Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

3 проблемы и 3 решения. Boomstarter. Краудфандинг: сломать стереотипы






3 проблемы и 3 решения. Boomstarter. Краудфандинг: сломать стереотипы
2016-07-12 15:38
Герои фильма «Кадры» Билл и Ник становятся невостребованными специалистами и теряют работу. Они практически не разбираются в технологиях и пытаются исправить это, устраиваясь на стажировку в Google. Билл и Ник попадают в команду отстающих, и у них практически нет шансов проявить себя. Но благодаря слаженной работе и умению общаться с людьми они выигрывают конкурс и получают приглашение на работу. Часто личные качества человека становятся ключевым фактором в развитии карьеры.


Firrma подготовила серию историй молодых предпринимателей, каждый из которых рассказал нам о трех своих самых больших проблемах и способах их решения. В этот раз своей историей поделился сооснователь краудфандинговой платформыBoomstarterРуслан Тугушев.

Как все начиналось: идея и спиноф

Началось все в феврале 2012 года. Мне и моему партнеру Евгению Гаврилину не хватало собственных средств на реализацию всех задуманных нами проектов. Так потребность в финансировании и подтолкнула нас к созданию краудфандинговой платформы Boomstarter. Мы знали, что в мире уже существуют подобные ресурсы – например, Kickstarter. Мы решили, адаптировать эту модель финансирования под российский рынок. Мысль, что люди с разных уголков страны могут выкладывать свои идеи и находить единомышленников – была необыкновенно заманчивой.

huotwH4-SsY.jpg

Мы продумали общую концепцию, дизайн сайта и запустили проект.

Вызов 1. Никто не верил в краудфандинг в России

Когда мы решили запустить Boomstarter, то очень часто слышали критику по поводу краудфандинга в целом. Почти никто не верил, что это сработает в России, как на Западе. Например, краудфандинг сравнивали с «МММ», говорили, что никто не будет отдавать свои деньги для реализации проектов незнакомых людей, ссылались на менталитет, на кризис и стереотипы. Например, говорили нам, можно сказать про запущенный проект «да, мне это нравится», но это не всегда приводит к покупке. Родственники и друзья всегда поддержат и скажут: «да это круто», но остальные могут так не подумать. Но мы собирались запустить такую площадку, где люди могли бы протестировать спрос и понять нужно ли это большинству или нет.



Решение 1. Успешные сборы на площадке.

За четыре года на Boomstarter получили финансирование более 1000 проектов: изданы книги, сняты фильмы, разработаны новые технологии. На проекты было привлечено более 250 млн рублей.

Средний сбор по проектам около 300 тысяч рублей. Вот несколько примеров успешных проектов:

1.«Русский дух в Стране самураев»

В книге блогер Дмитрий Шамов затронул множество аспектов жизни в Японии: работа, учеба, личные отношения, друзья, путешествия, увлечения, бытовые условия, оплата счетов и многое другое из чего состоит наша жизнь. Сборы составили 1,48 млн рублей.

2.Дизайнерские наручные часы из дерева -TwinsWood

Наручные часы из ценных и экзотических пород древесины с кожаными ремешками.Сборы составили 577 тысяч рублей.

3.NeoBackpack: городской рюкзак для работы и тренировок.Сборы составили 525 тысяч рублей.


Отечественная видеоигра про историю России. Сборы составили 1,2 млн рублей.

5.«1000пар обуви для запуска необычной фабрики».

Фабрика работает по принципу «пара за пару»: за каждую проданную пару обуви авторы обеспечат обувью нуждающегося человека. Сотрудники фабрики – люди с ограниченными возможностями.
Сборы составили 2,091 млн рублей.

5. Космический спутник «Маяк»

Сборы составили 1,99 млн рублей.

6. «Биван» — надувной диван.

За первый день он собрал всю заявленную сумму в 1 млн рублей, стал самым успешным продуктовым проектом и самым кассовым (за один день) за все существование Boomstarter.

Каждый проект стал успешным по разным причинам, но если обобщить, то можно выделить 5 основных принципов успеха, которые помогут довести проект до успешного завершения:

1. Поддержка популярного блоггера.
2. Активное освещение в СМИ.
3. Качественное оформление дизайна страницы проекта.
4. Выбор правильного времени для запуска проекта, когда можно спрогнозировать большой спрос.
5. Четкое понимание для кого создается проект.

Вызов 2. Инвесторы не верили в бизнес-модель Boomstarter

Основной заработок Boomstarter – это комиссия, которую мы берем только с успешных проектов. Наша комиссия составляет 5% от собранных средств, еще 5% берут платежные системы, а также автор должен заплатить налог в зависимости от его формы собственности. У нас нет никаких инвестиционных фондов или финансовых институтов, которые вложили бы в нас деньги. При этом в самом начале, где-то до октября-ноября 2012 года мы активно занимались поиском инвестиций. У нас не было никаких финансовых показателей или чего-то подобного, что можно было продемонстрировать. Исходя из этого, никто не хотел инвестировать большие суммы денег на два-три года вперед. Нам предлагали менее значимые суммы, но нам не нравились предлагаемые условия сотрудничества. Инвесторы просили достаточно большую часть компании. Мы понимали, что через 5 лет нам придется еще несколько раз привлекать инвестиции – в итоге привлечение сторонних инвесторов на данном этапе могло бы оставить нас практически ни с чем.

Решение 2. Вкладывали сами.

Вначале было сложно объяснить инвесторам преимущества нашей модели. В итоге мы запустились на свои деньги и вложили в общей сложности около $1 млн без внешних инвестиций.

Позже к нам присоединились старший вице-президент, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Надия Черкасова и бизнес-ангел Борис Жилин в качестве партнеров. Они присоединились к нам как физические лица , так что это была не совсем инвестиционная сделка.

В течение последних двух лет нас поддерживает Microsoft. Корпорация выделила нам грант в размере $120 тысяч на технологии Microsoft Azure. Такая поддержка нам очень сильно помогла. Microsoft подставил серьезное плечо в этот сложный период. Мы сконцентрировали почти все наши технологии и разработки внутри одного облака. Мы считаем, что MS Azure - лучший в своем роде. Он предоставляют файловое хранилище, систему доставки содержимого - все это помогает масштабировать наше приложение. Мы всем очень довольны.
FWZ6Z92I85I.jpg

Вызов 3. Отношение к «народным сборам»

Стереотип «краудфандинг – попрошайничество через интернет» до сих пор существует. Но для таких заявлений просто нет основательных аргументов. Краудфандинг подразумевает коллективное финансирование, когда нужная сумма собирается благодаря большому числу людей, заинтересовавшихся идеей. Есть четкая граница между благотворительностью и краудфандингом. Деньги автору переводят не безвозмездно, каждый спонсор получает взамен различные вознаграждения. Кто-то хочет увидеть новое кино и может не только стать сопричастным, дав небольшую сумму, а еще и получить возможность сняться в этом фильме. Кто-то хочет стать обладателем нового гаджета – через крауд-проект он получит его раньше остальных, да еще и по более низкой цене.

Решение 3. Сарафанное радио

У нас пока нет таких показателей, как у крупнейшей в мире краудфандинговой платформы Kickstarter. Пока не у всех есть понимание, как работает народное финансирование, и мотивы людей участвовать в нем, далеки от идеальных.

Но за несколько лет мы запустили цепную реакцию. Люди, которые однажды поверили в краудфандинг и поддержали хоть один проект, возвращаются к нам снова и рассказывают о Boomstarter своим коллегам, друзьям и родственникам. Зачастую вознаграждения, представленные в проектах на нашей площадке, нельзя больше нигде приобрести – они уникальны в своем роде и приурочены именно к запуску проекта.

Для того, чтобы о проекте узнало как можно больше людей нужно также придерживаться определенной схемы, которая поможет охватить как можно большее число людей:

1. Личные сообщения – диалог по телефону, в почте, в социальной сети или лично. Начинайте со своих друзей и далее развивайте эту цепочку до хороших знакомых и т.д.
2. Кросс-постинг – обращение к авторам успешных проектов за информационной поддержкой. Это может быть заметка в новостях на странице проекта, пост в соцсетях и т.д.
3. Соцсети – свой паблик, дружественные паблики , с которыми надо договориться заранее до запуска.
4. СМИ – не бойтесь отправлять пресс-релизы, делайте это до запуска (анонс), во время крауд-кампании и после. Не забывайте указывать ссылку на проект. Пишите в те СМИ, которым подойдет новость о вашем проекте по тематике. Отправляйте пресс-релиз сразу на несколько адресов (общий адрес редакции, выпускающий редактор и корреспондент), а еще лучше позвонить и уточнить дошло ли ваше письмо в редакцию.
5. Блоггеры и медийные персоны – это лидеры мнений, к ним прислушиваются. Найдите блоггеров, которым мог бы быть интересен ваш проект.
6. Напоминание – вновь обратитесь к своим друзьям и знакомым, особенно к тем, кто не смог вам помочь в первые дни после запуска проекта. Если у человека нет возможности поддержать вас материально, попросите его сделать репост и рассказать о вашем проекте своим друзьям и знакомым.
7. Новости на странице вашего проекта – если вам удалось добиться определенных результатов, то не забывайте рассказывать об этом на странице вашего проекта в «Новостях». Это вызовет у ваших спонсоров больше положительных эмоций, они будут видеть, что вы занимаетесь проектом.

Выводы

Понятно, что все новое пугает людей и вызывает опасение. А вдруг меня обманут? А вдруг не получится? Не все новое – хорошо, вокруг множество обманщиков, мошенников и выскочек, которые просто что-то делают под вывеской «новинки». Мы же отталкивались от собственных потребностей и от потребностей миллионов людей, которые мечтают осуществить свою мечту, но не знают, где найти средства на реализацию идей. В итоге наша дружная команда просто взяла и создала такой ресурс, как Boomstarter. Мы искренне любим то, что делаем, и делаем это хорошо. Не стоит бояться осуждения и критики — это главный мотиватор. Критику надо воспринимать адекватно, она может дать вам намного больше, чем вы думаете. Когда вас критикуют — это очень хороший знак, ведь это значит, что где-то вы не дорабатываете. Если бы все нас хвалили с самого начала, то развития бы не было.

Будущее

В 2015 году мы запустили акцию по продажи опциона на акции Boomstarer – для возможности выхода на IPO в будущем. Мы твердо намерены продать 100 000 акций и привлечь 100 млн рублей на развитие целой инфраструктуры. Полученные в ходе продажи сертификатов деньги пойдут на расширение аудитории площадки, привлечение высокотехнологических проектов, мастер-классы, обучающие принципам краудфанинга и улучшение сайта. На данный момент самая крупная сделка – это покупка опциона на 500 000 рублей. Так нас поддержал инвестор Олег Иванов.

О Boomstarter

• Boomstarter решает три основные проблемы проектов: привлечение финансирования, проверка востребованности предлагаемого продукта , PR (запуск крауд-проекта позволит рассказать большому количеству людей о новом продукте).
∙ В Boomstarter вложено около $1 млн средств основателей. Сумма внешних инвестиций не раскрывается.
∙ В 2015 году компания запустила инициативу по продажи опциона на акции Boomstarer для возможности выхода на IPO. Каждый желающий может стать обладателем опциона на покупку 1 виртуальной акции. Одна «Акция Boomstarter» стоит тысячу рублей и позволяет после IPO приобрести одну реальную акцию еще за тысячу рублей. В общей сложности это 5% от всех ценных бумаг компании.



ФРП запустит платформу для привлечения стартапов ФРИИ на российские промпредприятия
2016-07-12 17:15
Фонд развития промышленности (ФРП) запустит электронную платформу, на которой будет происходить взаимодействие перспективных компаний Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) с уже работающими промышленными предприятиями для внедрения новых технических решений. Как сообщили Firrma в ФРП, платформа будет готова к концу 2016 года.

Соглашение о сотрудничестве между фондами было подписано 12 июля 2016 года директором ФРП Алексеем Комиссаровым и директором ФРИИ Кириллом Варламовым в присутствии первого заместителя Министра промышленности и торговли Глеба Никитина.

Электронная платформа будет называться ГИСП – государственная информационная система промышленности. На платформе будет создана зона «Стартапы», где промышленные предприятия смогут найти новые технологические решения и команды для их реализации. ГИСП позволяет отслеживать финансово-экономическое состояние предприятий и ход реализации проектов импортозамещения; контролировать выполнение задач в режиме проектного управления; консультировать предприятия по мерам господдержки в интерактивном формате и обеспечить другие функции. Портфельные компании ФРИИ смогут принять участие в развитии новых функций ГИСП.

Отбирать проекты будет ФРИИ из имеющейся базы стартапов (общее число которых на данный момент превышает 8 тысяч). Это будут проекты уже проинвестированные ФРИИ, а также проекты, подававшие заявки на инвестиции и получившие самые высокие оценки от экспертов и аналитиков ФРИИ.

В ближайшее время ФРП планирует вложить в направление «интернета вещей» и индустриального интернета до полумиллиарда рублей, и более миллиарда совместно с партнерами технологического стека IoT – корпорацией GS Group и банком «Открытие».

Весной 2016 года ФРИИ объявил специализированный набор стартапов из сферы «интернета вещей» с готовностью инвестировать от 2,1 до 320 млн рублей в каждый из проектов, при этом разработчики наиболее зрелых технологий могут включиться в пилотные проекты ФРИИ и Минпромторга РФ по тестированию своих решений на площадках российских промышленных компаний.

Пилотные проекты отбираются экспертной и рабочей группой ФРИИ (последняя занималась разработкой дорожной карты IoT и в нее входят свыше 100 экспертов из 50 различных организаций).

О ФРИИ

Фонд развития интернет-инициатив — российский фонд венчурных инвестиций, учрежденный в марте 2013 года Агентством стратегических инициатив. Фонд предоставляет инвестиции технологическим компаниям на ранних этапах развития, оказывает стартапам консалтинговую и образовательную поддержку в рамках акселератора ФРИИ, а также участвует в разработке методов правового регулирования интернет-бизнеса и венчурной отрасли. Объем средств под управлением ФРИИ составляет 6 млрд рублей. В портфеле фонда более 200 проектов.

О «Фонде развития промышленности»

«Фонд развития промышленности» создан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Фонд основан в конце 2014 года по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путём преобразования «Российского фонда технологического развития». Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.


В избранное