Полноценные возможности
09.09.2010
В ближайшие годы России предстоит интегрироваться в мировое цивилизованное сообщество
в области защиты прав инвалидов. Однако пока государственные деятели
думают о том, где изыскать средства на реализацию этого процесса, железнодорожники
по собственной инициативе делают первые шаги в данном направлении.
В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая
предусматривает в качестве государственного обязательства создание безбарьерной
среды для людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они могли вести
нормальную, полноценную жизнь наравне со здоровыми. В настоящее время
идёт подготовка к ратификации этого документа. Также в соответствии с посланием
президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Минздравсоцразвития
при участии причастных министерств и ведомств разработало проект государственной
программы <<Доступная среда>> на 2011-2015 годы, которая должна заложить
основы нового подхода к формированию жизненного пространства для инвалидов и
маломобильных групп населения.
Права есть - возможностей нет
В своих поручениях президент особо обратил внимание правительства и руководителей
регионов на проблемы в сфере общественного транспорта и необходимость
его обновления с учётом потребностей инвалидов, так как его доступность позволит
значительно улучшить качество жизни этой категории граждан. Пока же реальность
такова. Более 9 % от числа всего населения России, или 13 млн её жителей - это
инвалиды, еще 35-40 млн человек относятся к маломобильным группам граждан
(малолетние дети, пожилые люди, беременные женщины и т.д.), но транспорт и транспортная
инфраструктура страны практически не учитывают их потребности.
Таким образом, более трети населения испытывают трудности в передвижении.
- Транспортная инфраструктура в нашей стране до сих пор остаётся для инвалидов
недоступной даже вопреки нормам Конституции, тем самым нарушаются права людей
с ограниченными возможностями, - говорит депутат Государственной думы, сопредседатель
Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Валерий
Селезнёв. - Несмотря на задачи, поставленные в государственной стратегии по обеспечению
доступности пассажирского транспорта к 2030 году для маломобильных
групп населения на 90%, в ныне действующей Федеральной целевой программе развития
транспортной системы страны на 2010-2015 годы нет даже специального раздела,
не говоря уже о плане мероприятий по адаптации транспортной инфраструктуры к
нуждам инвалидов. Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной
инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным требованиям,
так как в полной мере не учитывают потребности людей с ограниченными возможностями.
Кроме того, слабо определена мера ответственности за несоблюдение требований
по организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспорта.
На практике это выливается в то, что инвалиды практически лишены возможности
передвигаться самостоятельно, путешествовать и полноценно участвовать в общественной
жизни.
Доходит до абсурда. Сопредседатель межфракционного депутатского объединения по
делам инвалидов Госдумы, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег
Смолин рассказал о том, что до сих пор нередки случаи, когда людей с инвалидностью
не пускают в самолёт! <<Я рад тому, что хотя бы на железных дорогах не
бывает таких проблем, - признался эксперт. - Но есть другие, когда, например,
даже при наличии свободных мест инвалидам по зрению отказываются продавать
билеты в специализированные купе для инвалидов. Мне представляется, что это неправильно,
пусть не колясочник, но человек с ослабленным или отсутствующим
зрением - особая, уязвимая категория пассажира, часто вынужденная ехать с сопровождающим.
Почему не пойти ему навстречу?>>
Большой плюс в конкурентной борьбе
В соответствии с программой <<Доступная среда>> планируется внести изменения
в ряд федеральных законов, в том числе ФЗ No17 <<О железнодорожном транспорте
в
РФ>>.
Реализация программы будет проходить в два этапа. Первый - подготовительный -
пройдёт в 2011-2012 годах. В течение второго (2013-2015 годы) должны быть
реализованы мероприятия практического характера. Это модернизация подвижного
состава пассажирского транспорта: установка аппарелей, подъёмников, мест крепления
колясок, автоматических звуко- и светозвуковых информаторов, монтаж на остановочных
пунктах и в вагонах пригородного железнодорожного транспорта систем
синхронной, речевой и текстовой информации, пандусов, тактильных и контрастных
поверхностей.
Кроме того, планируется обустройство для нужд инвалидов железнодорожных вокзалов,
аэропортов, морских и речных портов. В том числе предполагающее установку
специализированных таксофонов для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата,
указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха
и зрения, оборудование специализированных касс, мест в залах ожидания, кабин
в общественных туалетах, пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок,
станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта светозвуковой и тактильной
информацией.
Наряду с этим ОАО <<РЖД>>, не дожидаясь специальных директив, самостоятельно
приступило к созданию условий для маломобильных граждан. Более того, оно рассматривает
это не только как жест доброй воли и социальной поддержки населения, но и как
инструмент повышения конкурентоспособности транспортной инфраструктуры за
счёт создания современных пересадочных узлов.
<<Современный вокзал всё дальше уходит от понятия <<перрон плюс зал ожидания>>
- теперь это общественно-деловой центр, ключевой транспортно-пересадочный узел
и важнейшая часть городской среды, - говорит генеральный директор ОАО <<РЖД-Развитие
вокзалов>> Михаил Грудинин. - С этой точки зрения принципиальным для
нас является реальное закладывание в проектную документацию решений по созданию
этой среды. Ещё два года назад ОАО <<РЖД>> утвердило концепцию эффективного
развития и модернизации вокзалов, базирующуюся на этом подходе, где предусмотрены
конкретные меры для того, чтобы сделать городскую транспортную среду
доступной для инвалидов. То есть ОАО <<РЖД>> в буквальном смысле - локомотив,
который в этой ситуации прокладывает путь и создаёт прецедент для остальных
монополий>>.
Свой 20-летний опыт в оборудовании вокзала для нужд инвалидов в качестве взаимопомощи,
стратегического партнёрства предлагает концерн Deutsche Bahn.
- Мы выделили три группы совершенно конкретных предложений в области сервиса,
универсального дизайна и навигации, - говорит исполнительный директор представительства
Deutsche Bahn в России Сергей Замятин. - К сервису относится то, что персонал
должен быть специальным образом обучен и уметь реагировать правильно, адекватно
на людей с ограниченными физическими возможностями, предоставлять им определённые
стандартные услуги, а не удивляться каждый раз, что надо оказать какую-то
локальную помощь.
Универсальный дизайн - это в первую очередь свободный доступ всех категорий граждан
ко всем функциональным зонам вокзала, подъёмники, пандусы и эскалаторы,
специализированные туалеты, интуитивная, понятная и унифицированная система навигации.
И, конечно, средства и условия безопасности: если произошла чрезвычайная
ситуация, то шансы быть спасёнными должны быть у всех равны.
По мнению эксперта, вокзалам выгодно быть удобными для инвалидов. Доступные билетные
кассы, телефонные аппараты, банкоматы - это ещё и дополнительное звено
в коммерциализации, поскольку позволит привлечь те самые 9% населения, которые
сейчас не могут активно участвовать в общественной жизни, то есть не покупают
какие-то услуги. Многие из этих решений реализованы на пилотном проекте - модернизированном
Курском вокзале в Москве, а вскоре появятся и ещё на нескольких
в зоне столичного узла.
Кто заплатит за удобства
Однако в ДЖВ более 340 вокзалов, и все надо модернизировать с учётом современных
требований.
<<Вопрос в том, каким образом в рамках нашего бюджета мы можем рассматривать
реализацию необходимых программ, - говорит Михаил Грудинин. - И здесь необходим
элемент государственно-частного партнёрства. ДЖВ пытается создать целую госпрограмму
с Минрегионразвития именно по вокзальной составляющей, потому что
транспортная инфраструктура в России действительно слабо представляется без современного
многофункционального вокзала. Кстати, со слов министра экономики,
три процента ВВП страна сегодня теряет именно из-за низкого качества транспортной
инфраструктуры>>.
С точки зрения Сергея Замятина, для установки какого-то дорогого подъёмника или
лифта, может быть, действительно нет денег или спонсора, хотя и об этом
следует говорить в ближайшем временном приближении. Но в то же время табличку,
которая стоит, скажем, 50 руб., уже можно поставить и завтра.
- Мы хотели бы поблагодарить ОАО <<РЖД>> за участие и активную позицию по данному
вопросу, - говорит Галина Селиванова, начальник отдела методологии, разработки
и реализации программы <<Социальная защита инвалидов>> департамента по делам
инвалидов Минздравсоцразвития. - И мы фактически согласны, что данная работа
требует колоссальных финансовых вливаний. Да, государственная программа <<Доступная
среда>> - это мощный финансовый инструмент. В ней предусмотрено частичное
финансирование мероприятий за счёт средств федерального и региональных бюджетов,
но, к сожалению, только за счёт бюджетных средств реализовать все направления
по формированию <<Доступной среды>> в России пока не представляется возможным.
Поэтому, по словам эксперта, форму государственно-частного партнёрства с участием
ОАО <<РЖД>> надо сегодня в органах госвласти обсуждать. <<Вероятно, это может
найти отражение при совместном обсуждении Минздравсоцразвития с Минтрансом в
процессе доработки проекта государственной программы <<Доступная среда>>, -
считает Галина Селиванова.
По мнению Валерия Селезнёва, программы обеспечения доступности железнодорожного
транспорта и инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп граждан
являются не дополнительными финансовыми обязательствами государства, а неотъемлемой
составной частью единой социально-экономической политики.
Проблема транспортной доступности для инвалидов обсуждается на различных уровнях
государственной власти. Недавно по результатам дискуссий председатель комитета
Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв направил рекомендации ряду государственных
органов и ведомств. Так, правительству и в проекте государственной программы
<<Доступная среда на 2011-2015 годы>> рекомендуется закрепить перечень объектов
инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, приспособление которых
к особенностям инвалидов осуществляется за счёт средств государственной программы,
с включением в него объектов железнодорожной инфраструктуры. При этом
органам власти регионов предлагается проработать вопрос о развитии договорных
отношений с ОАО <<РЖД>> и его дочерними компаниями по вопросу долевого участия
в модернизации вокзалов и прилегающих к ним территорий, а также включить в целевые
и ведомственные программы субъектов Федерации мероприятия по участию
в решении вопросов доступности объектов железнодорожной инфраструктуры для инвалидов
и иных маломобильных групп населения.
Фото: www.gudok.ru
Газета <<Гудок>>
Выпуск листа на новом месте: 5581
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru