[TIFLO] Как инвалиду выстоять перед агрессивностью среды?
Как инвалиду выстоять перед агрессивностью среды?
10.09.2010
Галина Гаевская
При всей своей давней и искренней любви к железной дороге, путешествие поездом
для меня в нынешнем физическом состоянии становится настоящей пыткой. Масса
неудобств из-за нерадивости отдельных служб и попустительстве чиновников всех
рангов подстерегает пассажиров в пути. Мало кто, добравшись до станции назначения,
затевает разбирательства, еще реже - отваживается обращаться в суд. Остались
живы, ноги-руки целы и на том спасибо. А пора бы взыскивать не только материальный,
но и моральный ущерб, нанесенный пассажирам. В цену билета, накрученную за счет
скорости и повышенной комфортности, я думаю, входит обеспечение элементарной
безопасности и сервиса.
Посадка на фирменный поезд "Азов" в Мариуполе
19 мая 2009 года я отправлялась в Киев фирменным скорым поездом ``Укрзалiзницi''.
Загодя приехав на вокзал станции Мариуполь, к своему ужасу обнаружила, что
посадочные платформы отсутствуют, перрон и прилегающие железнодорожные пути как
после бомбежки. Метнулась к справочному бюро, поинтересовалась как быть,
я в инвалидной коляске, а впереди непреодолимая полоса препятствий, но оказалось,
на этот вопрос ответа нет.
Разыскав дежурную по вокзалу, я обратилась к ней с тем же вопросом. Смерив меня
отсутствующим взглядом с головы до пят, она невозмутимо констатировала:
в инвалидной коляске к вагону я не пройду... После некоторых препирательств пообещала
вызвать грузчиков. Стоит ли рассказывать, каким чудом я живая и невредимая
все же оказалась в поезде.
К чести поездной бригады, надо отметить, что они сделали все возможное, чтобы
неприятный инцидент при посадке был забыт: и постель постелили, и начальник
поезда лично подошла, - на конечной станции встречу медпунктом обещала, и проводник
в конце поездки еще раз сама об этом побеспокоилась (правда, встречающих
помощников мы так и не дождались), и туалет в идеальном состоянии поддерживали,
и массу других мелких услуг оказывали, что было очень непривычно и удивительно.
Прибытие в Донецк фирменного поезда "Донбасс"
Все же я решила не искушать судьбу и назад возвращаться не прямым поездом, а
с пересадкой с тем чтобы последний четырехчасовый отрезок пути ехать электричкой,
заприметив, что на станции Мариуполь только одна тупиковая платформа для электричек
в надлежащем состоянии. Карабкаться в вагон электрички по почти вертикальным
ступеням намного труднее и опаснее, чем посадка в поезд, но из двух зол приходится
выбрать меньшее.
Перрон опустел, а я все еще не могла спуститься на землю
Из Киева выезжала 21 мая, билет на фирменный скорый поезд ``Донбасс'' взяла заранее.
Вагон N 19, доставшийся мне, был последним. Когда поезд прибыл на станцию
Донецк, то оказалось, что состав не поместился на платформе и последние два вагона
остановились на стрелке. Люди при выходе прыгали прямо на рельсы, некоторые
с детьми, с огромными баулами, переходов не было, старики выбирались на довольно
высокую платформу чуть ли не на четвереньках.
Вагон 19, фирменного поезда, в котором я ехала из Киева до Донецка
Я от такого экстрима отказалась. Проводники связались с начальником поезда, вызвали
бригаду грузчиков. Несколько мужчин ломали голову, как меня снять с
поезда, пока кто-то из посторонних не подсказал, что можно пройти несколько вагонов
вперед и выйти через другой вагон, стоящий у платформы. Высадка заняла
около получаса. Я ели успела на свою электричку: снова беспокоила медпункт, тот
запрашивал дежурного по вокзалу для организации моей посадки и т.д.
В Мариуполь прибыли около полудня! И о, ужас! Снова на так называемую пассажирскую
платформу! Электричка - это вам не фирменный поезд, поэтому ``переход''
через рельсы во всем обозримом промежутке станции был организован только один.
Назвать переходом несколько сбитых досок, брошенных кое-как и то не до конца
переправы, можно было только при богатом воображении.
Меня охватила паника. Хоть я и была в первом вагоне, по сути через стенку от
машиниста, никто не откликался на мои просьбы вызвать подмогу, кондукторов
не было, народ, чертыхаясь, преодолевал барьры. Два скучающих милиционера обратили
наконец на меня внимание. Но вместо помощи возмущенно удивлялись: ``А
как вы туда залезли?!''
На так называемой платформе инвалидная коляска едва помещалась
Появилась дежурная по вокзалу. На мои претензии отреагировала весьма своеобразно:
стала отчитывать меня за то, что я не предупредила станцию Мариуполь за
10 минут до прибытия электрички. Потом занялась организацией моего вызволения
из западни. На узенькой платформе моя инвалидная коляска едва помещалась.
Очень неуютно чувствовать себя в западне
Мимо меня проплыл состав освободившейся электрички, потом еще что-то прогромыхало
в обратном направлении. Уклониться от опасной близости движущихся колес
некуда, по этой бровке надо еще добраться до импровизированного перехода. Подойдя
ближе, стало понятно, что инвалидной коляской по нему не проехать.
Грузчики балансировали на рельсах с тяжелыми носилками в руках и только чудом
не опрокинули меня при доставке на перрон
Грузчики вызвались перенести на руках. Моя коляска для этого не годилась, а другой
в медпункте не оказалось. Принесли носилки - грязные и с засохшими сгустками
крови, с огромным бурым пятном в изголовье. Я отказалась на них ложиться, попросив
находящегося рядом медработника хоть чем-нибудь прикрыть это ложе для
переноски покойников. Но она и бровью не повела, дескать, ремонт и в медпункте
ничего нет.
Когда я все-таки оказалась в здании вокзала, и попросила книгу отзывов, выяснилось,
что она под замком у ответственного работника, который только что ушел
на обеденный перерыв. Начальника вокзала тоже не было, как объяснили, он по пятницам
не работает. Получалось, что я ни об одном из трех инцидентов при
посадке и высадке не смогла доложить руководству железной дорогой, следовательно,
надеяться, что мои замечания будут услышаны, не приходилось.
С полгода назад Донецкая железная дорога уже приносила мне извинения за причиненные
неудобства на станции Ясиноватая. Но в родном Мариуполе, даже после
неоднократных официальных мониторингов доступности, ничего не меняется.
Сейчас в здании вокзала идет ремонт, но никто не может сказать, будет ли туалет,
находящийся на первом этаже, внешне доступный, т.к. без порожков и с широкой
дверью, иметь хоть одну кабинку, приспособленную для инвалидов? Будет ли хоть
какой-нибудь зал ожидания для инвалидов на первом этаже, т.к. на второй этаж
без лифта не подняться?
Будет ли касса с пониженным окошком, в буфете - хоть один столик вместо барных
стоек, в медпункте - исправная инвалидная коляска, на привокзальной площади
- места для парковки, обозначенные специальной пиктограммой и оборудованные заездом
на тротуар для инвалидной коляски?
Но самое главное, осознают ли когда-нибудь рядовые сотрудники и ответственные
чиновники, что инвалиды не требуют для себя особых условий, а добиваются равных
возможностей быть человеком, несмотря на физические недостатки (свободно войти
в любое здание, транспорт, подойти к кассе, зайти в вагон, воспользоваться
туалетом или залом ожидания, телефоном или справочным табло...)
Спецвагоны с подъемником для инвалидов, которыми так гордится ``Укрзалiзниця'',
также сами по себе не решают многих дорожных проблем людей с ограниченными
возможностями. Необходимо прислушаться к рекомендациям экспертов из числа инвалидов
и не выбрасывать деньги на ветер ради галочки в отчете.
Несмотря на массу препятствий, деловая поездка в Киев оказалась удачной. Выставка
``ИНВАЭКСПО-2009'' показала, что проблемы инвалидов волнуют не только общественные
организации, но и, несмотря на кризис, солидные производственные предприятия
и профильные государственные структуры. Наша общественная организация инвалидов
``Агентство инновационных услуг по реабилитации инвалидов ``Альтернатива'' заключила
партнерское соглашение с ВОО ``Институт социальной политики'', начал работу
Клуб журналистов с ограничениями жизнедеятельности, значит, мне придется чаще
бывать в Киеве...
Так чего еще ожидать от железной дороги и как вообще выстоять инвалиду перед
агрессивностью среды обитания?
ХайВей
http://invak.info/content/view/11392/1/
Выпуск листа на новом месте: 5595
количество подписчиков: 232
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru