Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Лидия Вележева Не люблю играть одно и то же


Лидия ВележеваВ премьерном спектакле Театра Вахтангова Люди как люди Лидия Вележева сыграла властную, натянутую как струна, Софью Зыкову.

Вглавных ролях насцене родного театра Вележева блистает нечасто, видимо, поэтому читатели номинировали актрису напремию Звезда Театрала вноминации Залучшую женскую роль.

Лидия, Горький назвал свою пьесу Зыковы, однако Владимир Иванов изменил название, решив, что жизнь семьи Зыковых похожа натысячи других, и, вконце концов, они люди как люди

Мне тоже сначала было непонятно, зачем он это сделал. Нокогда спектакль вышел, японяла, что Владимир Владимирович прав. Если говорить про общество, то, ксожалению, запоследние десятилетия люди не стали внимательнее друг кдругу. Очень часто не стремятся понять, услышать ближнего своего. Отэтого, естественно, идет раздражение, озлобление. Выйдите наулицу или спуститесь вметро: сколько мрачных людей! Унас улыбаются только вбутиках идорогих супермаркетах.


Аесли зайти вобычный продуктовый магазин становится не посебе: тебе словно не рады. Люди, наверное, не виноваты вэтом, поскольку жизнь сложная идиктует свои условия, нокак станет хорошо, если начнем друг другу улыбаться. Злоба поглощает все, она, вконце концов, убьет человечество. Наш спектакль это крик души: Люди, остановитесь, посмотрите вглаза друг другу, услышьте своих родных, поймите их боль, помогите решить проблемы. Будьте человечнее поотношению кдругим, поймите, простите, не осуждайте. Потому что через равнодушие, злобу изависть мы разрушаем свою жизнь исвою семью. К сожалению, это перешло вкино инателевидение. Экран уже не проповедует такие человеческие качества, как порядочность, доброта. Исчезла фраза: Покраснел отстыда. Неужели сейчас никто не краснеет? Втелевизоре сплошь мордобитие, интриги, убийства. Акуда исчезли фильмы, которые смотришь иком подступает кгорлу?

Но, ксчастью, есть театр

Да. Например, когда япосмотрела спектакль Римаса Туминаса Последние луны остариках, которые доживают свой век вдоме престарелых, не могла сдержать слез. Думала омаме: авдруг ячем-то ее обидела, сделала что-то плохое? Вышла после спектакля иналюдей по-другому смотреть стала, что-то перевернулось внутри меня. Вот таким должно быть искусство. Идаже этот грустный спектакль побольшому счету спозитивным посылом. Он делает людей лучше.

Сегодня противник современного психологического театра стиль вербатим, когда насцене показывается все один водин, как вжизни

Поэтому некоторые современные постановки вызывают уменя чувство омерзения. Это ужасно иотвратительно, когда Гамлет начинает чесать пятку ипри этом говорит: Быть или не быть? апотом садится нагоршок, потому что ему надо вэтот момент сходить понужде. Мне хочется спросить урежиссера: Вы вообще пьесу читали? Разве она обэтом? Он что, вообще не состоялся как режиссер итолько скандальным эпатажем может заявить осебе? Я не против новаторства, новспектакле должна быть душа, он должен поднимать людей над обыденностью.

Аунас порой задача режиссера заключается втом, чтобы своей постановкой шокировать публику, не проникая всуть произведения. Многие оправдывают себя: Авы что, спрашивали уавтора лично, так он думал или не так? Ноэто все популистские разговоры, поскольку овербатиме ниШекспир, ниОстровский, ниЧехов даже понятия не имели. Уних был другой театр, где, кстати, подобные вещи накорню пресекались. Ипьесы писались именно для того театра. Поэтому современное новаторство порой разрушает пьесу. Исегодня, мне кажется, появилось поколение режиссеров, которые даже ине стремятся понять автора, узнать его эпоху. Главное сделать что-то шокирующее. Нутак ипишите для этого современные тексты, не издевайтесь над классикой.

Кстати, Римас Туминас тоже далеко не консервативный режиссер, хотя его постановки нельзя назвать издевательством. Он, несомненно, большой художник. А какбы вы охарактеризовалиего театральные традиции? Это ведь уже не вахтанговская школа?

Не вахтанговская, конечно. Сегодня вообще очень трудно определить, что такое вахтанговское, ачто не вахтанговское. Наша актриса Галина Коновалова, которая втруппе с1938года изастала первое поколение артистов, говорит, что Вахтангов былбы вужасе оттого, что сегодня называют вахтанговским. Всамом деле, изменилось время, театр тоже не может задерживаться вразвитии.

А Римас Туминас это, несомненно, европейский театр. Икак режиссер он бесспорно очень талантлив всвоем видении, всвоих идеях, внеожиданных решениях. Вработе самое важное правильно услышать его. Он всегда очень четко объясняет тебе цели изадачи. При разборе пьесы проходит завсеми персонажами, практически все комментирует. Ипоказывает он, конечно, гениально. Жалко, что широкая публика не знает его как актера. Мы всегда говорим: Римас Владимирович, не надо показывать, потому что после вас повторить это невозможно. Вы лучше насловах объясните.

Тем не менее втеатре работает другой режиссер Владимир Иванов, укоторого как раз закалка Щукинского училища, ион, как принято считать, хранитель вахтанговских традиций. Когда после работы сТуминасом репетируете вспектакле Иванова, вы меняетесь?

Да, это как переход надругую планету, поскольку Владимир Владимирович тоже замечательный режиссер, ноунего совершенно иное мировоззрение. Благодаря ему, кстати, можно понять те лучшие традиции, которыми славился Вахтанговский театр впрежние времена. Совершенно другая школа! Сейчас, кбольшому сожалению, многие актеры разучились так играть. Потому что современная жизнь не дает возможности остановиться, выдохнуть, подумать. Икогда мы приступили крепетициям Зыковых, Владимир Владимирович все время нас одергивал: Подождите, погрузитесь впьесу, пустите эмоции, покажите свое нутро. Имы его услышали.

Тоесть вам не приходилось перестраивать себя, чтобы привыкнуть ктребованиям другого режиссера?

Перестройка внутреннего мира входит вактерскую профессию. Чем больше ты умеешь, тем лучше. Ястремлюсь ктому, чтобы все роли втеатре уменя были абсолютно разные, не люблю повторяться. Адля этого идешь нажертвы, стараешься изменить свои приемы, сломать стереотипы. Каждый вечер мы выходим насцену издесь очень опасно повторяться, ведь зритель купил билет: вовремя спектакля он должен открыть втебе что-то новое. Поэтому япредпочитаю остаться без роли, чем играть одно итоже. Интересно быть разной, непредсказуемой, экспериментировать свнешностью. Кстати, яне боюсь показаться некрасивой исудовольствием сыгралабы комическую старуху. Недавно снялась уДжаника Фазиева вфильме про грузино-осетинский конфликт.

Сыграла там взрослую осетинку, которая напорядок меня старше. Нокак актрисе мне это интересно. Да еще яотдала тем самым дань Осетии, пережившей страшные события 2008года. В хороших проектах яготова сниматься закопейки, ноесли мне предлагают хороший гонорар, нопросят при этом совершить вкадре что-то скабрезное никогда наэто не пойду. Как говорила Фаина Раневская: Сняться вплохом кино, все равно что плюнуть ввечность. Ясней полностью согласна. Возможно, еслибы ябыла одна итянула насебе семью, поступалабы по-другому. Номне повезло, потому что уменя очень сильная поддержка состороны мужа(актер Алексей Гуськов). Он много работает, иячасто ругаю его: Хватит, остановись! Подумай оздоровье.

Кстати, акак уживаются всемье два творческих человека, да еще ивоспитанных вразных театральных вузах? Тут без споров, наверное, не обходится?

Если актер талантлив, тоне имеет значения, какую театральную школу он окончил. Всегда интересно играть ссильными партнерами. АЛеша вэтом плане просто глыба, которая притягивает ксебе. Насцене унас нет ощущения, что мы муж ижена. Хотя, если возникает какая-то накладка, нам легче понять друг друга ивсекунду разрулить создавшуюся ситуацию. Алексей относится ктем партнерам, которые не тянут насебя одеяло, чем, ксожалению, грешат многие актеры. Партнера нужно подавать, как нам говорили педагоги. Подашь ты партнера, партнер подаст тебя. Иникогда не нужно заступать заопределенную черту. Сталкиваться вобразах да, нопри этом нельзя играть наего поле или выставлять себя вперед.

Вы исвоих мальчишек так воспитываете? Старший ведь увас уже актер?

Да, Владимир актер Театра Маяковского. Амладший Дмитрий поступил напродюсерский факультет. Мы воспитывали вних чувство ответственности засвои слова ипоступки, чувство справедливости. Яисама такая. Вдетстве могла постоять засебя. Правда, дотретьего класса приходила домой всиняках, сдачи не могла дать. Асверстники, видя, что яслабая, дергали меня закосички, однажды даже разбили висок, шрам остался досих пор. Нояникогда не дралась: думала, что это девочке не клицу. Апотом мама сказала мне, что надо себя защищать. Ноникогда первая вдраку не лезла. Вот если кого-то обижали, томимо не проходила, заступалась, защищала, хотя часто заэто получала отболее сильных ребят. Исейчас не могу пройти мимо несправедливости. Правда, обидно, что порой те люди, закого заступалась, впоследствии делали тебе очень больно. Ноявсе равно буду защищать слабых. Это очень важно, особенно втакой среде, как театр.

Ачто, по-вашему, таланту нельзя простить?

Предательства. Еще терпеть не могу лицемерия, интриг, которые закручиваются вокруг этой лжи. Ячеловек конкретный исчитаю, что лучше сказать правду, чем промолчать. Нопри этом постараться, конечно, не обидеть человека. К сожалению, люди чаще помнят зло, оно более яркое. Ахорошее, как правило, быстро забывается. Вкаждом человеке сидит дьяволенок, нопросто кто-то умеет его убрать, акто-то оставляет только темную сторону ипри этом еще упивается своей ненавистью костальным. Это заметно внеопытных коллегах еще ничего не сделал для театра, апафоса Матерь божья! А посмотрите навеликих актеров. Михаил Александрович Ульянов, который никогда не позволял себе пафоса, надменности поотношению кдругому, будь тоначинающий актер или зрелый. Тотже Юрий Васильевич Яковлев: яркий, темпераментный насцене, нокакой скромный, интеллигентный вжизни. Всегда остается втени. Яобожаю его. Добрейшей души человек иАртист сбольшой буквы. Василий Лановой, Ирина Купченко талантливые ивместе стем необычайно скромные люди. Жаль, что среди актеров среднего поколения таких очень мало.

Кстати, Михаил Александрович Ульянов говорил, что актерская репутация зарабатывается годами, ноиспортить ее можно водин миг

Жаль, что помолодости этого не понимаешь, ипока сам не наступишь награбли, даже задумываться не станешь освоей репутации. Однажды уменя произошел ужасный случай, который чуть было не положил конец актерской карьере. Прошло много лет, нодосих пор явспоминаю его состыдом Авообще насцене всякое бывает. Иногда отусталости инапряжения можешь что-то ляпнуть издругой пьесы. Иногда стоишь ичистый лист перед глазами: где я, что засцена ивообще какая это пьеса? Помню, мы играли сЭтушем спектакль Неаполитанские страсти. Владимир Абрамович обращается комне, иядолжна отвечать, ауменя текст просто напрочь выскочил. Стоят актеры, молчат, смотрят наменя, янаних ипонимаю, что следующая реплика моя. Ачто ядолжна сказать? Пауза была большая. Повыражению лица мои партнеры поняли, что язабыла текст, ишепотом подсказали. Нотакое, как правило, происходит из-за перегруженности актера.

Октябрь 2011

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное