Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Зачистка рынков - недомыслие и умысел

Решение изгнать с рынков южан принималось на самом верху и преследовало прежде всего политическую цель – стряхнуть прах Большой России (Российской Империи, Советского Союза) со скукоженной РФ, ещё надежнее предотвратить какую-либо реинтеграцию постсоветских территорий и сохранение русских позиций и влияния в стратегически-важных закавказском и среднеазиатском регионах. Это решение стоит в одном ряду с «газовой войной» между РФ и Украиной на рубеже 2005 и 2006 года, которая перечеркнула перспективу создания единого экономического пространства с ключевой постсоветской республикой, с аналогичной новогодней «газовой атакой» на Белоруссию, которая отшвырнула от РФ её единственного союзника, а также с антигрузинской кампанией, которая наряду со сдачей Аджарии и спешным выводом российских военных баз закрепила уход Грузии в НАТО. Буксуют отношения с Казахстаном, поскольку идеи Нурсултана Назарбаева о духовном, экономическом и политическом симбиозе славянских, тюркских, монгольских, кавказских и угро-финских народов Евразии повисают в воздухе, утопают в говорильне.

Руководство РФ как бы пошло навстречу "пожеланиям трудящихся", недовольных наплывом гастарбайтеров в нынешний российский «нефтяной Манаус» и засильем азербайджанцев на российских рынках, а также конкурентным превосходством напористых пассионарных чеченцев. После Кондопоги и схожих инцидентов в других местах РФ, зачистка рынков от «иностранцев» показалась самым эффектным пиар-ходом. Рикошетом задели китайских и вьетнамских торговцев. Кто-то возликовал и возлорадствовал, однако благими намерениями нынешних властей, как известно, вымощена дорога в ад, и население в этом постоянно имеет возможность убедиться, вспомним хотя бы людоедскую «монетизацию льгот» или нынешний «лекарственный кризис». Поэтому проанализируем происходящую зачистку рынков не с политической точки зрения (здесь всё ясно), а с экономической, и преимущественно оценим, как эта зачистка скажется на кармане простого русского производителя и потребителя.

Когда сталкиваешься с конкретным исполнением принятых на самом верху решений, то невольно задаешься вопросом, чего здесь больше – дурости или вредительства, недомыслия или умысла. Вот под излюбленным лозунгом «борьбы с терроризмом» закрыли массу точек по торговле газетами в метро – и лишили заработка тысяч русских тружеников мелкой розницы, и газету купить стало проблемой. Зато выиграли монополисты, держащие сети киосков. И газеты, кстати, подорожали вдвое. Фактик вроде бы маленький, но в нём, как в капле воды, выражена суть. Аналогично будет теперь и с рынками – выиграют владельцы супермаркетов, розница почти исчезнет, цены на ровном месте подскочат вдвое. По ТВ крутят сюжет из Владивостока – дисциплинированные китайцы уже покинули прилавки, русский потребитель по привычке заглянул на рынок купить шторы по 150 рублей за метр, но такое счастье уже в прошлом, придется идти в супермаркет и покупать те же шторы за 500.

Юрий Лужков с помпой провозгласил, что вскоре в Москве вообще не останется рынков, а вся торговля сосредоточится в больших культурных супермаркетах, где любезные продавцы, все с медицинскими книжками, кругом свет и благолепие. О ценах стыдливо умолчал. Как будто не знает, что ассортимент останется таким же, как и на рынках, и доля испорченного или просроченного товара тоже не особенно изменится (сколько раз попадался мне брак и плесень из супермаркетов!), зато выложить из кошелька придется чуть ли не в разы больше.

Правда, перераспределятся коррупционные доходы. При прежней системе вокруг рынков кормились не только этнические общины, но и тысячи низко-средних русских чиновников и правоохранителей, а теперь этих «граждан РФ» резко отстраняют от основных их кормушек, и коррупционный доход распределят между собой уже не тысячи внизу, а сотни повыше. Да, кому-то будет обидно, но с наемниками низкого разряда можно не особенно церемониться.

А уж с русскими производителями и потребителями считаться вообще на требуется, эти всё стерпят, как и свидетельствует практика, так что начальство от безропотности своих холопов совсем обнаглело и делает, что хочет. Пощады не ждите – обдерут, ноги вытрут. Так что от зачистки рынков потребитель получит только убыток, причем существенный – он проиграл!

А производитель? Может быть, он в конце концов выиграет? Издевательски освободили рабочие места за прилавками для «граждан РФ» и лицемерно разослали «приглашения» фермерам и вообще российским товаропроизводителям – приходите, торгуйте, нет уже азеров и китайцев, занимайте их места. Как будто не понимают верхи, что разрушена производственно-сбытовая инфраструктура российского хозяйствования, что некому и нечем торговать на рынках. Экономический умысел опять ясен – умыть в итоге руки (мол, не идут русские производители и вообще русские работники на освободившиеся места) и погнать русских потребителей в супермаркет за импортным товаром и там ободрать их.

Разъясняем на пальцах, что же имеем в реальности. Возьмем или простого селянина, или фермера, или чудом сохранившееся сельскохозяйственное производство. Очевидно, простая сельская бабулька не повезет свой мешок картошки на рынок – ей дорога и сбор на рынке дороже выйдет, чем 500 рублей выручки. Фермеру тоже не с руки стоять за прилавком или нанимать «гражданина РФ» продавать продукцию. Сельхозпредприятие может в принципе раскошелиться на сбыт, если богатое, но опять-таки придется много заплатить за это. А специализированные сбытовые организации монополизированы, поскольку они существуют на коррупционных связях, и не дадут приподняться хозяйствам, не заинтересованы в этом.

А чтобы реально заработало российское сельское хозяйство, включая и мелкого хозяина, необходимо действовать так, как более ста лет действуют во всем мире, в том числе не только где-нибудь за океаном, но и у наших соседей по Скандинавии или в Израиле. Надо сначала сделать селян собственниками своей земли, то есть пройти этап «столыпинизации», и наладить систему производственно-сбытовой кооперации, то есть не навязывать хозяйствам монополию сбытовых мафий, как ныне в РФ, а позволить самим хозяйствам распоряжаться сбытом своей продукции на конкурентной основе. Вот тогда они выходят на прилавки рынка на выгодных для себя условиях и получают шансы конкурировать с продуктовым импортом. Но в РФ пока проводится политика «дестолыпинизации», земля выдергивается из-под ног русского крестьянина, становится объектом рейдерско-мародерского захвата для помещиков-латифундистов и земельных спекулянтов.

Аналогично с ширпотребом – надо раскрепостить российского производителя продукции массового потребления (шмотки, мыло, всякую мелочевку), которую в изобилии поставляют в РФ турки, китайцы, вьетнамцы, поляки и прочие, а для этого снять с российских низовых предпринимателей чудовищный административный, налоговый и рэкетирский гнёт, как сделали те же турки, греки, китайцы, вьетнамцы, поляки, финны и другие. Тогда наши товары обиходного спроса тоже смогут более или менее успешно конкурировать с импортом.

Ничего подобного в РФ нет и не предвидится! Зато есть демагогия и обещалки насчет «диверсификации», «высоких технологий» и тому подобного. Это – пустые слова. Ни в бюджетном послании Путина, ни в трехлетнем бюджетном плане ничего такого даже близко не просматривается, сырьевая направленность экономики РФ лишь усугубляется. А это значит, что впереди у отечественного товаропроизводителя – полная беспросветность. Импорт за нефтяные деньги – пожалуйста, это дело очень выгодное для чиновников, откаты идут прямиком на их оффшорные счета, а российское производство лучше держать в придушенном состоянии, чтобы не возгордилось и не потребовало бы своей доли ресурсов и власти. Ибо главная забота режима – «Не допустить оранжевой революции!» А иностранные гастарбайтеры вместе с местными товаропроизводителями пусть остаются дойными коровами и объектом вымогательства.

Как же все-таки быть с южанами, от них действительно рябит глаза на российских рынках? Да, они заполнили торговый вакуум, порожденный подавлением отечественного низового хозяина-товаропроизводителя. Когда быть бы живу производству - не до жиру торговли. Если же вдруг чудом исчезнет уничтожение и угнетение отечественного производства, то оно, уверен, выйдет на рынок и сможет конкурировать как с импортом, так и с этническими группировками. А конкуренция – всегда благо для потребителя. И никому не обидно. Вместо грубого полицейско-административного вмешательства в рынок – экономическая и более эффективная борьба, идущая на пользу всем. И не будет надменности и презрения приезжих торговцев к русским аборигенам, которые из-за корысти и шкурности своего начальства обречены на роль быдла. Ведь при нормальных порядках в экономике русские вполне в состоянии, как было нередко и ранее, держать ключевые сектора торговли под своим контролем и выдерживать конкуренцию хоть с южанами, хоть с китайцами, хоть с кем угодно.

И тогда наладится деловое сотрудничество с этническими общинами, в том числе из ныне независимых республик бывшего СССР, и во многом устранятся причины нынешней межэтнической напряженности в РФ. Ведь именно подобное произошло на наших глазах в многоэтнических трехконфессиональных Малайзии или Сингапуре, успешно идущих по пути постиндустриальной модернизации. И тогда появятся шансы на восстановление русских позиций в республиках Закавказья и Средней Азии, геополитическая важность которых уже вполне осознана нашими главными конкурентами в XXI веке – Западом и Китаем.


В избранное