* Документ дня: Лист вiд 16.05.2011 № 11.1/2-16/7598-ЕП Про впровадження методичних рекомендац╕й щодо класиф╕кац╕╖ окремих товар╕в зг╕дно з вимогами УКТ...
Количество просмотров: 6 (за период c 00:00 по 18:02 24/10/15), всего просмотров: 748
Хит недели ... Энергетическая таможня ликвидируется после 5 месяцев работы
Энергетическая таможня Государственной фискальной службы, задачей которой было оформление энергоносителей, будет ликвидирована. Об этом OilNews сообщил источник в ГФС.
«Раньше ожидалось, что полномочия «Энергетички» урежут, оставят на них трубопроводный транспорт и электричество, но принято решение упразднить полностью», - сообщил представитель фискальной службы, пожелавший остаться неназванным. Он также добавил, что уже есть распоряжение главы ведомства об
увольнении главы Энергетической таможни Александра Конева после выхода с больничного.
Энергетическая таможня возобновила работу с 1 июня 2015 г. после практически годичного ожидания утверждения со стороны Минфина. Полностью «энергетичка» переключила на себя оформление энергоносителей с 1 августа 2015 г. Ключевой задачей подразделения был централизованный контроль за перемещением энергоносителей с целью недопущения контрабанды, манипуляций с таможенной стоимостью и прочих
злоупотреблений. С началом работы «энергетички» был остановлен ввоз компонентов бензина - риформата и платформата, а также остановлена выдача документов на создание лицензионных таможенных складов для выпуска альтернативных топлив и смесевых бензинов в форме давальческой переработки белорусского бензина А-92. По имеющимся у OilNews данным, соответствующее разрешение запрашивают компании группы «Крокус-К», наладившие производство смесевых бензинов на нефтебазе в Мироновке.
Между тем,
участники рынка отмечают и явные недостатки в работе специализированной таможни. В частности, с проблемами растаможки с августа столкнулись импортеры авиатоплива. Также таможня по-прежнему отказывается обеспечить благоприятный режим давальческой переработки импортного ШФЛУ на предприятиях «Укргаздобычи» без двойного налогообложения акцизным сбором сырья и готовой
продукции. Импортеры из разных уголков Украины в тоже время жалуются на задержки с таможенным оформлением нефтепродуктов из-за нехватки постов и инспекторов Энергетической таможни. В свою очередь источники в «энергетичке» утверждают, что неоднократно подавали на руководство ГФС прошения об увеличении численности штата, однако все они остались без ответа.
Энергетическая таможня впервые была создана в 2005 г. и зарекомендовала себя как эффективный механизм оформления импортных
нефтепродуктов и выработки госполитики в этой сфере. В 2011 г. она была ликвидирована Александром Клименко, после чего была развернута схема безналоговых поставок нефтепродуктов группой компаний «ВЕТЭК». В 2014 г. новый глава таможни Анатолий Макаренко инициировал воссоздание «энергетички». Однако А.Макаренко был уволен в феврале 2015 г., как был уволен и сменивший его Константин Ликарчук,
выступивший против механизма реформирования таможни, предложенного новым главой ГФС Романом Насировым.
Хит недели ... Таможенное оформление экспорта лесоматериалов осуществляется при условии представления сертификата о происхождении
Налоговики на своем сайте сообщили, что с 10 октября 2015 года таможенное оформление лесо- и пиломатериалов в режиме экспорта должно осуществляться таможнями согласно закону - на основании сертификатов о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов, выданных предприятиями - постоянными лесопользователями в соответствии с порядком, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
На сегодня такой порядок Правительством не утвержден и действует
Временный порядок выдачи сертификата о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов для осуществления экспортных операций от 21.12.2005 г. № 1260.
Обращаем внимание на то, что Кабмин постановлением от 13.10.2015 г. № 826 определил, что сертификаты о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов,
выданные согласно Временному порядку, действительны до принятия Порядка выдачи сертификата о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов, предусмотренного статьей 3 Закона Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов».
Хит недели ... Нина Южанина: “724-ое постановление Кабмина нанесло огромный ущерб государству. Комитет просит его отменить. Депутатов возмущают слова Насирова, что проблем с растаможкой нет”
Глава комитета Верховной Рады Нина Южанина – один из ключевых для Порошенко людей. Она знает о деньгах президента больше, чем он сам. Потому что много лет Нина Петровна работала личным аудитором Петра Алексеевича, и даже сейчас без ее советов ему не обойтись.
Я записал интервью с главой комитета по налоговой и таможенной политике Верховной Рады спонтанно – хотел взять комментарий, как глава комитета относится к принятию позорного для государства постановления
Кабмина №724, который подготовил ставленник Президента, предшественник Южаниной на посту главы комитета Роман Насиров.
Именно Южанина является основным двигателем либеральной налоговой реформы, которуюразработал комитет ВР – причем в разработке приняли конструктивное участие представители всех фракций.
Ее взгляды на экономическую политику отличаются удивительным для представителя партии власти реализмом и конструктивным подходом.
В
окружении Петра Порошенко есть несколько слоев: проходимцы и аферисты в одних сферах в определенной степени уравновешиваются компетентными и порядочными людьми в других сферах. Петр Алексеевич выстраивает систему сдержек и противовесов, где критика возможна, где конфликты между группами влияния носят непримиримый характер, а себя он видит в качестве “разводящего” в этих конфликтах.
Южанина играет роль аудитора Порошенко в вопросах управления экономическим блоком – она является
оппонентом не только тех, кого президент терпеть не может – например, Арсения Яценюка, но даже тех, кого президент лично назначил и поддерживает – Романа Насирова, Натальи Яресько, Айвараса Абромавичуса.
Нина Петровна дала очень откровенные характеристики всему руководству экономического блока Кабмина. Она коснулась работы премьер-министра Яценюка, министра экономики Абромавичуса, министра финансов Яресько, главы ГФС Насирова. Некоторые оценочные суждения в процессе согласования
Нина Петровна убрала, но смысл сохранен. Я понимаю, почему Южанина осторожна – она сейчас продвигает проект либеральной налоговой реформы, разработанной комитетом, и это по-настоящему реформаторский документ, который нуждается в продвижении, которое можно обеспечить только во взаимодействии с теми, о ком она говорит. Ок, не стоит тормозить общее дело выяснением отношений. Пока не стоит.
В кабинете у Южаниной висит очень оригинальный портрет Порошенко, и я решил сфотографировать ее у
этого портрета. У Нины Петровны, в отличие от многих придворных подлиз, нету раболепия и “порохоботства”. Она не пытается позировать и не пытается улыбнуться. Говорю ей: “У вас выражение лица удивительно похоже на лицо Порошенко”. А она серьезно отвечает: “Было бы удивительно, если бы за те годы, что мы работаем с Петром Алексеевичем, было бы по-другому”.
В общем, анализ проекта налоговой реформы читайте в ближайшее время, а пока – мнение Южаниной об экономической политике и ее
требование отменить постановление №724.
Применение на таможне 724-го постановления Кабмина вызвало шквал критики в украинском бизнесе. Это постановление подменяет собой Таможенный кодекс, извращает закон, является коррупционным и позорным для государства, неприемлемым для рыночной экономики. Как отреагировал комитет Рады, который до вас возглавлял нынешний глава ГФС Насиров, подготовивший это скандальное постановление?
О принятии постановления 724 наш
комитет узнал после его опубликования. Мнением депутатского корпуса никто не интересовался. В первые дни его действия комитет завалили звонками относительно неправомерности его норм. И поэтому наш комитет решил создать рабочую группу, чтобы собрать информацию и показать руководству ГФС на примерах, собранных нами, то, что проблема огромная. Всех депутатов возмущают слова Романа Насирова, что проблемы нет: все машины как въезжали, так и едут, никаких задержек с растаможиванием нет. Он считает, что мы
наговариваем.
724-е постановление надо отменять. Необходимо сосредоточить усилия над полноценным функционированием первого метода определения таможенной стоимости и ограничивать любые действия ГФС, противоречащие таможенному кодексу. В нем все четко выписано. И незачем придумывать велосипед.
Поэтому наш комитет написал обращение к Арсению Петровичу с просьбой отменить данное постановление, тем более автором этого постановления была государственная фискальная
служба.
Растаможка по первому методу – то есть по заявленной в контракте цене?
Да. Для контроля за указанной в контракте цене есть правовой инструмент постаудита. Груз выпускайте, так как юридическое лицо остается и отвечать может всегда.
Все два летних месяца мы работали в помощь фискальной службе. Наш Комитет предлагает Государственной фискальной службе консолидироваться. У нас в Комитете людей, досконально разбирающихся в таможне,
огромное количество. Мы союзники Насирова – но только в проведении реформ. Мы знаем все проблемные вопросы на таможне и готовы всегда протянуть руку помощи главе ГФС для их оперативного решения.
Сейчас рабочей группой, созданной в Комитете, мы соберем материалы в доказательство того, что на самом деле постановление № 724 принесло много вреда государству, а не пользы, и еще больше нанесло ущерб законодательству.
Как вы будете бороться с 724-ым
постановлением?
В законе четко прописано, что Комитет в порядке парламентского контроля осуществляет анализ исполнения действующего законодательства по вопросам предмета ведания. Наш предмет ведания – в том числе таможенная политика. В постановлении 724 указано, что оно принято “с целью обеспечения равных условий проведения внешнеэкономической деятельности и единого подхода к контролю таможенной стоимости”. Таким образом, мы в порядке парламентского контроля должны убедиться в том,
что поставленная цель достигнута. Поэтому мы создали комиссию в комитете, которая поехала установить, применяется ли к одним и тем же товарам из одной страны происхождения единые нормы.
Мы выступаем за то, чтобы подход к определению уровня таможенной стоимости был единым на всей территории Украины. Постановление № 724 принято вроде бы с благими намерениями. Но у Правительства нет достаточного понимания того, что происходит на местах, и того, как на местах будут исполняться их
нормативные документы.
Насиров ведь один из вас. Как случилось, что человек буквально перешел работать в соседнее здание, и вдруг у него началось такое резкое непонимание с комитетом?
Хочу сказать, что система, в которую попал Роман Михайлович, выстраивалась годами, и для борьбы со схемами работы каждого отдельного структурного подразделения ГФС необходимы глубокие знания и опытная профессиональная команда из 30-40 людей, которые одномоментно должны были
занять ключевые посты в ГФС, в том числе и в таможенном направлении. Но Роман не ожидал, что на него будет такое давление системы и на момент назначения главой ГФС не имел доверенных людей для назначения на основные направления ведомства. Ему пришлось работать с действующими руководителями департаментов, из-за низкого уровня доверия больше времени уделять подготовленным ими документов, что в той общей массе свалившихся на Романа вопросов привело к затягиванию ожидаемых от него действий, а иногда к неверным
решениям. Именно эти факторы, на мой взгляд, привели к подготовке и принятию постановления 724, которое взбудоражило общество, и провоцировало волну негодования общества. От постановления 724 страдают предприниматели, у которых “белый” груз, а не контрабанда. Нужно повернуться к ним лицом, тем более имея инструмент постаудита. Чиновники в ГФС все время утверждают, что постаудит не эффективен, потому что большинство компаний исчезают. Нет! Те компании которые таможатся по 10 лет и имеют прямые контракты – не
исчезнут. А для тех, кто хочет уйти от постаудита – есть инструмент финансовых гарантий. Так вот, если предприятие является добросовестным субъектом предпринимательской деятельности, работает больше года, и вы его можете проверить – почему его грузы простаивают на таможне из-за действия таможенников, которые ссылаются на постановление 724? Я вот этого не понимаю.
У вас в комитете работает главный “схемщик” украинской таможни, который оказывает серьезное влияние на всю таможенную
политику, благодаря поддержке власти – Виталий Хомутынник. Как он – поддерживает ваши инициативы?
Я не знаю, кто приписывает ему такие действия, но я подходила к Виталию Хомутыннику и предложила стать соавтором законопроекта о налоговой реформе. Все хоть немного, но слышали о какой налоговой реформе идет речь – о настоящей либеральной налоговой реформе. Он пообещал подумать и после более детального изучения самого проекта, приобщиться, даже если это произойдет после регистрации
проекта в Верховной Раде. Ведь на сегодняшний момент соавторами проекта стали уже 4 депутата из группы, сопредседателем которой есть Виталий.
А почему не реагирует Минфин? Неужели министр финансов Яресько не видит, что постановление 724 – это феодализм, а не реформа, и это большой ущерб для таможенной системы? Как организовано взаимодействие Минфина и комитета?
Мы составили большущее письмо на имя главы Верховной Рады, премьер-министра по поводу того, как
складывается практика взаимодействия комитета с Министерством финансов. Дальше так продолжаться не может.
Во-первых, Минфином подаются некачественные законопроекты. А в последнее время участились случаи, когда поданные Правительством законопроекты по налоговым вопросам, подготавливают другие ведомства, и уже на заседании Комитета выясняется, что проект до конца не был согласованным с Минфином и ГФС – это не допустимо.
Во-вторых, Минфин никогда не
представляется достойно на заседаниях Комитете. Среди членов комитета, которые постоянно принимают участие в заседаниях – это в прошлом юристы, аудиторы, таможенники, руководители и владельцы бизнеса. А служащие Минфина не могут дать ответы на элементарные вопросы. Мы начинаем раскручивать, догадываться, что же заложено в конкретной норме проекта, автором которого есть Правительство. А представители Минфина и ГФС зачастую не разбираются в тонкостях проекта.
Например, на последнем
заседании Комитета по обращению ко мне Премьер-министра и главы Верховной Рады в повестку дня были включены два очень важных законопроекта – 3073, 3074. Во время обсуждения на Комитете текст проекта 3073 подлежал изменению на 60%, а проекта 3074 – на 90%. Это выяснилось во время дискуссии между Министерством финансов и Государственной фискальной службой, которые пришли на Комитет с несогласованной позицией!
Понимая важность налоговых законов мы решили больше некачественных
законопроектов не принимать.
А вы говорили о своей позиции Петру Порошенко? Что он говорит про отсутствие реформ в экономике, проблемы в ГФС, про вашу критику Насирова и про 724-е постановление?
Если говорить о том, как мы выжили, как мы устояли – здесь огромное количество плюсов можно поставить всем, в первую очередь нашим людям, а потом Премьеру, а Президент вообще мне кажется делает невозможное и я очень плохо отношусь к той некультурной критике, которая
идет в его адрес от некоторых политиков. Поэтому сейчас пришло время меняться, и то что Петр Алексеевич, например, слышит мнение комитета, для меня архиважно.
Вы ему говорили прямо, открыто, что ситуация в таможенной системе и налоговой системе на самом деле критическая для государства? Говорили про абсурдность и незаконность 724-го постановления?
Пока нет. Но президент понимает, что у нас огромная проблема на таможне, что ситуация не изменяется. Был
Ликарчук не такой, теперь нет Ликарчука, а никаких изменений все равно не произошло. Мы понимаем почему их нет – ГФС как орган власти разваливается. Его надо менять, чистить и выстраивать вертикаль по новому. Президент это понимает. И сейчас, когда на востоке относительное затишье, я вижу что больше времени уделяет Петр Алексеевич именно экономике.
А правда что на последнем заседании комитета звонила министр финансов Яресько и говорила что подаст в отставку, если комитет будет
лоббировать предложения по снижению ставок налоговых сборов?
Министр говорит, что она якобы не сможет работать, если мы будем настаивать на такой либеральной налоговой реформе. Она считает что сформировать бюджет и выполнить расходную часть будет невозможно и поддерживает позицию Яценюка в этом случае.
Но вот Яресько представит свой вариант бюджета на старой налоговой базе – как же вы будете за это голосовать, если говорите об абсурдности такого
подхода?
Я думаю, принятие бюджета будет самым тяжелым вопросом в этом году. Вижу настроения в зале, настроения депутатов. Без проведения глобальной либеральной реформы принять бюджет будет сложно. Нужно провести глобальный анализ экономики, что нужно сделать чтобы прожить следующий год. И не только за счет траншей МВФ, но прежде всего – за счет роста ВВП Украины!
Министр экономики Абромавичус поддерживает ваш вариант либеральной налоговой
реформы?
Мы сейчас столкнулись с пластом проблем развития и стабилизации экономики. И Министерство экономики должно включиться в процесс анализа решений, принятых парламентом как временные. Например, дополнительный импортный сбор, я думаю, нанес колоссальный ущерб экономике. Особенно тем производителям, у которых импортная составляющая сырья в калькуляции 60-80%. Представьте – транснациональная компания решает куда она повезет сырье – в Россию, где нет дополнительных 10% или в
Украину, где действуют повышенные налоги? Так и уходят инвесторы.
Чего не хватает людям во власти, чтобы начать реформы?
Не хватает понимания, что общество и экономика необратимо изменились. Те кому было не комфортно в нашей стране – уехали. Остались те, кто готов жить в военное время, жить с этой инфляцией. Остались те, кто хочет и будет платить налоги, кто еще способен поверить государству. Главная реформа должна заключаться в том, что государству надо
работать, не угнетая бизнес. Работать исходя из интересов развития бизнеса, а не налоговых планов, которые составляются исходя из фактических текущих затрат государства, а не из реальной возможности бизнеса платить посильные налоги. В правительстве Украины должны работать реформаторы, которые загорелись и будут гореть целый год, делая все возможное, и не возможное для развития как крупного, так и среднего и мелкого бизнеса. Если этого не будет, то любые хорошие идеи будут завалены и государство всегда будет
в убытке, а общество останется без давно назревших изменений.
Хит недели ... Британская компания Adam Smith презентовала концепцию реформирования таможни
Она представлена Государственной фискальной службе. Британская консалтинговая компания Adam Smith представила на рассмотрение Государственной фискальной службы свою концепцию реформирования таможенного направления службы. Об этом на своей странице в Facebook написал глава ГФС Роман Насиров.
“Только что провел встречу с представителями британской консалтинговой компаний Adam Smith. Сегодня компания представила свою концепцию
участия в реформировании таможенного направления”, - написал Насиров.
Как сообщал УНИАН, Государственная фискальная служба Украины в рамках выполнения поручения Кабинета министров о передаче 4 украинских таможен в управление западным компаниям ожидает соответствующих предложений от западных партнеров. В июле Кабинет министров Украины в рамках реформы Государственной фискальной службы принял решение передать Закарпатскую, Львовскую, Волынскую и Черновицкую таможни в
управление международной компании.
В число таких компаний вошла британская компания Crown Agents.
Предположительно управление таможнями будет проходить в экспериментальном режиме. В конце июля глава правительства сообщил, что поручил руководству ГФС организовать и выписать условия для конкурса по отбору управляющей таможнями компании.
Хит недели ... ***На форуме MDoffice интересный вопрос ... Подпись и печать на договоре и инвойсе
19-10-2015 11:23, Ms 007 Регион:Киев Подпись и печать на договоре и инвойсе
Доброго дня всем!
Помогите, пожалуйста, найти письма на тему обязательности/необязательности наличия печати на договоре и инвойсе, а также обязательности наличия оригинальной
подписи на инвойсе. Были таковые, а найти быстро не могу.
Ситауция: импорт, авиадоставка, инвойс имеется только в виде ксерокопии (заверенной штампом таможни по месту прибытия), на инвойсе только подпись без печати (и та, как я уже сказала - ксерокопийная). Договор тоже не заверен печатью продавца, но с этим, вроде, легче (даже в Украине в ГК и ХК
прописали уже необязательность печати на договоре). В общем, больше всего волнует, что нет оригинала инвойса...
Хит недели ... Юлия Марушевская: Планы по наполнению бюджета, спускаемые сверху, противоречат нашим
Главной задачей на новой должности Юлия Марушевская называет упрощение бизнес-процессов и процедур на одесской таможне
Вчера глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров заявил, что он лично выбрал на пост главы Одесской таможни Юлию Марушевскую, назначение которой было озвучено Президентом Петром Порошенко на прошлой неделе.
Это назначение наделало немало шуму. Появилась информация о том, что 26-летняя Марушевская назначена
на Одесскую таможню в рамках договоренностей между губернатором региона Михаилом Саакашвили и мэром Львова Андреем Садовым. Дескать, Марушевская - жена Маркияна Процива, который работает топ-менеджером в медиа-холдинге Садового.
В интервью РБК-Украина Юлия Марушевская категорически опровергла эту информацию. "Он (муж Марушевской, - ред.) вообще не связан с командой Саакашвили, с которым я давно знакома по его широкой международной деятельности", - сказала глава Одесской
таможни.
Также она критически оценила нынешние методы работы таможни в целом, когда из Киева спускаются планы по наполнению бюджета. Юлия Марушевская заверила, что в ближайшее время подаст инициативы по изменению методов работы Гостаможни, но не смогла уточнить - будет ли она их подавать через Кабинет министров или по вертикали Президента.
РБК-Украина: Согласовали ли Минфин и Кабмин ваше назначение?
Юлия Марушевская: Еще в
понедельник был приказ - и меня назначили.
РБК-Украина: С кандидатурой на должность главы Одесской таможни должен был определиться глава ГФС Роман Насиров, но по результатам конкурса. Однако, по сути, ни ему, ни Кабмину, ни Минфину ничего не оставалось делать, как согласовать ваше назначение, поскольку в пятницу вас, как главу Одесской таможни, уже представил Президент Петр Порошенко.
Юлия Марушевская: Это вопрос не совсем ко мне. Это вопрос внутренней
кухни, кто кого утверждает - Президент или Кабмин. Я понимаю, что я назначена, и я хочу выполнить командные цели по работе таможни области.
РБК-Украина: Была ли нарушена сама процедура конкурса, поскольку третий тур должен был пройти только на этой неделе, где и должны были рассматриваться кандидатуры 9 претендентов, в том числе, ваша?
Юлия Марушевская: Что касается процедуры, думаю, необходимо об этом говорить с ГФС, поскольку конкурс - это была их
инициатива. Я понимаю, что этот конкурс был достаточно условным.
РБК-Украина: В чем заключается условность этого конкурса: никого из кандидатов не приглашали, ни с кем не разговаривали, никаких документов не рассматривали? Другие участники конкурса нам рассказывали, что, кроме резюме, конкурсной комиссией ничего другого и не рассматривалось.
Юлия Марушевская: Проведение этого конкурса - не зона моей ответственности. С вопросами о процедуре - к
ГФС.
РБК-Украина: И все же, что вы, кроме резюме, подавали на конкурс, каково ваше видение развития таможни, какова стратегия, какие KPI вы ставите?
Юлия Марушевская: Мы подавали наше видение таможенной реформы в области, проект зоны таможенного оформления, мы подавали свое видение изменения процедур и список тех людей, которые, собственно, и будут проводить эти изменения на Одесской таможне.
РБК-Украина: Президент, представляя вас,
сказал, что вы не имеете таможенного образования, но имеете хорошие организаторские способности. В чем они заключаются?
Юлия Марушевская: Может, он имел ввиду те результаты, которых нам удалось добиться пока я несколько месяцев была заместителем главы облгосадминистрации. Речь идет о реорганизации, фактически, административной реформе, которую нам удалось провести, а именно - отобрать глав районов.
Из 6 тыс. заявок мы отобрали 22 новых человека для
руководства районами. Это люди, которые прошли международную экспертизу. Например, Беляевский район возглавил Арсен Жумадилов - человек, который имеет иностранное экономическое образование, работал в международных компаниях, был уполномоченным по делам крымских татар.
Примеров я могу привести много, и этот проект был в зоне моей ответственности. В моей сфере деятельности было налаживание сотрудничества, привлечение иностранных фондов, за счет которых была основана политическая
школа, где учат управленцев. Это то, чем я горжусь.
Я благодарна за доверие, которое высказал Президент, и, прежде всего, за доверие, которое выразила мне команда. Я понимаю, что все, что мы здесь делаем - это командная игра.
РБК-Украина: Вы уже заявили, что намерены работать на таможне всего 4 месяца. Почему так мало или этого как раз достаточно, чтобы выполнить задачи, которые перед вами поставлены? Если вы не оправдаете доверие, если не справитесь с
выполнением задач, вы готовы уйти в отставку раньше?
Юлия Марушевская: Мое задание - выполнить конкретные задачи. Если это займет, например, не четыре, а шесть месяцев, то это не будет причиной для того, чтобы я ушла в отставку, если я буду видеть, что проект продвигается. Но если я не справлюсь, не достигну тех целей, которые я ставлю перед собой, мне не нужно будет четыре месяца, чтобы уйти.
Позиция, которую я сейчас занимаю, реформаторская, а не
карьеристская. Амбиций по поводу того, чтобы просто быть, например, заместителем главы или руководителем, у меня никогда не было, и быть не может. Моя задача изменить состояние дел, которое сегодня есть в Украине.
РБК-Украина: Что вы хотите в первую очередь поменять? Какие конкретные решения вы будете принимать, потому то вы уже заявили, что ваше назначение - политическое и требует принятия конкретных решений?
Юлия Марушевская: Основная задача, которую я
ставлю перед собой - упрощение бизнес-процессов и непосредственно процедур, которые сейчас действуют на таможне. Потому что часть системы пронизана коррупцией. Все процедуры и бизнес-процессы выстроены так, что они являются централизованными, субъективными, вообще лишенными возможности быть прозрачными и понятными для клиента.
Опираясь на тезис, что таможня и государство, в общем, являются сервисом, то можно сказать, что государство - сервис для граждан, а таможня - сервис для
бизнеса. Поэтому все шаги, которые мы будем предпринимать, будут связаны со сферой обслуживания бизнеса. Мы хотим, чтобы все таможенные процессы были максимально прозрачными для клиента.
РБК-Украина: Все, о чем вы говорите, требует изменений в Таможенный кодекс. То есть, от вас следует ожидать таких инициатив?
Юлия Марушевская: Именно так. Вместе с консультантами нами уже разработаны законопроекты, и я надеюсь, что при поддержке общественности нам удастся их
продвинуть и, таким образом, изменить процедуры.
РБК-Украина: Вы можете конкретно назвать, в чем будет суть ваших предложений? Это изменение подходов к определению таможенной стоимости, усиление ответственности таможенников за принятие неправомерных решений, строительство новых "прозрачных" терминалов?
Юлия Марушевская: По поводу терминалов, вы, наверное, имеете в виду создание зон таможенного оформления. Эта цель есть, и мы уже продвигаемся в этом
направлении.
К сожалению, сейчас рано говорить о реализации конкретных законопроектов, рассказывать об их сути, но они уже разработаны. Прежде всего, они предполагают уменьшение возможностей, пространства для злоупотреблений таможенниками и ограничение их полномочий в части, где могут возникать коррупционные действия.
РБК-Украина: Имеется в виду максимальная автоматизация процессов?
Юлия Марушевская: Да, предполагается снижение
возможностей коррупционного действия, когда руководитель приходит и инициирует те или иные действия, или вмешивается в те или иные вопросы.
Для меня эта ситуация является в корне неправильной. Решения должны приниматься объективно, для этого нужна электронная система. Это позволит исключить коррупционный фактор при принятии любых решений и это очень важно.
Все участники таможенного процесса должны иметь равные права - и это даст возможность конкурентной
среде развиваться.
РБК-Украина: Вы планируете подавать инициативы через Кабмин , депутатов или сразу через Президента? И когда это будет?
Юлия Марушевская: Будем рассматривать каждое изменение в отдельности, смотреть, как оно работает на практике, а потом будем все вместе подавать. Здесь важен вопрос результата, а не через кого подавать.
РБК-Украина: Сроки пока не можете назвать?
Юлия Марушевская: В ближайшее
время мы будем готовы это сделать.
РБК-Украина: Если вернуться к строительству зон таможенного оформления, где все будет прозрачно, будут новые сотрудники и декларанты смогут быстро подать документы на оформление. В Украине более 90% деклараций подается в электронном виде. В чем тогда необходимость строительства нового терминала?
Юлия Марушевская: Прежде всего, у нас сейчас большинство декларантов подают декларацию не сами, поскольку процессы настолько
запутаны и непрозрачны, что это практически невозможно самостоятельно сделать.
Наша задача - упростить эти процессы и, соответственно, эта новая зона таможенного оформления будет предоставлять услугу администрирования, будет способствовать прозрачности бизнес-процессов. Люди, которых мы туда будем набирать, будут совсем новыми и не будут теми таможенниками, которые ставят себе за цель контролировать и проверять все. Это будут люди, обученные на предоставление
сервисов.
Чтобы продемонстрировать изменения процессов изнутри, мы будем делать эту новую зону таможенного оформления. Я надеюсь, что со временем это станет примером изменений не только для Одесской таможни, но и для всей Украины.
РБК-Украина: В команде Михаила Саакашвили уже говорили о том, что на Одесской таможне будет оформляться все по первому методу. Не опасаетесь ли вы того, что по всей Украине упадет таможенная стоимость и все потоки, в том числе,
серые, будут переориентированы на Одессу? Таким образом, вы повысите объемы, количество оформленных грузов, но в целом таможенная стоимость по стране упадет.
Юлия Марушевская: Мы сейчас как раз изучаем этот вопрос. Эти шаги нужно делать осторожно.
Мы начнем этот проект с тех плательщиков, которые зарекомендовали себя как честный бизнес, работающий с хорошими партнерами в Европе или в других странах. Очевидно, что по поводу таких компаний вопросов быть не
может.
В тех аспектах, где у нас возникают сомнения, мы сейчас изучаем, как наработать эту систему, чтобы она работала правильно и прозрачно. Разумеется, если речь идет о поддельных компаниях, или компаниях, являющихся резидентами стран, где все не так цивилизованно, они не могут идти по этой процедуре, поскольку представляют риск для нашей экономики. А если это признанный международный бренд - почему нет?
РБК-Украина: Кабмин в сентябре принял постановление
№724 об установлении ориентировочных индикативов таможенной стоимости. Это привело к тому, что на какое-то время оформление грузов в Украине просто остановилось. Саакашвили достаточно негативно отзывался об этом постановлении правительства. Раз уж вы берете на себя функции по наработке законопроектов, будете ли вы инициировать отмену данного документа?
Юлия Марушевская: Мы сначала будем инициировать изменения на Одесской таможне. В дальнейшем будем детально прорабатывать и этот
вопрос шаг за шагом.
РБК-Украина: Какой будет ваша кадровая политика?
Юлия Марушевская: Сейчас есть группа конкурсантов, украинских и грузинских, с которыми мы уже сотрудничаем. У них есть опыт в таможенном деле.
Мы еще продолжаем набирать людей, а дальше, шаг за шагом будем все процессы обновлять. Но все же, основная задача - изменить процедуры. И, в соответствии с этим, уже подбирать кадры.
Мы понимаем, что
когда мы сформируем честные процессы, то много таможенников, которые есть сейчас, уже не смогут жить при новой системе. При адекватной системе их не будет. Если будут приняты законы, которые мы разрабатываем, то другие изменения будут проходить автоматически.
РБК-Украина: Эксперты, таможенные брокеры, да и сам бизнес, который работает на Одесской таможне, говорят, что реально управлять таможней будете не вы, так как не имеете определенного таможенного образования и опыта. Кто же
тогда будет реально управлять таможней? Называют, например, имя Георгия Цхакая, который сейчас советник Саакашвили, но в Грузии возглавлял службу доходов.
Юлия Марушевская: Мы с этим человеком общались, он состоит в рабочей группе, которая работает над изменениями в законодательство, у нас командная игра. Мы будем с ним сотрудничать.
Но, в конце концов, мы строим систему ответственности, и я не имею права перекладывать ее на кого-то
еще.
РБК-Украина: Очевидно, что документы будете подписывать вы, но глобально управлять может и он.
Юлия Марушевская: Я же не самоубийца, чтобы подписывать те документы, по которым я не принимаю решения.
РБК-Украина: В июле Саакашвили заявлял, что его команда разработала план, с помощью которого за 100 дней возможно почти полностью перекрыть контрабандные потоки в Одесской области. Я понимаю, что вы проработали несколько дней, но в
каком объеме вы оцениваете контрабандные потоки и теневой рынок на Одесской таможне?
Юлия Марушевская: Мне оценить сложно. И в стране нет органа, который бы мог оценить теневой рынок.
РБК-Украина: Есть. Минэкономики оценивает объемы теневого рынка в размере 42% от общей экономики.
Юлия Марушевская: Мне кажется, что нельзя так точно оценить объем теневого рынка. Не знаю, как можно называть настолько конкретные цифры и на чем они
базируются, но очевидно, что масштабы контрабанды в Одессе велики.
Работу в этом направлении мы уже выполняем. По этому вопросу у меня в ближайшее время будет собрана информация. Мы активно работаем в этом вопросе с силовым блоком и пограничниками, которые также владеют информацией.
РБК-Украина: То есть, нельзя исключить, что в Одесской области объем контрабанды больше, чем в других регионах. Тогда вопрос ваших личностных рисков. Наверняка будут "ходоки" к
вам с просьбой что-либо растаможить за определенную плату. Что вы им будете говорить?
Юлия Марушевская: Я осознанно отношусь к вопросу личной безопасности. Я понимаю, что преступные группы, которым придется противостоять, настолько масштабны, что один-два охранника вопрос не решат. Я осознаю этот процесс, я понимаю, что это небезопасно, но я взяла на себя риски - и в охрану играть не буду.
Я думаю, что вопросы коррупции и взяток с моим назначением отпадают
сами собой. Я работаю несколько дней - и еще никто не пришел и не сказал мне что-то растаможить. Таких походов ко мне в принципе быть не может, поскольку для тех, кто хочет нелегально чего-то добиться, они будут безрезультатны.
РБК-Украина: Одна из проблем - вопрос модернизации таможни. Когда и как вы планируете обеспечить терминалы сканирующими устройствами, за счет каких средств, будут ли вестись переговоры с европейскими партнерами о предоставлении технической
помощи?
Юлия Марушевская: Перед тем, как модернизировать терминалы, нужно, в первую очередь, изменить процессы. У нас есть модернизированные терминалы, но их сознательно выводят из рабочего состояния, на них сознательно не проводятся процедуры, которые должны проводиться.
Мы должны изменить процессы так, чтобы это все работало эффективнее, в том числе, с учетом ведомственных процедур, во-вторых, так, чтобы на пропускных пунктах изменилось отношение к
бизнесу, чтобы было понимание того, что вскрывать, досматривать или еще что-то - это крайняя необходимость или угроза совершения преступления.
Работа с международными партнерами уже ведется, мы общаемся. Но я не вижу оснований брать техническое обеспечение до тех пор, пока мы не изменили процедуры.
РБК-Украина: Как вас встретили на таможне? Какие решения были приняты вами сразу после назначения, не саботируют их выполнение?
Юлия
Марушевская: Мы работаем с субботы. Я встретилась с руководителями подразделений, пообщались, обсудили наше видение дальнейшей работы. Спасибо, что они демонстрируют готовность к работе.
Для меня здесь важно, чтобы те, кто может перестроиться, перестроились. С теми, кто не может перестроиться на новый формат работы, у нас компромиссов не будет.
РБК-Украина: То есть, пока саботажа не было и каких-то кадровых решений вы не
принимали?
Юлия Марушевская: Да, сейчас работаем в той части, где были проблемы. На несколько дней были приостановлены платежи в бюджет - по причине отсутствия руководителя. Мы сейчас возобновляем эти процессы, чтобы не было никакой задержки.
РБК-Украина: А какой объем был не выплачен? Вот, кстати, в сентябре Одесская таможня не выполнила план.
Юлия Марушевская: Я сейчас точно вам не скажу, нужно поднимать
план.
РБК-Украина: Как вы относитесь к планам по наполнению бюджета, которые спускаются сверху?
Юлия Марушевская: Это противоречит нашим принципам. Если мы говорим, что наша цель - понятный и прозрачный сервис, то планы - это абсурд. Но это реальность и такие правила игры нам в начале придется принять.
Я хочу это изменить, так как перед нами должны стоять немножко другие задачи - построение сервисов, регуляция прозрачных процедур, а
не собирание денег.
РБК-Украина: Одесская таможня дает 10% поступлений. Это достаточно много.
Юлия Марушевская: Я это понимаю.
РБК-Украина: Очень много информации появилось в интернете после вашего назначения. Среди прочего, говорилось о том, что вы являетесь креатурой мэра Львова Андрея Садового, поскольку ваш муж Маркиян Процив работает топ-менеджером в его медиа-холдинге. Рекомендовал ли вас Андрей Садовой Михаилу
Саакашвили?
Юлия Марушевская: Это настолько притянуто за уши и звучит настолько абсурдно, что я даже не знаю, как это могу прокомментировать. Абсолютно придуманная ситуация.
Мой муж работает на ТРК "Люкс", но при этом он - операционный менеджер, и мое назначение никак с ним не связано. Он вообще не связан с командой Саакашвили, с которым я давно знакома по его широкой международной деятельности. Год назад он пригласил меня в киевский проект по упрощению
административных процедур.
РБК-Украина: А как вы оказались в Одессе на должности главы департамента по привлечению инвестиций и развития, а потом на должности замглавы облгосадминистрации? Это личное предложение Саакашвили?
Юлия Марушевская: Тут роль сыграла моя репутац
ия и опыт работы с международной сферой, а также то, что мы раньше работали с его командой. Они видели, как я работаю. Я видела, как они работают, они меня пригласили сотрудничать.
Были и предложения от политических сил, но в Одесской области я увидела единственный реальный шанс что-то изменить.
РБК-Украина: А какие политические силы вас приглашали?
Юлия Марушевская: Их несколько, но в контексте выборов я не хочу об этом говорить. У
меня хорошие контакты с политиками на Западе, много общалась с политиками высшего эшелона. Но у наших политиков я не видела желания что-либо менять.
Хит недели ... Марушевская прокомментировала свое назначение в Одесской таможне (видео)
Юлия Марушевская прокомментировала свое назначение. Специальному корреспонденту "Подробностей" в Одессе Андрею Анастасову она рассказала о своем образовании и планах в новой должности.
По словам Марушевской, она гуманитарий, закончила Киевский национальный универститет им. Т.Шевченко по специальности "филология". Кроме того, Марушевская в Стенфордском университете изучала, как может реформироваться постсоветское государство.
На вопрос
корреспондента "как человек с гуманитарным образованием может освоить специальность, где нужно знать таможенное право", Марушевская согласилась, что ей там делать нечего, но у нее сильная команда, которая будет компенсировать недостаток ее знаний.
"Я понимаю, что человеку с гуманитарным образованием там нечего делать. Ведь это точные какие-то вещи, которые нужно понимать. Но я счастлива, что со мной идут профессионалы. Я иду туда коммуницировать, продвигать, и максимально
содействовать и привлекать международных партнеров", - заявила она.
Хит недели ... В Венгрии на границе с Закарпатьем арестовали обе смены таможенников
20 венгерских таможенников по подозрению в контрабанде арестовали
Сегодня, 19 октября, в течение 6 часов границу на пункте пропуска «Захонь-Чоп» было закрыто для транспорта в связи с задержанием 20 венгерских таможенников по подозрению в крупной контрабанде.
Как стало известно из венгерских СМИ, сегодня, 19 октября, венгерское антитерористическое спецподразделение TEK задержало две смены таможенников и
пограничных полицейских на КПП «Захонь-Чоп».
Именно это стало причиной того, что почти на 6 часов планировалось остановить движение автомобилей через КПП «Тиса».
В управлении следствия Генеральной прокуратуры Венгрии подтвердили информацию, что действительно сейчас ведутся следственные действия на границе, но детали обещали объявить только во вторник.
Предварительная информация:
обыски и задержания венгерских таможенников сегодня проводятся в разных местах, на разных КПП.
Уже якобы начат процесс против 20 человек, подозреваемых в разного рода преступлениях и злоупотреблениях, а прежде всего в коррупции.
Кроме венгерского антитеррористического подразделения TEK к делу привлечены и следователи прокуратуры в городе Ньиредьхаза и полицейские
подразделения.
Сейчас движение через КПП «Тиса» в сторону Венгрии восстановлено.
Напомним, что в конце июля этого года через содействие в контрабанде из Закарпатья было арестовано 18 венгерских таможенников.
Хит недели ... ДФСУ: Про д╕яльн╕сть митних брокер╕в
ДЕРЖАВНА Ф╤СКАЛЬНА СЛУЖБА УКРА╥НИ
23.09.2015 р. N 35100/7/99-99-24-01-01-17
Митницям ДФС
Про д╕яльн╕сть митних брокер╕в
З метою ╕нформування суб'╓кт╕в господарювання щодо порядку надання, переоформлення, зупинення д╕╖ та анулювання
дозвол╕в на провадження митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕ Департамент орган╕зац╕╖ митного контролю та оформлення пов╕домля╓:
Порядок подання та розгляду заяв ╕ надання дозволу на провадження митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕ та контролю за нею (дал╕ - Порядок);
форму заяви про надання/переоформлення дозволу на провадження митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕;
форму заяви про анулювання/зупинення д╕╖ дозволу на провадження митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕;
форму Витягу з ре╓стру
митних брокер╕в.
В╕дпов╕дно до пункту 1 розд╕лу II Порядку для отримання та переоформлення дозволу на провадження митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕ п╕дпри╓мство надсила╓ на адресу ДФС (04655, м. Ки╖в, Льв╕вська площа, буд. 8) засобами поштового зв'язку або нарочно заяву про надання/переоформлення дозволу, яка заповню╓ться у друкованому вигляд╕ за допомогою друкувального пристрою на аркуш╕ паперу формату А4 та засв╕дчу╓ться п╕дписом кер╕вника п╕дпри╓мства або
громадянина - п╕дпри╓мця та печаткою (за наявност╕).
Будь-як╕ виправлення та п╕дчистки у заяв╕ про надання/переоформлення дозволу не допускаються.
При цьому зверта╓мо увагу, що в╕дпов╕дно до пункту 3 Наказу втратили чинн╕сть:
Додатково ╕нформу╓мо, що Наказ, а також форми заяв про надання/переоформлення та анулювання/зупинення д╕╖ дозволу на провадження митно╖ брокерсько╖ д╕яльност╕ розм╕щен╕ на оф╕ц╕йному Веб-портал╕ ДФС у рубриц╕ "Митн╕ брокери".
Просимо довести зазначену ╕нформац╕ю до в╕дома митних брокер╕в та суб'╓кт╕в господарювання, як╕ функц╕онують у зон╕ д╕яльност╕ митниц╕.
Директор Департаменту орган╕зац╕╖ митного контролю та оформлення
Хит недели ... Проблемы при таможенном декларировании товаров
Александр Терещенко, юрист, Юридической фирмы AEQUO
Несмотря на все усилия правительства улучшить процесс декларирования и таможенного оформления, импортировать товар в Украину не становится намного проще. Это подтверждается, в частности, тем, что Украина не делает значительных улучшений в рейтингах простоты торговли и таможенного оформления. Незначительные позитивные изменения происходят, но их нельзя назвать системными.
Принимая во
внимание, что (а) после вступления в ВТО Украина значительно уменьшила ставки ввозной таможенной пошлины и продолжает делать это согласно своему графику тарифных уступок; (б) с каждым годом количество условно начисляемых таможенных платежей при ввозе товаров растет (т. е. когда платежи начисляются, но фактически не уплачиваются в бюджет, например при
временном ввозе по карнету АТА); (в) в этом году погашение внешнего государственного долга потребует значительных средств, фискальные органы пытаются активно пополнять государственный бюджет за счет субъектов ВЭД
путем доначислений во время таможенного оформления, а также посредством постаудитов уже после выпуска товара в свободное обращение.
Под усиленное внимание попали следующие вопросы: (а) правильность классификации импортируемых/экспортируемых товаров; (б) правильность задекларированной таможенной стоимости (например, включение роялти, транспортных, страховых и иных затрат в таможенную стоимость), ее надлежащее документальное подтверждение и своевременность уплаты таможенных платежей;
(в) соблюдение условий предоставления тарифных преференций; (г) правильность определения страны происхождения товаров и ее подтверждения надлежащей документацией.
В настоящей статье мы остановимся на 2-х наиболее проблемных аспектах декларирования: определение таможенной стоимости и подтверждение страны происхождения.
Надлежащее определение ТС импортируемого
товара является важным вопросом для импортера, так как для таможенных целей ТС является базой начисления таможенных платежей. Поскольку ТС является общей суммой всех платежей, которые осуществляются или должны быть осуществлены прямо либо косвенно покупателем импортируемых товаров продавцу как условие продажи товара на экспорт, к ТС не прибавляются: дивиденды (это не цена за товар, а прибыль), проценты по финансовым договорам как лизинг, кредит (при определенных условиях, поскольку это плата за
использование средств, а не за товары), расходы по маркетингу, рекламе, а также услуги монтажа, установки товара после ввоза (при определенных условиях, поскольку это плата за услуги, а не за товары), перепродажа на внутреннем рынке (поскольку нет продажи на экспорт), обучение персонала импортера (если это право, а не обязанность импортера) и т. п.
Следует отметить, что украинское законодательство в целом соответствует мировым стандартам и является довольно прогрессивным. Однако
проблемы с декларированием в Украине связаны не с законодательством, а с неправильным его применением.
В частности, для сравнения цен импортируемого товара таможенники активно используют внутреннюю базу ценовой информации, обязательный статус которой на законодательном уровне не определен. В соответствии с Таможенным кодексом Украины (ТКУ) таможенная стоимость – это цена, фактически уплаченная или подлежащая фактической оплате за товар, т. е. не теоретически возможная сумма, взятая из предыдущих статистических данных (таможенной Центральной базы данных (ЦБД)), а только фактическая оплата за данный конкретный товар. Потому на практике "правильная" стоимость часто определяется инспекторами по цене аналогичных (подобных) товаров, ввезенных в страну в течение предыдущих 90
дней.
Наш прогноз не утешителен: в целях наполнения бюджета таможенные органы Украины будут продолжать использование "внутренней" базы ценовой информации, а следовательно ожидать значительных позитивных изменений в части определения таможенной стоимости не стоит.
Следует отметить, что согласно ТКУ
взаимосвязанность сторон автоматически не исключает применения метода определения ТС по цене контракта. В случае отсутствия обоснования таможенного органа того, что взаимосвязь сторон повлияла на цену, считается, что стороны не связаны.
Для подтверждения отсутствия взаимосвязи между продавцом и покупателем в отношении задекларированной таможенной стоимости по требованию таможенного органа представляются:
1) выписка из бухгалтерских и банковских
документов;
2) справочная информация о стоимости в стране-экспортере товаров, являющихся идентичными и/или подобными;
3) расчет цены (калькуляция себестоимости).
Кроме того, согласно ТКУ лицо, являющееся единоличным агентом, дистрибьютором или концессионером также автоматически не
считается связанным с поставщиком.
Таможенный орган может отказать в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости исключительно при наличии обоснованных оснований считать, что заявлены неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости (например, неправильный расчет, непредставление основных документов, несоответствие выбранного метода условиям его применения, наличие у таможенных органов информации других стран о недостоверности таможенной стоимости).
Дополнительные документы таможенный орган может требовать (подаются в течение 10 календарных дней), только если представленные документы (а) содержат расхождения, (б) имеются признаки подделки или (в) не содержат всех данных в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости.
Таможенный орган обязан предоставлять письменную информацию о (а) причинах, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть признана, (б) порядке и методе определения таможенной
стоимости, оснований осуществления корректировки таможенной стоимости. Если таможенный орган не может аргументированно письменно обосновать свою позицию, заявленная декларантом таможенная стоимость считается признанной автоматически.
Чтобы максимально обезопасить себя от возможных претензий со стороны фискальных органов, импортеру необходимо заблаговременно подготовить как можно более полный комплект документов, который поможет подтвердить ТС. Кроме обязательных документов (грузовой
таможенной декларации (ГТД), декларации таможенной стоимости, карточки аккредитации, разрешительных, товаросопроводительных документов и т. д.), такой пакет документов в идеале должен содержать:
– контракт со всеми спецификациями и дополнениями (закупка у непосредственного производителя по так называемому прямому контракту значительно
упрощает жизнь декларанту);
– счет-фактуруа – желательно от производителя, а не посредника (в идеале также с отметкой таможни о пересечении границы);
– калькуляцию себестоимости товара от производителя (в определенных случаях – например, между связанными лицами – такую калькуляцию требует отдел тарифов, но, поскольку она является коммерческой тайной, часто подготовка калькуляции невозможна);
– справку о транспортных расходах,
договор, заявку, счет от перевозчика либо экспедитора;
– копии уставных либо иных документов, подтверждающих отсутствие взаимосвязанности сторон контракта;
– копию экспортной ГТД (желательно с отметкой иностранной таможни);
– заключение экспертной организации о цене импортируемого
товара (в большинстве случаев Госвнешинформ либо ТПП);
– документы, подтверждающие предоплату на сумму счета (если по условиям договора предусмотрена предоплата);
– каталоги, прайс-листы фирмы-производителя или производителей аналогичной продукции;
– официальные издания (журналы, каталоги, обзоры цен), а также информацию с сайтов;
– страховой полис (если товар застрахован);
– копии
предыдущих ГТД, оформленных на аналогичные товары.
Лучше потратить больше времени на этапе подготовки ВЭД-сделки и относительно спокойно пройти все таможенные процедуры, чем потом нести огромные расходы во время простоя транспорта, судебных споров с фискальными органами и т. п.
Если же собрать максимально
полный пакет указанных выше документов невозможно либо фискальные органы все равно сомневаются в правильности задекларированной ТС, у субъекта ВЭД есть несколько вариантов.
Во-первых, субъект ВЭД
может задекларировать и выпустить товар в свободное обращение под гарантию уплаты в государственный бюджет сумм налогов и сборов в соответствии с ТС, определенной таможенным органом (оформление согласно ст. 55ТКУ). После выпуска товара декларанту необходимо собрать недостающие документы и подтвердить правильность ТС импортируемого товара. В таком случае фискальные органы должны будут вернуть сумму переплаты. Однако у данного метода есть один существенный недостаток – вымывание оборотных средств у субъектов ВЭД, так как его
применение требует уплаты больших средств, нежели импорт по цене контракта. Кроме того, на практике фискальные органы редко соглашаются с правильность ТС декларанта, что, как правило, требует обращения в суд.
Во-вторых, импортируемый товар можно разместить на складе временного хранения (СВХ) без оформления ГТД либо лицензионном складе (ЛС). Данный метод, хоть и является выходом из описанной ситуации, на практике связан с необходимостью оплаты услуг по хранению товара. От таможенного контроля освобождается лишь транспортное средство. Распоряжаться товаром субъект ВЭД сможет, лишь когда урегулирует проблемные вопросы с таможней. Следовательно, такой вариант подходит только, если у импортера есть свой СВХ/ЛС и товар не является скоропортящимся.
И, наконец, если у импортера недостаточно средств для размещения товара на складах либо уплаты налогов по стоимости таможни, остается только вернуть товар отправителю. Для этого необходимо подать в таможню обоснованное заявление в произвольной форме с
просьбой разрешить вывоз неоформленного товара в режиме "транзит". В таком случае обязательные платежи не взымаются.
Признание недействительным сертификата происхождения товара
Заключенные Украиной соглашения о свободной торговле (ССТ) предусматривают, что при условии подтверждения страны происхождения импортируемые товары не облагаются ввозной таможенной пошлиной.
Документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат
происхождения. Поскольку предоставление сертификата приводит к уменьшению базы налогообложения импортируемого товара, наряду с поднятием таможенной стоимости фискальные органы часто по формальным причинам признают недействительными сертификаты происхождения, что приводит к дополнительной финансовой нагрузке на импортера.
Для обоснования отказа преференциального режима мы встречали довольно креативные подходы таможенников. Например, в одном случае сертификат был признан
недействительным из-за якобы невозможности идентифицировать на нем оттиск печати таможенного органа другого государства (хотя оттиск печати был достаточно четким), в другом – сертификат якобы был неправильно заполнен и т. п.
Во избежание таких ситуаций необходимо тщательно подходить к заполнению граф и оформлению самого сертификата. Все графы должны быть заполнены в строгом соответствии с требованиями ССТ (пустые графы должны быть вычеркнуты), а печати уполномоченных органов –
четкими и разборчивыми. Кроме того, лучше действовать на упреждение и вместе с сертификатом подавать акт экспертизы торгово-промышленной палаты либо другого уполномоченного органа, который будет подтверждать данные, указанные в сертификате. В случае возникновения сомнений в безупречности сертификата или содержащихся в нем сведениях таможенный орган может отправить сертификат на верификацию (проверка подлинности), которая может длиться до 6 месяцев. В таких случаях, чтобы выпустить товар в свободное
обращение, импортер вынужден оплатить таможенную пошлину, от уплаты которой должен был освободить сертификат.
Также следует помнить, что даже после признания сертификата происхождения недействительным в течение 1 года с даты таможенного оформления импортер, получив новый сертификат, может обратиться в таможенный орган с просьбой восстановить режим наибольшего благоприятствования и вернуть ему ранее уплаченную таможенную пошлину.
ВЫВОД: Надеемся, что
вышеуказанные рекомендации помогут импортерам избежать проблем при таможенном декларировании товаров либо свести к минимуму негативные последствия при возникновении таковых.
Хит недели ... Кабмин отменил дополнительные пошлины на импорт
Кабинет министров принял решение об отмене временных пошлин с первого января 2016 года. Сейчас дополнительным импортным сбором по ставке 10% облагаются готовые пищевые продукты; продукты, жиры и масла животного и растительного происхождения; алкогольные и безалкогольные напитки; табак Об этом заявил министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус во время брифинга, сообщает УНН.
«С 1 января 2016 года будут отменены временные пошлины в размере 5% и
10%, которые помогли нам стабилизировать платежный баланс», — заявил Айварас Абромавичус.
Он добавил, что это было обещание Министерства бизнеса и оно выполнено.
25 февраля в соответствии с распоряжением Кабмина в Украине на год был введен дополнительный импортный сбор в размере 5-10% на импорт, кроме критического.