Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Павел Флоренский "Мнимости в геометрии" (1922) - пояснение

Недобрал в освещении доклада Дмитрия Александровича Баюка (ИИЕТ) в Доме-библиотеке Алексея Федоровича Лосева в среду 13 февраля 2007 года о глубинах трактата Павла Александровича Флоренского «Мнимости в геометрии» (http://www.panlog.com:8881/cgi-bin/dd-view.cgi?date=2007-02-14). Физик-профессионал прочтет приводимый мной § 9 этого трактата и отшатнется – «Это же дилетантизм! И такая чушь повлияла на русскую философию?». Когда мне дали редактировать рукопись Лосева об античном атомизме, в которой излагались мысли Флоренского, я тоже негодовал, поскольку на физфаке МГУ меня обучили канонической версии теории относительности, и слишком вольное её толкование я воспринимал как ересь и наив. И это высказал Лосеву, и он признал мою правоту и попросил переписать его текст грамотно с точки зрения университетской физики. Горячо взялся за переделку рукописи, тем более что работу редактора видел в основном в переписывании авторского полуфабриката, но когда поостыл, то стал лучше понимать ход мысли Флоренского и Лосева. Все-таки оба отличались гениальной интуицией, которую не всегда могли облечь в изящно-убеждающую форму (как умели делать Анри Бергсон и вообще французские мыслители). И я истолковал § 9 книги Флоренского «Мнимости в геометрии» и последующие рассуждения Лосева с точки зрения не специальной теории относительности, а релятивисткой космологии и квантовой теории поля. И опубликовал свою версию в нескольких изданиях где-то в середине 1960-х годов.

Итак, вернемся к «Божественной комедии» Данте – Ад. Песня тридцать четвертая. Круг девятый (http://dante1265.narod.ru/a/a34.htm). Вникнем в откровение великого флорентийца, именно эти строки истолковывал Павел Александрович Флоренский:

10 Мы были там, - мне страшно этих строк, -
Где тени в недрах ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
13 Одни лежат; другие вмерзли стоя,
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто - дугой, лицо ступнями кроя.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: При схождении к истоку Ада - особая космическая зона! Это – «ледяной слой», то есть область очень низких температур, которую можно сопоставить с температурой реликтового излучения вселенной около 3 градусов выше абсолютного нуля. Характерна разнонаправленность ориентаций вмерзших в этот слой, как будто бы «вектор» сущего в этой зоне менял знак. Теорию «мирового льда», которую проповедовал немецкий ученый Ханс Хёрбигер в 1920-1930-е годы, прозрел чуть ли не первым именно Данте/

28 Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
31 Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
34 О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Учтем, что путешествие Данте свершается в пространстве-времени, то есть исток Ада не только где-то в пространстве, но и во времени, в некоем прошлом, когда самый могучий и самый гордый из Архангелов=орудий Творца, а именно Сатана-Дьявол и он же Люцифер=Светоносец, восстал против Божьего замысла создать человека и был за это низвергнут с райских Небес, но, будучи присущим бытию, «наполовину» вздымается из льда перехода и обращен очами-помыслами к Творцу всего сущего, от которого неотделим. Что касается исполинства Архангелов, то об этом – масса свидетельств пророков и получивших откровения, вспомним хотя бы архангела Джебраила-Гавриила, а в Священном Писании говорится, в частности, о временах, когда «были на земле исполины» (Бытие 6:4)/

70 Велев себя вкруг шеи обомкнуть
И выбрав миг и место, мой вожатый,
Как только крылья обнажили грудь,
73 Приблизился, вцепился в стан косматый
И стал спускаться вниз, с клока на клок,
Меж корок льда и грудью волосатой.
76 Когда мы пробирались там, где бок,
Загнув к бедру, дает уклон пологий,
Вождь, тяжело дыша, с усильем лег
79 Челом туда, где прежде были ноги,
И стал по шерсти подыматься ввысь,
Я думал - вспять, по той же вновь дороге.
82 Учитель молвил: "Крепче ухватись, -
И он дышал, как человек усталый. -
Вот путь, чтоб нам из бездны зла спастись".
85 Он в толще скал проник сквозь отступ малый.
Помог мне сесть на край, потом ко мне
Уверенно перешагнул на скалы.
88 Я ждал, глаза подъемля к Сатане,
Что он такой, как я его покинул,
А он торчал ногами к вышине.
91 И что за трепет на меня нахлынул,
Пусть судят те, кто, слыша мой рассказ,
Не угадал, какой рубеж я минул.
94 "Встань, - вождь промолвил. - Ожидает нас
Немалый путь, и нелегка дорога,
А солнце входит во второй свой час".
97 Мы были с ним не посреди чертога;
То был, верней, естественный подвал,
С неровным дном, и свет мерцал убого.
100 "Учитель, - молвил я, как только встал, -
Пока мы здесь, на глубине безвестной,
Скажи, чтоб я в сомненьях не блуждал:
103 Где лед? Зачем вот этот в яме тесной
Торчит стремглав? И как уже пройден
От ночи к утру солнцем путь небесный?"
106 "Ты думал - мы, как прежде, - молвил он, -
За средоточьем, там, где я вцепился
В руно червя, которым мир пронзен?
109 Спускаясь вниз, ты там и находился;
Но я в той точке сделал поворот,
Где гнет всех грузов отовсюду слился;
112 И над тобой теперь небесный свод,
Обратный своду, что взнесен навеки
Над сушей и под сенью чьих высот
115 Угасла жизнь в безгрешном Человеке;
Тебя держащий каменный настил
Есть малый круг, обратный лик Джудекки.
118 Тут - день встает, там - вечер наступил;
А этот вот, чья лестница мохната,
Все так же воткнут, как и прежде был.
121 Сюда с небес вонзился он когда-то;
Земля, что раньше наверху цвела,
Застлалась морем, ужасом объята,
124 И в наше полушарье перешла;
И здесь, быть может, вверх горой скакнула,
И он остался в пустоте дупла".
127 Там место есть, вдали от Вельзевула,
Насколько стены склепа вдаль ведут;
Оно приметно только из-за гула
130 Ручья, который вытекает тут,
Пробившись через камень, им точимый;
Он вьется сверху, и наклон не крут.
133 Мой вождь и я на этот путь незримый
Ступили, чтоб вернуться в ясный свет,
И двигались все вверх, неутомимы,
136 Он - впереди, а я ему вослед,
Пока моих очей не озарила
Краса небес в зияющий просвет;
139 И здесь мы вышли вновь узреть светила.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Итак, Данте открылось, что при низвержении Сатаны-Люцифера с Небес поменялось направление «вектора» сущего, то есть поменялась ориентация пространства и тем самым, как можно предположить, также направление сопряженного с пространством времени. Естественно, Павел Александрович Флоренский предположил, что за «границей» или «горизонтом» видимого мира-сущего находится область райских чистых небесных форм до низвержения Люцифера-Дьявола, и назвал её областью «мнимости», тем более что из элементарных формул специальной или частной теории относительности (СТО) этот переход в мир мнимых величин следует формально. Помню многочасовые свои споры с Алексеем Федоровичем Лосевым по этому поводу, и я, признаться, крепко призадумался – в чем-то Флоренский и Лосев были правы, надо только их интуиции обосновать пофизичнее.

Итак, снова вернемся к § 9 книги Флоренского «Мнимости в геометрии», в котором Павел Александрович пытался с позиций СТО объяснить два откровения Данте – особое состояние бытия сущего до низвержения Вельзевула-Сатаны-Люцифера и возможный пространственно-временной «горизонт», за которым, при взгляде с нынешней Земли, находится-располагается мир чистых райских небесных форм или «идей» или чего-то в этом духе. Догматически-мыслящий физик будет негодовать по поводу неточностей и наивностей в аргументах Павла Александровича Флоренского, но нельзя на этом основании перечеркивать одно из основных направлений русской «философии всеединства». Я разрывался между рационализмом физики и интуицией философии и в результате в 1963 году разработал в русле ОТО (общей теории относительности) и релятивистской космологии - концепцию относительности антимира и мира, смены направления времени при смене расширения Вселенной её сжатием.

Формализм ОТО можно истолковать как изменение направления времени от точки к точке, что наглядно выявляет замедление времени в окрестности «черной дыры». Но Вселенную можно представить как «дыру», и в ней тоже есть свой космологический «горизонт событий» - его-то и пытался в 1922 году вычислить Павел Флоренский. Я это понял и наложил его ход мысли на учение ОТО о «черных дырах» и «горизонте событий». И всё встало на свои места. Замечу, что Флоренский опередил время, поскольку в 1922 году ОТО только развивалась, а публикации о первых релятивистских моделях Вселенной ещё не были известны.

Теперь надо было истолковать «переворот» вектора сущего в эпоху-слое мирового льда, когда Люцифер-Дьявол был низвергнут с Небес и в какой-то момент предстал перед Данте «верх тормашками». Здесь я рассуждал, опираясь на выводы квантовой теории поля о СРТ-симметрии, где C – заряд, Р – четность, Т – направление времени. Кроме того, в голове я держал античный миф о свержении Люцифера=Кроноса=Времени с Небес, а также подробно рассмотренный Платоном в диалоге «Политик» период в истории космоса, когда он стал вращаться «в обратную сторону» (http://abovo.net.ru/book/80834, здесь же примечания к этому диалогу «Политик», которые составила вдова Алексея Лосева – профессор Аза Тахо-Годи). Кстати, описание Платона о превращениях существ при обращении времени вспять можно сопоставить с описанием Данте вида существ, вмерзших в «лед перехода», и порассуждать о том, знал ли Данте версию Платона или же пришел к своей версии «льда» через откровение.

Свою же версию я опубликовал в нескольких изданиях, а том числе в журнале Академии наук СССР «Природа» в заметке «Относительность мира и антимира», но оттиски были изъяты при каком-то обыске (то ли «псевдокоммунистическом», то ли «лжедемократическом», потому что меня как субъектного человека преследует любой десубъектизирующий режим), у меня нет под рукой ни одного оттиска сорокалетней давности, надо сходить в библиотеку и снять копию и разместить в Интернете, хотя вряд ли кто воспримет и сегодня эту опередившую время концепцию.

Обычное возражение – мы-де живем в расширяющейся Вселенной. Да, астрономические наблюдения «красного смещения» в спектрах далеких галактик вроде бы доказывают расширение Вселенной. Но «поворот времени», если верить мифам, Священным Писаниям и откровениям Платона и Данте, произошел совсем недавно, несколько десятков и от силы сотен тысяч лет назад, когда произошло низвержение Дьявола-Сатаны-Иблиса-Люцифера с последующим соблазнением Прародителей и их Грехопадением. А скорость света всего-навсего 300000 км/сек. Значит, граница смены расширения сжатием лежит в нескольких десятках-сотен тысяч световых лет от нас, сущая ерунда, сопоставимо с вычислениями Павла Флоренского, и наши телескопы продолжают фиксировать «разбегание» галактик, от которых свет плетется до нас миллионы и миллиарды нынешних земных лет, даже если структура-метрика пространства-времени уже подрубилась-изменилась и небеса сейчас рушатся нам на голову. Световые телескопы не могут зафиксировать начало «схлопывания» космоса, тем более, что при обращении времени вспять фотоны, согласно СРТ-теореме, остаются тождественными антифотонам. Поэтому я предложил воспользоваться не световыми, а уже существующими нейтринными телескопами – ибо нейтрино при обращении времени не тождественны антинейтрино (детали опущу).

Таким образом, откровения древних мифов, Священных Писаний, Платона и Данте, а также разделяемые моим учителем Лосевым интуиции Флоренского, изложенные в книге «Мнимости геометрии» (1922), вполне согласуются с той давно развиваемой мной версией недавнего «поворота» космического времени и смены расширения Вселенной её сжатием, которая вполне допустима в рамках общей теории относительности и квантовой теории поля.


В избранное