Вопросы о готовности российских заказчиков к внедрению ECM мы задали представителям компаний, которые встретились на
10-м юбилейном форуме партнеров DIRECTUM.
Разговор состоялся с со Старковым Дмитрием, исполнительным директором
консалтинговой компании «ФИНЭКС Качество»
(генеральный партнер DIRECTUM с 2007 года) и
Еленой Олишевской генеральным директором компании «Лан Сервис» (авторизованный
партнер DIRECTUM).
Как вы оцениваете рынок ECM-систем
и уровень зрелости заказчиков?
Дмитрий Старков: В среднем по рынку уровень зрелости
у российских заказчиков достаточно высокий. Более того, на мой взгляд, сейчас,
с одной стороны, есть некая такая стагнация рынка ЕСМ, потому что львиная доля
заказчиков давно уже поняла необходимость ЕСМ, большинство уже что-то внедряли
и работают.
Сейчас происходит этап переформирования тех требований,
которые были сформированы у кого-то 10 лет назад, у кого-то – 5 лет назад.
Поработав, они поняли, что сейчас не хватает, идет расширение функционала.
У многих наших текущих клиентов формируется новый класс
задач и происходит развитие проекта. Новые же клиенты, которые к нам
обращаются, как правило уже давно используют конкурирующие СЭД, однако с учетом
расширений их потребностей функционал этих систем их уже не устраивает. Поэтому
для нас, как для консалтинговой компании, очень ценно, что DIRECTUM,
как ECM-платформа, на сегодняшний день развивается,
опережая потребности заказчика по многим требованиям.
Сейчас очень интересный период для рынка – работа со зрелым
заказчиком, который более-менее четко понимает, что ему нужно. Он имеет, как
правило, опыт эксплуатации ЕСМ либо на предыдущих местах работы, либо в своей
организации. С такими заказчиками работать в чем-то сложнее, но очень
интересно. Когда заказчик понимает, чего он хочет, это на порядок улучшает и
качество взаимодействия на проекте и итоговый результат внедрения. Уж не надо
объяснять заказчикам, что нужно, что важно, что окупается, что требует
инвестирования. При этом возрастают требования к внедренцам. От них требуется
уже быть не столько ИТ-специалистами (установил программное обеспечение,
настроил, обучил и закончил проект), сколько экспертами в области
бизнес-консалтинга (оптимизация процессов предприятия, оценка эффективности) и ECM-технологий. Рынок становится более требователен к
исполнителям и нам, честно говоря, это нравится.
Какой функционал наиболее востребован заказчиками по
проектам внедрения?
Дмитрий Старков: Тут понятно, что классика жанра –
это ЕСМ-система с классическими задачами канцелярии. Однако и этот функционал в
последние годы переживает новый виток развития. Многие уже перешли от учетных
делопроизводственных систем к полной автоматизации внутреннего документооборота.
Сегодня же мы делаем следующий важный шаг – переходим к межкорпоративному
(межведомственному) документообороту в электронном виде. Стоит так же отметить,
что довольно большой процент заказчиков рассматривает как важнейшую задачу
организацию групповой работы collaboration. И
динамичный малый и средний бизнес, и крупные холдинговый структуры и даже
сектор госуправления нуждается в эффективное группового взаимодействие
сотрудников, причем, не столько по вертикали, но и в рамках рабочих групп,
проектных команд, в рамках оперативного общения и решения задач.
В отсутствие таких инструментов в ECM
сотрудники начинают взаимодействовать и решать вопросы чуть ли не с помощью
фэйсбука и других социальных сетей, что совершенно не устраивает руководство.
Поэтому инструменты для корпоративного и межкорпоративного
взаимодействия для решения оперативных вопросов, не всегда укладывающиеся в
строго формализованный классический документооборот, начинают быть все более
востребованы.
А заказчики точно представляют, что требуется от таких
решений?
Дмитрий Старков: Нет, не представляют. Как раз
поэтому от нас, как от консультантов, ждут предложений. Если раньше это все
нормально укладывалось в вертикаль власти и классическую переписку, служебки и
т.д., то сейчас нужно оперативное взаимодействие для решения вопросов и может
быть совершенно не важно, где человек находится и кому он административно
подчиняется. Где бы не работал сотрудник (в офисе, в командировке, «фриланс») –
ему нужно обеспечить единое рабочее пространство и единую и удобную среду
взаимодействия со своими коллегами. И рамки «служебную записку написал –
ответили» становятся сдерживающим развитие фактором.
Часто понимания, как это сделать, нет, и это тоже один из
сегментов развития наших консалтинговых услуг. Раньше мы объясняли, как перейти
от бумажных документов к электронным, сейчас мы говорим, как отказаться от
документарного взаимодействия, ограничиться взаимодействием через систему, но
не для каждого же издавать приказ, писать служебную записку. Будьте проще –
повысится оперативность, но при этом нужно задать определенные правила. Вот эти
правила нужно выстраивать.
Какие решения из входящих в СЭД на текущий момент самые
востребованные?
Елена Олишевская: Стандартные – канцелярия, договоры,
служебки, совещания. Здесь уже, наверно, не вопрос, какой востребованный
модуль, а что внутри него есть интересного и неординарного. Например, один из знаменитых
европейских брендов Efes – пивная группа, которая
работает с Coca-cola, Pepsi. Мы заканчиваем автоматизацию договоров и договорных
документов. Казалось бы стандартный модуль, но 154 (!) вида договоров и
практически каждый живет совершенно автономной своей жизнью. Сложная задача.
Сегодня мы структурируем категории, подкатегории, виды, потом опять меняем эти
категории, виды, формы, шаблоны, уточняем. Интересная жизнь у данного проекта.
Хотят ли клиенты переходить к более прозрачным процессам?
Елена Олишевская: Хотят, потому что понимают, что
жизнь ускоряется, ответственность за каждую долю ошибки повышается. Принятие
решений и зона ответственности перемещается с руководителя на каждого
сотрудника и ошибка каждого имеет значение.
И каждый раз, когда мы начинаем выяснять, какой же «жизнью»
живет, например конкретный вид договора или процесс, появляются открытия. И вот
эти открытия радуют и нас, и клиентов, потому что мы находим те зоны, о которых
не всегда подозревали владельцы процессов и их пользователи. Это больной
процесс, клиенту тяжело осознавать, что что-то не так в их процессах
выстроенных и выстраданных годами. Признаваться в этом какой-то внешней
компании – консультантам – еще тяжелее. Но если бы не хотели, то не заказывали
бы проекты и не завершали бы! Можно было бы в самый пик проблем бросить проект.
Но мы же проходим каждый раз пик и выходим на результат! Воистину – через
тернии к звездам!..
Насколько компании сейчас формализованы в процессах?
Елена Олишевская: Наш опыт подсказывает, что чем
больше компания, тем больше бюрократия. Она может быть здоровая или с
перегибами. Больше бюрократии – меньше воли «творчества», а творчество
подразумевает нестандартный путь. Нестандартный путь дает ошибку – человеческий
фактор. Чем больше компания, тем больше она стремится к минимизации
человеческого фактора и ошибки. Поэтому всё стандартизируется по максимуму.
Даже если компании в ходе интервью, консалтинга определяют, что что-то не
уточнено в процессах, то они стремятся быстро заполнить эту нишу или видоизменить
процесс. Стремятся к максимальной формализации и бюрократии.
Да, есть место творчеству, есть место развитию. Но это,
скорее, инвестиционные проекты, проекты развития, капитализации. Это не для тех
задач, которые обеспечивают стабильную и надежную работу бизнеса – текущие
задачи. Они должны работать на потоке – стабильно, четко, понятно и прозрачно.
И чем больше логичной бюрократии (хотя «бюрократия» – плохое слово) в большой
компании, тем прозрачнее работает компания.