Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Не плакать и не смеяться над Дугиным, а пониимать

Интеллигенция как социально-психологическая патология недаром проявилась и стала очень влиятельной в таком характерном переходном недомодернизированном обществе, как Россия – и именно после провала «модернизационного проекта» декабристов. Аналогичные группы надстроечно стремящихся к субъектности, но базисно недосубъектизированных индивидов появились затем и в других недомодернизированных странах, а также в передовых обществах в фазах надлома или перехода. Но если американскую интеллигенцию, расцветшую в период послевьетнамского кризиса, удалось быстро ликвидировать благодаря «постиндустриальному рывку» при Рейгане, то русская интеллигенция благодаря неспособности позднесоветского руководства адекватно ответить на вызов постиндустриализма захватила политическую инициативу и смогла стремительно развалить тысячелетнюю страну, пустить под откос её научный и промышленный потенциал, запустить во власть шкурников-мародеров-предателей и сама почти сгореть в разожженном ею адском пламени самоотказа. Более-менее разумный анализ поведения русской интеллигенции в период Русской Катастрофы дал, на мой взгляд, безвременно ушедший Андрей Васильевич Фадин в работе «Модернизация через катастрофу (Не более чем взгляд…)» (Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Редактор-составитель С.Б. Чернышев. Том 1. Москва: Аргус, 1995, стр. 321-342).

Александр Гельевич Дугин – типичнейший русский интеллигент во всей его надстроечности, беспочвенности и отщепенстве, но патологии как раз интересны для исследователя, можно все же вникнуть в ход мысли и понять, пусть даже в заковыристом выверте, ибо, Князь-Ставрогин говорит Шатову в подготовительных материалах к роману «Бесы» Достоевского, - «Вот у вас ползет клоп. Наука знает, что это организм, что он живет какою-то жизнию и имеет впечатление, даже свое соображение и бог знает что еще. Но может ли наука узнать и передать мне сущность жизни, соображений и ощущений клопа? Никогда не может. Чтоб это узнать, надо самому стать на минуту клопом. Если она этого не может, то я могу заключить, что не может передать и сущности другого, высшего организма или бытия. А стало быть, и состояние человека при вырождении в millennium”е, хотя бы там и не было ума... Всякое существо должно себя считать выше всего, клоп, наверно, считает себя выше вас, если не может, то наверно не захотел бы быть человеком, а остался клопом. Клоп есть тайна, и тайны везде» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 11. Ленинград: Наука, 1974, стр. 183). Ум человеческий судит о клопе и о прочих кровопийцах-вампирах по зловредным в отношении нас реакциям, а о Дугине и его кумире Путине – по политическим акциям, по реальным делам. Акции же эти и дела ведут к деградации страны и вымиранию.

Смоделировать и спрограммировать – значит понять. Тайна мрака рассеивается, когда луч разума расставляет реакции и акции по полочкам, ставит диагноз и делает прогноз, который сбывается, если верен «код» программы. Выбор Путина выявляет-определяет суть Дугина.

Еженедельная газета писателей «Литературная Россия», главный редактор которой Вячеслав Огрызко очень симпатичен мне своим стремлением инвентаризировать многообразие духа и творчества современной России и тем самым в сущности реализует важный участок проекта Панлог, посвятила Дугину целый разворот (авторы Михаил Бойко и Роман Сенчин 13 апреля 2007 г., № 15 /2303/, стр. 10-11 http://www.litrossia.ru/article.php?article=1412). Сначала – вот какую оценку Дугина дает другой апологет Путина и тоже ярый надстройщик и суггест-невольник красивых слов – главный редактор газеты «Завтра» писатель Александр Проханов:

«Александр Дугин – выдающийся русский человек. Это звезда, встающая на нашем небосклоне. Во многом ему нет равных. Он проходит огромные исторические пласты, воскрешает прежние архетипы. Дугин совмещает русские традиции и модернистский авангард. Думаю, что его евразийский пафос обладает такой притягательностью, что будет собирать толпы поклонников и последователей. Дугин – один из ярчайших идеологов наших дней».

Далее авторы разворота приводят биографическую «объективку» и перечень трудов Дугина:

«Александр Гельевич Дугин родился в 1962 году в Москве. Отец – Гелий Александрович Дугин (1935 – 1998) – генерал Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил СССР, мать – Галина Викторовна Дугина (1937 – 2000) – врач. В 1979 году поступил в Московский авиационный институт, но вылетел со второго курса. Посещал «Южинский кружок» Юрия Мамлеева, был членом мистического традиционалистского кружка , основанного поэтом-переводчиком Евгением Головиным.

В 1988 году вошёл в центральный совет национально-патриотического фронта «Память», но был вынужден уйти из-за конфликта с руководителем организации – Дмитрием Васильевым.

В 1989 году создаёт историко-философский центр «ЭОН», а в 1991 году – историко-религиозную ассоциацию «Арктогея» и одноименное издательство, выпускающее сочинения европейских «новых правых», книги Рене Генона, Юлиуса Эволы, книги самого Дугина, а также эзотерические альманахи «Милый ангел» и «Гиперборея», журнал «Элементы».

В 1990 – 1992 годах работает в секретных архивах, допуск которым ему устроил отец. Там Дугин познакомился с трофейным нацистским архивом «Ahnenerbe», на основе которого подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг и цикл телепередач «Тайны века», показанный в сентябре 1993 года по Первому каналу. С 1991 года Дугин входит в редколлегию и становится активным автором газеты «День».

В 1994 году выступил одним из отцов-основателей (партийный билет № 2) радикальной партии Лимонова. 1996 – 1997 – автор и ведущий радиопрограммы «FINIS MUNDI» (Радио «101-FM»), 1997 – 1999 – автор и ведущий программы «Геополитическое обозрение» (Радио «Свободная Россия»). В 1998 году разрывает отношения с Эдуардом Лимоновым и покидает партию с группой единомышленников.

С 1999-го он – советник спикера Думы Геннадия Селезнёва. С 1997 года сотрудничает с журналом Министерства обороны РФ «Ориентиры», чуть позже становится председателем «Центра геополитических экспертиз» при Совете по национальной безопасности. В течение трёх лет преподаёт в Академии Генштаба Российской армии.

2001 – председатель политического совета общероссийского общественно-политического движения «Евразия», 2002 – 2003 – председатель политсовета партии «Евразия». Партия «Евразия» вошла в состав «блока Глазьева». Однако попытка Дугина выбиться в идеологи блока тоже не увенчалась успехом. Более того, ни ему, ни представителям его партии не было предложено ни одного места в списках. После этого Александр Дугин громко вышел из состава предвыборного блока Глазьева (получившего к тому времени имя «Родина»), якобы из-за несогласия с включением в состав блока Сергея Бабурина и его «Народной воли».

В результате внутрипартийного конфликта, вызванного рядом причин, включая выход партии из предвыборного блока «Родина», произошедшего по инициативе Дугина, он был смещён с поста председателя политсовета партии и выведен из состава самого политсовета. Встречные действия Дугина по исключению из партии председателя исполкома «Евразия» полковника Петра Суслова не имели успеха. Конфликт был завершён в ноябре 2003 года – после судебного процесса о правомерности решений обеих конфликтующих групп членство Дугина в партии было прекращено.

С ноября 2003-го – лидер Международного евразийского движения (МЕД).

Кандидат философских наук. Доктор политических наук, публицист, ректор «Нового университета».

Православный (единоверец – старообрядческое согласие, приемлющее священство Московского Патриархата). Проживает в Москве.

Был женат на писательнице Евгении Дебрянской. Дебрянская заявляет, что она и сейчас очень любит бывшего мужа, отца её второго ребёнка. Дугин, по её мнению, то «редкое исключение, которое по своей глубине и ужасу вполне сравнимо с мистическим опытом, то есть очень близко к нему приближено». «Мы не имели никаких общих политических взглядов. Мы об этом вообще никогда не говорили… Александр источал смертельный яд. Александр, блестящий юноша, на десять лет моложе меня, появился в моей жизни, чтобы разрушить её и увлечь в мир сновидений, где всякое может случиться».

В настоящий момент Александр Дугин женат на Наталии Викторовне Мелентьевой – философе, кандидате философских наук, публицисте, директоре издательства «Арктогея», преподавателе философии в МНЭПУ. Сын: Артур (крещен Димитрий) Александрович Дугин, 1985 г.р., москвич, окончил Московский лингвистический университет, веб-дизайнер, музыкант. Дочь: Дарья Александровна Дугина, 1992 г.р., ученица гимназии, флейтистка.

Избранная библиография: Пути Абсолюта 1990, Конспирология 1992, Гиперборейская теория 1993, Консервативная революция 1994, Тамплиеры Пролетариата 1996, Мистерии Евразии 1996, Метафизика благой вести 1996, Основы Геополитики 1997, 1999, 2000, 2001 (переведена на французский, румынский, сербский, грузинский, итальянский, испанский и английский языки), Абсолютная Родина 1999, Наш Путь 1999, Русская Вещь. В 2-х томах 2001, Евразийский путь 2002, Эволюция парадигмальных оснований науки 2002, Философия Традиционализма (Лекции «Нового университета») 2002, Основы Евразийства 2002, Проект «Евразия» 2004, Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева 2004, Философия Политики 2004, Философия Войны 2004, Конспирология 2005, Поп-культура и знаки времени 2005.

МАРШ ОПРИЧНИКОВ

Нацбольская организация с самого начала была двуглавой. Подобно орлу на российском гербе, одна его голова смотрела влево, другая – вправо. Лимонов придерживался леволиберальных традиций, именно у западных леваков и антиглобалистов он позаимствовал уличную тактику – «флеш-мобы» и «перформансы». Дугин мечтал о правоконсервативном проекте.

Много разных версий вызвал разрыв дуумвирата Лимонов – Дугин. Формальным поводом для разрыва послужило исчезновение из кассы (в нацболовском бункере торговали книгами Дугина) 248 рублей. Дугин потребовал исключить четырёх членов партии. Лимонов отказался. С главным идеологом из партии ушло семь человек. Впоследствии Дугин разогнал всех их, кроме самого преданного клеврета – подростка из Владивостока Валерия Коровина, ныне раздающего комментарии СМИ от имени Евразийского союза молодёжи (ЕСМ). Более вероятно, что для Александра Гельевича после успеха «Основ геополитики» открылись новые перспективы, и статус идеолога маргинальной партии стал для него тесен.

После неудачной попытки участвовать в парламентских выборах 2003 года, Александр Дугин создаёт и возглавляет Международное евразийское движение. Роль авангарда и уличного тарана новой организации была предоставлена дочерней организации – Евразийскому союзу молодёжи (ЕСМ). ЕСМ был официально зарегистрирован Минюстом в 2005 году как молодёжная общероссийская общественная организация. Учредительный съезд прошёл в феврале 2005 года в городе Александрове Владимирской области, во дворце Ивана Грозного. Новая организация позиционировала себя как «союз опричников», призванный противостоять «оранжевой угрозе», которая может активно проявиться в 2007 – 2008 году.

За два года молодые евразийцы неоднократно предпринимали насильственные атаки на своих оппонентов (самая известная – захват офиса либеральной коалиции «Оборона»), срывали митинги «Другой России», неоднократно вступали в рукопашные схватки с лимоновцами и каспаровцами. Причём ЕСМ не только не скрывает, но всячески афиширует эти факты.

Именно ЕСМ стал официальным организатором скандального «Правого марша» 4 ноября 2005. Однако столь громкой акция евразийцев стала по причине того, что к ней присоединились радикальные националистические организации вроде Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Именно благодаря их участию и их лозунгам праздничный марш, посвящённый Дню народного единства, больше напоминал шествия немецких ультраправых. Две тысячи человек прошли от Чистых прудов до Славянской площади, где состоялся митинг под лозунгами «Это наша земля!», «Россия принадлежит нам!», «Русские идут!».

Массовость и агрессивность «Правого марша», судя по всему, напугала всех – и власть, и оппозиционеров. ЕСМ поспешил откреститься от своих «соучастников». «Это банда провокаторов, работающая на оранжевые силы. Поняв, что ситуацию в России не удаётся раскачать либеральными методами, «оранжевые» задействовали запрещённый «коричневый» фактор», – заявил Александр Дугин. В состоявшемся в следующем году «Русском марше-2006» евразийцы уже участия не принимали. Вместо этого они провели ряд альтернативных «Имперских маршей» в нескольких городах России и ближнего зарубежья.

В 2006 году произошёл второй раскол в рядах нацболов. Отмежевавшиеся части активистов радикальной организации Лимонова, придерживающиеся праворадикальных взглядов и недовольные курсом Лимонова-Линдермана на союз с радикальными либералами, образовали национал-большевистский фронт (НБФ). Учредительная конференция фронта прошла в Москве 29 августа. После провозглашения НБФ его участники немедленно заявили о вступлении в коалицию с дугинским Евразийским союзом молодёжи. Целью фронта и коалиции была объявлена борьба с «Другой Россией» и «оранжевыми» силами в поддержку нынешнего курса власти.

Вообще говоря, два раскола в организации Лимонова – это один растянутый во времени конфликт между «правыми» и «левыми». Первый раскол коснулся главным образом московского отделения, второй охватил региональные организации, причём наиболее многочисленные. Возвращение ультраправого крыла нацболов к Дугину выглядит вполне логично – именно ему принадлежит тот круг идей, благодаря которым некоторые наблюдатели до сих пор считают лимоновцев «националистами».

По мнению аналитиков, возникает парадоксальная ситуация: официальная пропаганда называет «фашистами» всё более левеющих лимоновцев и одновременно оказывает поддержку ультраправым из НБФ и ЕСМ.

8 апреля /2007/, в Пасхальное воскресенье, в Москве прошёл очередной «Имперский марш». Шествие и митинг были официально разрешены, правда, в последний момент московская мэрия отказала организаторам в проведении шествия. Митинг состоялся на Триумфальной площади под лозунгами «Мёртвый, вставай!», «Наш сапог свят!», «Русские идут!» и «Слава опричнине!» Выступили Дугин, известный телеведущий и наставник ЕСМ Михаил Леонтьев, представители региональных отделений ЕСМ. Всего участие в акции приняли около 700 человек. Количество сотрудников правоохранительных органов значительно превышало количество участников «Имперского марша». Мероприятие охраняли около трёх тысяч человек – 27 грузовиков с солдатами внутренних войск, усиленные наряды милиции, а также несколько автобусов с ОМОНом.

ПАРАД-АЛЛЕ МРАКОБЕСИЯ

Пожалуй, никто в современной России столь успешно не выступал в таком количестве различных ипостасей, как Александр Дугин: философ, историк, публицист, литературный и музыкальный критик, политолог, геополитик, религиовед и даже радиоведущий. За несколько лет выскочка-интеллектуал обзавёлся академическими званиями, широким кругом последователей, собственной организацией, по яркости и агрессивности не уступающей нацболам. Сегодня Дугин постоянный гость аналитических передач на телевидении, лидер Международного евразийского движения, кумир интеллектуальной молодёжи и автор трёх десятков книг, переведённых на иностранные языки. А начинал самый главный евразиец в России как типичный философствующий маргинал и завсегдатай околополитических тусовок. В чём же причина столь необыкновенного успеха?

Дугину повезло. На протяжении нескольких лет ему удавалось практически единолично эксплуатировать волну интереса к целому пласту идей, находившихся за рамками официальной советской культуры: эзотерике, метафизике, традиционалистской философии (третьестепенным европейским философам – Рене Генону и барону Юлиусу Эволе), геополитике, и особому комплексу праворадикальных мифов, на которые обычно ссылаются исследователи «оккультных корней нацизма».

Конечно, никто не запрещал другим игрокам выступать на этом же поприще. Однако знание нескольких иностранных языков, доступ к первоисточникам, протекция отца – генерала ГРУ, несомненный публицистический талант, издательская активность и просто временная фора позволяли Дугину всякий раз оказываться на полкорпуса впереди и на голову выше конкурентов. В «Моей политической биографии», написанной после разрыва с Александром Дугиным, Эдуард Лимонов вспоминает: «Дугин как бы расшифровывал и переводил тот яркий шок, который советский ребёнок испытывал при произнесении аббревиатуры «SS»… Он тогда изучал фашизм, пожирал все попадающиеся ему книги о фашизме, национал-социализме, вообще правых. И выдавал свои свежеприобретённые сведения в виде статей в журнале «Элементы», статей в газете «День». Знание четырёх иностранных языков открывало Дугину доступ к первоисточникам… Можно было бы с полным основанием назвать Дугина «Кириллом и Мефодием» фашизма».

Сегодня очевиден вторичный, цитатный и компилятивный характер многих текстов Дугина. Но двадцать лет назад они воспринимались как откровение. По иронии судьбы, будучи беспощадным критиком постмодернизма в современной культуре, Александр Дугин оказался типичным философом-постмодернистом, мыслителем-конферансье, ди-джеем чужих текстов. Теперь никого не удивляет сумбурный, эклектичный характер его «философствования» и отсутствие в его работах какой-либо целостности или системы.

Ранние работы Дугина представляли собой расширенные малограмотными добавлениями пересказы идей периферийных европейских мыслителей. Конечно, хорошая компиляция лучше плохого творчества, но произведения Дугина относились, скорее, к разряду плохих компиляций… Постепенно заигрывания с «новыми правыми» переросло характер ученичества, и на поверхность вырвались все те недуги, которыми мы обязаны моде на нарочитый эзотеризм, нахрапистый интеллектуализм и паразитическую эрудицию (по выражению Фёдора Гиренка «эрузицию»).

Кажется, самой отталкивающей чертой Дугина как всякого человека, воплощающего стереотип неадекватных притязаний, является нетерпимость к любой интеллектуальной конкуренции. «Он (Дугин) оказался злопамятен, разрушителен, тотально ревнив, – вспоминает Эдуард Лимонов, – он время от времени обнаруживал, что такой-то и такой-то украл у него идею. Так было в случае проекта Евразийского Содружества, выдвинутого Назарбаевым. «Это я, я!» – утверждал Дугин, хотя он всего лишь читал Трубецкого, Савицкого раньше других». С годами Дугин стал большим прагматиком и сравнительно недавно воспел казахского президента в книге «Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева», с которой всякий желающий может ознакомиться на сайте Международного евразийского движения (www.evrazia.org).

Александр Дугин из тех людей, которые не способны существовать, не видя восхищённого отражения в глазах последователей. Первое поколение «адептов» не выдержало претензий на безусловный авторитет со стороны Дугина и отошло от него. Всё это были интеллектуалы, пусть не слишком оригинальные, но способные к независимому мышлению и прекрасные публицисты: Видим Штепа, Аркадий Малер, Олег Фомин (продолжает сотрудничать). В ту пору Дугин ещё не застыл в позе непогрешимого мыслителя и не деформировал сознания своих последователей.

Второе поколение «адептов» Дугина уже никто не упрекнёт в независимом мышлении. Все они – невыразительные личности, как будто пребывающие под непрерывным суггестивным воздействием. Неофиты из Евразийского союза молодёжи всё больше напоминают персонажей Салтыкова-Щедрина со щелью на затылке для особо скорого усвоения идей своего «гуру». Постепенно последователи Дугина образовали компактную секту, в последнее время не сильно увеличившуюся в численности, но много наверставшую в нетерпимости. Можно только догадываться о деформациях неокрепшей психики подростков, подвергающихся непрерывному «интеллектуальному изнасилованию» на лекциях «Нового университета». Но в молодёжной среде зомбированные последователи Дугина заслужили прозвище «дугенератов»…

Все смутные эпохи отмечены появлением бредовых экстравагантных идей. Бесспорно, в такие эпохи догматическое крохоборство становится более зазорным, чем теоретическое легкомыслие. Однако не следует недооценивать вред от деятельности всевозможных «проповедников», поднаторевших в искусстве камуфлировать собственное невежество, мысль которых трассирует в пустоту, но которые столь виртуозны в головоломных построениях, что способны потопить в многословии любое противоречие. Этим людям хотелось бы посоветовать только одно – ограничить собственную любознательность до пределов полученных ими от природы способностей…».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Соглашаясь с оценками философского творчества и политической деятельности Александра Дугина, которые сформулировали выше Михаил Бойко и Роман Сенчин, добавлю, что все-таки новоявленный евразиец-путинолюб несколько напоминает мне монархиста-мистика-публициста Василия Витальевича Шульгина (1878-1976), которого я хорошо знал в его поздние годы. Такой же консервативно-традиционалистский, но не до конца жидоедский, такой же идейно-шустрый, способный, яркий и в то же время склонный к уважению всякой строгой власти. Бесспорно, когда-нибудь на закате дней и после позорного конца путинского режима, что рано или поздно случится, сможем сопереживать Александру Гельевичу как персонажу каких-нибудь новых пьес типа «Клоп» или «Операция «Трест»» или воочию встретиться с ним, как в свое время с Шульгиным, в новом фильме типа «Перед судом истории».


В избранное