Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему я опять стартапер, или всё возвращается






Почему я опять стартапер, или всё возвращается
2016-07-11 13:03

Cооснователь акселератора iDealMachine и одноименного фонда Сергей Фрадков объясняет, почему он не удержался и снова примерил на себя «шляпу» предпринимателя.

Один мой хороший друг недавно сказал мне: «Наш опыт измеряется уже десятилетиями». И верно, прошло почти три десятка лет с тех пор, как я завершил первый свой проект, на котором заработал денег. Тогда это была простая халтура, подработка во время учебы в университете в Питере. Но в принципе это ничем не отличалось от того, что сегодня называется фрилансингом. Я писал программу на заказ и получил деньги от клиента за это. Так началась моя карьера как независимого разработчика, затем бизнесмена, а потом и инвестора.

За это время я примерил на себя множество ролей, от тим-лида в продуктовой компании, где мне принадлежал всего лишь опцион, до одного из основателей стартапа с финансированием в несколько десятков миллионов долларов. Мне всегда нравилось работать в стартапе, на передовой, где создается новый продукт, проверяются новые идеи и тестируются пожелания клиента. Как основатель стартапа ты должен быть увлечен идеей настолько, что оставляешь мысли о других занятиях. И это не то, что ты себя заставляешь делать – оно получается «легко и приятно». Ведь ты веришь в то, что эта идея самая лучшая и тратить время на другие дела – значит отнимать время от нее. Поэтому лазерный фокус на успехе своего стартапа всегда является критическим фактором успеха.

За время своего предпринимательской деятельности я открыл несколько компаний, часть успешных, часть не очень. В некоторых из них были инвесторы, люди которые вкладывали деньги в наш продукт, в нашу команду, покупая себе часть нашей компании и по факту становившиеся нашими партнерами. Наша судьба с момента закрытия сделки становилась неразрывно связана с ними, ведь они были в доле компании, которой мы отдавали все свое время и усилия. А вот для них ситуация была совершенно другой – наша компания была всего лишь одной из тех, в которую они проинвестировали, и они разделяли свое время между нами и другими портфельными компаниями. Когда я впервые задумался об этом, то понял, что с точки зрения управления рисками их модель лучше. Во первых, они не фокусируются на одной идее и продукте, и в случае ее неудачи – у них есть другие компании, которые могут стать успешными и принести им прибыль. А во вторых, они не должны тратить 100% своего времени на управление компанией, мотивирование людей и выстраивание процессов. Они «всего лишь» дают деньги своим партнерам, и те, будучи кровно заинтересованы в успехе, берут на себя всю кропотливую работу. Инвесторы помогают добрым словом, опытом и связами, разумеется, но их модель диверсификации не предусматривает глубоко погружения в «операционку».

После того, как в 2008 году я и мой партнер продали свою компанию, мы решили попробовать свои силы в инвесторском бизнесе. Идея была в том, что у нас накопилось много опыта на рынке, умений и контактов, используя которые мы могли помогать другим строить свои бизнесы. Мы думали, что вложив деньги в компании других, у нас получится не только распределить риски, но и масштабировать наши умения и навыки на несколько компаний и идей, а значит улучшить финансовый результат. Сами понимаете, это же все про деньги – кстати, не верьте тем, кто говорит обратное.

Так родился наш венчурный фонд и стартап-акселератор iDealMachine, который работает с 2012 рода в Санкт-Петербурге. За это время мы проинвестировали более 20 компаний и помогли еще десяткам. Это было незабываемое время, мы окунулись в море новых знакомств и идей и самых разных областей информационных технологий. Нам приносили много всего интересного, мы сумели построить замечательный коллектив и отличную методологию акселерации.

Однако в последнее время мне стало не хватать более близкого соприкосновения с идеями, более глубокого погружения в их реализацию. Ведь пока ты инвестируешь и не окунаешься в операционную деятельность, ты по факту действуешь руками других, смотришь на все их глазами и получаешь информацию, уже переработанную ими. Избавление от ежедневной рутины оказалось обоюдоострым мечом – в паре с ним шел отрыв от реальных действий компании и возможности непосредственно влиять на происходящее.

Понимание этого заняло довольно много времени, однако ничего бы не произошло, если бы в разговорах со старым знакомым не родилась новая идея, которая показалась нам очень значительной и потенциально успешной. В обсуждениях этой идеи прошло несколько месяцев, все это время мы думали – как ее реализовать? Есть ли у нас команда, которая могла бы воплотить ее в жизнь? И в процессе этих разговоров оказалось, что я соскучился – соскучился по тому, от чего ушел пять с лишним лет назад. От азарта быть погруженным в идею, от мелких деталей ежедневной рутины бизнеса, из которых-то и складывается большая стратегическая картина успеха. Соскучился по разговорам с клиентами, от радости, когда закрывается продажа, от чувства удовлетворения, когда твой продукт начинают использовать другие.

Наш стартапChatnbook– это чат платформа, которая позволяет путешественникам общаться напрямую с отелями, обсуждать с ними детали их визита, и бронировать отели в чате, получая скидки. Если бронируешь напрямую, отель экономит на комиссионных, которые он обычно платит посредникам, поэтому отели рады сделать скидку при прямом бронировании. Мы решили позиционировать наш продукт сначала на корпоративный сегмент, ведь там люди ездят постоянно и могут оценить его необходимость. Нам верится, что у нас в руках продукт, который позволит компаниям значительно упростить процесс управления поездками персонала через использования чата. Мы интегрируем его с другими системами внутри компании и ускоряем коммуникации, связанные с поездками.

Chatnbook появился очень вовремя, я даже сам удивляюсь, как мы смогли так точно определить сочетание нескольких трендов в тревел-индустрии. Сегодня conversational commerce – это одно из самых трендовых направлений в бронировании путешествий.

С другой стороны, отели по всему миру пытаются выйти из под диктата онлайн-тревел-сайтов, которые забирают себе большую часть их прибыли. Наша платформа позволяет отелям общаться напрямую с путешественниками, увеличивая их прибыльность. Дня не проходит, чтобы в профессиональной прессе не писали об этом. Сочетание этих течений в совокупности с широкой распространенностью смартфонов и популяризацией чата как средства коммуникации не только с друзьями ставит нас в совершенно уникальную позицию – на острие нововведений в тревеле. И тот факт, что мы уже не инвесторы, а снова стартаперы, придает особенный привкус этому успеху.

Во-первых, мы сами делаем все, все зависит от нас самих, мы сами реализуем все, что придумываем. После многих лет, когда мы вынуждены были убеждать других основателей в нашей правоте, это серьезный глоток свежего воздуха. С другой стороны – и это немаловажно – мы владеем 100% компании. Да, это продлится недолго, нам надо будет привлекать инвестиции, но все равно, наша доля в компании будет значительно выше. А значит, в случае успеха наш финансовый результат будет выше. А это, как я уже говорил, про деньги.

В общем, оказалось так, что я снова стартапер, и я очень этому рад. И я надеюсь, что успех на этот раз будет еще более значительный, чем раньше – и у меня есть весь мой опыт, включая инвесторский, чтобы убедиться, что это будет именно так!



В избранное