ГАЛИНА ВДОВИНА: Законопроект «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖНЕ» - луч света в четырёхлетней тьме попыток реформирования ведомства
Тема украинской таможни является достаточно острой. С момента слияния налоговой и таможенных служб в Министерство налогов и сборов (Минсдох), а после в ГФС (Государственная фискальная служба), таможня утратила функции полноценного ведомства. Как показала практика подобные эксперименты не дали ожидаемого результата. Теперь на повестке дня очередное реформирование таможенной службы.
18 ноября Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал создание
рабочей группа для финализациии существующих предложений по реформе таможни.
Он подчеркнул, что в бюджете на следующий год заложены средства на техническую модернизацию, чтобы сделать границы неприступными для контрабанды.
"Я понимаю, что контрабандное лобби будет сбивать эти законы с повестки дня нашего парламента, но я надеюсь, что нам хватит политической воли сделать границы эффективными, для того чтобы мы могли десятки миллиардов привлечь в
государственный бюджет и затем инвестировать в благополучие нашего государства", - подчеркнул премьер-министр.
Тем не менее, Верховная Рада уже планирует рассмотреть законопроект №3763 "Про Национальную таможенную службу". В конце ноября документ был рекомендован комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики. По словам председателя подкомитета по вопросам правового обеспечения деятельности таможенных органов Андрея Антонищака, законопроект является серьезным шагом к
реформированию таможни, которая сейчас является одним из структурных подразделений ГФС.
#Буквы выясняли перспективы очередного реформирования у Главы Комитета по вопросам таможенного дела Общественного совета при ГФС, члена Общественного совета при Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины, председателя Общественной организации "Всеукраинский таможенный форум" (ВТФ) Галины Вдовиной.
- Результатом четырех лет хаотичных
реформ стало значительное уменьшение численности таможенников. По утверждению политиков и представителей бизнеса, так же повлекло отток профессионалов и кадровый голод. Привело к демотивации и деморализации таможенников, общей дезорганизация таможенной системы и самым высоким антирейтингам таможни в СМИ. Почему так?
- С одной стороны - это прямое наследие самой идеи Минсдоха. С другой – искусственная "заполитизированность" таможенного вопроса. Таможня перестала быть таможней в
понимании полноценного государственного органа, который является сугубо техническим органом со своими уникальными и специфическими функциями. Таможня стала коньком, на котором катаются все желающие. Катаются с разными целями. Кто – с финансовой, кто – с политической, кто - с популистической. Этот конек немой и затравленный, но везет то, что грузят, и терпит побои безропотно. Кроме системного, профильного и законопослушного бизнеса. Бизнес несет значительные потери. Бизнес и
бюджет.
- Законопроект "О национальной таможне" - это очередной вариант реформы или выход из ситуации?
- Это определенный луч света во мраке таможенного хаоса, который начиная с 2013 года модно называть реформой, списывать на это кучу бюджетных и донорских денег и вешать всех собак. Как бы критически это ни звучало. Есть определенная символичность в том, что процесс деполитизации таможни начали именно политики - авторы этого
законопроекта.
Кстати, он прошел беспрецедентную общественную экспертизу на ╤╤ Всеукраинском таможенном форуме и получил принципиальное концептуальное публичное одобрение, которое зафиксировано в Резолюции форума. После принятия закона за основу и в первом чтении, профильная бизнес общественность активно подключиться к его доработке и подготовке ко второму. Законопроект, который был зарегистрирован почти год назад, рекомендован профильным Комитетом ВРУ для принятия за основу. Это настоящий прорыв. Нам удалось совместными усилиями народных депутатов и профильной бизнес общественности вытянуть эту проблему на свет.
- Как Вы оцениваете шансы на успех?
- Весьма оптимистично. Наши консультации с народными депутатами практически из всех фракций и
депутатских групп украинского парламента свидетельствуют о том, что общий подход и концепция закона и возрождения украинской таможни ими поддерживается. К слову, они совершенно не считают себя "контарабандным лобби". Очень важно, что кроме профильного Комитета ВРУ, законопроект получил поддержку именно профильного бизнес-сообщества, ряда профильных ассоциаций и Общественного совета при ГФС. Подчеркну – профильной общественности, а не той, которая знает о работе таможни "понаслышке". Скажу больше, именно на
волне поддержки инициативы по возрождению украинской таможни и этого законопроекта возникла инициатива о создании общественной организации "Всеукраинский таможенный форум" как логичного результата двух проведенных форумов.
- Какие реальные преграды таможенной реформации?
- Раньше было две беды - дураки и дороги. Теперь к ним прибавилось еще третья – профессиональные патриоты - популисты, непрофессионалы – любители, и конечно же – "контрабандное
лобби", которому не нужна полноценная и сильная таможня.
- А если профессионально и без популизма: что нужно сделать?
- Прекратить порочную практику попытки создания в Украине таможенных клонов Англии, Грузии, США, африканских стран, где якобы АСИКУДА победила коррупцию и контрабанду. Нам надо вернуть Украине ее таможню. Именно украинскую. С учетом всех отечественных особенностей и возможностей. Полноценную, до недавнего времени прогрессивную и
динамично развивающуюся, узнаваемую и уважаемую в мировом таможенном сообществе. А после того, как вернем, можно и реформировать. Вначале реанимация и реабилитация, а затем – развитие и совершенствование. Другого пути нет.
В╕д торговельних преференц╕й ╢С Укра╖на може отримати 100-150 м╕льйон╕в
Ефект для Укра╖ни в╕д додаткових торговельних преференц╕й, проект регламенту яких був представлений у вересн╕, п╕д час експорту товар╕в до ╢вропейського Союзу може становити 100-150 млн долар╕в.
Про це пов╕домила на конференц╕╖ з м╕жнародно╖ торг╕вл╕ торговий представник Укра╖ни Натал╕я Микольська, переда╓ УН╤АН.
"Ефект в╕д оч╕куваних додаткових преференц╕й може становити 100-150 млн
долар╕в", - сказала вона.
Микольська також заявила, що це не максимальний ефект, який Укра╖на могла б отримати, в╕дзначивши при цьому важлив╕сть самого факту можливост╕ отримання додаткових преференц╕й.
Вона нагадала, що преференц╕╖ поширюватимуться, зокрема, на добрива, взуття, вироби з м╕д╕, ряд зернових, мед.
В Украине дефицит торговли вырос в 1,6 раза: импорт товаров превысил экспорт почти на $5 миллиардов
Экспорт в страны ЕС в январе-октябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 1,1% - до 8,565 млрд долл., импорт – на 8,6%, до 11,886 млрд долл.
Дефицит внешней торговли товарами Украины по итогам января-октября 2016 года составил 4,934 млрд долл., что в
1,6 раза больше дефицита за январь-октябрь 2015 года на уровне 3,005 млрд долл.
Как сообщается на сайте Национального банка Украины со ссылкой на предварительные данные, экспорт товаров за отчетный период составил 26,790 млрд долл., сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,8%, импорт сократился на 2% - до 31,724 млрд долл.
Экспорт в страны ЕС в январе-октябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 1,1% - до 8,565 млрд долл., импорт – на 8,6%, до 11,886 млрд долл. Нацбанк отметил, что данные приводятся без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Как сообщал УНИАН, дефицит
внешней торговли товарами Украины по итогам января-сентября 2016 года составил 4,246 млрд долл., что в 1,8 раза больше дефицита за январь-сентябрь 2015 года на уровне 2,332 млрд долл.
Нац╕ональний банк презентував концепц╕ю ново╖ модел╕ валютного регулювання
01.12.2016 прес-рел╕з
Нац╕ональний банк Укра╖ни презентував концепц╕ю ново╖ модел╕ валютного регулювання, а також дорожню карту ╕з ╖╖ запровадження. Нова модель ╓ не лише б╕льш л╕беральною пор╕вняно з поточною, а й також в╕дпов╕да╓ м╕жнародн╕й практиц╕ – директив╕ ╢С 88/361/╢ЕС про в╕льний рух кап╕талу – та Угод╕ про асоц╕ац╕ю м╕ж Укра╖ною та ╢С.
Нова модель валютного регулювання буде вт╕лена в життя за допомогою нового законодавства, яке посяде м╕сце застар╕лого Декрету КМУ "Про систему валютного регулювання ╕ валютного контролю" в╕д 1993 року та численних нормативно-правових акт╕в. З початку листопада поточного року над розробкою нового законодавства працю╓ робоча група за участ╕ експерт╕в,
залучених ╢вропейською ком╕с╕╓ю, в рамках проекту EU-FINSTAR.
"В результат╕ буде розроблено проект закону "Про ╕ноземну валюту" - ╓диного рамкового закону, який визначатиме основн╕ принципи валютного регулювання в кра╖н╕. Водночас конкретн╕ норми будуть виведен╕ на р╕вень п╕дзаконних акт╕в, - розпов╕в заступник Голови НБУ Олег Чур╕й. - Такий п╕дх╕д зробить валютне регулювання в Укра╖н╕ прозорим, простим та зрозум╕лим для населення, б╕знесу та банк╕в, а Нац╕ональному банку дасть можлив╕сть б╕льш
оперативно та ефективно реагувати на зм╕ни стану плат╕жного балансу та кон'юнктури ринку". В╕дпов╕дно до плану-граф╕ку проекту, перший проект закону буде представлений в другому квартал╕ 2017 року.
Л╕берал╕зац╕я системи валютного регулювання на шляху до ц╕льово╖ модел╕ в╕дбуватиметься поступово – у дек╕лька етап╕в, як╕ можуть проходити паралельно:
• Етап0. На початковому етап╕ ми ма╓мо нам╕р зняти обмеження з експортно-╕мпортних операц╕й та прямих ╕ноземних ╕нвестиц╕й, як╕ спрямован╕ на
п╕двищення експортного потенц╕алу нашо╖ кра╖ни.
• Етап1. На цьому етап╕ будуть знят╕ обмеження з портфельних ╕нвестиц╕й та поток╕в боргового кап╕талу.
• Етап2. На останньому етап╕ будуть скасован╕ вс╕ перешкоди для ф╕нансових операц╕й ф╕зичних ос╕б за кордон.
"Поступов╕сть переходу до ново╖ системи валютного регулювання пов’язана з тим, що л╕берал╕зац╕я не повинна призвести до порушення ще дос╕ хитко╖ макроеконом╕чно╖ та ф╕нансово╖ стаб╕льност╕. Тому ми повинн╕ зважувати кожний крок
- оц╕нювати його потенц╕йний ефект та анал╕зувати насл╕дки п╕сля впровадження, а також брати до уваги наявн╕сть сприятливих передумов", - наголосив Олег Чур╕й.
До уваги беруться так╕ фактори як р╕вень ╕нфляц╕╖ та темпи економ╕чного зростання, наявн╕сть сутт╓вих розрив╕в у плат╕жному баланс╕, ст╕йк╕сть ф╕нансово╖ системи, достатн╕сть м╕жнародних резерв╕в, розвинен╕сть ф╕нансових ринк╕в та захищен╕сть прав ╕нвестор╕в. Зокрема, послаблення тимчасових обмежень не ма╓ призводити до виходу ╕нфляц╕╖ за
меж╕ ц╕лей НБУ. Кр╕м того, за недостатньо високо р╕вня м╕жнародних резерв╕в у випадку наявност╕ надлишково╖ пропозиц╕╖ валюти на м╕жбанк╕вському валютному ринку Нац╕ональний банк повинен кожного разу обирати м╕ж послабленням тимчасових обмежень та куп╕влею валюти для нарощування резерв╕в.
Для повного переходу до б╕льш л╕берально╖ модел╕ валютного регулювання м╕сце жорсткого валютного регулювання ма╓ пос╕сти ефективне податкове регулювання. За ╕н╕ц╕ативи НБУ Ком╕тет Верховно╖ Ради з питань податково╖
та митно╖ пол╕тики вже п╕дготував для розгляду у парламент╕ два законопроекти, як╕ мають запровадити в Укра╖н╕ 5 ключових та найб╕льш нагальних з 15 рекомендац╕й ОЕСР щодо протид╕╖ зменшенню податково╖ бази ╕ перем╕щенню прибутк╕в за кордон (або BEPS). Також вони передбачають при╓днання Укра╖ни до механ╕зму автоматичного обм╕ну ╕нформац╕╓ю з ф╕скальними органами ╕нших кра╖н.
Нараз╕, в╕дпов╕дно до рекомендац╕й Нац╕онально╖ ради реформ в╕д 25 жовтня 2016 року, трива╓ публ╕чне обговорення ╕н╕ц╕ативи з
протид╕╖ BEPS. Перше обговорення в╕дбулося в рамках зас╕дання Ц╕льово╖ команди реформ ф╕нансового сектору 30 листопада 2016 року, в якому взяли участь представники Нац╕онального банку, Нац╕онально╖ ком╕с╕╖, що зд╕йсню╓ державне регулювання у сфер╕ ринк╕в ф╕нансових послуг, Нац╕онально╖ ком╕с╕╖ з ц╕нних папер╕в та фондового ринку, проектного оф╕су Нац╕онально╖ ради реформ, Незалежно╖ асоц╕ац╕╖ банк╕в Укра╖ни, Укра╖нсько╖ федерац╕╖ убезпечення, а також представники депутатського корпусу та експертно╖
сп╕льноти. Доопрацьован╕ за результатами обговорень законопроекти будуть внесен╕ на розгляд Нац╕онально╖ ради реформ для подальшого спрямування до Верховно╖ Ради Укра╖ни.
***На форуме MDoffice интересный вопрос ... Банк может закрыть сделку только по одному контракту, второго не видят
30-11-2016 17:29, From_madhouse Регион:Днепропетровск Банк может закрыть сделку только по одному контракту, второго не видят
Дорогие коллеги! Поставщик отправил груз получателю одной коносаментной партией на 2 контракта: вид груза, стоимость, объем одинаковый.
Подали в таможню одну декларацию, в которой указали оба контракта, разные инвойсы и остальные ТСД. Товар растаможился без проблем и груз уехал в адрес получателя. Когда пришло время валютного контроля, то банк может закрыть сделку только по одному контракту, второго не видят в базе. Показываем декларацию, в которой указаны оба контракта, инвойсы и все остальные документы, но банк просит делать корректировку декларации. Обращаемся в таможню, но никакого ответа не получаем, таможенники говорят, что все
оформлено правильно и ничего корректировать не надо. Как можно найти выход из сложившейся ситуации. Спасибо!
Президент подписал закон об упрощении экспорта услуг
Глава государства подписал законопроект, который отменяет валютный контроль при экспорте услуг
Президент Петр Порошенко подписал принятый парламентом 3 ноября законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по устранению административных барьеров при экспорте услуг", который предусматривает упрощение процедуры заключения внешнеэкономических договоров, финансовой отчетности при экспорте услуг, а также отмену валютного контроля для операций по
экспорту услуг. Об этом сообщает пресс-служба АП.
Порошенко назвал закон очень важной инициативой, реализованной Национальным советом реформ, правительством, профильными министерствами, парламентом и бизнес-сообществом.
Закон отменяет контроль над возвратом валютной выручки при экспорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности. Документом предусмотрено также, что экспортеры могут заключать внешнеэкономические контракты не только в письменной, но и в
электронной форме. Банкам запрещается требовать перевод документов на украинский язык, если они оформлены на английском. Счет (инвойс) может быть подписан в обычной форме, а также с помощью электронной подписи или электронной цифровой подписи. При этом необходима только подпись экспортера.
Контроль за возвратом валютной выручки
останется только при экспорте продукции.
Украина ввела запрет на импорт птицы Австрии и Германии
Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Украины запретила ввоз птицы из Австрии и двух регионов Германии: земель Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания. Как сообщает пресс-служба ведомства, причиной этого послужили вспышки высокопатогенного птичьего гриппа.
Помимо этого, органичен импорт птицы, продуктов и сырья из неё с территорий медье Бекеш, Бач-Кишкун и Чонград в
Венгрии, а также из региона Монтана в Болгарии из-за замеченных симптомов болезни Ньюкасла. Контакт людей с инфицированными птицами вызывает лёгкий конъюнктивит и симптомы, напоминающие грипп, но вирус Ньюкасла не представляет опасности для здоровья человека.
Среди диких и перелетных птиц в Румынии, Польше, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Германии и Хорватии наплюдались вспышки птичьего гриппа и болезни Ньюкасла. Однако Госпродпотребслужба не может применить
запрет на импорт, поскольку вирус был замечен в дикой фауне.
Таможенное управление при Министерстве финансов Тайваня объявило о введении окончательных антидемпинговых пошлин на горячекатаный прокат толщиной 6 мм, изготовленный металлургическими предприятиями Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Украины и Южной Кореи.
Для бразильских металлургов установлена пошлина
размером 31,1%, для индийских – 32,82%, украинских – 17,19%.
Для корейской Posco пошлина составляет 4,02%, для Hyundai Steel – 19,91%, для остальных металлургических компаний Южной Кореи – 80,5%.
Для г/к проката Wuhan Iron and Steel Group International Trade Co. и Nanjing Iron and Steel Co.
введена пошлина размером 44,97%, для остальных сталепроизводителей и экспортеров КНР – 59,57%.
Импортная продукция, попавшая под действие пошлин, соответствует таможенным кодам 7208.51.10.10, 7208.51.10.20, 7208.51.10.30, 7208.51.20.00, 7208.51.30.00, 7208.51.40.00, 7208.52.10.20, 7208.52.20.20, 7208.52.30.20, 7208.90.10.00, 7208.90.21.00, 7208.90.30.00, 7208.90.40.00, 7211.14.10.10, 7211.14.10.20, 7211.14.10.30, 7211.14.20.20, 7211.14.30.20, 7211.14.40.20 и 7225.40.00.90.