Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Светлана Крючкова: у нас произошла резкая смена ценностей


Светлана КрючковаВ киноклубе Эльдар состоялся поэтический вечер под названием Приди от боли отогреться, на котором Светлана Крючкова читала стихи Марии Петровых, а на гитаре ей аккомпанировал ее сын Александр.

О том, должны ли артисты выходить на баррикады и почему современное искусство потеряло глубокий смысл, Светлана Крючкова рассказала журналистам.

Стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Марии Петровых и других поэтов, которые вы читаете со сцены, часто трагичны, пронизаны болью, которую вам удается настолько тонко прочувствовать и передать эмоции залу

Это удается исключительно за счет собственных пережитых страданий и боли. Не может человек, не потерявший близкого человека, говорить о смерти. Конечно, есть фантазия, воображение, но, только пройдя уготованные жизнью тяжелые испытания, начинаешь понимать смысл этих стихов. Я четко знаю, о ком говорю, когда читаю стихи об ушедшем человеке. Я говорю о своем покойном муже, отце моего старшего сына. Такой личный момент присутствует обязательно. Без него никуда.

Вы интересуетесь современным искусством, следите за тем, что сегодня происходит в культуре?

Мне интересно то, что сделано профессионально и имеет глубокий смысл, вне зависимости от того, современно это или нет. Пловцу, который прекрасно плавает, совершенно неинтересно ходить по щиколотку в воде на пионерском пляже. Так же и мне. Я работала с такими мастерами, которые давали возможность погрузиться в невероятные глубины человеческой психологии. Вот это интересно. В Петербурге есть Большой театр кукол, в котором главный режиссер Руслан Кудашев (он создатель и художественный руководитель театра Потудань по названию платоновского произведения Река Потудань). У них масса международных призов, но, как всегда, в России они никому не нужны. Я недавно была там на премьере спектакля Покаяние и прощение (по мотивам повестей Пушкина Станционный смотритель и Метель).


Это безумно интересно! Со мной была девушка, которой недавно исполнилось 19 лет. Она музыкант по образованию, но обожает театр, часто ходит на разные постановки и собирается поступать в театральный. И она мне сказала: Светлана Николаевна, это лучшее, что я видела в театре. Меня очень привлекает то, чем занимается режиссер Андрей Звягинцев. Я просто счастлива, что имела возможность с ним пообщаться. Он меня вызывал по поводу фильма Елена. Но буквально через 10 минут мы с ним поняли, что я ему не подхожу, потому что ему была нужна такая серая мышка, которая тем не менее способна удавить. Он говорит: Вы космос! Мне не нужно столько всего, что в вас есть. Я сравниваю искусство и любовь. Когда мы находимся с любимым человеком, нам не нужен конечный результат через две минуты. Нам нужно всё, что между нами происходит, каждое прикосновение, всё, что вы чувствуете, всё, что, как вам кажется, чувствует он.

Есть ощущение, что точно так же вы чувствуете и поэзию

Я недавно начала читать со сцены стихотворение Ты не становишься воспоминаньем Марии Петровых, но для меня оно всегда звучит по-новому. Каждый раз, когда читаю Ахматову, директор музея-квартиры Ахматовой в Петербурге говорит, что опять услышала совсем другое в ней. Нам обеим каждый раз открывается новая грань творчества Анны Андреевны.

Вы следите за театральным процессом в целом?

Я много езжу по российским городам, смотрю спектакли разных театров. И я обратила внимание, что сегодня все увлечены формой, чем-то хотят удивить, хотя все это уже было в постановках Мейерхольда, Таирова Например, на Бродвее потрясающая машинерия это нужно видеть! Но ни один артист там не потряс меня. На Бродвее можно любого поменять на любого, а постановка как шла, так и будет идти. Знаете, Пастернак говорил: Я отгораживаюсь от внешних впечатлений целыми периодами своей жизни.

Я хочу, чтобы меня потрясало что-то внутри человека, а не форма. Опять же сейчас спектакли делают на скорую руку хотят денег поскорее заработать. И в результате какая-то какофония получается. Актеры либо кричат свои монологи, либо бездушно проговаривают слова. Сандалят бедного Чехова или Островского, не дай бог. Ну что вы делаете, ребята? хочется спросить их. Я читала эти произведения, и я хочу видеть, что происходит между актерами на сцене. Ведь в театре должна быть определенная последовательность, связь: не скажи я это вы бы не сказали то.

А если бы вы не сказали то, он не сделал бы то, что он сделал. Актеры должны уметь играть так, чтобы зритель не знал, что будет через секунду. А они выдают уже какой-то готовый результат. В последнее время я больше всего люблю музыку, потому что в ней есть абсолютность. Если написана нота ля, нельзя играть ре, потому что музыканту в этом месте видится так, хотя господин Бетховен написал по-другому. Не хочешь играть как есть напиши свою музыку. При этом никто не посмеет сказать дирижеру: А вы знаете, Иван Иванович, в этом месте я не так слышу! А в театре это происходит постоянно: актер диктует режиссеру свое видение постановки. Но ведь режиссер строит спектакль, а не артист!

В последнее время все чаще появляются авантюристы от театра, абсолютно не владеющие профессией. Их моноспектакли просто безобразие, и почему залы полны, я не понимаю. Складывается ощущение, что над зрителем просто издеваются. Я сижу на стуле. У меня, кстати, черный чай в стакане, хотя я обычно пью зеленый. Нога зачесалась. И это называется современной драматургией. Наступило время дилетантов! Профессией не владеют и объясняют это концепцией. Я взял кирпич, положил на него дерьмо, и у меня получилась инсталляция. Да ты рисовать, дорогой мой, не умеешь! Сначала покажи, как ты гениально рисуешь, а уже потом клади дерьмо на кирпич!

С чем это связано, на ваш взгляд?

Произошла резкая смена ценностей. Все хотят денег. Эдвард Олби говорил: Не дайте коммерции съесть русский театр, это единственный театр в мире настоящий. И все-таки сожрали. Посмотрите, что показывают, лишь бы был полный зал. Государство должно поддерживать театр, поскольку он никогда не был самоокупаемым. Из людей пытаются сделать идиотов, к общей радости, идиотами легче управлять. Думать не надо, вместо смеха какое-то ржание. Все шутки ниже пояса. А посмотрите, что показывают по телевизору в прайм-тайм. С 6 и до 11 вечера мусор по всем каналам. Безобразнее и антипрофессиональнее нет ничего, чем показывают в это время, когда люди приходят домой с работы.

А мультфильмы показывают в пять утра

Причем хорошие мультики. Очень хорошие фильмы ночью показывают. Я считаю, что это целенаправленная идеология государства. И у нас все под цензурой. Порнографию можно показывать, а высказывать мысль нельзя. Боже упаси высказать свое мнение вылетишь с работы. Деньги встали во главу угла, но ничего хорошего из этого не получится. В смысле духовности сейчас огромный провал.

Вы будете голосовать?

Обязательно.

Ч


В избранное