Розглядаючи особливост╕ та порядок оформлення парт╕╖ товару, що ввозиться на умовах в╕льно╖ торг╕вл╕ з використанням сертиф╕ката про походження товару форми СТ-1, Держмитслужба зазначила, що для застосування в╕льно╖ торг╕вл╕ парт╕╓ю товару вважаються товари, що одночасно в╕дправляються за одним або к╕лькома товаротранспортними документами на адресу одного вантажоодержувача в╕д одного вантажов╕дправника та одночасно подаються до митного оформлення разом з ориг╕налом сертиф╕ката форми СТ-1.
Розглядаючи порядок ввезення на митну територ╕ю Укра╖ни живих тварин Держмитслужба нагадала, що до Перел╕ку товар╕в, що п╕длягають державному контролю (у тому числ╕ у форм╕
попереднього документального контролю) у раз╕ перем╕щення ╖х через митний кордон Укра╖ни, не включено, зокрема, атракц╕они, пересувн╕ цирки, пересувн╕ зв╕ринц╕ та пересувн╕ театри (код товару зг╕дно з УКТЗЕД9508 10 00 00).
Кр╕м цього, Держмитслужба пов╕домила, що до товарно╖
позиц╕╖ 9508 включаються, зокрема, жив╕ тварини як предмет допом╕жного обладнання за умови, що вони подан╕ разом з цими атракц╕онами та як ╖х складов╕ частини, незважаючи на те, що будучи поданими окремо ц╕ тварини включаються до ╕нших товарних позиц╕й УКТЗЕД.
Митний контроль
та митне оформлення таких товар╕в завершуватиметься т╕льки п╕сля проведення ветеринарно-сан╕тарного контролю.
Встановлено квал╕ф╕кац╕йн╕ та орган╕зац╕йн╕ вимоги до господарсько╖ д╕яльност╕ з ╕мпорту л╕карських засоб╕в
М╕н╕стерство охорони здоров'я Наказ "Про затвердження Л╕ценз╕йних умов провадження господарсько╖ д╕яльност╕ з ╕мпорту л╕карських засоб╕в" в╕д 20.02.2013 N 143
МОЗ наказом в╕д 20.02.2013 N 143 затвердило Л╕ценз╕йн╕ умови провадження господарсько╖ д╕яльност╕ з ╕мпорту л╕карських засоб╕в, д╕я яких поширю╓ться на:
вс╕х суб'╓кт╕в господарювання незалежно в╕д форми власност╕, як╕ провадять господарську д╕яльн╕сть з ╕мпорту
л╕карських засоб╕в, а також на ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в, як╕ провадять господарську д╕яльн╕сть у зазначен╕й галуз╕;
суб'╓кт╕в господарювання, як╕ ввозять л╕карськ╕ засоби з метою ╖х подальшо╖ реал╕зац╕╖ або використання у виробництв╕ готових л╕карських засоб╕в.
Ц╕ Л╕ценз╕йн╕ умови не поширю╓ться на д╕яльн╕сть ╕з ввезення л╕карських засоб╕в на територ╕ю Укра╖ни в╕дпов╕дно до Закон╕в "Про гуман╕тарну допомогу" та "Про благод╕йну д╕яльн╕сть та благод╕йн╕ орган╕зац╕╖",
а також д╕яльн╕сть ╕з ввезення на територ╕ю Укра╖ни активних фармацевтичних ╕нгред╕╓нт╕в.
Для одержання л╕ценз╕╖ на провадження господарсько╖ д╕яльност╕ з ╕мпорту л╕карських засоб╕в суб'╓кт господарювання пода╓ до Держл╕кслужби заяву та документи, передбачен╕ ст. 10 Закону "Про л╕цензування певних вид╕в господарсько╖ д╕яльност╕".
Держл╕кслужба прийма╓ р╕шення про видачу л╕ценз╕╖ або про в╕дмову в ╖╖ видач╕ у строк не п╕зн╕ше 10 робочих дн╕в з дати надходження
заяви про видачу л╕ценз╕╖ та документ╕в, що додаються до не╖.
Наказ заре╓стровано в М╕н╕стерств╕ юстиц╕╖ 22 лютого 2013 р. за N 307/22839 та набира╓ чинност╕ з 1 березня 2013 року.
Украиноязычные издания хотят освободить от обложения ввозной пошлиной до 2020-го года
Анна Журавская
От обложения ввозной пошлиной при ввозе на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта освобождаются товары, используемые в издательской деятельности украиноязычных изданий. Об этом говорится в проекте Закона об обеспечении государственной поддержки мероприятий по развитию и популяризации украинского языка и украиноязычной друковнои продукции, сообщает ИА «Наголос».
«Временно освобождаются от налогообложения
ввозной пошлиной при ввозе на таможенную территорию Украины и помещении в таможенный режим импорта:
1) до 1 января 2020 года - товары, которые не производятся в Украине, кроме товаров по кодам 4707 90 10 00, 4707 90 90 00 согласно УКТ ВЭД, и ввозятся на таможенную территорию Украины для использования в издательской деятельности украиноязычных изданий и деятельности по изготовлению книжной продукции, напечатанной полностью или не менее чем на 50% на украинском языке, которая производится в Украине, и имеют следующие коды согласно УКТ ВЭД
», - говорится в изменениях в Таможенный кодекс Украины.
В перечень товаров относятся: Готовые сиккативы; Пигменты (включая металлические порошки и хлопья диспергированные в неводной среде в виде жидкости, пасты или пастообразные, используемые при производстве печатных красок (включая эмали); Краска печатная черная; Краска печатная, кроме черной; Модифицированные крахмалы, используемые в бумажной промышленности; Только пластины (алюминиевые) с нанесенным на них сенсибилизированного
(светочувствительного) слоея и пластины, фотополимеризационные пригодные для изготовления печатных форм в полиграфии, длина любой стороны которых превышает 255 мм; пластины (магниевые) с нанесенным на них сенсибилизированным (светочувствительным) слоем для Изготовление штампов для тиснения в полиграфии, длина любой стороны которых превышает 255 мм; фотопленки плоские (листовые) для изготовления фотоформ в полиграфии, длина любой стороны которых превышает 255 мм; Фотопленки рулонные для изготовления фотоформ
в полиграфии шириной более 610 мм и длиной более 200 м; Фотопленки рулонные для изготовления фотоформ в полиграфии шириной более 610 мм и длиной не более 200 м; Фотопленки рулонные для изготовления фотоформ в полиграфии шириной более 105 мм, но не более 610 мм и длиной более 200 м для моментальной фотографии; Фотопленки рулонные для изготовления фотоформ в полиграфии шириной более 105 мм, но не более 610 мм и длиной более 200 м, другие; Смолы алкидные; Офсетные резиновые пластины из непористой
резины, кроме покрытия для полов и матов; Целлюлоза древесная, натронная или сульфатная, кроме растворимых сортов, полуотбеленная или отбеленная из хвойных пород; Целлюлоза древесная, натронная или сульфатная, кроме растворимых сортов, полуотбеленная или отбеленная из лиственных пород; Несортированные отходы бумаги и картоная и макулатура; Отсортированные отходы бумаги и картоная и макулатура; Только текстильные материалы, используемые для изготовления книжных переплетов; Оборудование для производства
бумажной массы из волокнистых целлюлозных материалов или для изготовления или отделки бумаги или картона; Оборудование переплетное, включая брошюровочные машины; Машины резательные; Машины для офсетной печати и оборудование и части к ним, кроме товарных позиций.
Напомним, согласно действующему законодательству, эти товары освобождаются от таможенных пошлин до 1-го января 2015 года.
Как сообщалось ранее, законопроект, инициированный нардепом Александром
Донием, призван конкретизировать использование украинского языка как государственного языка в Украине и языков национальных меньшинств.
nagolos.com.ua
Доля импорта на украинских прилавках растет с угрожающей скоростью
Доля импорта на украинских прилавках растет с угрожающей скоростью. Бизнесмены разводят руками: открывать и развивать производство в Украине сегодня решаются только отчаянные. Экономические показатели начинают давить на гривню сильнее, чем даже в 2008 году, - пишет Инна Прядко в № 7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года
В конце января на встрече с членами Совета предпринимателей премьерминистр Николай Азаров вдруг показательно возмутился гардеробом присутствующих.
“У каждого из нас сидящих костюмы импортные, рубашки импортные,галстуки импортные, обувь импортная. Куда дальше ехать? Приехали уже, - заявил премьер.- Настало время принимать самые радикальные меры, которые позволят нам подняться”.
По итогам 2012 года, согласно данным Госкомстата, страна потратила на закупку импортных товаров на $ 15,8 млрд больше, чем заработала на продаже за рубеж собственных.
Правда, из ямы импортозависимости Украине придется не подниматься,а, скорее, выкарабкиваться.
По итогам 2012 года, согласно данным Госкомстата, страна потратила на закупку импортных товаров на $ 15,8 млрд больше, чем заработала на продаже за рубеж собственных.
Разрыв между импортом и экспортом лишь за год вырос на 11,5%по сравнению с прошлым годом. Само же отрицательное торговое сальдо - разница между стоимостью ввозимых и экспортируемых товаров - достигло 9% ВВП, что выше,чем даже показатель кризисного 2008-го (8%
ВВП).
Тогда именно резкий рост отрицательного торгового сальдо обусловил обвал гривни, напоминает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, по оценкам которого реальный минус сальдо за минувший год достигает $ 17-20 млрд.
И хотя разрастание дыры в торговом балансе Украины во многом объясняется энергозависимостью страны от России и неблагоприятной ситуацией на самых хлебных для Украины внешних рынках - металлургическом и химическом, - эксперты указывают и на стремительно растущий поток заграничной
потребительской продукции.
“По товарам потребления от 80 % до 90 % - чистый импорт, то есть мы финансируем рабочие места за рубежом”, - заявил в ноябре прошлого года экс-министр экономики Анатолий Кинах.
Разрыв между импортом и экспортом лишь за год вырос на 11,5% по сравнению с прошлым годом.
Так, в 2012-м Украина на четверть увеличила импорт из Китая,откуда ввозит огромный ассортимент товаров, от оборудования до обуви и одежды,на 20,3 % - из Беларуси (мясные продукты, пластмасса
и полимеры, резина); на12,1% - из Польши (пищевые продукты, бумага, полимеры).
Предприниматели, экономисты и эксперты бизнес-ассоциаций, с которыми Корреспондент обсудил проблему, называют несколько причин обилия импорта на полках магазинов. Среди них - упадок большинства отраслей промышленности, вынуждающий ввозить из-за рубежа даже составляющие для выпускаемой в Украине продукции, а также беспросветность бизнессреды, в которой открывать собственное производство на порядок хлопотнее, чем ввозить продукт
на украинский рынок.
“Страна, которая не выпускает товары, конечно же, вряд ли сможет быть очень богатой или иметь процветающее население”, - подчеркивает важность назревшей проблемы Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).
Чужая рубашка ближе к телу
Анастасия Кондрикова, коммерческий директор и руководитель проектов компании Ideal&K, отлично знает, что такое импортировать товары в Украину и производить их на родине. Ее компания - один
из крупнейших поставщиков посуды и кухонных принадлежностей, включая китайский фарфор, чешское стекло Bohemia и французскую посуду Luminarc.
Чтобы быстрее реагировать на потребности рынка, Ideal&K открыл в Погребище Винницкой области еще и собственное производство: из Китая привозят фарфоровую массу, а обжигают, декорируют и формируют сервизы уже в Украине.
За годы независимости объем выпуска продукции легпрома сократился в 12 раз
“Мы выкупили производственные площади бывшего химкомбината
и полностью их переоборудовали”, - рассказывает Кондрикова. По ее словам, предприятие разместили подальше от киевского офиса, поскольку в регионах на порядок меньше бюрократических барьеров.
Однако на Виннитчине новый работодатель столкнулся с дефицитом умелых рук. К тому же, делится Кондрикова, средства на развитие приходится по крохам выкраивать из основного бизнеса - импорта, что не позволяет резко повысить конкурентоспособность продукции.
Кондрикова вздыхает, сравнивая неподъемные ставки
украинских кредитов - около 20% - с китайскими реалиями. “Там дают на развитие бизнеса кредит под 2-4%. Это же небо и земля! - рисует она параллельную реальность. -Взял кредит, открыл завод, и все - просчитал рентабельность, отбил, отдал”.
Неудивительно, что импортным путем идут большинство игроков рынка: по оценкам Кондриковой, керамика и фарфор сегодня на 90% привозные.
Аналогичной планки достигла и легкая промышленность, одна из самых импортозависимых отраслей Украины. За годы независимости
объем выпуска продукции легпрома сократился в 12 раз, напоминает Новак. В его родной Коломые ИваноФранковской области из четырех предприятий отрасли, работавших в советское время, частично задействовано лишь одно - щеточная фабрика.
На территории швейной фабрики сейчас дискотека, в ткацкой -ночной клуб и магазин, а обувной нет совсем, там жилая застройка
“На территории швейной фабрики сейчас дискотека, в ткацкой -ночной клуб и магазин, а обувной нет совсем, там жилая застройка”, -рассказывает
Новак.
Прочно занятыми оказались не только освободившиеся площади,но и доли рынка. Только за последний год, по данным Украинской ассоциации предприятий легпрома, объем импорта одежды вырос на 45-50%, в то время как экспорт сократился примерно на такую же величину - 30-40 %. Основной поток одежды и обуви в Украину идет из Китая и Турции, причем нередко это ввозимый под видом гуманитарной помощи секонд-хенд.
Однако даже не “серый” импорт является наибольшей головной болью украинских производителей,
настаивает Александр Барсук, директор текстильного концерна Ярослав. Его предприятие работает с середины 1990-х и производит более 200 видов продукции - от постельного белья до трикотажа и пледов.
“Самым страшным и угнетающим [фактором] сегодня является давление государства в таких его отвратительных проявлениях, как таможня и налоговая, - подчеркивает бизнесмен. - С помощью этих двух монстров потихоньку уничтожается промышленность Украины”.
Концерн Барсука, чьи производства расположены
в четырех городах страны, импортирует из-за рубежа и сырье, и оборудование. При этом, по его словам, каждую поставку таможня встречает “как враждебную вылазку со стороны предпринимателей”. Так, рассказывает он, любая ошибка - к примеру, в коде ткани- интерпретируется как попытка контрабанды, а не заметить огрехи предлагается за отдельную плату.
Основной поток одежды и обуви в Украину идет из Китая и Турции, причем нередко это ввозимый под видом гуманитарной помощи секонд-хенд.
С долей
белой зависти бизнесмен вспоминает своего покупателя из Литвы: недавно он растаможил машину с украинским грузом за 15 минут в пятничный вечер.
Украина разительно проигрывает в простоте бизнес-процессов даже ближайшему зарубежью, подтверждает Игорь Гуменный, основатель компании UBC Group. Он производит в Украине и экспортирует на все континенты охладители для напитков, занимая около 15% мирового рынка.
Предприниматель, строящий новый ресторан в латвийской столице Риге, был поражен простотой местной
разрешительной системы. Вместо битвы за согласование проекта он автоматически получил по почте все необходимые разрешения.
“В Украине, чтобы что-то построить, нужно собрать кучу согласований- одна сессия [местного совета] на землю, вторая еще на что-то”, - сравнивает Гуменный.
Эти сетования предпринимателей лучше всего отражает 137-я позиция Украины в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса. И хотя за год страна поднялась на 15 пунктов, отдельные составляющие рейтинга
могут надолго отбить охоту открывать здесь производство. К примеру, по простоте получения разрешений на строительство Украина занимает 185-е место из 187, по регистрации собственности - 149-е, по налогообложению - 145-е.
По простоте получения разрешений на строительство Украина занимает 185-е место из 187, по регистрации собственности - 149-е, по налогообложению - 145-е.
Деревянко подкрепляет эти показатели индексом инвестиционной привлекательности Украины, по которому ЕБА, опрашивая директоров
ведущих компаний,оценивает настроения бизнеса в стране. К концу 2012-го этот индекс опустился до самого низкого показателя за весь период наблюдений, с осени 2008 года, - 2,14 из пяти возможных баллов.
Некомфортная для национальных производителей бизнессреда особенно губительна для тех сегментов рынка, где у Украины слабые сырьевые позиции. Так, после остановки в прошлом году Жидачевского целлюлознобумажного комбината в стране не осталось крупных производителей газетной бумаги, рассказывает Виталий Торбенко,
директор компании Наш пап╕р.
Торбенко поставляет в Украину офсетную, газетную и другие виды бумаги - в основном из России и Финляндии, лесные массивы которых намного превосходят украинские. А идеи домашнего выпуска бумаги из альтернативного сырья, по его словам, пока разбиваются о быт.
“На моей памяти были некоторые проекты, уже почти готовые -к примеру, комбината с использованием соломы, - вспоминает предприниматель. -Инвесторы с китайской стороны хотели зайти, но, видимо, не последовало
гарантий госинститутов”.
Не конкурент импортерам Украина пока и на рыбном рынке, констатирует Алексей Рокицкий, ведущий специалист компании Рикон, входящей в пятерку крупнейших поставщиков рыбы в страну. После развала СССР государство лишилось привычных поставок советских рыболовецких флотов, растеряло собственный и, по словам Рокицкого, сегодня обеспечивает себя рыбой примерно на 15%.
После развала СССР государство лишилось привычных поставок советских рыболовецких флотов, растеряло собственный
и, по словам Рокицкого, сегодня обеспечивает себя рыбой примерно на 15%.
В то же время присутствие рыбы в национальном меню 45-миллионной страны и рост культуры ее потребления, включая популярность суши, делает Украину привлекательной целью для импортеров - в первую очередь Норвегии и Исландии.При этом рынку есть куда расти: физиологически обоснованная потребность Украины в рыбе составляет около 1 млн т в год вместо нынешних 600 тыс. т.
Еще одним фактором, подстегивающим импорт даже в парадоксальных
для страны секторах, является низкая покупательная способность населения.
Так, в прошлом году Украина закупила в 2,8 раза больше ввозной свинины (в основном из Бразилии, Германии и Польши), а также в 2,6 раза нарастила импорт иностранной птицы и субпродуктов из нее (США, Германия,Польша). Хотя в целом аграрии и пищепром остаются одними из локомотивов торгового баланса страны - положительное сальдо этих отраслей превышает $ 10 млрд.
Возвращение “ножек Буша” на отечественные прилавки
Александр Ярославский, замглавы Аграрной конфедерации Украины, объясняет бедностью населения.
“Экспортируем высокосортное дорогое мясо, импортируем - низкосортное дешевое”, - напоминает Ярославский. Так, средневзвешенная цена заграничной свинины в 2012 году составила $ 2,2 за 1 кг, а экспорта - $ 4,6, сравнивает эксперт.
Нечистые воды
Оценивая наиболее вероятные последствия возросшей зависимости Украины от импорта, экономисты прочат стране неминуемую девальвацию гривни.Ведь недостаток
валюты должен быть компенсирован инвестициями, отсутствие которых уже стало для государства притчей во язы цех, новыми зарубежными заимствованиями либо золотовалютными резервами страны.
Ослабление нацвалюты взвинтит цены на импортные товары и на какой-то период сделает более востребованным национальный продукт. Однако это лишь краткосрочная мера, которая не устранит ключевые причины слабости национального бизнеса, убеждены специалисты. Вряд ли поможет экономике и анонсированная Кабминомпрограмма импортозамещения,
если она ограничится традиционным введением пошлин на ряд зарубежных товаров или квотами на экспорт отечественных.
Оценивая наиболее вероятные последствия возросшей зависимости Украины от импорта, экономисты прочат стране неминуемую девальвацию гривни
Еще ни одной стране не удалось эффективно решить проблему избытка импорта административными мерами, напоминает Деревянко. “Точнее, сдержать импорт в краткой перспективе можно но развить производство не получится, - поясняет исполнительный директор
ЕБА. - Инвестор, как рыба, плывет в более чистые воды, и капитал будет перетекать в более спокойные гавани”.
Кроме того, искусственные барьеры для импорта ставят внутренний бизнес в тепличные условия, а значит, делают его еще менее конкурентоспособным на внешних рынках, подчеркивает Деревянко.
Согласен с ней и Барсук, который признает, что готов конкурировать с импортерами даже за госзакупки, если в стране будет сведено на нет поле для коррупции.
“Государственные гарантии прозрачности
и одни правила для всех- бизнесу больше ничего не нужно”, - резюмирует настроения предпринимателей Торбенко.
В пресс-службе Минэкономразвития Корреспондент заверили, что Кабмин также считает защиту прав собственности и справедливость судебных решений ключевыми проблемами бизнессреды.
Границы бизнеса размываются, а роль страны - всего лишь среда,где может разместиться и эффективно работать конкретное производство
Тем временем, напоминает Гуменный, ознакомившийся с опытом многих рынков
мира, глобализация как никогда истончила грани между национальным и импортным производством.
Предприниматель приводит в пример свое сотрудничество с датской компанией Carlsberg. В ее швейцарском офисе представители UBC Groupдоговариваются о поставках произведенных в Украине охладителей в страны Балтии,Азербайджан, Казахстан и даже в саму Украину, на принадлежащий Carlsberg завод Славутич.
“Границы бизнеса размываются, а роль страны - всего лишь среда,где может разместиться и эффективно работать
конкретное производство”, -размышляет Гуменный.
Чужими руками
Бразильское мясо, китайская одежда и российская бумага. Импортные товары прочно вошли в украинскую повседневность
С отрицательным сальдо торгового баланса Украина живет уже восемь лет, однако сегодня его объем как никогда близок к кризисным показателям 2008 года
КорреспондентДанные Госкомстата Украины
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 22 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных
на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
Экспортеры массово вывозят овощи из Украины, что способствует их подорожанию в отечественной рознице
Украинские овощеводы нашли способ избавиться от рекордного урожая лука, моркови и капусты. Они массово вывозят продукцию в соседние страны, где есть возможность получить за нее двойной навар. Только за январь аграрии отгрузили за пределы Украины почти 11 тыс. т овощей, что в десятки раз больше, чем за аналогичный период минувшего года. Высокие аппетиты соседей
заставят украинцев переплачивать за борщ. С начала сезона цены на овощи уже выросли почти на 10%, а к весне ожидается подорожание еще на 20%.
Украина бьет рекорды по экспорту так называемого борщового набора — лука, капусты, моркови и свеклы. По данным Государственной таможенной службы, за прошлый год отечественные фермеры отгрузили на внешние рынки более 19 тыс. т лука на сумму $2,6 млн. Для сравнения: в 2011 г. — всего 2,7 тыс. т на $0,97 млн. Есть все основания полагать, что нынешний
сезон будет для экспортеров еще более урожайным. Только в январе они экспортировали почти 9,5 тыс. т лука на $1,2 млн. Как констатируют в Украинском клубе аграрного бизнеса, это почти в 250 раз больше, чем за аналогичный период минувшего года. Если так пойдет и дальше, годовой объем экспорта "слезливой" культуры может приблизиться к 100 тыс. т, что даже больше, чем в рекордном 2009 г., когда украинцы отправили за границу свыше 68 тыс. т лука.
Не менее впечатляющие результаты и у экспортеров
капусты. По итогам прошлого сезона они реализовали за пределами страны порядка 5 тыс. т продукции (более чем на $1 млн), тогда как в 2011 г. — всего 900 т на $300 тыс. А по итогам января текущего года отгрузки составили 325 т почти на $100 тыс. Моркови, свеклы и репы в минувшем году на внешние рынки поставлено 5,6 тыс. т, что несколько меньше, чем в позапрошлом (7 тыс. т). Судя по активности продавцов, в этом году они явно рассчитывают наверстать упущенное. Только за январь экспорт превысил 1 тыс. т на $360
тыс.
Вывозить столь существенные объемы овощей позволяет хороший урожай. Хотя в 2011 г. многие хозяйства прогорели на борщовом наборе (из-за большого предложения цены на культуры были ниже себестоимости), посевные площади под ними не снизили. Свеклы, моркови и лука посадили по 40–50 тыс. га. Посеяли меньше только капусты (45 тыс. га в сравнении с 70 тыс. га в 2011 г.), которая была наиболее убыточной. Селяне доверились отечественным метеорологам, которые прогнозировали неблагоприятный
для овощей сезон, поэтому ожидали, что итоговый урожай будет меньшим, чем в позапрошлом году, и переизбытка продукции удастся избежать. Но в реальности все вышло совсем иначе. Урожайность борщовых культур, наоборот, выросла. Это позволило фермерам собрать на 10–15% овощей больше, чем ожидали. Свеклы и моркови было заготовлено по 800 тыс.
т, лука — свыше 1 млн т, капусты — около 1 млн т, что как минимум вдвое больше, чем в состоянии съесть украинцы. Поэтому уже в начале осени аграрии стали массово избавляться от товара, а цены на культуры резко снизились.
В такой ситуации на выручку нашим овощеводам пришли "проголодавшиеся" соседи, в первую очередь россияне и молдаване. Они готовы закупать украинские овощи в больших объемах и платить за них двойную цену. К примеру, лук в России и Молдове сейчас реально продать по 2,7
грн./кг, тогда как в отечественной рознице его стоимость едва превышает 1,3 грн./кг. Морковь и свеклу селяне сдают российским и молдавским посредникам по оптовой цене 2,4 грн./кг, что также вдвое дороже, чем в Украине. А за капусту в соседних странах можно выручить по 1,5 грн./кг, тогда как у нас оптовики берут ее по 80–90 коп./кг.
Растущие аппетиты ближайших соседей грозят нашим гражданам повышением стоимости овощей. За борщовый набор украинцам уже сегодня приходится платить почти на
10% больше, чем в начале сезона. Весной же, когда, как ожидается, экспортеры еще больше увеличат отгрузки, цены поднимутся на 15–20%. Впрочем, планы отечественных овощеводов хорошо подзаработать могут испортить импортеры. В январе они завезли в Украину более 500 т лука, 300 т капусты, 20 т моркови. Основным поставщиком овощей в нашу страну является Польша, где в нынешнем сезоне также собрали хороший урожай, поэтому местные селяне готовы уступать в цене. В украинской рознице импортные овощи продаются практически
по таким же ценам, как и отечественные, так что нашим фермерам придется побороться с импортерами за кошельки потребителей.
Украина введет заградительные меры на поставки белорусских нефтепродуктов
Правительство Украины намерено доказывать серьезный демпинг белорусского импорта и настроено добиваться введения заградительных мер на поставки нефтепродуктов из Беларуси. Об этом журналистам в ходе 4-го ежегодного Украинского энергетического форума Института Адама Смита заявил вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко.
"После того, как белорусские коллеги начали под видом растворителей продавать дизтопливо практически вообще без налогов... Мы видим, что это признаки
очень высокого уровня демпинга. Поэтому мы настроены, чтобы защитить своего производителя", – цитирует слова вице-премьера агентство OilNews .
Напомним, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины вновь изучает возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты.
Накануне ТНК-ВР заявила, что не будет поддерживать жалобу о возбуждении и проведении антисубсидиарного расследования импорта в Украину отдельных продуктов нефтепереработки (бензинов
моторных и других легких дистиллятов, дизельного топлива) из Беларуси. В 2011 г. ТНК-ВР поддерживала ограничительные меры.
По данным OilNews, "ЛУКОЙЛ" также не намерен поддерживать введение пошлин. Ранее президент компании Вагит Алекперов заявил, что пошлины могут привести к росту цен на нефтепродукты на украинском рынке.
В начале 2013 г. собственники украинских нефтеперерабатывающих заводов получили на подпись формуляр жалобы для проведения антисубсидиарного
расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Республики Беларусь.
Жалоба предполагает пятилетние ограничительные меры к топливу из Беларуси. Величина субсидий для белорусских НПЗ определена на возможном уровне в $180,84 на тонне топлива, который, вероятно, и будет рассматриваться в качестве ограничительной меры для импорта в Украину. При этом, как свидетельствуют источники агентства, подготовку документа и рассылку его собственникам НПЗ инициировал аппарат вице-премьер-министра
Украины Юрия Бойко, неоднократно лоббировавшего введение пошлин, либо других ограничений к импорту топлива. Впрочем, безуспешно. Так, в 2012 г. правительство рассматривало варианты ограничения импорта, в частности, посредством антисубсидиарного расследования против одной Беларуси, тогда как в процессе спецрасследования Украина натолкнулась на резкое противодействие европейских экспортеров нефтепродуктов.
belaruspartisan.org
Киевские таможенники заставили предпринимателя оплатить лишние 76 тыс. грн
КИЕВ. 26 февраля. УНН. Прокуратура Подольского района Киева открыла уголовное производство по факту служебной халатности должностных лиц Киевской региональной таможни, по вине которых предприниматель излишне уплатил почти 76 тыс. грн налоговых платежей. Об этом УНН сообщили в пресс-службе прокуратуры Подольского района Киева.
Прокурорской проверкой установлено, что киевские таможенники в 2010 году при оформлении таможенных документов на медицинские изделия для грудного
вскармливания в грузовой таможенной декларации отметили неверный код товара, по которому уплачивается ввозная пошлина в размере 10% и 20%.
Зато, по законодательству ввозимый товар относятся в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения и растамаживается по льготной ставке 0%.
Вследствие
служебной халатности должностных лиц Киевской региональной таможни предпринимателю вызвано 76 тыс. грн материального ущерба.
Прокуратура Подольского района Киева в Единый реестр досудебных расследований внесла сведения об уголовном правонарушении по ч. 1 ст. 367 УК Украины - "Служебная халатность".
Досудебное расследование в уголовном производстве поручено Подольскому райуправлению милиции.
В 2012 году не было случаев фиктивного возмещения НДС – Клименко
В прошлом году не было выявлено возмещения фиктивного НДС. Об этом в комментарии телеканалу ТВ╕ заявил министр доходов и сборов Украины Александр Клименко.
«Я бы не делал преждевременных выводов. Потому что система возмещения НДС на сегодняшний момент совершенна. И любых случаев мошенничества по 2012 год – я имею в виду, возмещения фиктивного, любого другого НДС – не было», – заявил г-н Клименко, комментируя расследование о том, как сумские налоговики возместили НДС на 70 миллионов фиктивной фирме.
«Конечно, были попытки подать заявку к возмещению, но, как я уже говорил, мы очень жестко это пресекаем. И мы воплощаем в жизнь тезис, что любое преступление будет наказано. Налоговая, а сегодня Министерство доходов и сборов, организует свою работу в рамках действующего законодательства», – добавил министр.
Засоби для ф╕льтрування води, палива та мастил: як класиф╕кувати за УКТЗЕД
Державна митна служба Укра╖ни роз'яснила особливост╕ класиф╕кац╕╖ товару «ф╕льтрувальн╕ картридж╕ для води та ф╕льтри для палива чи мастил». Так, при декларуванн╕ товару, який явля╓ собою пластиковий корпус, заповнений активованим вуг╕ллям чи ╕ншими ф╕льтруючими речовинами, його сл╕д класиф╕кувати як обладнання для ф╕льтрування води в товарн╕й п╕дкатегор╕╖ 8421 21 00 00 зг╕дно з УКТЗЕД. А ф╕льтри для палива чи мастил у двигунах внутр╕шнього згоряння класиф╕кують за кодом 8421 23 00 90УКТЗЕД.
Роз'яснено специф╕ку митного оформлення нас╕ння та садивного матер╕алу
Держмитслужба пов╕домила, що до сертиф╕кат╕в кра╖ни-експортера, як╕ подають митному органу при ввезенн╕ на митну територ╕ю Укра╖ни нас╕ння та садивного матер╕алу, в╕дносять: — сертиф╕кат ISTA про як╕сть нас╕ння; — сертиф╕кат OECD, що засв╕дчу╓ сортову в╕дпов╕дн╕сть нас╕ння ╕ садивного матер╕алу. Якщо ж кра╖на-експортер не при╓дналася до нас╕нн╓во╖ схеми ОЕСР за в╕дпов╕дним видом рослин, то нас╕ння таких рослин оформлюють на митниц╕ за наявност╕ сертиф╕ката ISTA ╕ документа, що засв╕дчу╓
сортову в╕дпов╕дн╕сть нас╕ння кра╖ни-постачальника (виробника). Митне оформлення садивного матер╕алу зд╕йснюють на п╕дстав╕ документа кра╖ни-експортера, що засв╕дчу╓ його як╕сть. Також до листа додано: — перел╕к нас╕ння (злаков╕ та бобов╕), на яке встановлено обмеження щодо перем╕щення через митний кордон Укра╖ни; — перел╕ки кра╖н – учасниць в╕дпов╕дних нас╕нн╓вих схем ОЕСР. Лист Держмитслужби Укра╖ни в╕д 14.02.13 р. № 11.1/2-16.3/1565-ЕП
ГТС рассказала о порядке ввоза на таможенную территорию Украины живых животных
В соответствующем письме ГТС разъяснила необходимость привлечения госинспекторов ветеринарной медицины для проведения ветеринарно-санитарного контроля всех без исключения живых животных, которые перемещаются через таможенную границу Украины.
В письме от 21.02.2013 г. № 11.1/3-16.3/1736-ЕП ГТС разъяснила, что постановлением Кабмина
от 05.10.2011 г. № 1031 «Некоторые вопросы осуществления государственного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины» утвержден Перечень товаров, подлежащих госконтролю (в том числе в форме предварительного документального контроля) в случае перемещения их через таможенную границу Украина. В этот перечень не включены, в частности, аттракционы, передвижные
цирки, передвижные зверинцы и передвижные театры (код товара согласно УКТВЭД9508 10 00 00).
В соответствии с Пояснениями к Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, в товарную позицию 9508
включаются, в частности, живые животные как предмет вспомогательного оборудования при условии, что они представлены вместе с этими аттракционами и как их составные части, несмотря на то, что будучи представленными отдельно эти животные включаются в другие товарные позиции УКТВЭД.
ГТС указала, что при осуществлении таможенного оформления указанных товаров,
при условии классификации их в товарной позиции 9508, необходимо учитывать, что:
- согласно Закону «О ветеринарной медицине» животные являются объектами государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, к которым должны применяться ветеринарно-санитарные мероприятия при перемещении их через таможенную территорию Украины;
- решениями Государственной чрезвычайной противоэпизоотической
комиссии при Кабмине, местных государственных чрезвычайных противоэпизоотических комиссий, Главного государственного инспектора ветеринарной медицины введены отдельные запреты на ввоз живых животных на территорию Украины независимо от того, каким образом и для каких целей они ввозятся;
- согласно Перечню живые животные подлежат ветеринарно-санитарного контроля при перемещении через таможенную границу Украины.
С учетом этого ГТС указала привлекать госинспекторов
ветеринарной медицины для проведения ветеринарно-санитарного контроля всех без исключения живых животных, которые перемещаются через таможенную границу Украины. Таможенный контроль и таможенное оформление таких товаров должно завершаться только после проведения ветеринарно-санитарного контроля.
ДПСУ: Щодо оподаткування податком на додану варт╕сть операц╕╖ з повернення обладнання, отриманого в╕д нерезидента в оперативний л╕зинг
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА СЛУЖБА УКРА╥НИ
ЛИСТ
в╕д 29.01.2013 р. № 1389/6/15-3115
Державна податкова служба Укра╖ни нада╓ ╕нформац╕ю щодо оподаткування податком на додану варт╕сть операц╕╖ з повернення обладнання, отриманого в╕д нерезидента в оперативний л╕зинг.
Оск╕льки п╕дпри╓мством ввозиться обладнання на умовах договору оперативного л╕зингу, укладеного з нерезидентом, таке обладнання буде пом╕щено у митний режим тимчасового ввезення. В залежност╕ в╕д виду
обладнання, яке ввозиться, в╕дпов╕дно до п. 206.7 ст. 206 Податкового кодексу Укра╖ни (дал╕ - ПКУ) до операц╕й ╕з ввезення товар╕в на митну територ╕ю Укра╖ни у митному режим╕ тимчасового ввезення застосову╓ться умовне повне зв╕льнення в╕д оподаткування або умовне часткове зв╕льнення в╕д оподаткування за умови дотримання вимог та обмежень, встановлених
главою 18 Митного кодексу Укра╖ни (дал╕ - МКУ).
Умовне повне зв╕льнення в╕д оподаткування (пп. 206.7.1 п. 206.7 ст. 206 ПКУ) застосову╓ться до товар╕в та в порядку, визначених ст. 105
МКУ, в╕дпов╕дно до яко╖ у зазначений режим пом╕щуються виключно товари, транспортн╕ засоби комерц╕йного призначення, зазначен╕ у ст. 189 МКУ та в Додатках B.1 - B.9, C, D до Конвенц╕╖ про тимчасове ввезення (м. Стамбул, 1990 р╕к), на умовах, визначених цими Додатками, а також
пов╕трян╕ судна, як╕ ввозяться на митну територ╕ю Укра╖ни укра╖нськими ав╕акомпан╕ями за договорами оперативного л╕зингу.
Товари (за винятком п╕дакцизних), не зазначен╕ у статтях 105, 189МКУ,
а також у Додатках B.1 - B.9, C, D до Конвенц╕╖ про тимчасове ввезення (м. Стамбул, 1990 р╕к), або так╕, що не в╕дпов╕дають вимогам зазначених Додатк╕в, зг╕дно з ст. 106 МКУ можуть пом╕щуватися у митний режим тимчасового ввезення з умовним частковим зв╕льненням в╕д оподаткування (пп. 206.7.2 п. 206.7 ст.
206 ПКУ), який передбача╓ за кожний повний або неповний календарний м╕сяць заявленого строку перебування на митн╕й територ╕╖ Укра╖ни таких товар╕в сплату 3 в╕дсотк╕в суми митних платеж╕в, яка п╕длягала б сплат╕ у раз╕ випуску цих товар╕в у в╕льний об╕г на митн╕й територ╕╖ Укра╖ни, розраховано╖ на дату пом╕щення ╖х у митний режим тимчасового ввезення (загальна сума нарахованого до сплати податку на додану варт╕сть не повинна перевищувати суму податку на додану варт╕сть, яка п╕длягала б сплат╕ при ввезенн╕
цього обладнання на митну територ╕ю Укра╖ни у митному режим╕ ╕мпорту).
П╕сля завершення строку д╕╖ договору оперативного л╕зингу ввезене обладнання п╕дляга╓ поверненню нерезиденту. Зг╕дно з п. 2 частини першо╖ ст. 86 МКУ така операц╕я ╓ реекспортом.
В╕дпов╕дно до п. 206.5 ст.
206 ПКУ операц╕╖ з вивезення товар╕в у митному режим╕ реекспорту зв╕льняються в╕д оподаткування податком на додану варт╕сть.
При цьому якщо платник податку придба╓ (виготовля╓) товари/послуги та необоротн╕ активи, як╕ призначаються для ╖х використання в операц╕ях, що зв╕льняються в╕д оподаткування, то суми податку, сплачен╕ (нарахован╕) у зв'язку з таким придбанням (виготовленням), не в╕дносяться до податкового кредиту зазначеного платника (п. 198.4 ст. 198 ПКУ).
Заступник Голови
А. П. ╤ГНАТОВ
По мнению ГНСУ, «импортный» НДС при ввозе товара, полученного в оперативный лизинг, не попадает в налоговый кредит
Государственная налоговая служба Украины в письме от 29.01.2013 г. № 1389/6/15-3115 предоставила информацию относительно обложения НДС операции по возврату оборудования, полученного от нерезидента в оперативный лизинг.
Поскольку предприятием ввозится оборудование на условиях договора оперативного лизинга, заключенного
с нерезидентом, такое оборудование помещается в таможенный режим временного ввоза. В зависимости от вида оборудования, которое ввозится, в соответствии с п. 206.7 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) к операциям по ввозу товаров на таможенную территорию Украины в таможенном режиме временного ввоза применяется условное полное освобождение от налогообложения или условное частичное освобождение от налогообложения при условии соблюдения требований и ограничений, установленных главой 18 Таможенного кодекса Украины
(далее — ТКУ).
Условное полное освобождение от налогообложения (п.п. 206.7.1 НКУ) применяется к товарам и в порядке, которые определены ст. 105 ТКУ, в соответствии с которой в указанный режим помещаются исключительно товары, транспортные средства коммерческого
назначения, указанные в ст. 189 ТКУ и в Приложениях B.1 — B.9, C, D к Конвенции о временном ввозе, на условиях, определенных этими Приложениями, а также воздушные суда, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам оперативного лизинга.
Товары (за исключением подакцизных), не указанные в статьях
105, 189 ТКУ, а также в Приложениях B.1 — B.9, C, D к Конвенции о временном ввозе, или такие, которые не отвечают требованиям указанных Приложений, согласно ст. 106 ТКУ могут помещаться в таможенный режим временного ввоза с условным частичным освобождением от налогообложения
(п.п. 206.7.2 НКУ). Этот режим предусматривает за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины таких товаров уплату 3% суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате в случае выпуска этих товаров в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату помещения их в таможенный режим временного ввоза (общая сумма начисленного к уплате НДС не должна превышать сумму НДС, которая подлежала бы уплате при ввозе этого оборудования на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта).
После завершения срока действия договора оперативного лизинга ввезенное оборудование подлежит возврату нерезиденту.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 86 ТКУ такая операция является реэкспортом.
В соответствии с п. 206.5 НКУ операции по вывозу товаров в таможенном режиме реэкспорта освобождаются от обложения НДС.
При этом если плательщик налога приобретает
(изготавливает) товары/услуги и необоротные активы, предназначенные для их использования в операциях, которые освобождаются от налогообложения, то суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика (п. 198.4 НКУ).
От себя добавим, что налоговики
почему-то забыли, что вышеуказанное оборудование может ввозиться в таможенном режиме импорта с соответствующими последствиями в налогообложении такой операции (о чем см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 100, с. 29).
Налоговый кредит по импортным товарам подтверждается таможенной декларацией
ГНСУ напомнила, что в случае ввоза товаров в Украину, датой возникновения:
- налоговых обязательств по НДС - является дата представления таможенной декларации для таможенного оформления;
- налогового кредита - является дата уплаты налога по налоговым обязательствам.
Формирование
такого налогового кредита осуществляется на основании таможенной декларации (в том числе временной), подтверждающей уплату налога (при условии соблюдения прочих требований по формированию налогового кредита) (письмо от 29.01.2013 г. № 1387/6/15-3115 ).
Как декларировать товары, ввозимые на основании договоров о совместной инвестиционной деятельности?
ГТС разъяснила, что вопросы заполнения таможенной декларации при наведении сведений о лице, которым перемещаются товары в рамках договоров о совместной инвестиционной деятельности без создания юрлица, - урегулированы действующим законодательством.
В письме от 24.01.2013 г. № 12.2/2/48-ЕП ГТС разъяснила, что согласно абз.1 и абз.
11 правил заполнения графы 9 главы 2 раздела II Порядка заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа (Порядок № 651), если описанием этой графы не предусмотрено иное, в графе указываются сведения о резиденте, который заключил внешнеэкономический договор (контракт) или иной документ, используемый в международной практике
вместо договора (контракта). Сведения о лицах приводятся в графе согласно приложению к Порядку. При этом в соответствии с пунктом 1 Порядка наведения сведений о лицах, приведенного в приложении к Порядку № 651, в правом верхнем углу указывается, в частности, налоговый номер налогоплательщика согласно пункту 2.2 раздела II Порядка учета плательщиков налогов
и сборов (Порядок № 1588).
Согласно пунктам 2.2 - 2.4 раздела II Порядка № 1588 уполномоченным лицам договоров о совместной деятельности на территории Украины без создания юрлица органами ГНС присваивается регистрационный (учетный) номер налогоплательщика.
ГТС указала, что при наведении сведений о лице, которым перемещаются товары в рамках договоров о совместной инвестиционной деятельности без создания юрлица, в правом верхнем углу графы 9 таможенной декларации
в качестве налогового номера налогоплательщика указывается регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, присвоенный уполномоченному лицу договора о совместной деятельности на территории Украины без создания юрлица.
В других полях графы 9 ТД при этом указываются сведения об уполномоченном лице договора о совместной деятельности
согласно Порядку наведения сведений о лицах.
При этом идентификация ТД на товары, ввозимые на основании договоров о совместной инвестиционной деятельности, должна осуществляться по признаку наличия кода особенности перемещения товаров через таможенную границу Украины «ВВ» (ввоза товаров на основании договоров о совместной
инвестиционной деятельности с участием иностранного инвестора, не связанной с созданием юрлица) в графе 37 ТД.
М╕ндоход╕в чека╓ на в╕дпов╕дь М╕н╕стерства охорони здоров’я щодо ╕мпорту д╕╓тичних добавок
Фах╕вц╕ М╕ндоход╕в чекають на роз’яснення М╕н╕стерства охорони здоров’я Укра╖ни для вир╕шення правово╖ кол╕з╕╖, що виникла навколо ╕мпорту д╕╓тичних добавок на територ╕ю Укра╖ни у м╕жнародних поштових та експрес-в╕дправленнях.
В╕дпов╕дно до положень Закону Укра╖ни «Про безпечн╕сть та як╕сть харчових продукт╕в» та Закону Укра╖ни «Про забезпечення сан╕тарного та еп╕дем╕чного благополуччя населення» розр╕зняють поняття «харчовий продукт (╖жа)» та «д╕╓тична добавка».
Д╕╓тичн╕
добавки п╕дпадають п╕д визначення груп 1-24 УКТЗЕД ╕ не в╕дносяться до продукт╕в харчування. В╕дтак, у в╕дпов╕дност╕ до статт╕ 235 Митного кодексу Укра╖ни, д╕╓тичн╕ добавки забороня╓ться перем╕щувати (пересилати) в м╕жнародних поштових та експрес-в╕дправленнях, якщо вони перем╕щуються (пересилаються) на адресу громадян.
Важливо зазначити, що така заборона
встановлена т╕льки для громадян ╕ в╕дпов╕дно, суб`╓кти господарювання мають право зд╕йснювати ╕мпорт д╕╓тичних добавок сплачуючи при цьому ус╕ належн╕ митн╕ платеж╕ та в╕дпов╕дно, дотримуючись ус╕х вид╕в контролю, у тому числ╕ сан╕тарно-еп╕дем╕олог╕чного.
Враховуючи той факт, що питання ╕нформування та надання роз'яснень щодо зд╕йснення державно╖ пол╕тики у сферах охорони здоров'я, сан╕тарно-еп╕дем╕чного благополуччя населення зд╕йсню╓ М╕н╕стерство охорони здоров'я Укра╖ни (Указ Президента
Укра╖ни в╕д 13.04.11 №467), Державна митна служба Укра╖ни звернулася до МОЗ за в╕дпов╕дним роз`ясненням щодо в╕днесення б╕олог╕чно-активних добавок, д╕╓тичних добавок та продукт╕в для спец╕ального д╕╓тичного споживання (використання) до категор╕╖ «продукти харчування». Проте, на даний момент ч╕тко╖ однозначно╖ в╕дпов╕д╕ не отримано.
На захист╕ здоров’я громадян, особливо д╕тей, не повинно бути жодних штучних бар’╓р╕в, тому фах╕вц╕ М╕ндоход╕в зац╕кавлен╕ у вир╕шенн╕ ц╕╓╖ соц╕ально важливо╖
проблеми.
* * *
Нагада╓мо, що Указом Президента Укра╖ни в╕д 24.12.2012 №726/2012 утворено М╕н╕стерство доход╕в ╕ збор╕в Укра╖ни шляхом реорган╕зац╕╖ Державно╖ податково╖ служби Укра╖ни та Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни, поклавши на М╕н╕стерство, що утворю╓ться, функц╕ю з адм╕н╕стрування ╓диного внеску на загальнообов’язкове державне соц╕альне страхування.