Тем самым НБУ фактически обязал коммерческие банки усилить контроль за валютными операциями своих клиентов, консолидировав в единый нормативный акт ранее
озвученные требования по данному вопросу. Принятие данного постановления Нацбанк аргументировал необходимостью повысить эффективность управления рисками. Но не дал критериев их определения.
В частности, речь идет о таких операциях, как покупка иностранной валюты для перечисления за пределы Украины и перевод иностранной валюты за пределы Украины, перечисление гривни в пользу нерезидентов через корреспондентские счета
банков-нерезидентов или через филиалы банков, открытые на территории других государств. Пристальное внимание должно быть уделено и операциям по договорам, предполагающим выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте, а также зачислению средств в валюте на инвестиционные счета нерезидентов-инвесторов в банках Украины как возвращение иностранной инвестиции или в качестве прибыли от
инвестиционной деятельности в Украине.
Так, если ранее позиции НБУ содержались лишь в разъяснительных письмах (от 16.01.2016 № 25-0004/3997, от 08.06.2016 № 25-0004/48670, от 14.06.2016 № 25-0005/50423, от 15.06.2016 № 25-0005/50847) и частично нормах Положения о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, то теперь это мнение оформлено в виде
обязательного нормативного акта.
Тем не менее, как отметила в комментарии Л╤ГА:ЗАКОН начальник юридического управления ПАО «БАНК КРЕДИТ ДНЕПР» Елена Сукманова, постановление содержит и ряд нововведений, которые с одной стороны расширяют функции банковского контроля за финансовыми операциями своих клиентов, а с другой стороны приводят к автоматическому увеличению ответственности банков за не вполне
свойственные им функции со всеми вытекающими последствиями.
Например, при проведении операции анализу подлежат:
- установление банком наличия или отсутствия экономической целесообразности финансовой операции;
- установление достаточности (недостаточности) реальных финансовых возможностей проводить финансовую операцию на соответствующую сумму;
- изучение информации об участниках
финансовой операции, их деятельности и деловой репутации.
«Вместе с тем, при всех вышеперечисленных индикаторах рисковой деятельности НБУ не дает четких и однозначных критериев их определения, также как и не определяет даже форму и содержание заключения службы финансового мониторинга банка, которое предоставляется на финансовые операции клиентов», - констатирует Е. Сукманова.
И отдельного, по мнению эксперта,
внимания с юридической точки зрения в указанном постановлении заслуживает п. 9, который устанавливает, что банк должен убедиться в действительности предоставленных клиентом документов и соответствия их оформления требованиям действующего законодательства: «Возникает логичный вопрос: является ли банк судом для оценивания законности сделки, правоохранительным органом для предоставления выводов о действительности документов, или нотариусом?».
Фактически постановление продолжило тенденцию НБУ по выявлению «схемных операций», не подпадавших ни под один из действующих признаков рисковой деятельности, которая была также отображена и в предыдущем постановлении от 03.08.2016 № 365. В нем был расширен перечень признаков рисковой деятельности такими индикаторами, как несоответствие финансовых операций клиента имеющейся в банке информации о нем или его финансовому или социальному статусу; использование банком или
клиентом украденных или недействительных документов; проведение внешнеэкономических операций, по которым банку было известно или могло быть известно о том, что контрагенты по таким операциям неоднократно нарушали свои договорные обязательства.
Новые правила вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
Определен порядок проверки по базам Интерпола лиц, авто и паспортов на границе
В Порядке детально расписаны действия должностных лиц в случае выявления данных в базах Интерпола.
Сегодня, 26 августа, вступил в силу приказ МВД от 14.06.2016 № 505 об утверждении Порядка действий должностных лиц Государственной пограничной службы Украины и органов Национальной полиции Украины в случае выявления в пунктах пропуска через государственную границу Украины лиц, автомобильных транспортных средств и паспортных документов, находящихся в банках данных информационной системы
Международной организации уголовной полиции - Интерпола.
Проверка по банками данных Интерпола проводится уполномоченными должностными лицами подразделений (органов) охраны государственной границы, которые возглавляют пограничные наряды, в пунктах пропуска,
Такая проверка осуществляется:
- в отношении лиц, украденных и утраченных паспортных документов - с помощью информационно-телекоммуникационной системы пограничного контроля «Гарт-1» путем применения приборов для автоматического
считывания машиносчитывальной зоны паспортных документов, в том числе с электронных чипов, содержащих информацию о владельце, включая информацию о его биометрических данных, а в случае отсутствия таких приборов или данных в машиночитаемой зоне - путем внесения данных вручную. Проверка проводится при осуществлении стандартной проверки паспортных документов;
- в отношении украденных автотранспортных средств - путем введения вручную информации о VIN-код в соответствующее поле системы «Гарт-1 / Интерпол» во время дополнительного изучения наличия законных оснований для пересечения транспортными средствами государственной границы Украины.
В Порядке детально расписаны действия должностных лиц в случае выявления данных в базах Интерпола и механизм взаимодействия между украинскими пограничниками и
полицейскими.
НБУ упростил реструктуризацию валютного долга для украинских компаний
Такие изменения позволят сократить внешний частный долг Украины без оттока валюты из страны.
Национальный банк Украины расширил возможности для реструктуризации валютного долга украинских компаний для дальнейшего увеличения их уставного капитала. С этой целью внесены соответствующие изменения в действующе постановление правления Национального банка от 7 июня 2016 № 342 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины". Об этом сообщает пресс-служба
регулятора.
Как говорится в сообщении, на сегодняшний день резиденты могут осуществлять погашение кредитов и займов в иностранной валюте по договорам с нерезидентами не ранее срока, предусмотренного договорами. При этом, досрочно погашать их можно в следующих случаях:
- Досрочно возвращены средства направляются на докапитализацию уполномоченного банка-заемщика;
- Проводится реструктуризация обязательств за счет заимствований из более поздним сроком исполнения;
- Кредитором
является международная финансовая организация;
- Доля такого кредита или займа предоставлена иностранным экспортно-кредитным агентством.
С целью сокращения внешнего частного долга Украины без оттока иностранной валюты за пределы государства и без создания дополнительного давления на валютный рынок страны правление Национального банка приняло решение расширить перечень исключений.
А именно - позволило сокращать сроки возврата клиентом-резидентом, который не является банком, кредита или
займа в иностранной валюте в пользу нерезидента в случае, когда осуществляется реструктуризация задолженности, при которой требования по основной сумме кредита или займа зачисляются как дополнительный вклад нерезидента в уставный капитала резидента.
В то же время Национальный банк внес и ряд других изменений в указанное постановление.
Так, упрощен порядок покупки и перечисления средств в иностранной валюте для оплаты лечения физических лиц за рубежом. Информация об этих операциях будет
включаться в реестр без представления в Национальный банк Украины соответствующих документов. При этом уполномоченный банк сможет покупать для клиента иностранную валюту на эти цели на следующий день со дня зачисления средств в гривнах на покупку, а при наличии собственных средств в иностранной валюте - в день подачи клиентом в банк платежного поручения.
Также усовершенствован контроль за остатками на счетах клиентов-резидентов (кроме физических лиц) при покупке иностранной валюты. До сих пор его
осуществлял Национальный банк на дату получения информации об этой операции в соответствующем реестре. Отныне он будет возложен на уполномоченные банки, которые будут осуществлять этот контроль на дату покупки иностранной валюты.
Кроме того, правление Национального банка изменило Инструкцию о порядке формирования уполномоченными банками реестров, утвержденную постановлением правления от 7 апреля 2016 № 247. В Инструкции учтена отмена требования, в соответствии с которым для оплаты импорта услуг
резиденты должны были предоставлять в Национальный банк акт ценовой экспертизы Госвнешинформа. Напомним, это требование было отменено с 19 августа 2016 в связи с потерей им эффективности, как действенного инструмента борьбы с оттоком капитала. Таким образом, Национальный банк упростил условия для импорта услуг без ослабления контроля за проведением внешнеэкономических операций.
Также правление Национального банка внесло изменения в Положение о порядке получения резидентами кредитов, займов в
иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, утвержденного постановлением равления от 17 июня 2004 года № 270.
В частности, ужесточена ответственность уполномоченных пбанков по проверке и анализу документов (информациии) во время регистрации и обслуживания кредитных договоров и договоров займа, предусматривающих исполнение обязательств в иностранной валюте перед нерезидентами, в том числе путем выявления индикаторов рисковой финансовой
операции. С этой же целью расширен перечень оснований для отказа в регистрации и аннулирования регистрации кредитного договора и договора займа со стороны Национального банка.
Все указанные изменения утверждены постановлением правления Национального банка от 23 августа 2016 № 375 "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины". Они вступают в силу с 1 сентября 2016. При этом изменения в постановление правления Национального банка № 342 будут действовать до
прекращения действия этого документа, то есть до 14 сентября 2016 включительно.
Прем'╓р-м╕н╕стр та Голова Представництва ╢С в Укра╖н╕ Ян Томб╕нск╕ обговорили першочергов╕ питання порядку денного вза╓мод╕╖ Укра╖на-╢С
Прем'╓р-м╕н╕стр Укра╖ни Володимир Гройсман у четвер, 25 серпня, зустр╕вся з Головою Представництва ╢вропейського Союзу в Укра╖н╕ Яном Томб╕нск╕ напередодн╕ зак╕нчення його дипломатично╖ м╕с╕╖ в Укра╖н╕.
Обговорюючи першочергов╕ питання порядку денного вза╓мод╕╖ Укра╖на-╢С,
Прем'╓р-м╕н╕стр п╕дкреслив пр╕оритетн╕сть запровадження режиму безв╕зових по╖здок для громадян Укра╖ни. Голова Уряду закликав ╓вропейську сторону до якнайшвидшого завершення в╕дпов╕дних процедур щодо л╕берал╕зац╕╖ ╢вропейським Союзом в╕зового режиму для укра╖нц╕в.
Володимир Гройсман також наголосив на необх╕дност╕ завершення найближчим часом процесу ратиф╕кац╕╖ Угоди про асоц╕ац╕ю Укра╖на-╢С.
Окремо Прем'╓р-м╕н╕стр висловився за необх╕дн╕сть надання ╢С додаткових торговельних преференц╕й для Укра╖ни, що дасть можлив╕сть усп╕шно забезпечити реал╕зац╕ю торговельно╖
частини Угоди про асоц╕ац╕ю м╕ж Укра╖ною та ╢С. У цьому контекст╕ Володимир Гройсман зазначив, що "розширення доступу укра╖нських товар╕в до ринку ╢С матиме в╕дчутний позитивний вплив як на економ╕ку Укра╖ни, так ╕ на
укра╖нський б╕знес".
Прем'╓р-м╕н╕стр подякував Голов╕ Представництва ╢С в Укра╖н╕ Яну Томб╕нск╕ за "в╕дпов╕дальну м╕с╕ю", сп╕впрацю та п╕дтримку у непрост╕ для кра╖ни часи, а також побажав йому усп╕х╕в на нов╕й дипломатичн╕й посад╕.
"Точно знаю, що в особ╕ Яна Томб╕нск╕ Укра╖на
ма╓ великого друга, ╕ переконаний у тому, що Ян Томб╕нск╕ в особ╕ укра╖нц╕в ма╓ теж добрих друз╕в, партнер╕в, - п╕дкреслив Володимир Гройсман. - Переконаний, що наступний Посол продовжить те, що було започатковано, ╕ ми зможемо поглиблювати нашу сп╕впрацю".
У свою чергу Голова Представництва ╢вропейського Союзу запевнив у п╕дтримц╕ Укра╖ни з боку ╢С, зокрема в умовах агрес╕╖ та загрози ╖╖ територ╕альн╕й ц╕л╕сност╕.
"Ми з ╓вропейського боку бачимо укра╖нський б╕й як б╕льш ун╕версальний б╕й, бо це б╕й за свободу, демократ╕ю, суверенн╕сть не лише Укра╖ни. Я впевнений, що шлях - ╓вропейський шлях, який Укра╖на обрала, посилить суверенн╕сть Укра╖нсько╖ держави", - зазначив Ян Томб╕нск╕.
Национальный банк Украины (НБУ) упростил порядок покупки и перечисления средств в иностранной валюте для оплаты лечения физических лиц за рубежом. Соответствующие изменения внесены в действующее постановление НБУ от 7 июня 2016 №342, сообщает Л╤ГА.net со ссылкой на пресс-службу НБУ.
Информация об этих операциях будет включаться в реестр без представления в Нацбанк соответствующих документов. При этом уполномоченный банк сможет покупать для клиента иностранную
валюту на эти цели на следующий день со дня зачисления средств в гривнях на покупку, а при наличии собственных средств в иностранной валюте - в день подачи клиентом в банк платежного поручения.
Учет импортных товаров имеет свою специфику. Причем некоторые моменты требуют разъяснений официальных органов, поскольку в нормативных документах они четко не определены. Сегодня мы предоставим вам всю необходимую информацию по вопросу отражения импортных товаров в учете. Влада КАРПОВА, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик
(CAP)
Валютное регулирование
Импортерам важно помнить, что импортные операции резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 120 календарных дней* с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции, требуют заключения центрального органа исполнительной власти,
реализующего государственную политику в сфере экономического развития (ст. 2 Закона № 185с учетомп. 1 постановления № 342). * См. «БН», 2016, № 32, с. 4 и с.
5 этого номера. Нарушение резидентами указанных сроков влечет за собой взыскание пениза каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в гривню по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности (ст. 4 Закона №
185). В то же время общий размер начисленной пени не может превышать сумму неполученной выручки (недопоставленного товара). Для оплаты импортного товара, как правило, нужно купить иностранную инвалюту.Банки сейчас обязаныпредварительно зачислять средства в гривнях на отдельный аналитический счет балансового счета 2900. С
указанного счета средства могут быть перечислены для покупки иностранной валюты не раньше следующего операционного дня со дня зачисления на него гривень (п.п. 11 п. 6 постановления № 342). Но! Уполномоченный банк не имеет права покупать иностранную валюту по
поручению клиента-резидента, который имеет средства в иностранной валюте, размещенные на текущих и депозитных счетах в этом и/или других уполномоченных банках. Такой клиент-резидент выполняет обязательство в иностранной валюте за счет имеющихся у него средств в иностранной валюте ( п.п. 14 п. 6 постановления № 342). Исключение составляет случай, когда общая сумма средств в иностранной валюте, которые размещены на счетах клиента в уполномоченных банках, меньше чем $25000 (в эквиваленте по официальным курсам соответствующих валют на дату подачи клиентом заявления о покупке иностранной валюты).
Налоговый учет импорта
Налог на прибыль. В учете по налогу на прибыль отдельных корректировок финрезультата для операций по приобретению импортных товаров у обычных нерезидентов в НКУ не предусмотрено. Поэтому все налогоплательщики отражают такие операции исключительно по бухгалтерским правилам. В то же время «высокодоходные» юрлица (с годовым
доходом более 20 млн грн.), а также юрлица, не поставившие в декларации отметку о непроведении корректировок, увеличивают финрезультат в таких случаях: • на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости приобретенных товаров над обычной ценой при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 НКУ (п.п. 140.5.2 НКУ); • на сумму 30 % стоимости товаров, в том числе необоротных активов (кроме указанных в п. 140.2 НКУ, п.п. 140.5.5 НКУ и операций, которые признаны контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ), приобретенных у нерезидентов (в том числе нерезидентов — связанных лиц), которые зарегистрированы в государствах (на территориях), указанных
в п.п. 39.2.1.2 НКУ (т. е. включенных вПеречень № 977-р) — согласно п.п. 140.5.4 НКУ. НДС. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины облагаются НДС ( п.п. «в» п. 185.1
НКУ). При этом датой возникновения НО является дата предоставления ТД для таможенного оформления (п. 187.8 НКУ), на что обращают внимание и налоговики (консультация в категории 101.05 З╤Р ГФСУ). Суммы НДС, рассчитанные исходя из таможенной стоимости товаров, включают в НК (п. 198.3 НКУ). Датой возникновения права на отнесение сумм НДС в НК является дата
уплаты НДС по НО (п. 198.2 НКУ). Документом, удостоверяющим право на отнесение сумм налога в НК, является ТД (п. 201.12 НКУ), которая может быть оформлена в бумажной или в электронной форме (консультация в категории 101.10 З╤Р ГФСУ). Нюанс: для того, чтобы суммы НДС, уплаченные при
ввозе товаров в Украину, были учтены при расчете регистрационной формулы в СЭА (их можно увидеть в гр. 4 извлечения из СЭА), при заполнении декларантами графы B ТД дополнительно необходимо указать сведения о налоговом номере лица, которое претендует на НК (см. разъяснение в категории 101.08 З╤Р ГФСУ). При продаже любых товаров, в том числе и импортных, нужно учитывать минимальную базу обложения, которая не
может быть ниже цены их приобретения (абз. 2 п. 188.1 НКУ). Как именно определять такую цену, в НКУ не сказано. Налоговики предписывают ориентироваться на цену приобретения товаров, без учета величины таможенной стоимости (письма ГФСУ от 02.10.15 г. №
20952/6/99-95-42-01-16-01, ЦО по обслуживанию крупных плательщиков ГФСУ от 16.06.16 г. № 13257/10/28-10-01-03-11, консультация в категории 101.06 З╤Р ГФСУ). Данные выводы могут пригодиться смелым плательщикам, однако желательно при этом получить письменную индивидуальную налоговую
консультацию на основании ст. 52 НКУ. А в осторожном варианте имеет смысл ориентироваться на первоначальную стоимость товаров, отраженную в бухгалтерском учете на соответствующем счете 28. Напоминаем, что при продаже импортных товаров следует заполнить гр. 3 «Код товару зг╕дно з УКТ
ЗЕД» разд. Б налоговой накладной ( абз. «╕» п. 201.1 НКУ, п.п. 2 п. 16 Порядка № 1307). Код товара согласно УКТ ВЭД указывают сплошным порядком без любых знаков (пробелов, точек и т. п.).
Бухгалтерский учет импорта
Порядок отражения операций в иностранной валюте регламентирует П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов». Учтите: в П(С)БУ 21 до сих пор приведены устаревшие формулировки из расчета действия 2 курсов валют в день*. Поэтому приходится «держать в
уме», что там, где сказано о курсе «на начало дня даты…» или «конец дня даты…», имеется в виду курс НБУ, установленный на эту дату. * С апреля 2015 года такие правила уже не действуют. Соответствующие изменения были внесены постановлением Правления НБУ от 19.03.15
г. № 194 в п. 9 Положения об установлении официального курса гривни к иностранным валютам и курса банковских металлов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 496. Главная особенность состоит в том, что по операциям в инвалюте рассчитывают курсовые разницы. Курсовая разница — это разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при разных валютных курсах. Валютный курс — установленный Нацбанком Украины курс денежной единицы Украины к денежной единице другой страны (п. 4 П(С)БУ 21). Курсовые разницы начисляют только
по монетарным статьям (пп. 7, 8 П(С)БУ 21). К ним относят статьи баланса о денежных средствах, а также о таких активах и обязательствах, которые будут получены или оплачены в фиксированной (или определенной) сумме денежных средств или их эквивалентов (п. 4 П(С)БУ 21). Курсовые
разницы по монетарным статьям в инвалюте определяют (п. 8 П(С)БУ 21) на дату: • осуществления хозяйственной операции (в пределах ее объема) по курсу НБУ на дату осуществления операции; • баланса по курсу НБУ на дату баланса. При ввозе товара имеют место
операции, связанные с операционной деятельностью предприятия, поэтому курсовые разницы отражают: • положительные — насубсчете 714 «Доход от операционной курсовой разницы»;
• отрицательные — насубсчете 945 «Потери от операционной курсовой разницы». В остальном порядок отражения операции в учете зависит от условий приобретения товара (табл. 1 на с. 12):
Таблица 1. Порядок отражения в бухучете операций
по импорту товаров
Условия договора
Порядок отражения в учете
1. Получение товаров на условияхпредоплаты
Сумму, включаемую в расходы, исчисляют по курсу НБУ на дату перечисления предоплаты за товары ( п. 6 П(С)БУ
21). Курсовые разницы по задолженности поставщика в части перечисленного аванса не рассчитывают
2. Получение товаров без предоплаты
Сумму, включаемую в расходы, исчисляют по курсу НБУ на дату приобретения товаров ( п. 5 П(С)БУ 21). На задолженность перед поставщиком до момента перечисления оплаты за товары начисляют курсовые разницы ( пп. 7, 8 П(С)БУ 21)
3. Получение товаров на условияхчастичной предоплаты
В части перечисленной предоплаты сумму расходов исчисляют как в варианте 1, в неоплаченной части — как в варианте 2
Нюанс: покупатель может отразить в балансе товары при выполнении двух условий, а именно: если к нему
перешло и право собственности на товары, и связанные с ними риски (п. 2.1 Методрекомендаций № 2). На эту дату и определяют курс НБУ инвалюты, по которому приходуют импортные товары, полученные без предоплаты. Между тем контролеры обычно предпочитают не вникать в учетные нюансы и определяют курс НБУ для зачисления товаров на баланс на основании ТД. Принимая во внимание расплывчатость критериев признания товаров
активами, такой подход в целом приемлем, ведь в бухучете многое зависит от профессионального суждения бухгалтера. Поэтому в тех случаях, когда точно зафиксировать в документах момент перехода права собственности (рисков и выгод) на товар не получается, можно ориентироваться на дату и курс, указанные в ТД. Не забудьте, что первоначальную стоимость любого товара, в том числе и импортного, формируют все расходы, указанные
в п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы». Финрезультат от операции приобретения иностранной валюты исходя из п. 5 П(С)БУ 21 исчисляют на дату зачисления валюты на текущий счет предприятия (отражения валюты в составе активов). Схематично расчет финансового результата выглядит
так:
где КМВРУ — курс Межбанковского валютного рынка Украины (МВРУ), по которому приобреталась инвалюта; КНБУ — курс НБУ
на дату зачисления инвалюты на текущий счет в иностранной валюте инвалюты (действующий в первой половине текущего дня); Ед — количество единиц приобретенной инвалюты. Расходы, связанные с приобретением валюты, отражают на субсчете 942 «Расходы на покупку-продажу иностранной валюты», доходы — на субсчете 711 «Доход от купли-продажи
иностранной валюты». Пример. Банк зачислил на основании заявления предприятия на балансовый счет (2900) 01.08.16 г. 260000 грн. для приобретения $10000. На дату приобретения валюты (02.08.16 г.) курс МВРУ составил 24,82 грн. за $1, курс НБУ — 24,783525грн. за $1. Предприятиеперечислило $10000 02.08.16 г. нерезиденту по ВЭД-контракту, условия которого предусматривают: 1) получение товара на условиях предоплаты, товар на сумму $10000 был ввезен 12.08.16 г. (курс НБУ на эту дату составил 24,850409 грн. за $1); 2)
перечисление предоплаты по частям, вторую часть предоплаты в размере $2000 предприятие перечислило 08.08.16 г. (курс НБУ на эту дату составил 24,805647 грн. за $1), товар на сумму $10000 был ввезен 12.08.16 г.; 3) оплату товара после получения, товар на сумму $10000 был ввезен 28.07.16 г. (курс НБУ на эту дату составил 24,815350 грн. за $1), курс НБУ на 31.07.16 г. составил 24,798204 грн. за $1; 4) частичную предоплату, товар на сумму $12000 был ввезен 12.08.16 г., оставшуюся сумму ($2000) предприятие уплатило 15.08.16 г. (курс НБУ на эту дату составил 25,044197 грн. за $1). Условно сумма «ввозного» НДС составила 52100 грн., сумма таможенной пошлины — 12400 грн. Полученные товары в учете приходуются на дату
оформления ТД. В учете эти операции отразим так, как показано в табл. 2 (см. с. 13).
Таблица 2. Учет операций по импорту товаров
Дата
операции
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма,
грн.
дебет
кредит
Приобретение валюты
01.08.16
Перечислены банку гривни для покупки иностранной валюты
333
311
260000,00
02.08.16
Оприходована валюта по
курсу НБУ ($10000 х 24,783525 грн.)
312
333
$10000
247835,25
02.08.16
Отражена разница между курсом приобретения валюты на МВРУ и курсом НБУ: (24,82 грн. - 24,783525 грн.) х $10000
942
333
364,75
02.08.16
Списана с текущего счета комиссия банка
92
311
1241,00
02.08.16
Возвращены лишние средства на текущий счет
311
333
11800,00
Импорт товара с предоплатой (вариант 1)
02.08.16
Перечислена предварительная оплата за товар нерезиденту
371
312
$10000
247835,25
12.08.16
Перечислены таможенным органам средства на уплату импортных платежей (НДС и таможенная пошлина)
377
311
64500,00
12.08.16
Списаны расходы на уплату:
«ввозного» НДС
641/НДС
377
52100,00
таможенной пошлины
281
377
12400,00
12.08.16
Получены товары от поставщика
281
632
$10000
247835,25
12.08.16
Отражен зачет задолженностей
632
371
$10000
247835,25
Импорт товара с предоплатой по частям (вариант 2)
02.08.16
Перечислена 1-я часть предварительной оплаты за товар нерезиденту
371
312
$10000
247835,25
08.08.16
Перечислена 2-я часть предварительной оплаты за товар нерезиденту
371
312
$2000
49611,29
12.08.16
Получены товары от поставщика: (247835,25 грн. + 49611,29 грн.)
281
632
$ 12000(1)
247835,25
12.08.16
Отражен зачет задолженностей
632
371
$12000
247835,25
Импорт товара без предоплаты (вариант 3)
28.07.16
Получены товары от поставщика
281
632
$10000(1)
248153,50
31.07.16
Отражены курсовые разницы от пересчета задолженности перед нерезидентом: (24,815350 грн. - 24,798204 грн.) х $10000
632
714
171,46
02.08.16
Перечислена оплата за товар нерезиденту
371
312
$10000
247835,25
02.08.16
Отражены курсовые разницы от пересчета задолженности перед нерезидентом: (24,798204 грн. - 24,783525 грн.) х $10000
632
714
146,79
Импорт товара с частичной предоплатой (вариант 4)
02.08.16
Перечислена частичная предварительная оплата за товар нерезиденту
371
312
$10000
247835,25
12.08.16
Получены товары от поставщика (247835,25 грн. + 24,850409 грн. х $2000)
281
632
$12000(1)
297536,07
12.08.16
Отражен частичный зачет задолженностей
632
371
$10000
247835,25
15.08.16
Перечислена оставшаяся часть оплаты за товар нерезиденту
632
312
$2000
50088,39
15.08.16
Отражены курсовые разницы от пересчета задолженности перед нерезидентом: (25,044197 грн. - 24,850409 грн.) х $2000
945
632
387,57
(1) Корреспонденции по уплате и списанию импортных платежей аналогичны варианту с предоплатой.
Итак, мы рассмотрели все возможные варианты отражения в учете импортных товаров. Полагаем, что теперь с учетом этих операций затруднений у вас не возникнет.
Выводы
Плательщики налога на прибыль отражают операции по приобретению импортного товара по бухгалтерским правилам.
«Ввозной» НДС включают в состав НК, а для того, чтобы он был
учтен в «регистрационной» формуле, в ТД нужно указать налоговый номер импортера.
Бухгалтерский учет «импортных» приобретений зависит от условий оплаты, курсовые разницы определяют только по монетарной задолженности.
Документы и сокращения статьи
Закон № 185 — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР. Порядок № 1307 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 31.12.15 г. № 1307. Постановление № 342 — постановление Правления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» от 07.06.16 г. № 342. Перечень № 977-р — Перечень государств (территорий), которые соответствуют критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины (приложение к распоряжению КМУ от 16.09.15 г. № 977-р). Методрекомендации № 2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные
приказом МФУ от 10.01.07 г. № 2. НК — налоговый кредит. НО — налоговые обязательства. СЭА — система электронного администрирования
НДС. ТД — таможенная декларация.
Сидят мужики и пьют пиво. Потом один из них достает из кармана ма-а-а-аленького мужичка, ставит его на стол, наливает ему в наперсток пива и говорит: — Ну, Петрович, расскажи мужикам, как ты в Африке колдуна на .. послал...
Афоризм
Травма мозга была нанесена чем-то тяжелым и тупым. Предположительно вопросом.