Невеселые рекорды
01.09.2010
Сергей Санников
В Красноярском крае рекордное количество коррекционных школ по сравнению с другими
регионами страны. Для сравнения: в Новосибирской области всего 11 коррекционных
школ, в Самарской - 10-15. В Красноярском крае 46. При этом в регионе 16 тысяч
детей с ограниченными возможностями здоровья, и общероссийскую статистику
в 4-5 % коррекционных детей от общего числа край подтверждает.
Статистика
По данным краевого минобра, специальное образование в регионе представлено:
- краевым государственным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, <Краевой центр
психолого-медико-социального сопровождения> с 5 филиалами в Ачинске, Канске,
Минусинске, Лесосибирске, Норильске. На базе краевого центра и каждого филиала
функционируют краевые психолого-медико-педагогические комиссии и службы раннего
выявления детей с проблемами в развитии;
- муниципальными образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, в Красноярске, Ачинске, Канске,
Балахтинском районе;
- муниципальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, работающими на
постоянной основе, в городах и районах Красноярского края;
- 42 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для детей с
ограниченными возможностями здоровья, в которых обучается 4 855 детей;
- 3 оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа с одним филиалом,
в которых обучаются 816 детей;
- специальными (коррекционными) группами, классами, действующими в 511 муниципальных
образовательных учреждениях, в которых обучаются 6 813 детей.
- Все логично, - оценивает ситуацию Елена Башева, начальник отдела специального
образования краевого профильного министерства. - Перевести ребенка из Мотыгинского
района в красноярский интернат нереально, поэтому приходится в каждом районе
делать небольшие школы. При этом коррекционные учреждения и не строятся большими
- максимальная наполненность 250 мест.
Есть не только количественное, но и качественное лидерство - по словам Башевой,
край является одним из лучших в России по организации службы сопровождения
детей - раннего выявления отклонений. Но не все так радужно - новый интернат
для слепых и слабовидящих детей в крае так и не начали строить, хоть и обещают
уже лет пять.
Особенности
Для обучения коррекционных детей разработано несколько программ. Так, например,
программа 8-го вида - для умственно отсталых детей. Они не получают аттестат,
его заменяет свидетельство об окончании школы 8-го вида. И с этим свидетельством
они могут поступить только в профучилище. Программа 1-2-го вида разработана
для глухих и слабослышащих, 3-4-го - для слепых и слабовидящих. По этим программам
аттестат выдается. Школ 5-го (для детей с речевыми отклонениями) и 6-го
(проблемы с опорно-двигательным аппаратом) вида в Красноярском крае нет.
Бюджетное финансирование специального образования поделено на две части. Первая
идет на содержание специальных краевых коррекционных учреждений. В 2010
году, по словам Башевой, на эту часть выделен почти миллиард рублей. Сюда входят
все статьи расходов, которые могут быть связаны с функционированием учреждения:
основные приобретения - покупка парт, стульев, оборудования, коммунальные платежи,
заработная плата педагогам, питание, одежда, канцелярские товары и пр.
Вторая часть финансирования - субвенция муниципальным образованиям на организацию
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные субвенции
даются муниципалитетам и на содержание здоровых детей в обычной школе.
- Если в обычной школе на одного ребенка государство тратит около 20 тыс. рублей
в месяц, то на содержание коррекционного ребенка - порядка 60 тыс., т.
е. примерно в три раза больше, - привела цифры Башева. Такая разница обусловлена
тем, что в коррекционных классах может учиться максимум 12 детей, соответственно,
нужны большие площади, большее число педагогов, штат медиков, растет и материальная
база - мебель, оборудование и пр. Большие требования в коррекционных
учреждениях предъявляют к мастерским, где ребенок осваивает профессию. Начиная
с 7-8-го класса основной учебный план - трудовое обучение. С этого времени
образовательная программа сведена практически к минимуму. Зато после окончания
учебы подросток выходит с готовой профессией.
- Правда, профессий по понятным причинам не так много, - констатирует Башева.
- Это швейное дело, столярное, слесарное, сельское хозяйство, штукатур-маляр,
кожевенное дело. У слабослышащих есть программирование.
Однако больше профессиональных навыков детям в подобных школах нужна социализация,
а подчас этого добиться крайне сложно. Положительный пример - Красноярская
специальная коррекционная образовательная школа-интернат для глухих детей (привычно
- школа глухонемых), где активно развивается жестовая песня.
Фото Александра Паниотова
"Вечерний Красноярск"
Выпуск листа на новом месте: 5545
количество подписчиков: 232
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru