Павел Флоренский "Мнимости в геометрии" (1922) - пояснение
Недобрал в освещении доклада Дмитрия Александровича Баюка (ИИЕТ) в Доме-библиотеке Алексея Федоровича Лосева в среду 13 февраля 2007 года о глубинах трактата Павла Александровича Флоренского «Мнимости в геометрии» (http://www.panlog.com:8881/cgi-bin/dd-view.cgi?date=2007-02-14). Физик-профессионал прочтет приводимый мной § 9 этого трактата и отшатнется – «Это же дилетантизм!
И такая чушь повлияла на русскую философию?». Когда мне дали редактировать рукопись Лосева об античном атомизме, в которой излагались мысли Флоренского, я тоже негодовал, поскольку на физфаке МГУ меня обучили канонической версии теории относительности, и слишком вольное её толкование я воспринимал как ересь и наив. И это высказал Лосеву, и он признал мою правоту и попросил переписать его текст грамотно с точки зрения университетской физики. Горячо взялся за переделку рукописи, тем более что работу редактора
видел в основном в переписывании авторского полуфабриката, но когда поостыл, то стал лучше понимать ход мысли Флоренского и Лосева. Все-таки оба отличались гениальной интуицией, которую не всегда могли облечь в изящно-убеждающую форму (как умели делать Анри Бергсон и вообще французские мыслители). И я истолковал § 9 книги Флоренского «Мнимости в геометрии» и последующие рассуждения Лосева с точки зрения не специальной теории относительности, а релятивисткой космологии и квантовой теории поля. И опубликовал свою
версию в нескольких изданиях где-то в середине 1960-х годов.
Итак, вернемся к «Божественной комедии» Данте – Ад. Песня тридцать четвертая. Круг девятый (http://dante1265.narod.ru/a/a34.htm). Вникнем в откровение великого флорентийца, именно эти строки истолковывал Павел Александрович Флоренский:
10 Мы были там, - мне страшно этих строк, - Где тени в недрах ледяного слоя Сквозят глубоко, как
в стекле сучок. 13 Одни лежат; другие вмерзли стоя, Кто вверх, кто книзу головой застыв; А кто - дугой, лицо ступнями кроя.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: При схождении к истоку Ада - особая космическая зона! Это – «ледяной слой», то есть область очень низких температур, которую можно сопоставить с температурой реликтового излучения вселенной около 3 градусов выше абсолютного нуля. Характерна разнонаправленность ориентаций вмерзших в этот слой, как будто бы «вектор» сущего в этой зоне менял знак.
Теорию «мирового льда», которую проповедовал немецкий ученый Ханс Хёрбигер в 1920-1930-е годы, прозрел чуть ли не первым именно Данте/
28 Мучительной державы властелин Грудь изо льда вздымал наполовину; И мне по росту ближе исполин, 31 Чем руки Люцифера исполину; По этой части ты бы сам расчел, Каков он весь, ушедший телом в льдину. 34 О, если вежды он к Творцу возвел И был так дивен, как теперь ужасен, Он, истинно, первопричина зол!
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Учтем, что путешествие Данте свершается в пространстве-времени, то есть исток Ада не только где-то в пространстве, но и во времени, в некоем прошлом, когда самый могучий и самый гордый из Архангелов=орудий Творца, а именно Сатана-Дьявол и он же Люцифер=Светоносец, восстал против Божьего замысла создать человека и был за это низвергнут с райских Небес, но, будучи присущим бытию, «наполовину» вздымается из льда перехода и обращен очами-помыслами к Творцу всего сущего, от которого неотделим. Что касается исполинства
Архангелов, то об этом – масса свидетельств пророков и получивших откровения, вспомним хотя бы архангела Джебраила-Гавриила, а в Священном Писании говорится, в частности, о временах, когда «были на земле исполины» (Бытие 6:4)/
70 Велев себя вкруг шеи обомкнуть И выбрав миг и место, мой вожатый, Как только крылья обнажили грудь, 73 Приблизился, вцепился в стан косматый И стал спускаться вниз, с клока на клок, Меж корок льда и грудью волосатой. 76 Когда мы пробирались
там, где бок, Загнув к бедру, дает уклон пологий, Вождь, тяжело дыша, с усильем лег 79 Челом туда, где прежде были ноги, И стал по шерсти подыматься ввысь, Я думал - вспять, по той же вновь дороге. 82 Учитель молвил: "Крепче ухватись, - И он дышал, как человек усталый. - Вот путь, чтоб нам из бездны зла спастись". 85 Он в толще скал проник сквозь отступ малый. Помог мне сесть на край, потом ко мне Уверенно перешагнул на скалы. 88 Я ждал, глаза
подъемля к Сатане, Что он такой, как я его покинул, А он торчал ногами к вышине. 91 И что за трепет на меня нахлынул, Пусть судят те, кто, слыша мой рассказ, Не угадал, какой рубеж я минул. 94 "Встань, - вождь промолвил. - Ожидает нас Немалый путь, и нелегка дорога, А солнце входит во второй свой час". 97 Мы были с ним не посреди чертога; То был, верней, естественный подвал, С неровным дном, и свет мерцал убого. 100 "Учитель, - молвил
я, как только встал, - Пока мы здесь, на глубине безвестной, Скажи, чтоб я в сомненьях не блуждал: 103 Где лед? Зачем вот этот в яме тесной Торчит стремглав? И как уже пройден От ночи к утру солнцем путь небесный?" 106 "Ты думал - мы, как прежде, - молвил он, - За средоточьем, там, где я вцепился В руно червя, которым мир пронзен? 109 Спускаясь вниз, ты там и находился; Но я в той точке сделал поворот, Где гнет всех грузов отовсюду слился; 112
И над тобой теперь небесный свод, Обратный своду, что взнесен навеки Над сушей и под сенью чьих высот 115 Угасла жизнь в безгрешном Человеке; Тебя держащий каменный настил Есть малый круг, обратный лик Джудекки. 118 Тут - день встает, там - вечер наступил; А этот вот, чья лестница мохната, Все так же воткнут, как и прежде был. 121 Сюда с небес вонзился он когда-то; Земля, что раньше наверху цвела, Застлалась морем, ужасом объята, 124 И в наше полушарье
перешла; И здесь, быть может, вверх горой скакнула, И он остался в пустоте дупла". 127 Там место есть, вдали от Вельзевула, Насколько стены склепа вдаль ведут; Оно приметно только из-за гула 130 Ручья, который вытекает тут, Пробившись через камень, им точимый; Он вьется сверху, и наклон не крут. 133 Мой вождь и я на этот путь незримый Ступили, чтоб вернуться в ясный свет, И двигались все вверх, неутомимы, 136 Он - впереди, а я ему вослед, Пока
моих очей не озарила Краса небес в зияющий просвет; 139 И здесь мы вышли вновь узреть светила.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Итак, Данте открылось, что при низвержении Сатаны-Люцифера с Небес поменялось направление «вектора» сущего, то есть поменялась ориентация пространства и тем самым, как можно предположить, также направление сопряженного с пространством времени. Естественно, Павел Александрович Флоренский предположил, что за «границей» или «горизонтом» видимого мира-сущего находится область райских
чистых небесных форм до низвержения Люцифера-Дьявола, и назвал её областью «мнимости», тем более что из элементарных формул специальной или частной теории относительности (СТО) этот переход в мир мнимых величин следует формально. Помню многочасовые свои споры с Алексеем Федоровичем Лосевым по этому поводу, и я, признаться, крепко призадумался – в чем-то Флоренский и Лосев были правы, надо только их интуиции обосновать пофизичнее.
Итак, снова вернемся к § 9 книги Флоренского «Мнимости в геометрии»,
в котором Павел Александрович пытался с позиций СТО объяснить два откровения Данте – особое состояние бытия сущего до низвержения Вельзевула-Сатаны-Люцифера и возможный пространственно-временной «горизонт», за которым, при взгляде с нынешней Земли, находится-располагается мир чистых райских небесных форм или «идей» или чего-то в этом духе. Догматически-мыслящий физик будет негодовать по поводу неточностей и наивностей в аргументах Павла Александровича Флоренского, но нельзя на этом основании перечеркивать одно
из основных направлений русской «философии всеединства». Я разрывался между рационализмом физики и интуицией философии и в результате в 1963 году разработал в русле ОТО (общей теории относительности) и релятивистской космологии - концепцию относительности антимира и мира, смены направления времени при смене расширения Вселенной её сжатием.
Формализм ОТО можно истолковать как изменение направления времени от точки к точке, что наглядно выявляет замедление времени в окрестности «черной дыры». Но Вселенную
можно представить как «дыру», и в ней тоже есть свой космологический «горизонт событий» - его-то и пытался в 1922 году вычислить Павел Флоренский. Я это понял и наложил его ход мысли на учение ОТО о «черных дырах» и «горизонте событий». И всё встало на свои места. Замечу, что Флоренский опередил время, поскольку в 1922 году ОТО только развивалась, а публикации о первых релятивистских моделях Вселенной ещё не были известны.
Теперь надо было истолковать «переворот» вектора сущего в эпоху-слое мирового
льда, когда Люцифер-Дьявол был низвергнут с Небес и в какой-то момент предстал перед Данте «верх тормашками». Здесь я рассуждал, опираясь на выводы квантовой теории поля о СРТ-симметрии, где C – заряд, Р – четность, Т – направление времени. Кроме того, в голове я держал античный миф о свержении Люцифера=Кроноса=Времени с Небес, а также подробно рассмотренный Платоном в диалоге «Политик» период в истории космоса, когда он стал вращаться «в обратную сторону» (http://abovo.net.ru/book/80834,
здесь же примечания к этому диалогу «Политик», которые составила вдова Алексея Лосева – профессор Аза Тахо-Годи). Кстати, описание Платона о превращениях существ при обращении времени вспять можно сопоставить с описанием Данте вида существ, вмерзших в «лед перехода», и порассуждать о том, знал ли Данте версию Платона или же пришел к своей версии «льда» через откровение.
Свою же версию я опубликовал в нескольких изданиях, а том числе в журнале Академии наук СССР «Природа» в заметке «Относительность
мира и антимира», но оттиски были изъяты при каком-то обыске (то ли «псевдокоммунистическом», то ли «лжедемократическом», потому что меня как субъектного человека преследует любой десубъектизирующий режим), у меня нет под рукой ни одного оттиска сорокалетней давности, надо сходить в библиотеку и снять копию и разместить в Интернете, хотя вряд ли кто воспримет и сегодня эту опередившую время концепцию.
Обычное возражение – мы-де живем в расширяющейся Вселенной. Да, астрономические наблюдения «красного
смещения» в спектрах далеких галактик вроде бы доказывают расширение Вселенной. Но «поворот времени», если верить мифам, Священным Писаниям и откровениям Платона и Данте, произошел совсем недавно, несколько десятков и от силы сотен тысяч лет назад, когда произошло низвержение Дьявола-Сатаны-Иблиса-Люцифера с последующим соблазнением Прародителей и их Грехопадением. А скорость света всего-навсего 300000 км/сек. Значит, граница смены расширения сжатием лежит в нескольких десятках-сотен тысяч световых лет от нас,
сущая ерунда, сопоставимо с вычислениями Павла Флоренского, и наши телескопы продолжают фиксировать «разбегание» галактик, от которых свет плетется до нас миллионы и миллиарды нынешних земных лет, даже если структура-метрика пространства-времени уже подрубилась-изменилась и небеса сейчас рушатся нам на голову. Световые телескопы не могут зафиксировать начало «схлопывания» космоса, тем более, что при обращении времени вспять фотоны, согласно СРТ-теореме, остаются тождественными антифотонам. Поэтому я предложил
воспользоваться не световыми, а уже существующими нейтринными телескопами – ибо нейтрино при обращении времени не тождественны антинейтрино (детали опущу).
Таким образом, откровения древних мифов, Священных Писаний, Платона и Данте, а также разделяемые моим учителем Лосевым интуиции Флоренского, изложенные в книге «Мнимости геометрии» (1922), вполне согласуются с той давно развиваемой мной версией недавнего «поворота» космического времени и смены расширения Вселенной её сжатием, которая вполне допустима
в рамках общей теории относительности и квантовой теории поля.