Заведуя в 1984 г. сектором студенческой молодежи Всесоюзного научно-исследовательского института проблем высшей школы Минвуза СССР и уже ощутив зов постиндустриализма, разработал образовательно-воспитательную систему «школа-вуз-производство», за которую и был в очередной раз исключен из рядов КПСС. На мой взгляд, система эта ныне обрела сверхактуальность для самых продвинутых обществ. Отблеск её – в Пункте 5 «Образование и воспитание нации» Программы постиндустриальной модернизации России
«Путь из тупика» (http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html). Краеугольный камень – субъектизация молодых людей в ходе их социализации через организованное, постоянное и поступенное вовлечение в реальную познавательно-производственную жизнедеятельность. Отслеживаю инновационные подвижки в консервативной сфере народного образования в разных странах.
Интересны США, Европейский Союз, Индия, Япония и особенно
Китай. Нынешний 2007 год официально объявлен Годом Китая в России. И одним из действительно важных мероприятий стал проект «Россия–Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI века. Сравнительный анализ». Недавно в Москве состоялась презентация доклада, подготовленного в рамках этого проекта. Проект был осуществлен при поддержке Федерального агентства РФ по образованию и Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества. «Китай и Россия начали реализацию реформ с достаточно разных исходных
позиций – и экономических, и культурных. Но тем не менее наши страны поставили во многом сходные задачи, – рассказала «Независимой газете» научный редактор доклада, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Нина Боревская. - И главная из них – прорыв в информационное общество» (Колосова Надежда. По китайскому следу: Школа как элемент политической структуры // Независимая газета, Москва, 20-21 апреля 2007 года, № 82-83 /4047-4048/, стр. 9 http://www.ng.ru/education/2007-04-20/9_school.html).
В Китае на всех этапах развития страны школа была мощным государственным учреждением, жестко встроенным в государственную систему и являющимся важнейшим рычагом и инструментом политической структуры. В России же, по мнению «Независимой газеты», «образование в принципе никогда не было приоритетом», хотя с этим можно поспорить, напомнив ликвидацию неграмотности в 1920-1930-х годах и штурм научных высот и триумф
советской науки в 1950-1980-е годы.
«В Китае все общественные и революционные движения всегда возникали с реформы образования и в стенах учебных заведений, – поясняет Нина Боревская. – Например, знаменитое антиимпериалистическое и общемодернистское движение 4 мая 1919 года зародилось в стенах Пекинского университета. В момент, когда во всех странах образование вышло на первый план, в Китае это очень органично легло на многовековую традицию».
К началу XXI века в Китае была поставлена задача
свести неграмотность среди людей 15–50 лет до 5%. Но, по мнению исследователей, на данный момент она еще не решена полностью – по-прежнему существуют огромные различия между городом и деревней. Среди лиц старше 50 лет неграмотность превышает 10%. Именно поэтому в планах на 2004–2007 годы в Китае были выделены две ключевые проблемы: сельская школа и профессиональное образование на уровне начального и среднего.
До реформ в Китае, как и в России, была очень жесткая система прописки, и миграция населения
была практически невозможна. А когда ее ослабили, огромный поток сельских жителей Китая – примерно 140 млн. человек – хлынул в города. Сельское население страны уменьшилось с 80% до 60%. Возникли большие проблемы с обучением мигрантов. К тому же образование не является полностью бесплатным: по закону 1986 года бесплатны только первые девять лет обучения в школе. Именно поэтому в 2006 году была принята новая редакция закона «Об обязательном образовании». В нем предусмотрено запрещение текущих взносов и освобождение
сельских студентов от платы за учебники.
Сегодня система образования в Китае выглядит следующим образом. 9 лет – обязательное, 12 лет – полное среднее. После окончания 12-летки можно поступать в высшее учебное заведение. В начале реформ в вузы поступало около 4–5% учащихся, с начала 1990-х годов этот показатель увеличился до 18–19%. Однако для сельских жителей высшее образование по-прежнему малодоступно, так как бесплатных вузов в стране сейчас нет вообще. Правда, существует система социальных и
поощрительных стипендий, а также отмена платы за обучение для особо талантливых.
Кстати, в Китае удачно работает система образовательных кредитов. Процентная ставка гораздо ниже, чем в России. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов. «Но надо отметить, - отмечает Надежда Колосова, - что проблема возврата кредита стоит так же остро, как и в России».
Сразу скажу – впечатляет общая забота китайских властей о народном образовании, но в самой
постановке образования и воспитания пока не заметил прорыва. По-моему, качество и уровень образования и воспитания в КНР примерно такой же, как на Тайване, в Сингапуре или Малайзии. Неплохо, но особых изюминок нет.
Среднее профессиональное образование в Китае соответствует нашему начальному профессиональному образованию. А вот российское среднее профессиональное образование можно сравнить с высшими профессиональными колледжами в Китае. Эта система очень напоминает немецкую систему высших профессиональных
школ. Существует сейчас и огромное количество (60%) среди вузов так называемых высших краткосрочных профессиональных учреждений, обучение в которых составляет 2–3 года.
Что касается выпускных и вступительных экзаменов, то в Китае действует система единого общегосударственного экзамена, чем-то схожая с системой ЕГЭ. При сдаче этого экзамена абитуриенты выбирают несколько приоритетных для себя вузов и, если это возможно, в дальнейшем зачисляются в один из них – в зависимости от количества набранных
баллов.
«Вот с чем в Китае проблем нет, так это с общежитиями. – пишет Надежда Колосова в «Независимой газете». - Все университеты имеют свои кампусы, где в обязательном порядке живут все учащиеся, вне зависимости от того, приехали ли они из другого города или являются жителями города, в котором учатся. Малообеспеченные студенты часто получают работу прямо в кампусе».
Китай большой, наверняка есть плацдармы постиндустриального образования-воспитания. Но система «школа-вуз-производство»
пока не внедрена ни в КНР, ни тем более в западных странах и Японии, переживающих кризис прежних систем народного образования. На мой взгляд, больше всего предпосылок к овладению новыми образовательно-воспитательными технологиями все же в Китае. Что касается РФ, то в ходе непродуманных или надуманных реформ происходит дальнейшая деградация школы и вуза, несмотря на героические усилия отдельных энтузиастов отстоять достижения прежних поколений и утвердить инновационные методики и подходы (перед глазами – подвижники
Сергей Константинович Комков и Юрий Петрович Азаров). Провозглашенный «инновационный курс развития», похоже, обернется очередной имитацией или предвыборной пиар-акцией, поскольку осуществляемый национальный проект «Образование» пока не тянет на прорыв, а сводится к латанию дыр.