Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Театр имени Вахтангова провожает Турандот на «Пристани»


Василий Лановой в спектакле "Пристань"Легендарный Вахтанговский театр 13 ноября отмечает 90-летие. На этот раз актеры во главе со своим худруком режиссером Римасом Туминасом решили отказаться от праздничного показа своего самого известного спектакля «Принцесса Турандот»,

поставленного основателем театра Евгением Вахтанговым в 1922 году, и создали, по словам Туминаса, «спектакль-мессу памяти людей и истории театра».

«Пристань», в которой участвуют все звезды труппы – Вячеслав Шалевич, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Галина Коновалова, Юлия Борисова, Василий Лановой – наряду с молодыми артистами, поставлена по мотивам произведений классико в мировой литературы. Каждый из артистов театра в этой постановке выступил в новом для себя и зрителя качестве и прочел по отрывку из классических литературных произведений. Зрители смогут посмотреть юбилейный спектакль уже 11 ноября, но торжественная премьера с приглашенными гостями состоится 13 ноября.


Государственный академический театр имени Вахтангова в этом году перестал быть дворцом принцессы Турандот. К своему 90-летию, отмечаемому 13 ноября, он превратился в «Пристань» – подготовил бенефис своих лучших актеров, который художественный руководитель театра Римас Туминас называет «спектаклем-мессой памяти людей и истории театра».

Театр как порт

В «Пристани» играют актеры разных поколений. Спектакль в двух действиях сделан по мотивам произведений Брехта, Бунина, Достоевского, Дюрренматта, Миллера, Пушкина, де Филиппо, Шекспира.

«Пристань – это образ изменений, это место, где встречаются, куда прибывают и откуда бегут люди, – пояснил РИА Новости Туминас.

- Все меняется: человек, его судьба. Мы пассажиры в этой жизни, так же как и артисты на сцене».

Жизнь подобна вокзалу или морскому порту, говорит режиссер: «Угрюмый, огромный, таинственный и пустой, этот порт оживает с появлением каждого нового персонажа, собирая разные истории, театральные и человеческие».

«Наш праздник [к 90-летнему юбилею] – это память и уважение к истории театра и нашим мастерам, составившим его славу», – говорит худрук Вахтанговки. «Пристань» – спектакль-бенефис Людмилы Максаковой, Юрия Яковлева, Василия Ланового, Владимира Этуша, Ирины Купченко, Сергея Маковецкого. У каждого актера – своя тема, своя исповедь, своя история театра.

«Это подношение театра будущему», – гласит афиша спектакля.

В чертогах Турандот

В этом году театр решил отказаться от своей визитной карточки – праздничного, сказочного спектакля «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци.

«Театр всегда славился своими праздниками, но сегодня их украли различные шоу, – объясняет РИА Новости это решение Римас Туминас. – Мы должны не повторяться, а быть изобретательными первооткрывателями».

«Принцесса Турандот» долго была прекрасным лицом Театра имени Вахтангова. Китайская чаровница жила в театре с 1922 года. Тогда этот спектакль поставил основатель театра, ученик Константина Станиславского, Евгений Вахтангов.

Молодежному коллективу Вахтангова, называвшемуся тогда Третьей студией МХТ (Московского Художественного театра), был в ту пору всего год. Самой известной его постановкой к тому моменту был спектакль «Чудо святого Антония» по Метерлинку, день премьеры которого, 13 ноября 1921 года, собственно, и считается днем рождения театра.

Но уже инсценируя «Принцессу Турандот», молодые артисты смогли сделать зрелую, профессиональную постановку и превратить театр в праздник, как им завещал Вахтангов.

Завещал – потому что премьера «Принцессы Турандот» прошла в конце февраля 1922 года без Евгения Вахтангова. Он был тяжело болен. Режиссера не стало в мае того же года.

А театр только еще начинал жить, расправлял крылья. Вахтангов успел сделать ему чудотворную прививку от скуки – внес в него карнавальное веселье итальянской комедии дель арте (commedia dellarte), подвижную стихию импровизации, гротеска, феерии. Театр уходил от прямолинейных высказываний, любил иносказания, «игру в сказку».

Без этого театра не было бы драматургии Евгения Шварца. Он заимствовал у театра Вахтангова способ рассказывать серьезные истории языком сказки. Один из ярчайших советских театральных режиссеров Георгий Товстоногов называл себя учеником Вахтангова. Юрий Завадский, много лет работавший главным режиссером Театра им. Моссовета, и Юрий Любимов, основатель Театра на Таганке, начинали карьеру в Вахтанговском театре.

Не случайно Владимир Высоцкий в стихотворении к 50-летию Вахтанговского театра назвал его «старшим братом» Театра на Таганке и шутил, что из этого театра уходят сразу в «главрежи»

Турандот – властительница дум

«Принцесса Турандот» с момента премьеры влюбила в себя публику настолько, что на вечеринках бесконечно звучал вальс из спектакля, молодежь опрыскивала себя духами «Принц Калаф».

Сама премьера «Турандот» в 1922 году была настолько громкой, с восторгами Станиславского, неистовыми криками радости актера Михаила Чехова, безумством зрителей, что на нее старалась попасть вся Москва.

А в 1930-е – 1940-е годы, когда сказочная стихия была изгнана из советского театра, а на сцене шли в основном политизированные спектакли, зрители часто вспоминали «Принцессу Турандот» как пример праздничной, фантазийной постановки, которая радовала и сердце, и ум.

В 1963 году спектакль Вахтангова восстановил его преемник, художественный руководитель театра Рубен Симонов. О том, как играли в «Принцессе Турандот» Юлия Борисова (Турандот), Василий Лановой (Калаф), Людмила Максакова (Адельма), Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Николай Гриценко (трио персонажей, воплощавших традиционные маски commedia dellarte), можно судить


В избранное