Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной

Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной
17.08.2010

Российская система специального образования во многом отличается от зарубежной.
Почему нам трудно копировать опыт <стран благоденствия>, в интервью
РИА Новости
рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.

- Николай Николаевич, насколько специальное образование, которое получают дети-инвалиды
в России, отличается от того, что дается их сверстникам за рубежом?

- Специальное образование - это <отблеск> отношения общества к инвалидам. Сравнивать
системы разных стран очень сложно в силу несовпадения их общественного
устройства, уровня развития экономики, культурных и религиозных традиций, ментальности
населения.

Достаточно сказать, что в одних странах в последние годы стремительно развивается
служба ранней помощи, в других процесс тормозится в силу родительских
предубеждений. И в России есть регионы, где бытует суеверие: до 3-4-х лет малыша
нельзя показывать посторонним, чтобы не сглазили.

Сильно влияние экономики, величины подоходного налога, традиций деятельной благотворительности,
подкрепленной законодательными льготами для филантропов.

- Качественное специальное образование дорого:

- Оно требует стабильных высоких затрат из госбюджета, а также средств различных
фондов и частных лиц. История жизни страны в ХХ веке определяет и уровень
жизни лиц с отклонениями в здоровье. Многие знают, что наиболее высок он в странах
Скандинавии, но мало кто связывает этот факт с нейтралитетом упомянутых
стран в мировых войнах. На протяжении столетия их затраты на оборону снижались,
на социальную политику - росли.

Истинное признание прав инвалида - я не говорю о краткосрочных декадниках и <днях
инвалида> - это возможность любого человека реализовать свое право на
образование, на работу.

Полноценная деятельность родительских ассоциаций, а также неправительственных
организаций, защищающих права инвалидов, возможна в гражданском обществе.
Строя правовое государство, мы улучшаем положение инвалидов, активно борясь за
соблюдение прав инвалидов - мы строим правовое государство.

- Но Россия уже подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в соответствии с
которой будет вводиться инклюзивное, или интегрированное обучение:

- Подписав утром долгосрочную продовольственную программу, вряд ли можно увидеть
к обеду на каждом российском столе жареную индейку и бланманже. Подписание
Конвенции - важный политический шаг, который в перспективе должен обеспечить
реальное улучшение жизни лиц с нарушениями в здоровье. Но только Василиса
Прекрасная была способна исполнить любое задание к следующему утру.

- Интегрированное обучение, инклюзия действительно в последние два - три года
получают у нас всё большее распространение.

- Это радует. Но в необходимых масштабах не подготовлены ни педагогические кадры,
ни учебно-методическая литература, ни законодательная база, что огорчает.

Экспериментальную работу по организации интегрированного обучения наш институт
ведет около двадцати лет. Вместе с педагогами и администрацией дошкольных
учреждений и школ, работающих в режиме экспериментальных площадок, в Москве,
Омске, Челябинске, Самарской, Калининградской областях, Республике Чувашии
и ряде других регионов удалось разработать модели интеграции.

Для одной только столицы совместно с Московским институтом открытого образования
мы подготовили почти две с половиной тысячи педагогов общеобразовательных
школ, которые сегодня работают с интегрированными учениками. Но нужны более масштабные
усилия. И не <сегодня>, а <вчера>.

В странах благоденствия политика интегрированного обучения лиц с отклонениями
в здоровье уходит корнями в 1980-е годы. Широкому внедрению инклюзии предшествовала
длительная и кропотливая работа, создавалась инфраструктура, готовились кадры.
На протяжении вот уже 30 лет СМИ и киноиндустрия целенаправленно формируют
толерантное отношение со стороны населения к инвалидам - детям и взрослым.

В Дании с 1950-х годов все студенты, получающие педагогическую профессию, в обязательном
порядке проходили краткое ознакомление с проблемами обучения детей
с особыми образовательными потребностями. Учителя заранее знали, что делать,
если в классе оказывался <нестандартный> ученик, как помочь ему, как разговаривать
с его родителями, к какому специалисту порекомендовать им обратиться.

Обустраивать городское пространство, транспорт, культурно-зрелищные и спортивные
объекты, кафе и рестораны и многое другое, чтобы сделать их доступными
инвалиду, во многих странах начали готовить гораздо раньше.

Замечательно, что в Москве пару лет назад появились рифленые пластинки на тротуарах.
Для всей Японии это норма уже лет 15-20. Незрячий может пройти по японскому
городу, ни разу не обратившись за помощью.

У нас - зрители уже в зале, рассаживаются, а мы думаем: пора учить артистов!

Интеграцию и инклюзию мы вводим <на опережение>. Впрочем, порадуемся: это всё-таки
состоялось, и вспомним, что мы традиционно медленно запрягаем, а потом:

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Выпуск листа на новом месте: 5576
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 9 Sep 2010 07:16:02 +0400 (#1203388)