Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Система смыслов против россыпи ересей

Выработка смыслов и оперирование с ними определяет судьбы государств и людей, это высшая задача. Смыслов полно, легко заблудиться. Поэтому все учителя человечества стремились постичь высший смысл существования сущего и человека, чтобы высветить и осветить систему смыслов всех уровней. Так людям открываются религиозные системы смыслов, а следом за ними – идеологические, социальные, политические, нравственные и эстетические. Не постигнут или искажен высший смысл – ущербна вся система смыслов.

Высший смысл – Богосаможертвоприношение. Как гласит древнеарийская мудрость – «Бог Сам Себя приносит Себе в жертву руками Своих детей». Прообраз и репетиция – Голгофа. Предполагается взаимосопряжение-взаимопринадлежность Sein (Бытие) и человеческого Dasein, если воспользоваться терминологией Хайдеггера. Это значит, что Адам, созданный по образу и подобию Бога, после Грехопадения «стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22). Равнобожие = субъектность, ибо субъектный человек способен выйти за свои пределы и взглянуть на самого себя и на мир и на Бога со стороны и сверху, тем самым творчески-господски и даже богоборчески. В каждом человеке – искра Божья, искорка субъектности. Субъектность - предпосылка Богосаможертвоприношения. Для каждого человека высшее в жизни – обрести субъектность, стать свободным-экзистирующим. Как пишет Мартин Хайдеггер – «Только человек экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует. Ангел существует, но он не экзистирует. Бог существует, но он не экзистирует» (Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» [1949] // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. Москва: Республика, 1993, стр. 32). Самый глубинный и могучий двигатель, мотор или мотив или «инстинкт» человека - не какой-то сущий типа «голод» или «секс», а экзистенциальный «воля к субъектности», «воля к Богосаможертвоприношению».

Опасны для человека не какие-то сущие, а именно экзистенциальные болезни-отклонения, которые приводят к утрате или искажению определяющих смыслов и к десубъектизации. Критерий добра и зла в каждом обществе и в каждом взаимодействии человека с самим собой и с другими – возвышается субъектность человека или гасится эта искорка Божья в нем.

В нынешнем российском обществе типичны три экзистенциальные отклонения от высшего смысла, три ереси десубъектизации на уровнях отношения человека к Богу, к другим людям и к самому себе – эвтанизм, этнозоологизм и авторитаризм. Все три ереси, на мой взгляд, выражают суть русского пораженчества, отказа от русской мессианской субъектности.

На самом глубоком уровне имеем ересь десубъектизации в виде эвтанизма, которая Богосаможертвоприношение подменяет «Смертью субъекта». Эту «ересь Фуко» подробно обосновывает Сергей Сергеевич Хоружий в ряде своих работ, в том числе в докладе на Рабочей встрече «Субъект и сообщество в европейской философии и теологии: Взгляд с Востока и Запада», Центр Роберта Шумана и Европейский Университет, Флоренция, май 2006 (Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопросы философии, Москва, 2007, № 1, стр. 75-85). Здесь гипертрофируется «духовная практика восхождения к имперсональному телосу», где под «телосом имперсональным» понимается «Абсолют, лишенный всякой динамики, всяких структур» (стр. 82). В нововозникающем Виртуальном Человеке при недоактуализованности и дефектности самоконтроля «деструктивные и распадные тенденции в сфере идентичности человека принимают более глубокий, радикальный характер» (стр. 84). «Как аргументируется в моих работах, -заключает Сергей Хоружий, - вследствие вторичной и привативной природы виртуальной реальности, все более полный переход в Виртуальную топику влечет за собой развертывание сценария эвтаназии для человечества» (стр. 85). Отсюда – не экстатическое и героическое, а исихастское и пессимистическое прочтение Хайдеггера, о чем я уже не раз писал, и забвение глубиннейшего смысла Богосаможертвоприношения. А «эвтаназия всего человечества» как бы оправдывает и депассионаризацию русского народа, хоспис для него.

Хоспис для русских в виде «русского гетто» и исхода русских из национальных республик – эту утопию этнозоологизма, подразумевающую распад Российской Федерации и множество кровавых локальных конфликтов и человеческих (и русских) трагедий и миллионы русских беженцев, разрабатывают разные современные русские интеллектуалы, глаза разбегаются. Не признавая субъектность как ведущий двигатель истории каждого народа, включая русский, этнозоологисты уповают на общность крови, которая, как свидетельствует наша же русская история, не является существенным сплачивающим моментом по сравнению с социальными и политическими интересами групп и лиц, стремящихся к субъектности. Гневно отвергая «русское имперство» и тем более «русское мессианство», этнозоологизм оставляет русским место в этнической резервации как хосписе, в котором русские-де «смогут сосредоточиться». Тупиковость-погибельность русского этнозоологизма очевидна, ибо только в экспансии как территориальной, так и постиндустриальной обретается смысл существования народа и высвобождается его энергетика и способность драться за свое место под солнцем.

Наконец, столь модный ныне «культ личности» Путина и отказ от собственной субъектности ради «порядка» и «безопасности», все эти вчерашние призывы Александра Дугина и Ко. к развязыванию репрессий против оппозиции и к введению «новой опричнины», взвизги о безальтернативности и якобы чуть ли не «патриотичности» нынешнего режима, который на самом деле характеризуется циничной шкурностью и компрадорством, - свидетельствует о столь типичной для исследованного Гегелем «несчастного сознания» тяге к авторитаризму в политической жизни, сходной с тягой к мазохизму в сексуальных отношениях.

Ошкуривание верхов и забвение ими высших смыслов существования человека и народа и распространение сверху вниз потребительского культа Золотого Тельца, который выразился в самоотказе от русской субъектности и русского производства и привел к переживаемой нами ныне Русской Катастрофе, не мог не поразить русскую экзистенцию и не породить эти три экзистенциальные болезни – эвтанизм, этнозоологизм, «бегство от свободы (субъектности)». Столь больное общество можно вылечить лишь его форсированной субъектизацией, как на наших глазах сделали и делают и ранее тоже больные периферийные страны типа Индии или Малайзии, и впавшие в кризис страны метрополии типа дорейгановских США. Не всё ещё потеряно. Обретем высший смысл – найдем и выход из тупика нынешней десубъектизации.


В избранное