Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Хасидская мудрость и Правая Вера 3

Идея создать в Любавичах под Смоленском всемирный центр Хабада, где для всех желающих была бы доступна «библиотека Шнеерсонов» и куда могли бы приезжать тысячи почитателей Любавичских Ребе, - очень заманчива. Насколько я понимаю, эта идея обсуждается как в Администрации Президента РФ, так и со смоленским губернатором Виктором Масловым. Там же в Любавичах могла бы обосноваться исследовательская группа, вдохновляющаяся изучением свидетельств основателя хасидизма Исроэля бен Элиезер Баал Шем-Това = БеШТа (1698-1760) и духовного наследия основателя движения ХаБаД в хасидизме, родоначальника династии Шнеерсонов, Первого Любавичского Ребе Шнеура Залмана из Ляд (1745-1813), - прежде всего его трактата «Тания». Хасид – значит «благочестивый», Шем-Тов – Доброе имя, а хасидизм призывал радоваться творению и соучаствовать в нем, выражал столь присущий Правой Вере и обоснованный в «Веселой науке» Ницше «мистический оптимизм».

Продолжим же знакомство с этим ярко-субъектным течением в иудаизме по изданной Цви Фриманом из Ванкувера книге Седьмого Любавичского Ребе Менахим-Мендла Шнеерсона «Обретение Неба на Земле: 365 размышлений Ребе» (http://www.chassidus.ru/365/365.htm):

«81
В своих беседах Ребе часто возвращался к двум чудесным историям из Вавилонского Талмуда.
Рабби Акива, отправляясь в путешествие, брал с собой ослика, который нес его поклажу, петуха, будившего его на рассвете, и светильник, чтобы учиться по ночам. (Ребе отвлекался в этот момент от истории и замечал, что сейчас принято брать с собой кредитную карточку и зубную щетку.)
Великий мудрец, рабби Акива всегда утверждал, что все, совершаемое Милосердным, – к лучшему.
Однажды по Его милости рабби Акива прибыл к городским воротам слишком поздно, они уже были закрыты. Решив, как обычно, что все к лучшему, он отправился на ночлег в ближайший лес.
Ночь была полна неприятностей. Когда рабби Акива хотел приняться за учебу, свечу, которую он зажег, задуло порывом ветра. "Ну, все к лучшему", – сказал он себе и собрался спать. Заняться учебой можно ведь и на рассвете, при первых лучах солнца, когда петух разбудит его.
Но лисица напала на петуха и утащила его в своих зубах. "Каким-то образом и это к лучшему", – подумал рабби Акива и заснул.
Посреди ночи ослик стал добычей льва. Разбуженный рабби Акива очень пожалел ослика, но тут же успокоился: что ни делается, все для его же, рабби, добра. С этой мыслью он снова заснул.
А утром ему открылась страшная картина. Город был разграблен и сожжен дотла. Рабби Акива в очередной раз убедился: "Что ни делается, все к лучшему. Спал бы я в городе, не потухла бы свеча, прокукарекал бы петух, прокричал бы ослик, быть бы мне добычей разбойников, побывавших в городе!"
Рабби Акива полагал, что все сложилось к лучшему для него, в результате своих несчастий он был спасен от более страшного, хотя в самих своих неприятностях он не видел ничего хорошего.
Одним из учителей рабби Акивы был Нохум из Гамзу, из местечка Гамзу. Но слово "гамзу" означает также "и это". Нохум любил повторять: "И это хорошо".
Нохума как честнейшего человека избрали послом в Рим вручить Цезарю от евреев шкатулку с драгоценностями. На всем своем пути Нохум охранял свою шкатулку, но в самом конце поездки хитрому хозяину постоялого двора, где он останавливался, удалось выкрасть драгоценности из шкатулки и засыпать в нее песок. Было уже поздно возвращаться, когда Нохум обнаружил пропажу. И тогда он оптимистично провозгласил: "И это хорошо! Я выполню свой долг посла, а остальное пусть делает Б-г".
– Ваше Величество! Я привез подарок от евреев, – объявил Нохум, представ перед троном Цезаря.
Никто не был особенно шокирован, когда Нохум открыл ящик с песком. Цезарь бросил посла в темницу "за издевательство", а он не переставал сомневаться в том, что "и это хорошо".
Тут-то и произошло чудо. Один из советников Цезаря (переодетый пророк Илья) высказал предположение, что этот песок обладает магической силой.
– У евреев существует предание, – объяснил он, – будто их праотец Авраам победил четырех царей и их воинства с помощью такого песка, который, когда его бросаешь, превращается в стрелы.
Цезарь решил проверить предложенную версию. У римлян всегда хватало для этого войн. Песок послали римским легионам, сражавшимся в Галлии, и через некоторое время пришла весть о чудесной, великой победе. Нохума не только выпустили из темницы, но еще и щедро наградили. Он, конечно, был очень рад, но совсем не удивлен, а только подумал: "В конце концов все хорошо! Принес бы я алмазы, Цезарь вполне мог швырнуть их мне в лицо. Но песок..."
Кстати, и хозяин постоялого двора получил по заслугам. Услышав эту историю, несчастный глупец потащил в Рим повозку со своим "чудесным" песком для римских легионов...
***
Существуют два пути. Один: все к лучшему. Может быть, не сразу, но постепенно из всего выйдет добро. Второй: все хорошо – ведь нет ничего, кроме Него, а Он – есть Добро.
Не надо торопиться с выводами, смотреть на фантомы нашего ограниченного видения, обращать внимание на "бумажного тигра", называемого миром. И со временем наше сердце сможет понимать и глаза видеть. И добро в нашем мире станет очевидным.
Нохум был способен видеть внутреннее добро во всех явлениях жизни, ту скрытую истину, что все в мире по-настоящему хорошо. Поэтому для него так оно и было.

82
В каждой трудности следует найти искру добра и сосредоточить все свое сознание на ней. Если же не удается ее найти, можно радоваться, что нам выпало чудо вне нашего понимания.
Стоит только обнажить и освободить искру добра, она преодолеет тьму и даже превратит саму тьму в свет.

83
Доверять Единственному Всевышнему не значит жить в ожидании чудес.
Это значит быть уверенным в том, что делаешь в данный момент, потому что ведь это Он наставил тебя на верный путь, и все, что ты делаешь, будет наполнено Им Б-жественной энергией и благословением Свыше.

84
О том, что Б-г присутствует во всем в этом мире, можно прочесть в философской книге или узнать из реальной жизни, из своих дел.
Если смотреть внимательно, объективно, обязательно придет понимание того, что в процессе построения жизни чудеса совершаются постоянно, и каждое грандиознее расступления вод Красного моря. Оттого что мы их не замечаем, они не перестают быть чудесами. Наоборот, их величие оказывается выше нашего восприятия.

85
Принесет ли что-то материальную выгоду, легче всего определить, проверив, правильно ли вы действуете в духовном отношении. Ведение дел, при котором страдают ваши моральные принципы, непременно принесет и материальный ущерб.
Иногда кажется, что этические нормы встают на пути нашего успеха – но это лишь иллюзия. Духовное и материальное вступают в конфликт только в нашем субъективном представлении. На самом деле они работают гармонично, как единое целое.

86
В ряде случаев мы видим, что дела как бы выходят из-под нашего контроля и продолжают свой путь сверхъестественным порядком. Тогда остается только делать то, что следует, и не мешать Б-гу.

87
Подобно тому, как мы добиваемся материального процветания, надо добиваться и духовного роста. Если для материального процветания нужно пахать, сеять и ждать дождя, то для духовного роста важно вызвать дождь, иначе говоря, от нас зависит наполнение его жизнью.

88
Парадоксально, что величайшие откровения происходят не в размышлениях, учении или молитве, а в материальном мире, но только если вы предпочли бы размышлять, учиться или молиться.

89
Однажды торговец древесиной хасид по имени Биньёмин Клоцкер, подводя в конце дня баланс, в графе "Итого" написал: "Нет никого, кроме Б-га одного". На вопрос, почему, занимаясь коммерцией, он предается религиозным размышлениям, хасид ответил вопросом же: "Но ведь во время религиозных размышлений я иногда думаю о коммерции, почему же во время коммерческих занятий не предаться мне религиозным размышлениям?"

90
В прежние времена люди не стремились делать карьеру, накапливать богатства. Они работали, чтобы прокормить семью каждый день и припасти немного для Субботы. Сейчас мы – рабы домов, автомобилей, разного ряда излишеств, которыми непременно должны обладать...
***
Пятый Любавичский Ребе Рашаб, наблюдая, как один из его хасидов, торговец обувью, погружен в тревоги о своем деле, сказал: "Ноги в калошах я видел, но голову в калошах – не приходилось".
Когда стали модными ковры во весь пол и все бросились брать банковские займы, чтобы их приобрести, Ребе вспомнил о своем торговце обувью и добавил: "Калоши-то хоть над полом. А голову в ковер?!.."

91
Обычно духовное рассматривается как некая роскошь – этакая приправа к жизни. Предпочтение отдается еде, сну, добыванию денег. Время, посвященное этим вещам, священно. Предаться молитве или религиозным размышлениям люди готовы лишь под настроение и при малейшем капризе откладывают эти занятия.
Следует создать себе приоритеты, соответствующие нашей внутренней сущности, спросить себя: "Для чего я живу, неужели только для еды и сна?"
Необходимо установить себе режим для духовных занятий и придерживаться его так же строго, как в отношении своей работы.

92
По сути, имеется два возможных канала получения средств к существованию в зависимости от того, к чему мы стремимся.
Можно позволить себе стать просто элементом природы, беспорядочно гоняться за своим хлебом, бороться за существование.
Можно даже преуспеть в этом – на короткий срок. Однако на финише окажется, что душа не получила своего пропитания, да и тело оказалось не удовлетворенным.
Но можно поставить целью жизни максимально тесную связь с Источником Жизни, так, будто все, чем вы живете, – манна небесная, переданная вам лично любящей рукой вашего Б-га, партнера во всех ваших делах.
Тогда вам надо будет в основном держать корзину, в которую, сверкая чистотой, будет падать манна, заботиться о том, чтобы в результате ваших действий никому не был нанесен вред и никто не оказался обманутым. А еще – тратить подаренные деньги на распространение в мире добра.
Есть вероятность, что таким образом вы станете богачом, а может быть, и нет, но всегда будете удовлетворены.

93
Возьмите Б-га к себе в партнеры, предложите Ему 10% чистой прибыли – Он не откажется.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Замечательная мысль! Десятина – Божья/

94
Матери, просившей совета, стать ли ей машинисткой, чтобы прокормить семью:
– Не становитесь машинисткой. Вы – мать. Печатайте, если вам нужно поддержать вашу семью, но не становитесь машинисткой.

БОРЬБА

Одно из оригинальных открытий хасидской мысли:
Даже если вы не сумеете полностью побороть тьму, если вы все еще катаетесь в грязи с врагом – Б-г все равно Сам участвует в борьбе.
Это просто еще один вывод из основополагающей идеи: нет места, где бы не было Его.

95
Ангелы завидуют тому, кто борется во тьме. У них есть свет, а он касается сущности.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Тоже глубиннейшая мысль, квинтэссенция Хайдеггера/

96
На каждого приходится своя доля "нехорошего". Не бывает физических существ, лишенных недостатков. Суть не в том, чтобы бежать от них, прятаться. И не в том, чтобы примириться с ними. А в том, чтобы, не отрицая факта присутствия недостатков, систематически их изгонять.
Важно понять, кто вы есть, и постепенно очищать свои поступки – это может быть совсем неприятно, но это – путь к Б-гу.

97
Не следует обвинять себя и наказывать за то, что чувствуешь. Но можно познать истинную радость в борьбе за контроль над этими чувствами и их возвышение. Каждая маленькая победа в себе – это огромный триумф над мглой материального мира. В сущности, именно поэтому мгла помещена внутри нас, чтобы мы могли трансформировать ее в великий свет.

98
Бывает, что самые разрушительные внутренние импульсы появляются в молитвенном облачении.
Когда следует ликовать, некто внутри тебя говорит: "Чему ты радуешься? Тебе ли с твоими грехами веселиться?"
Когда же наступает время для покаяния, он заявляет: "Чем ты лучше других? Почему ты должен сокрушаться?"
Кто-то нуждается в вашей помощи сейчас, а вы полагаете, что следует подумать.
Наступает время размышлений, а вы вдруг решаете, что пора спасать мир.
Когда вы поняли нечто глубокое, помолились с настоящим чувством или без огласки совершили добрый поступок, – внутренний голос вам шепчет: "Ну, ты молодец!"
Только одного внутренний голос не скажет вам никогда, только этому он будет противиться всеми силами. Никогда он не посоветует: "Освободись от меня, разбей эти цепи, переменись".

99
Мир вовсе не логичен, не разумен. Борись с ним его же оружием: делая что-то доброе, делай это без особых причин.
***
Вот как тьма выходит из нас наружу:
Сначала она соглашается со всем добрым, что мы делаем. Когда нам приходит в голову задуматься, она говорит: "Да, поразмышляй. Именно так ты превратишься в великого мудреца!"
Когда мы собираемся совершить добрый поступок, она нашептывает: "Отлично, это очень выгодно. Тебе потом отплатят тем же".
Постепенно, малыми шажками она убеждает нас, что все доброе, совершаемое нами, нуждается в ее одобрении. Так мы попадаем в ее сети.
Чтобы избежать этого, делайте добро без причин.

100
Насмешка – лучшее оружие темных импульсов в человеке. Первое препятствие на пути вперед, вверх – это мысль, что люди могут сказать: "Отчего это ты переменился? Что изменилось сегодня по сравнению со вчерашним? Ты не был достаточно хорош вчера? Ты сегодня действительно стал вдруг хорошим?"
Самый сильный насмешник заключен внутри нас. Принимаясь за какое-то дело, уверенный, что оно хорошо и правильно, вы слышите дающий о себе знать внутренний голос: "Постой! Кто ты такой, чтобы идти по такому возвышенному пути? Лицемер! Ты забыл, что делал совсем недавно?"
Помните, не имеет значения, чем вы занимались минуту назад. Важно, что вы намерены делать сейчас.
Любой голос, препятствующий пути вперед, как бы ни был он разумен и убедителен, – это голос разрушения, а не роста и жизни.

101
Всегда есть надежда. Даже если вами все испорчено, вы не выходите из-под Его надзора. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том месте, где Он, создавая этот мир, наметил вам быть.
Итак, всегда остается надежда.

102
Каждое мгновение, каждое человеческое движение – есть возможность связаться с Бесконечностью. Каждый поступок может явиться полетом души. Только ваша воля способна этому помешать. Но стоит вам захотеть, и связь немедленно установится.

103
Пост, изнурение плоти – не для нашего поколения. Не только потому, что мы слишком хрупки, чтобы еще ослаблять свое тело, и не только потому, что слабость от голода помешает совершать добро, а главное, потому, что настало время вести духовную жизнь вместе с телом, а не против него.

104
Помните, что вы – не тело. И не животное, которое мечется в плоти, руководствуясь во всем лишь ее позывами. Вы – Б-жественная душа.
Не путайте боль и борьбу тела с чистотой и радостью Б-жественной души.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Воспринимаю эти мысли через призму учения Хайдеггера о Dasein/

105
Совет тому, кто гневается.
Обдумайте эту мысль. Когда почувствуете, что гнев овладевает вами, вспомните ее:
Все, что с нами происходит, коренится в единственном источнике. Нет ничего, кроме Единственного, только Его и можно обвинять за все, свершающееся во Вселенной. Нет ничего другого, кроме Него.
И хотя тот, кто обидел вас, причинил вам боль или нанес вред вашему имуществу, имел свободу выбора и отвечает за свои поступки, – это его проблема. А то, что это случилось с вами, – проблема ваша.
***
Все вокруг – Б-г, который говорит с вами. Слушайте внимательно.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Опять в голове Хайдеггер! Он всё это систематизировал прежде всего в Sein und Zeit, а затем развивал в творениях после «Поворота»/

106
Бывает, что все вокруг вас, весь мир со всей своей хуцпой, агрессивной наглостью, оспаривает правду, которую вы чувствуете.
Бывает, что следует уподобиться льву, оленю, орлу, дереву, но сейчас вам необходимо превратиться в скалу.
Сейчас вам надо не уклоняться, даже если вы уверены, что могучие волны обрушатся на вас, стремясь стереть в порошок и унести с собой в открытое море.
Вы должны оставаться твердой, неподвижной скалой, которая пребывает в глубине вашей души, в голосе, звучащем вне нашей эфемерной реальности, вне времени и пространства: "Они – ничто. Нет ничего, кроме Него".
Это начинается с вас, затем произойдет и с вашим миром. Внешний край фасада начнет рушиться, обнажая сущность. Буря рассеется, будто ее и не было, и все окружающее заявит: "Я – ничто. В сущности, нет ничего, кроме Него".

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Золотые слова! Как хорошо выражены установки Правой Веры/

107
В этом мире сокрыты искры света. Некоторые из них можно обнаружить и освободить; "Познавая Б-га во всех Его путях" – находя Его во всем, что бы мы ни делали, эти искры бросятся к вам, и их свет высвободится.
Но есть искры столь мощные, что их потребовалось сокрыть в глубочайших недрах материального мира, замкнув в плотной тьме. Такие искры не могут быть высвобождены обыкновенным поиском: ваш интеллект, ваши поступки не в состоянии копать настолько глубоко, не в состоянии даже приблизиться к ним. Вы были бы ослеплены их сиянием и глубиной окружающей тьмы.
Единственный способ освободить эти искры состоит в том, что превосходит ваш интеллект и ваши чувства, во внутренних силах, приходящих в момент испытания веры.
Вот почему наша вера так часто подвергается испытаниям в этом поколении: мы освобождаем последние искры света.

108
Не в этом ли смысл жизни в нашем мире – сделать выбор между соединением с материальным миром, полагая, что жизнь порождается его многочисленными силами, и истинной жизнью в вере, что все наши нужды и заботы сконцентрированы в Единственном Б-ге Жизни?

109
Многим женщинам, обращавшимся к Ребе с просьбой помочь им выбрать еврейское имя, он советовал:
– Возьмите имя Малка (Властительница) и начните управлять самой собой.
***
Вы хозяева над зверями внутри себя, хозяева, не рабы. То, что внутри вас пылает, словно раскаленный горн, не означает, что вы должны повиноваться.

110
Пророк Элиягу спрашивал свой народ:
– Как долго вы еще будете ходить по обеим сторонам забора? Решите, вы за идола Ваала или за Одного Живого Б-га!
Не думал ли он при этом: "А что, если они изберут первое? Не моя ли в этом будет вина?"
Нет, он так не думал. Он слишком хорошо знал свой народ. Знал, если этих людей припереть к стенке, поставить ультиматум "или – или", они сделают правильный выбор.
Почему же мы готовы ухватиться за лживые постулаты в жизни? Потому что обманываем себя, желая и надеясь получить все. Всю тьму и весь свет в одном мешке.
А это невозможно.

111
Когда Исайя сообщил царю Хизкии, что на Небесах принято решение, по которому он должен умереть, царь сказал:
– Я воспользуюсь заветом моего предка Давида: "Даже если меч завис над твоей головой, проси помощи Свыше".
Существует надежда и существует вера в Б-га – это разные вещи.
Надежда остается до тех пор, пока есть хотя бы искорка шанса. Как говорится, утопающий хватается за соломинку.
А вера в Б-га сохраняется даже тогда, когда надеяться больше не на что. Когда приказ уже подписан. Меч занесен. И по законам природы выхода нет.
Но Тот, кто поставил весь спектакль, не нуждается в подпорках.

112
Если вы действительно верите в то, что Б-г вам поможет, отчего же на вашем лице отпечатаны несчастье и тревога? Если вы на самом деле в это верите, радуйтесь!

ОТ ОТЧАЯНИЯ К РАДОСТИ

Описывать радость Ребе аналогично тому, что жителю прерии описывать величие скалистых гор. В нашем представлении счастье – это улыбающееся лицо и удовлетворенный взгляд веселого человека. Но у Ребе радость была глубоко внутренней – как ослепительный свет внутри лампы. Свет продолжающийся, постоянный. Не сгорающая, а сдерживаемая радость бесконечного оптимизма, силы и жизни, ждущая момента, чтобы выплеснуться, как нежданный цунами, сметая все на своем пути.
Даже сейчас, входя в кабинет Ребе, можно почувствовать эту живительную радость, наполняющую атмосферу и любой предмет, которого он касался.
По собственному признанию, Ребе был мрачным, подверженным глубокому самоанализу человеком, и ему стоило большого труда наполнить свой характер радостью.

113
Те, кто писал Ребе о своем отчаянии, получали примерно такой ответ:
– Отчаяние прямо противоположно тому, во что мы верим; иначе говоря, – это отрицание реальности. Отрицание того, что есть Б-г, который управляет всеми Своими созданиями, наблюдая за каждым и помогая каждому во всем, что тот должен совершить...

114
Депрессия не есть преступление, но она способна повергнуть человека в пропасть, в какую даже преступление не может его погрузить.
Депрессия – это заговор самоубийственных элементов внутри нас. Человек, впавший в депрессию, ни на что больше не годен.
Боритесь с депрессией, как с кровавым, смертельным врагом. Бегите от нее, как бежали бы от самой смерти.
***
Некоторым же Ребе советовал обратиться и к врачу.

115
Отчаяние – крайняя форма самообожествления. Отчаявшийся убежден, что в состоянии все перевернуть, отнять судьбу мира из рук Создателя, сорвать Его планы.
Знайте, что мир постоянно поднимается вверх, в направлении к единству. Трепет каждого листка, каждый легкий ветерок, мельчайшее движение каждой частицы вселенной – шаги в том же направлении. Даже события, кажущиеся шагами вниз, на самом деле лишь часть того же восхождения – так атлет перед прыжком приседает, как пружина, прежде чем высвободить свою энергию, сокращается.
Ничто не может сдержать это движение хотя бы на миг. Конечно, следует взять на себя ответственность и работать упорно, очень упорно, чтобы исправить то, что вы натворили. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том самом месте, где вам следует быть – на один шаг впереди.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Подлинная мудрость! Лучше не скажешь/

116
Между хладнокровием и безбожием очень тонкая граница.
Человек должен служить с горячим сердцем.

117
Существуют разные преграды – преграды внутри и преграды снаружи, преграды между людьми, преграды, мешающие творить добро, преграды вашего собственного ума и ваших собственных сомнений. Есть преграды, существующие из-за вашей личной ограниченности.
Радость ломает все преграды.

118
Вы задаетесь вопросом: "Как мне быть счастливым, если я несчастлив?" Действительно, чувствам не прикажешь, но мыслям, словам и делам можно и приказать. Сделайте что-то простое, дайте волю хорошим мыслям, говорите добрые слова, держитесь так, будто вы счастливы, даже если внутреннего ощущения счастья у вас нет.
Постепенно внутренняя радость души победит, пробьется наружу.

119
Вы обнаружили, что угнетены, поняв все свои недостатки. Представьте себе, что нашли врача, который объяснил вам все ваши многолетние страдания и выдал рецепт – пропуск, который выведет вас на путь к выздоровлению. Разве вы не ощутите большую радость, не почувствуете облегчения?

120
Часто депрессия происходит от высокомерия. Поняв, кем являетесь на самом деле, вы не будете так разочаровываться в себе.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Как тонко и мудро, надо взять на вооружение, включить в Панлог/

121
Следует всегда думать о чем-то хорошем. Пустой ум – вакуум, поджидающий разрушительных мыслей.
***
Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь всегда быть в хорошем месте.

122
Если вы весь день размышляете о самом себе, депрессия вам гарантирована. Хотя бы один час в день подумайте о том, чем помочь кому-нибудь другому.
***
Самодовольство порождает тревогу. Чтобы ощутить себя здоровым, следует остро чувствовать окружающее, пытаться понимать тех, кто рядом, принести больше света.

123
Отчаяние – дешевое оправдание для тех, кто устраняется от своего предназначения. Сознавая свою цель, легче всего избежать отчаяния.

124
Молодому человеку, написавшему, что он слишком робок в общении с людьми:
Больше общайтесь и работайте с другими, и скоро вы поймете, что у вас все получается не хуже, чем у них. Тогда внутренняя сила вашей души заблестит.

125
Все, что происходит, идет от Него, а Он – это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении – и добро откроется вам.

126
Естественное состояние человека, как задумал, создавая его, Б-г, – быть счастливым. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом.

127
Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно.
***
Люди представляют себе место Б-жества как нечто серьезное, внушающее благоговение и робость. На самом же деле там, где Б-г, царит радость.
Вот почему каждое мгновение – это мгновение празднества, наполненного счастьем. Ибо каждое мгновение мы выполняем свою миссию привнесения в мир Б-жественности. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышление, учение, молитва, но и постоянной мирской деятельности, зарабатывания денег и повседневной жизни – все это пути познания и привнесения Его в наш мир.
И где есть Б-г, там сила и радость.

128
Человек счастлив, когда знает, что обладает чем-то ценным. Особенно счастлив тот, кто чувствует, что мал, но владеет чем-то очень большим.
Мы полные владельцы бесконечного.

129
Хасидский учитель рабби Меер из Премишлы, который жил у подножия крутого холма, ежедневно в любую погоду, в снег и гололед, взбирался на вершину холма, чтобы очистить свое тело, погрузившись в ручей на другой стороне холма. Люди находили происходящее весьма чудесным, ведь они могли только обойти холм, никто не решался взбираться по льду.
Наконец несколько молодых людей решили покончить с этим суеверием и смело последовали за рабби Меером, когда тот без труда стал взбираться на холм.
Все они попадали и расшиблись.
В чем же был секрет рабби Меера?
"Надо быть связанным с Верхом, – пояснил он, –
и ты никогда не упадешь вниз".

130
Друзья, которым я впервые показал эту книгу, подвергли критике часто повторяемую концепцию "службы Б-гу". В современном мире, утверждали они, после происшедших в нем коренных демократических перемен, рабство больше не в чести.
Но я оставил терминологию такой, какой она была.
В конце концов это книга о мыслях не моих друзей и даже не моих лично. Это книга о мыслях Ребе, а он использовал именно эту терминологию.
Служение, рабство подразумевает подчинение своей жизни другому, т.е. подавление своего потенциала самовыражения, данного нам. Если же мы рассуждаем о подчинении, служении самому источнику нашего существования, - самоподчинение приобретает совершенно противоположное значение.
В своем источнике мы бесконечны. Как бесконечен наш Создатель. Служить своему Создателю - значит достичь высшего самовыражения, соединиться с бесконечностью,
с Самим Создателем.
***
Задача каждого человеческого создания – служить Творцу и делать это с великой радостью:
"Я, крошечное смертное и, безусловно, ограниченное существо, своими поступками и делами служу Бесконечному Творцу Всех Миров! Я от рождения связан с Источником Жизни, и все бурные волны нашего мира не в силах разорвать эту связь. Даже иногда падая, я могу всегда вернуться и тотчас же восстановить эту связь"».

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Да, мой Dasein неразрывно сопряжен с моим же Sein, как сказано в Священном Писании - “Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2-ое Послание к Коринфянам Святого Апостола Павла 6:16)/.


В избранное