Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Актриса Ольга Кабо: Не признаю сегодняшнюю безликую попсу


Ольга КабоОльга Кабо и Нина Шацкая в творческом мире всегда находились по разные стороны баррикад. Одна драматическая актриса, другая эстрадная певица. Но мимолетная встреча определила их дальнейшую судьбу:

оказалось, что их объединяет любовь к поэзии Анны Ахматовой. В итоге это общее пристрастие переросло в целый поэтический спектакль, премьера которого состоится в конце ноября в Московском международном доме музыки. О том, в чем заключается современность Ахматовой и почему судьба всегда помогает хорошим замыслам, Ольга Кабо рассказала в интервью Новым Известиям.

Ольга, у вас бурная творческая жизнь, но как случилось, что вы обратились к поэзии?

В моем родном Театре Моссовета уже несколько сезонов я играю в спектакле Юрия Еремина Серебряный век, где из уст моей героини Киры Августовны звучат стихи поэтов ХХ века. А два года назад прекрасный актер Валерий Баринов предложил мне развить эту мою поэтическую традицию и создать совместный литературный проект. Так родилась наша концертная программа Любил Что знаешь ты об этом? (названный так по первой строчке стихотворения Адамовича), в которой звучат проза Бунина и Зайцева, а также стихи Пастернака, Цветаевой, Северянина… Получился некий спор, диалог Мужчины и Женщины: герои общаются возвышенно-поэтически, отвечая друг другу строками прекрасных стихов и прозы… Словом, благодаря Валерию Александровичу Баринову я заново открыла для себя и Блока, и Цветаеву, и Ахматову, и Марию Петровых


Кстати, очень недооцененная поэтесса

Да. Она настоящая, абсолютно искренняя, ее слог лишен вычурности, она излагает все предельно просто и современно. И в ней очень многое от Ахматовой глубина, высшая степень эмоциональности, поскольку Петровых хотя и застала близкие нам советские времена, но все же выходец из века Серебряного. Теперь ездим с нашим спектаклем по городам и весям, нас принимают в филармониях и Домах ученых. Например, недавно вернулись из Питера, работали в Малом зале Ленинградской филармонии. Очень красивый и одухотворенный зал, стены которого буквально дышат музыкой и творчеством… Актерская профессия очень зависимая от всего и всех от продюсеров, режиссеров, руководства телеканалов, от общественного мнения. Чаще всего не мы выбираем, а нас. Поэтому подобные проекты дарят мне ощущение свободы и независимости.

Ваша Кира Августовна недолюбливает главного советского поэта Маяковского и предпочитает более лирические стихи. Простите за аналогию, но получается, что и вы немного сопротивляетесь внешним условиям ищете свой путь в творчестве?

Я считаю, что главное в актерской профессии это всегда идти вперед, пробовать, экспериментировать, ошибаться, но идти. Как только остановишься и успокоишься, перестанешь работать над собой, действовать сразу станешь неинтересен и зрителям, и самому себе. Я счастлива служить в Театре Моссовета, обожаю свои роли и моих партнеров, но благодаря поэзии переношусь в иное пространство, в котором ощущаю гармонию ритма и музыку стиха. Произнося стихотворные строки, словно погружаюсь в глубь себя, остаюсь наедине со своими мыслями и мечтами…

Когда мы впервые встретились с Ниной Шацкой, меня поразило, как одинаково мы мыслим. Оказалось, что мы читаем одни книги, любим одних и тех же поэтов, смотрим одинаковые фильмы… Главное, и Нина, и я не приемлем фальши. Нина совсем не похожа на эстрадную гламурную фифу. Музыка, которую она исполняет будь то джаз или романсы, наделена глубоким смыслом, а в ней самой и женственность, и удивительная сила, и уверенность в себе. Я не признаю сегодняшнюю безликую попсу, поющую под фонограмму, просто не считаю это творчеством. Для Шацкой каждая песня, которую она исполняет, отдельно прожитая жизнь. В общем, в лице Нины я обрела единомышленницу и подругу.

Поэтому неудивительно, что вскоре после знакомства мы решили создать что-то вместе… И родилась идея сделать спектакль, посвященный творчеству Анны Ахматовой. Нас сразу поддержал Московский международный дом музыки, они ухватились за идею, которая, правда, на тот момент была еще в зачаточном состоянии, и тут же определили дату нашей премьеры… Но тут началось самое страшное! Из тех стихов Ахматовой, которые я знала, и из тех баллад-романсов, которые исполняла Нина, не получалось сложить историю, и написанные одним человеком строки никак не соединялись в единую картину. Тогда мы обратились за помощью к прекрасному режиссеру Юлии Жженовой, которая в свое время была актрисой нашего театра, а теперь преподает сценическую речь во ВГИКе и в Школе-студии МХАТ.

И Юлия Георгиевна создала драматургию нашего поэтическо-музыкального действа. Мне она предложила читать раннюю поэму поэтессы У самого моря, на сюжетную нить которой должны были нанизываться романсы в исполнении Нины. Я перечитала поэму и ужаснулась она написана белым стихом. Как произносить эти непоэтические строки? Как освоить этот нерифмичный язык? Я сказала: Юля, я не смогу, зрители ничего не поймут. Но режиссер была настойчива и нашла доходчивое объяснение. Дело в том, что юность Ани Горенко проходила на берегу моря, она каждое лето приезжала к своим родственникам в Херсонес. Поэтому произведения, навеянные воспоминаниями о Севастополе, словно хранят в себе шум прибоя. Это и есть ритм поэмы волна рождается в открытом море, набирая силу, движется к берегу и разбивается о скалы… Юная героиня поэмы, как любая девочка в этом возрасте, мечтает о прекрасном Царевиче, которого, как нагадала цыганка, можно приманить к себе только песней. И героиня Ахмато вой ищет эту песню в шуме прибоя, в криках чаек, в курлыканье журавлей, а оказывается, что песнь это ее собственный поэтический дар. Она поет с берега моря, и голос притягивает Царевича. Но ее талант обладает такой недюжинной силой, что в море начинается шторм, и яхта Царевича разбивается о скалы на глазах девушки

То есть смысл в том, что поэт должен расплачиваться за свой дар?

Не только поэт, но и любой талантливый человек, определив свой путь, ступает на тропу лишений и одиночества. Служенье муз не терпит суеты! Поэма звучит как сказка, и зритель всецело вовлечен в историю, а в кульминационные моменты врывается музыка и звучат романсы. История разворачивается будто в формате 3D. Кстати, когда мы готовили эту программу, сама жизнь, казалось, помогала нам. Например, именно в то время я приехала на гастроли в Севастополь и, естественно, в первый же свободный день помчалась в Херсонес репетировать на берегу моря. Главное было успеть произнести строчку, пока еще живет волна… Никогда я не репетировала с таким восторгом! Потом экскурсия.

Мне попалась экскурсовод, которая очень любила творчество Ахматовой, и она с удовольствием устроила для меня прогулку по ахматовским местам. Я чувствовала себя, как на выборе натуры для съемок фильма. Вот тропинка, по которой героиня бежала к морю, вот плоский камень, на котором она сушила соленую косу, вот маяк, который с


В избранное