой-то выгоды или пользы для себя друг от друга. Её основа - просто симпатия
и интерес к личности друга, желание безвозмездно помогать и заботиться о
нём. Правда, этот последний вид дружбы по Аристотелю включает в себя свойства
и первых двух, менее совершенных видов дружеских отношений. Дело в том, что,
как самый совершенный вид, она обладает достоинствами первых двух видов дружбы,
но лишена их недостатков. Ведь при дружбе на основе добродетели друзья
также получают и пользу, и удовольствие от общения друг с другом.

Следует заметить, что среди зрячих и слышащих людей дружеские отношения рождаются
и развиваются гораздо раньше и быстрее, чем между слепоглухими и окружающими.
Поскольку, как известно, психическое и личностное развитие обычных детей протекает
и стимулируется в повседневном общении с ними окружающих (родителей,
близких, школьных учителей, сверстников) посредством устной речи. Притом устная
речь выполняет не только функцию передачи информации, обмена мыслями, смыслами,
но и функцию воздействия на эмоционально-волевую сферу детей, <обмена> эмоциями,
чувствами (посредством интонаций, специальной лексики, междометий и т.д.).
К тому же в процессе речевого общения активно участвует не только слуховое восприятие,
но и зрительный контакт между партнерами общения, обеспечивающий
одновременное восприятие мимики лица и позы собеседников, что тоже очень важно
для полноты межличностного общения.

Иначе обстоят дела у слепоглухих детей и взрослых, в том числе с поздней слепоглухотой.
У них очень ограничены возможности межличностного общения с окружающими
(зрячими и слышащими, инвалидами других групп) по причине различий у обеих сторон
способов и средств общения, а во многих случаях и различия языков (жестового
и словесного), и возникающего в связи с этим взаимонепонимания. Здесь нужна либо
помощь переводчика-посредника, либо изучение и освоение одной из сторон
способов и средств общения (например, ручной азбуки, метода Лорма, Малосси, системы
Брайля, жестов и др.), которыми пользуется другая сторона общения.
Однако, сложность проблемы здесь ещё в том, что в межличностном общении друзей,
как правило, не участвуют третьи лица. Поэтому переводчик в таких ситуациях
чаще всего помочь не может. Он обычно участвует при деловом общении слепоглухого
со специалистом (врачом, нотариусом, преподавателем, лектором, при коллективных
беседах или нейтральном общении с другими людьми), работниками социальной инфраструктуры.

Слепоглухим, особенно врождённым или глухорождённым, жестовикам, нелегко добиться
дружеских отношений с зрячеслышащими или инвалидами других групп из-за
тех же проблем с общением, отличия своего социального положения, нередко уровня
интеллектуально-личностного развития и мировосприятия.

Поэтому обычно слепоглухие (от рождения или с детства, или подростки, прошедшие
определённый путь специального обучения и воспитания) обычно вступают в
дружеские отношения только между собой, как и глухие от рождения. Межличностное
общение у них осуществляется посредством жестового языка, которым не владеет
подавляющее большинство зрячеслышащих людей и инвалидов других групп (слепых
и слабовидящих, слабослышащих, поздних глухих и слепоглухих). С этими другими
людьми слепоглухие обычно контактируют эпизодически, по деловому поводу.

Поздние слепоглухие тоже сталкиваются с подобными трудностями, хотя они нередко
сами прежде были либо зрячеслышащими, либо глухими с нормальным зрением,
имели друзей и благополучное социальное положение, полноценное общение. Всё это
они теряют с наступлением слепоглухоты, и это они переживают наиболее тяжело
и трагично, чем слепоглухие с детства, даже меняются в личностном плане в негативную
сторону. Им необходима не только практическая реабилитация - в том
числе в области налаживания общения с окружающими, - но, прежде всего, и квалифицированная
психологическая помощь специалистов по слепоглухоте.

При удачном и эффективном обучении или (реже) самореабилитации, при наличии определённых
личностных качеств слепоглухие вполне могут найти друзей среди
зрячеслышащих или инвалидов других групп. Здесь необходима инициатива самих слепоглухих
или кого-то из окружающих, способных общаться с ними. Чаще всего
поздние слепоглухие, преодолевшие душевную депрессию и овладевшие новыми навыками
общения, проявляют настойчивость в налаживании контактов с окружающими,
в расширении общения с ними ради получения более обширной информации о происходящем
вокруг них или ради удовлетворения обострённой потребности в общении,
в поиске друзей.

Полагаю, что основными условиями преодоления указанных трудностей должны быть:

- обретение слепоглухим и зрячеслышащим (или инвалидом другой группы) полноты
общения и взаимопонимания на базе единства языка и средств общения;
- достижение обоими собеседниками личностного - не прагматического - характера
взаимоотношений, выделения общения в самостоятельную деятельность, обслуживающую
лишь душевные и интеллектуально-личностные потребности;
- негласное соблюдение обеими сторонами межличностного общения этических принципов
и требований к взаимоотношениям;
- способность слепоглухого быть полезным и интересным партнеру общения, потенциальному
другу, при условии, что последний не имеет никаких корыстных намерений
и притязаний в отношении к слепоглухим.
Слепоглухой партнер как делового сотрудничества, так и межличностного общения,
должен уметь отвечать на помощь и за внимание к нему хотя бы элементарной
благодарностью и позитивными чувствами.

* * *

Повторяю: дружеские отношения необходимы человеку не столько для практической
деятельности и делового сотрудничества с другими людьми, сколько для удовлетворения
душевных, личностных потребностей - в общении с другим человеком, для получения
поддержки или совместного решения проблем в личной жизни, для перенятия
нового жизненного опыта, знаний и стимулов к саморазвитию от другого человека.
Это возможно только при межличностном общении, располагающем людей друг
к другу, представляющем для них взаимный интерес и не требующем никаких физических
усилий, материальных затрат и пожертвований на него. Как известно, при
дружеской поддержке (не обязательно материально выраженной; нередко достаточно
бывает просто доброго слова - не шаблонного и формального, а искреннего,
идущего от души, от доброго сердца друга) человеку легче преодолевать проблемы
и трудности в своей личной жизни. Тем более, слепоглухому человеку.

Постараюсь проиллюстрировать изложенные положения и соображения примерами из
своей и других слепоглухих жизни.

Первым другом-наставником в моей жизни стала известная слепоглухая, воспитанница
основателя российской тифлосурдопедагогики профессора Ивана Соколянского,
ставшая учёной и писательницей, - Ольга Скороходова. Меня с ней познакомили,
когда мне было 6 лет, сразу после потери зрения. Моим обучением и воспитанием
как слепоглухого вначале тоже руководил профессор Иван Соколянский. Он и подключил
Скороходову к моему воспитанию.

Но я почувствовал, что она существенно отличается от моих учителей и воспитателей.
Не только слепоглухотой. Особенно выделялась доброта и любовь с её стороны
ко мне, она обращалась ко мне всегда ласково (я это чувствовал по прикосновениям
её рук), никогда не раздражалась и не ругалась, как иногда мои учителя.
Когда нужно было сделать мне какое-то замечание в целях воспитания, Ольга Скороходова
в доброжелательной форме объясняла мне и показывала наглядно, как
нужно поступать.

Я быстро привязался к этому человеку и постоянно испытывал потребность в общении
с ней, часто просился к ней в гости. Мама отвозила меня к Скороходовой
или приглашала её к нам домой. А когда я научился писать по-брайлю, начал переписываться
с ней. Она всегда отвечала мне, тоже по-брайлю.

Дружба у нас со Скороходовой завязалась на многие годы, почти до конца её жизни.
Когда мы встречались, всегда подолгу общались, рассказывая друг другу о
своих делах, о своей жизни. Ольга была старшим моим другом, всегда внимательно
выслушивала мои рассказы, мои проблемы и давала мне советы в сложных ситуациях,
например, когда у меня были конфликты с кем-то из близких или приятелей, даже
проблемы с любимой.

Она тоже много рассказывала мне о своей личной жизни, о людях. Благодаря ей,
я освоил грамотной письменной и пальцевой речью, много узнал о жизни и проблемах
общих наших знакомых, о культуре отношений с окружающими. Это помогло мне лучше
и глубже понимать жизненные проблемы у людей.

Когда я поступил в Загорский (ныне Сергиево-Посадский) детский дом для слепоглухих,
стал находить там новых друзей среди слепоглухих - как жестовиков (глухорождённых),
так и словесников (позднооглохших). Мне повезло на общение в разных речевых средах.
Самым близким моим другом среди слепоглухих в детском доме стал глухорождённый
жестовик Владимир Пудовкин. Он показался мне самым добрым и внимательным, готовым
прийти на помощь (в сопровождении, в посредничестве при общении с другими
слепоглухими жестовиками, которых я плохо понимал). Я немного знал жесты со времени
бытности в детском саду для глухих. Владимир с большим увлечением взялся
меня обучать языку жестов. Я быстро запоминал новые жесты и сразу применял их
в общении с приятелем и другими жестовиками.

В свою очередь, я помогал Владимиру выполнять домашние задания учителей по школьной
программе - объяснял непонятные вопросы, слова, исправлял грамматические
ошибки в его письменных работах. В свободное время от уроков и общественно полезного
труда по детскому дому мы встречались и общались - обсуждали текущие
события, узнанные от учителей или родственников новости, просто рассказывали
друг другу о своей прошлой жизни. Нам обоим было очень интересно общаться
посредством жестов. Вместе гуляли, играли в шахматы, домино, карты, шутили, баловались:

Мы с Владимиром так подружились, что стали приглашать друг друга в гости на зимние
и летние каникулы - ко мне в Москву и к нему в деревню в 900 км к востоку
от Москвы. Любили бродить по улицам Москвы (Владимир тогда был слабовидящим,
сейчас он уже слепой), тайком от моих родителей путешествовали по метро, благодаря
чему я почти наизусть запомнил все маршруты и названия станций тогдашнего московского
метрополитена и теперь часто подсказываю своим сопровождающим, даже
зрячеслышащим, как лучше проехать.

А в деревне у Владимира мы вместе помогали его родителям по хозяйству - поливали
огород, пилили дрова. В свободное время гуляли по деревне и ближайшему
городу, катались на велосипедах (каждый ехал на своём велосипеде, рядом, Владимир
время от времени показывал мне направление движения, повороты).

Дружба с Владимиром дала мне очень много - знание жестового языка, зрительные
представления тех предметов, которые я не мог потрогать руками, знание мира
и психологии глухорождённых подростков и взрослых <изнутри>.

Во время учёбы в университете у меня появился ещё один друг - на этот раз зрячеслышащая
женщина из далёкого Казахстана - философ и журналист Эльвира Шакенова,
ныне, увы, покойная. Она узнала о слепоглухих в своём институте философии и права
в Алма-Ате из лекции московского доктора философии Эвальда Ильенкова.
Эта лекция её потрясла до глубины души, она захотела поехать в командировку в
Сергиев-Посадский детский дом слепоглухих. Но учёный посоветовал ей вначале
познакомиться со слепоглухими студентами университета в Москве.

Эльвира так и сделала. Она приехала в Москву и провела весь свой отпуск рядом
со слепоглухими студентами, усиленно осваивая ручную азбуку прямо в процессе
общения, ходила с каждым на прогулку, выполняла разные их просьбы по бытовым
и учебным делам. Ездила с ними в Сергиев-Посад в детский дом слепоглухих.
По возвращении в Алма-Ату она написала и опубликовала в толстом журнале большой
очерк о знакомстве со слепоглухими и своём (как нового человека) восприятии
и понимании их проблем.

Так получилось, что этот очерк о слепоглухих вызвал у московских учёных негативную
реакцию по причине некоторых расхождений и противоречий с их концепцией
слепоглухоты. Начались дискуссии вокруг этого очерка и научные претензии в адрес
автора. К тому времени у нас с Эльвирой сложились достаточно близкие дружеские
отношения и взаимопонимание. Мы много и подробно обсуждали - устно, при встречах,
и в интенсивной переписке (Эльвира очень быстро освоила письмо по-брайлю
и писала мне толстые корреспонденции) - и совместно переживали проблемы слепоглухоты
и положения слепоглухих в обществе зрячих и слышащих. Она очень близко
воспринимала это к сердцу, переосмысливала свой собственный опыт общения и взаимодействия
со слепоглухими и в некоторых вопросах выражала своё несогласие
с воззрениями учёных на эти проблемы, пыталась доказать их неправоту (впоследствии
в Философском обществе СССР был выпущен дискуссионный сборник научных
докладов по проблемам слепоглухоты, в том числе нашего совместного с Эльвирой
Шакеновой).

К сожалению, эти научные дискуссии приобретали политический и идеологический
характер, переходили на взаимоотношения между нами и учёными, которые для нас
были большими авторитетами и покровителями, которым мы, слепоглухие студенты,
были обязаны обучением в университете и последующей работой в научно-исследовательском
институте. Конфликт с ними и даже со слепоглухими сотоварищами по учёбе, и окружением,
поддерживавшими их, ставил меня и Эльвиру перед сложнейшей психологической
и нравственно-этической проблемой выбора своей дальнейшей позиции по отношению
к этим людям, поскольку мне неизбежно предстояло чем-то жертвовать в своей
личной жизни - вплоть до полного раскола и утраты дружеских отношений с этими
людьми...

В этих нелёгких и драматических условиях наша с Эльвирой дружба только крепла
и перерастала во взаимную любовь. Эльвира твёрдо решила посвятить себя служению
слепоглухим и их проблемам. Через три года мы поженились. И мы с ней провели
21 год совместной и счастливой, насыщенной жизни, вместе сотрудничали во Всероссийском
обществе слепых как руководители созданного там сектора реабилитации слепоглухих
и как консультанты развития службы помощи слепоглухим в регионах; позже
создали организацию слепоглухих - Общество социальной поддержки слепоглухих <Эльвира>.
Этими двумя структурами я продолжаю руководить и поныне.

*****

Автор статьи, Сергей Алексеевич Сироткин, - кандидат философских наук, президент
Европейского союза слепоглухих, президент Общества социальной поддержки
слепоглухих "Эльвира".

Данная работа - доклад, представленный на 7-ю Европейскую конференцию DBI "Взаимоотношения
и дружба".

"Великая Эпоха"

Выпуск листа на новом месте: 5651
количество подписчиков: 236
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 30 Sep 2010 03:39:15 +0400 (#1225552)

 

Ответы:

здравствуйте! возможно пишу несовсем втему? но всёже. в стать е прочёл о том
что слепоглухой человек можит ориентироваться в метро и ездить на
велосипеде. с большим трудом в такое верится. можит потому что неприходилось
встречаться с полностью слепоглухими. ведь если есть хоть маленький остаток
зрения или хотябы чуточку слуха это уже как я считаю не слепоглухой человек.
он можит более или менее нормально контактировать с окружающими. да многие
незрячие могут ездить на велосипеде. ну не так чтоб кудато далеко поехать но
впринципе. сам я тоже на велике катался. но всёже пользовался хоть
некудышним зрением. те. при хорошем дневном освещении и знакомой местности.
знаю что можно на слух. но для этого ктото должин корректировать твоё
передвижение. а как это сделать если и слуха нет? ну велосипед то
развлечение. а вот передвижение по современному городу с огромным движением
транспорта и толпами народу? даже с остатком зрения и нормальным слухом
трудновато. ведь стоит на иной улице такой рёв! что слуховой анализатор
оказывается в затруднении. наверно изза перегрузки. да и отражённый шум. те.
звук от стен отражается и ... трудно сконцентрировать внимание. а как ничего
неслыша и невидя можно оссациировать своё местоположение? шестым чювством?
хотя у некоторых оно сильно развито. можно предметы на расстоянии ощущать.
так то в спокойной обстановке.
а что касается образования и научной дейтельности то наверно нужно обладать
супермозгом. чтобы неимея возможности воспринимать мир вас окружающий
получить нужную информацию. сейчас вот представи что исчез остаток зрения и
слух. нет шума от компа. молчит джоз. непонятно светит ли за окном солнце.
есть ли кто в соседней комнате? тоже непонятно? ведь неуслышу звонитли кто в
домофон или телефон. вообще небуду знать что вокруг происходит. будит почти
полный ноль. пришёл в ужас от таких мыслей. подумал что тогда лутьше меня и
на свете бы небыло.
так что люди находящиеся в таком положении и чегото в жизни достигшие
заслуживают огромного уважения. такими людьми можно гордиться. но в
сегодняшнем да и в прошлом мире: "сытый голодного неразумеет".

Николай из чебоксар.

Выпуск листа на новом месте: 5656
количество подписчиков: 236
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 30 Sep 2010 12:47:14 +0400 (#1226002)

 

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Николай, вы пишите:

..слепоглухой человек может ориентироваться в метро и ездить на
велосипеде. с большим трудом в такое верится.

Про велосипед не знаю, а
вот в метро Александр Суворов ориентировался самостоятельно, а у него
полная потеря зрения и почти полная - слуха. В давнишние времена он свои
путешествия в одиночку даже описывал в "Нашей жизни". Помню, что он всегда
носил при себе табличку, где было написано, что ее владелец слепоглухой, но
говорящий. И с ее помощью и обращался к людям. Находились помощники и
помогали выйти из затруднительных ситуаций. Из легендарной четверки точно
было незначительное зрение у Юрия Лернера и Наташи Крылатовой. По-моему и у
Сироткина есть небольшой остаток зрения. Но это я уточню. А вот очень
небольшой остаток слуха у Сергея есть до сих пор. По крайней мере он с
трудом но на хорошем телефоне может как-то понимать собеседника.
Я жила некоторое время со слепоглухой Наташей Кремневой в одной комнате.
Много я тогда почерпнула о жизни слепоглухих. Особенно меня поразила
способность реагировать на вибрацию пола, которую провоцировала музыка,
звучащая этажом ниже. Я ее нетолько не чувствовала, но почти и не слышала.
Наташа же не могла спать. У Наташи тогда было небольшое остаточное зрение
благодаря которому она могла самостоятельно ходить по городу и ездить в
метро. Но потом остаток стал совсем маленький и однажды Наташа упала в метро
на рельсы и после этого самостоятельно боится ходить.
Из статей Александра Суворова и рассказов его знакомых помнится, что для
Александра было большим шоком, когда в метро по стенам стали размещаться
торговцы. Было очень сложно ему объяснить, что теперь по стенке ходить
нельзя. В современном метро похоже Суворов уже в одиночку не ездит.
Чаще всего у слепоглухих имеется хоть небольшой остаток слуха или зрения.
Кто-то "выжимает" из них максимум, а кто-то не может самостоятельно
передвигаться. Да и просто слепые ведь тоже адаптируются по-разному.
С уважением
Ирина

Выпуск листа на новом месте: 5657
количество подписчиков: 236
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 1 Oct 2010 01:19:31 +0400 (#1226726)

 

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!

Irina Zarubina пишет:

Музыка - это ещё полбеды: я однажды столкнулась с тем, что человек со
сниженным слухом определял, работает ли холодильник, по вибрации пола,
которую я никогда не могла хоть сколь-нибудь ощутить :-O... А вообще для глухих
сущ-ет
даже такой приём педагогический: чтоб навести порядок в аудитории или
привлечь внимание глухого класса, препод, шо есть мочи, топает ножкой
- сразу (хотела сказать "тишина"_ :) порядок в классе идеальный.

Ответить   carrying_rain Fri, 1 Oct 2010 11:28:28 +0600 (#1226983)

 

Ирина! вы писали:

"Особенно меня поразила
способность реагировать на вибрацию пола, которую провоцировала музыка"

мне вот брат рассказывал что когда он катался с инструктором в автошколе то
инструктор выражал сильное удивление по поводу глухих которые у него
проходили обучение. немог он понять какимже образом чувствуют они работу
двигателя? а как он говорил? "автомобилем они отлично управляют". наверно по
вибрации? но в новых современных автомобилях вибрация почти нануле. ну
наверно это по нашим меркам?
а ведь бытует мнение что у слепых слух лутьше. а у глухова можит зрительное
восприятие обострённое? но вот зрения у меня можно сказать что нет. но никак
я незамечал чтоб слышал я лутьше зрячих. да и за другими незрячими этого
никогда не замечал. есть же охотники которые в темноте на слух могут дичь
поразить. но с глазами то у них впорядке. ну вспомним хот книгу "Кумаонские
людоеды". ну и ещё припоминается очерк кажится Пескова? о незрячем который в
тундре жил. управлял лодкой и по уткам на хлопанье крыльев дробью стрелял.
ну думаю что ход мысли понятен? а что гласит по этому вопросу современная
наука? можит ли у слепого быть лутьше слух и напротив у глухого зрение? а
можит шестое чувство обостряется?

Выпуск листа на новом месте: 5661
количество подписчиков: 236
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 1 Oct 2010 19:05:18 +0400 (#1227816)

 

Уважаемые жители Перми и Пермского края!

Предлагаем Вам прослушать информацию для инвалидов по зрению, которая
прозвучит на канале радио России во вторник 17 мая.

Время трансляции: 7.25, 13.20 и 18.58.

Выпуск листа на новом месте: 6264
количество подписчиков: 269
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 15 May 2011 15:10:00 +0600 (#1603438)