Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Статья "ECM-потребности в России закрыты на 22%" от Максим Кайнер


Все о документообороте

Сайт рассылки
 



Статья "ECM-потребности в России закрыты на 22%" от Максим Кайнер
2014-04-14 12:13 Максим Кайнер

В России на начало 2014 года насчитывалось более 6,25 миллионов рабочих мест, которые могут быть автоматизированы при помощи функционала ECM-систем.

Тонкости методики

Базой для оценки емкости и потенциала российского рынка послужили открытая статистика, данные, рассчитанные аналитическим агентством, а также экспертные мнения специалистов отделов продаж и маркетинга компании-ведора ECM-системы DIRECTUM.

Статистика численности работников отечественных компаний представлена на сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и Федеральном портале малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации (smb.gov.ru).

Данные об уже автоматизированных рабочих местах взяты из аналитических обзоров российского рынка тиражных ECM-продуктов DSS Consulting за 2007-2012 годы. Статистика 2004-2006 и 2013 годов получена экстраполяцией.

Численность рабочих мест, автоматизированных в России на базе иностранных ECM-платформ, а также прочие данные, необходимые для проведения анализа, оценены экспертами компании-вендора.

Выработка ECM-рынка по регионам

Выработанная доля рынка – отношение уже автоматизированных рабочих мест в федеральном округе (стране) к общему числу работников, которые взаимодействуют с корпоративным контентом и имеют потребность в ECM-системе.

Рынок Центрального федерального округа, ожидаемо, наиболее выработан. Здесь уже более половины всех работников, нуждающихся в том или ином ECM-решении, автоматизированы. Потенциал рынка в Северо-Кавказском федеральном округе является наибольшим – удовлетворены только около 2% спроса.

Выработка ECM-рынков прочих федеральных округов составляет 10-16%. Всего по России – 22%.

Потенциал рынка (в рабочих местах)

Потенциал рынка – количество рабочих мест офисного персонала, нуждающегося в ECM-решении, но еще не автомтизированного, в федеральном округе (стране).

Отдельно подсчитан потенциал рынка в малых компаниях (от 15 до 100 работников), так как их потребности в ECM-системе отличны от потребностей среднего и крупного бизнеса.

В числе лидеров по потенциалу ECM-рынка Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится 55% всего потенциала автоматизации средних и крупных компаний страны.

Всего в стране в автоматизации за счет внедрения ECM-системы в средних и крупных компаниях нуждаются более 4 660 тысяч работников. Для малых компаний показатель составляет 1 590 тысяч.

Итого в России более 6 250 тысяч рабочих мест могут быть автоматизированы за счет функционала систем управления корпоративным контентом.

Потенциал российского рынка в денежном выражении по стоимости программного обеспечения, закрывающего базовые функции ECM-системы, составляет минимум 27 миллиардов рублей. Из них 2,5 миллиарда рублей (примерно 9,25%) приходится на продажу ПО малым компаниям. Стоит повториться, здесь учитывается только цена программного обеспечения исключительно в минимальных базовых поставках. Если учитывать стоимость консалтинга и внедрения, суммы возрастают в 4-6 раз.



Статья "В отечественных компаниях работа с данными более 70% сотрудников не автоматизирована." от Сергей Лосев, Василий Бабинцев
2014-04-29 16:22 Сергей Лосев, Василий Бабинцев

Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании Directum, рассказал об изменении потребностей в сфере СЭД российских заказчиков за последние годы, развитии рыночных трендов и объяснил основные отличия отечественных разработок от западных.

CNews: Как изменились потребности российского рынка СЭД в последние годы?

Василий Бабинцев: В начале 2014 года мы посчитали потенциальную емкость рынка ECM в России, исходя из данных о рабочих местах офисного персонала в компаниях с числом сотрудников более 100 человек – эти условия уже требуют регламентированного взаимодействия с корпоративным контентом. В отечественных компаниях работа с данными более 70% сотрудников не автоматизирована. Раньше СЭД внедрялись для автоматизации работы делопроизводителей, но в последние 3–5 лет заказчики увидели более широкий спектр решаемых задач. Соответственно, вендоры расширяют функционал продуктов, чтобы не только закрывать узкие задачи, но и предлагать инструмент автоматизации всех бизнес-процессов, завязанных на работе с корпоративной информацией.

Отсюда такие тенденции и потребности, как обеспечение мобильного доступа, разработка и усовершенствование веб- и тонких клиентов, консьюмеризация, создание отдельных ECM-приложений, появление SaaS-решений. Все это выходит за рамки ЭДО и даже ECM – мы называем это направлением Extra ECM и реализуем в стратегии Directum.

Влияние на рынок также оказало государство. Законодательные инициативы (№229-ФЗ, №210-ФЗ, № 63-ФЗ и т.п.) подтолкнули к развитию межкорпоративный учетный документооборот и автоматизацию работы органов власти. Активно ведется построение электронного правительства как в рамках отдельных регионов, так и страны в целом за счет систем межведомственного электронного взаимодействия и систем исполнения регламентов. Государство стало за последние 2–3 года самым крупным заказчиком на рынке ECM.

CNews: В чем, на ваш взгляд, основные отличия российских разработок от решений, предлагаемых иностранными вендорами?

Василий Бабинцев: Во-первых, российские разработки лучше соответствуют реалиям отечественного бизнеса. Существуют отраслевые наработки, включающие в себя готовые схемы и решения, требующие минимальных затрат на этапе внедрения. Среди таких наработок решения для нефтегазовой отрасли и энергетики, для распределенных холдингов, для банков и страховых компаний. Также ведущие российские ECM-вендоры предлагают государственным органам готовые ИТ-решения, закрывающие потребности в построении межведомственного взаимодействия, автоматизации предоставления услуг гражданам.

Во-вторых, отечественные разработки не требуют локализации и их легче внедрять и модифицировать ввиду наличия команд внедрения.

В-третьих, отечественные предложения на ECM-рынке отличаются всеобъемлющим подходом к автоматизации. Российские системы позиционируются как решение большинства насущных вопросов: от обеспечения работы делопроизводителей до автоматизации HR-службы. То есть на базе одной платформы предлагается решать как классические СЭД-задачи, так и вопросы, не имеющие непосредственного отношения к управлению документами.

Западные разработчики систем управления корпоративной информацией специализируются на создании узких, но заточенных решений. Например, таких, которые позволяют исключительно согласовывать и оплачивать инвойсы, они не рассчитаны на расширение функционала. В Россию приходят крупные игроки: EMC, FileNet, OpenText.

CNews: Как развиваются такие тренды, как мобильность, облака и социальность в России и на Западе?

Василий Бабинцев: Наличие мобильных приложений сегодня уже обязательно для российских ECM-продуктов. Вендоры продвигают эту идею, в некоторых случаях опережая реальный спрос; задача вендоров-лидеров заключается в том, чтобы обучать клиентов, показывать им новые горизонты. Наш опыт показывает, что после внедрения и освоения мобильных решений ими начинают пользоваться – аппетит приходит во время еды. На Западе тема BYOD уже не считается горячей, корпоративные продукты работают на мобильных устройствах.

Несмотря на плюсы SaaS-схемы для разворачивания корпоративной системы, отношение к облакам в России до сих пор остается настороженным. Спрос не сформирован, наблюдается он со стороны представительств западных компаний. В США при заказе сравнительно узких решений в области управления документами и процессами чаще склоняются к SaaS-решениям. Ожидаем, что тренд проявит себя в нашей стране, по крайней мере в центральных регионах, но в данном вопросе многое зависит от бизнес-культуры организаций, степени доверия, возможности и желания взять ответственность на себя со стороны исполнителей.

Социальность в российских ECM-системах сейчас не на первом месте. Она может рассматриваться как часть консьюмеризации, включающей в себя также геймификацию, облегчение обучения работе в системе, освежение интерфейсов, новые возможности поиска информации. На Западе крупные игроки, такие как IBM, уже предлагают свои решения в области Social Content Management, но вопросы ROI здесь остаются открытыми.

CNews: Какие решения вашей компании наиболее востребованы заказчиками крупного, среднего бизнеса и госсектора?

Василий Бабинцев: До сих пор есть крупные заказчики, для которых актуальны базовые задачи: построение электронного архива и согласование документов. Но большинство клиентов уже концентрируется на расширении функционала ECM-системы, внедрении прикладных бизнес-решений. Среди наиболее востребованных бизнес-решений Directum отмечу «Управление договорами», «Согласование счетов на оплату», «Финансовый архив», «Электронный архив документов дня для банков», «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот».

Для заказчиков из госсектора разработаны решения «Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона» и «Региональный портал государственных услуг и сервисов». Внедрение ECM-системы Directum в государственных органах направлено на построение безбумажного межведомственного взаимодействия, оказание качественных госуслуг, построение электронного правительства.



Запись блога "По мнению эксперта AIIM и для бумаги должно быть место в СЭД" от Елена Чернышева
2014-04-29 17:50 Елена Чернышева

Задумываясь о мире будущего, мы представляем человека, сплошь и рядом окруженного гаджетами и электронными устройствами. Бумажные документы в таком мире встречаются лишь в виде музейных экспонатов: редких книг и раритетных архивов. С каждым днем наша реальность все больше приближается к описанному – электронные версии документов с высокой скоростью вытесняют свои бумажные эквиваленты. Существует множество аргументов в поддержку этой тенденции: перевод документов в электронный вид дает массу преимуществ, а при использовании системы электронного документооборота обеспечивает их сохранность, надежный уровень конфиденциальности, быстрый и удобный поиск.

Но все же в некоторых случаях, отказаться от бумаги невозможно. Свои коррективы здесь вносят и требования законодательства и технические ограничения. Если избавиться от бумажных документов полностью нельзя, что же позволит сократить риск их потери и обеспечит удобный поиск?

Возможный вариант решения этого вопроса в своем блоге описывает эксперт AIIM, Марк Мэндель. Рассматривая управление бумажными и электронными документами, Марк придерживается идеи, что в компаниях должна использоваться система, позволяющая управлять обоими видами документов. Такая система обеспечивает как быстрый поиск документа в электронном виде, так и документа, хранящегося в бумажном архиве.

«Идеальным решением является то, что позволяет пользователям искать документы без учета типа файла или носителя информации. Если результат поиска – электронный документ, и пользователь имеет необходимые разрешения, файл можно извлечь и просмотреть сразу. Если же результат – бумажный документ и пользователю предоставлен доступ, он может инициировать процесс получения документа. Система, в свою очередь, будет отслеживать выданный документ до тех пор, пока он не вернется», – рассуждает Марк.

Также автор подробно описывает организацию бумажного делопроизводства при помощи СЭД.

Познакомиться с полным текстом блога вы можете здесь.


 



 
 
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин
 

В избранное