Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


26 Сентября 2006 года

Ликбез по Web 2.0
 

Если заглянуть в историю развития веба, то можно выделить, на мой взгляд, три эпохи. Первую, исходя из текущих тенденций, можно было бы назвать Web 0.1 (beta) - это этап зарождения такого явления, как веб. Вообще, в моем понимании веб - это не то же самое, что Интернет. Интернет - это сеть, именно компьютерная сеть, то есть, объединенные с помощью различного железа компьютеры. "Вебом" же я считаю информационное наполнение сети Интернет, то есть "контент" инета. Так вот, "нулячей" версией веба можно считать тот этап, когда интернетом пользовались исключительно НИИ, хайтек-корпорации и прочие компании, для которых эта сеть и создавалась. Стандарты были соответствующие: был SGML - прородитель нынешнего (X)HTML, не способный описывать дизайн, а призванный только обозначать логическую разметку документа. То есть, веб представлял собой некую кладезь документов (только текстовых, кстати, — SGML-документы не могли содержать картинки) привязанных друг к другу гиперссылками.

Следующую эпоху развития веба все мы застали и именно с ней ассоциируются у нас слова "интернет" и "веб". Интернет стал местом, где есть всё. Фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация. Да и аудитория Интернета очень сильно расширилась — доступ в сеть стали получать почти все обладатели персональных компьютеров. Появился веб-дизайн, который придал Интернету внешний вид. Главным отличием первого веба от второго была его слабая развитость в самовыражении пользователей. Как правило, пользователи могли общаться на форумах, в чатах и прочих публичных местах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно. Для создания своей "домашней странички" (уж не знаю, откуда взялся этот дурацкий термин) людям приходилось разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были ориентированы на компании, желающие открыть сайт. Это было несколько накладно, сложно и лень. Поэтому эпоха web 1.0 (она же эпоха "доткомов"), в моем понимании, — время сайтов, а не людей. Центром веба были сайты.

Центром же веба второго поколения являются люди и возможность их самовыражения. Web 2.0 — это не новый стандарт, это не новый формат. Web 2.0 — это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Нельзя сказать, что "второй" веб пришел резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, логическое улучшение.

Web 2.0 — это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие.

Вообще, понятие "web 2.0" довольно широкое. В него входят и определенная мода на дизайн сайтов, и использование новых технологий, и даже клиентские приложения, которые довольно трудно отнести к вебу вообще.

Создателем термина "web 2.0" является Тим О'Рейли (Tim O'Reily). 30 сентября 2005 он написал статью, в которой рассказывает о новой концепции веба, пришедшей на замену рухнувшему "доткому". Собственно, с этой статьи и начались разговоры о "втором" вебе.

Итак, что же все-таки такое web 2.0 и чем он отличается от web 1.0.

Новые технологии и возможности.
Нельзя сказать, что веб нового поколения породил какие-то новые стандарты. Все "новые технологии", используемые в вебе 2.0, могли существовать и раньше, но никому в голову просто не приходило их использовать.

AJAX. Пожалуй, технология AJAX является гвоздем программы во всех разговорах о Вебе 2.0. И, наверное, не зря. Эта штука позволяет веб-приложениям и веб-интерфейсам на равных конкурировать с оффлайновыми приложениями, то есть лишает веб того недостатка, из-за которого мы, например, используем почтовые клиенты вместо веб-интерфейса почтовой службы, постим в ЖЖ с помощью Семаджика, а не со страниц Livejournal и т.д. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать, что AJAX — это технология, позволяющая изменять содержимое веб-страницы без ее перезагрузки, то есть, как в оффлайновых приложениях.

Схожая технология для Flash разработана компанией Adobe и называется FLEX.

Чтобы максимально полно ощутить преимущества AJAX'а, достаточно воспользоваться одним из сервисов Google.

Google Suggest — по мере набора запроса в строке поиска Гугл будет предлагать вам варианты наиболее часто используемых запросов, похожих на ваш, с информацией о количестве найденных результатов. Эта схема знакома вам по поведению браузеров — когда мы набираем адрес в адресной строке браузера, мы видим выпадающий список предлагаемых вариантов. До появления технологии AJAX такая схема на веб-страницах была практически нереализуема, а теперь используется повсеместно, повышая юзабилити сайтов.

Google Maps — самый яркий пример того, как веб-приложение может быть непохоже на веб-приложение. Попробуйте потаскать карту в разные стороны (просто зажимая ее мышкой и перетаскивая в нужном направлении). Чего в таких случаях ожидает пользователь Интернет-сайтов? Правильно, перезагрузки страницы. Но перезагрузка не происходит, меняется только лишь тот кусок страницы, который должен меняться, — карта.

Gmail — достойный конкурент всем почтовым клиентам. Это веб-интерфейс полностью построенный на AJAX'е, что дает ему право считаться достойной альтернативой и Бату, и Аутлуку, и любому другому "почтовику". А сервис Google Calendar не в чем не уступает календарю Microsoft Outlook. Помимо отсутствия недостатков веб-приложений, эти сервисы имеют еще и явные преимущества перед оффлайновыми аналогами. А именно, их мобильность. Вы не можете получить доступ к своим почте и органайзеру, которые хранятся на вашем компьютере, которого нет под рукой. Но вы всегда можете получить к ним доступ, если они хранятся в Сети.

По мере чтения этой статьи, обратите внимание на то, что все "фишки" Веба 2.0 направлены на то, чтобы обеспечить пользователям независимость от стационарных рабочих мест, сделать пользование информацией максимально комфортным.

RSS. Пожалуй, с этой технологии начались разговоры о новой эпохе веба. Здесь, как и в случае с AJAX'ом, нет ничего принципиально нового, что дало какие-то новые возможности, которых не было раньше. Просто люди додумались использовать формат XML для синдикации, то есть использования общей информации на разных сайтах.

Постараюсь объяснить, что такое RSS простым языком. Вспомните новостные сайты. Раньше каждый сайт публиковал свои новости, самостоятельно добывая информацию и размещая ее у себя. А нам, пользователям, приходилось при каждом посещении Интернета просматривать по 10-20 новостных сайтов различной тематики. Ситуация изменилась с приходом технологии RSS. Теперь все выглядит так: есть какая-то новость, которую, предположим, создает определенный сайт, но эта новость к сайту не привязана и может быть использована любым другим сайтом для публикации. То есть, новости (статьи, заметки, посты) больше не являются частью какого-то одного сайта, а как бы существуют сами по себе и могут использоваться кем угодно и где угодно.

Как это работает? Автор (будь то новостная служба Ленты.Ру или одинокий ЖЖист) публикует RSS-поток (feed), в котором и содержатся все его новости (вы уже поняли, что "новостью" в данном случае я называю любой информационный контент). Например, у каждого ЖЖиста такой поток находится по адресу http://юзернейм.livejournal.com/data/rss (где, "юзернейм" — юзернейм ЖЖиста, соответственно).
Дальше возможны несколько вариантов развития событий. Если вы обычный пользователь, то вы можете добавить эту ленту (feed, поток) в свой агрегатор. Агрегатором называется программа (или сервис), которая представляет все ваши rss-потоки в виде одной ленты. То есть, вам не нужно, как раньше делать контрольную пробежку по всем сайтам, которые вы читаете; достаточно просто открыть страницу, на которой собраны все ваши отслеживаемые rss-потоки, и прочитать все интересующие вас новости в одном месте. Где взять агрегатор? Ну, во-первых, существует масса клиентских приложений, способных читать фиды (среди них и почтовые клиенты и браузеры, такие как Opera и Firefox). А, во-вторых, есть различные онлайн-агрегаторы, лучшим из которых я считаю Яндекс.Ленту. Сейчас практически каждый уважающий себя новостной сервер, информационный портал и даже блог публикуют свои rss-фиды, поэтому привычка читать RSS-фиды довольно полезна и сэкономит вам кучу времени.
Но был же еще какой-то вариант развития событий? Ага. Это если вы веб-мастер (это слово эпохи первого веба я тоже ненавижу). Тогда вы можете интегрировать любой rss-поток к себе на сайт. Получится примерно то же самое, что в случае с агрегатором, но только в публичном доступе. Например, так вы можете транслировать у себя новости сайтов схожей тематики.

Torrent и пиринговые сети. Наверное, все знают, что такое пиринговые сети (они же p2p — peer2peer, пользователь-пользователь), но раз уж я начал писать эту статью, то затрону и описание этой составляющей Веба 2.0.

Пережитком прошлого являются файловые сервера, с которых мы всегда качали софт, музыку, видео и прочие файлы. На смену им приходят пиринговые сети, сети, в которых нет единого хранилища, а есть миллионы пользователей обладающих необходимыми нам файлами.

В чем разница?

1. Если мы качаем файл с сервера, то вынуждены делить пропускную способность сервера с другими людьми, качающими файлы с этого сервера. То есть, скорость закачки сильно зависит от пропускной способности каналов сервера и количества активных пользователей. Качая же файлы из torrent-сети мы получаем этот файл одновременно от всех пользователей, у которых на компьютере он есть. И чем больше таких пользователей, тем выше скорость закачки. Пиринговые сети устроены так — чем больше пользователь отдает, тем больше он получает. Пока вы качаете новый файл от разных пользователей, другие пользователи качают уже скачанные вами сегменты этого файла. То есть, чем популярнее файл, тем быстрее вы его скачаете.

2. Сервера-хранилища файлов должны быть очень мощными, а следовательно, дорогостоящими, чтобы хранить большие объемы информации и обеспечивать приемлемую скорость закачки и стабильность связи большому числу пользователей. Тогда как сервера-трекеры торрент-сетей являются лишь координаторами процессов закачки и просто распределяют потоки данных между пользователями-участниками закачки, то есть не хранят больших объемов информации и не требуют широких каналов, а значит, являются намного более дешевыми.

3. В пиринговых сетях также присутствуют демократические течения Веба 2.0, которые зачастую противоречат авторским правам. Любой пользователь может поделиться любым файлом на свой страх и риск, тогда как сервера-хранилища боятся публиковать тот или иной материал в связи с нарушением каких-либо правил.

Для пользования пиринговой сетью Torrent, вам понадобится торрент-клиент (например, BitTorrent) и какой-нибудь трекер (например torrents.ru).


Новые веяния.
Но техническая составляющая "второго" веба это лишь фундамент, основа главной идеи. Напомню, что Веб 2.0 — это веб для людей, а значит, основной его идеей стало упрощение методов самовыражения. На смену ресурсоемким и сложным для самостоятельного создания домашним страницам пришли блоги, создаваемые за пару минут. Вместо "движков" крупных порталов появилась Wiki. А файловые сервера сменились независимыми пиринговыми сетями. Новости больше не привязаны к сайтам, а синдицируемы для всех. И во всем этом прослеживается одна идея — в вебе больше нет единых центров, веб теперь — сообщество самостоятельных мнений.

Теги. Впервые я с "тегами" столкнулся года 3-4 назад в блоге Дмитрия Смирнова. Он тогда называл это keywords (ключевые слова) и мне было совершенно не понятно, почему такую удобную вещь не использует тот же ЖЖ, самый популярный блог сервис. И вот, пожалуйста, теперь это старинное "новшество" является одной из главных составляющих Веба 2.0, что еще раз подтверждает его эволюционное, а не революционное, образование.

Тэги (они же "метки") — это те самые ключевые слова, которые прикрепляются к блокам контента (например, постам, фотографиям, статьям и т.д.), чтобы как-то этот контент идентифицировать и рассортировать. Например, у меня есть фотография, на которой изображен я на фоне Мавзолея Ленина. Я люблю, чтобы в моих файлах всегда царил порядок и потому все фотки у меня распиханы по папочкам. Но вот вопрос: куда мне запихнуть эту фотографию — в "Памятники культуры" или в "Я и мои друзья"? Тут-то и проявляются недостатки иерархической структуры применительно к разностороннему контенту. И тогда я кладу фотку в папку "Поездка в Москву", но присваиваю ей теги "я" и "памятники культуры". И тогда, если мне нужно увидеть все памятники запечатленные на моих фотках, несмотря на их расположение на диске, мне достаточно сдеать выборку по соответсвующему ключевому слову. А если система достаточно навороченная, то я, к примеру, могу еще и исключить из нее все фотки с тегом "я". В общем, суть ясна — теги помогают нам не растеряться в горах контента и всегда содержать всю информацию в легкодоступном и упорядоченном виде.

Кстати, иногда тегов становится очень много и разбираться в них тоже становится довольно сложно. Для этого была придумана такая фишка, как "облако меток" (tag cloud). Это представление меток в виде некоторого облака в котором наиболее часто используемые метки написаны более крупным шрифтом и сконцентрированы в середине, а менее значимые (реже используемые) находятся как бы на переферии облака.

Сейчас очень многие сервисы и сайты используют теги для удобства своих пользователей и повышения юзабилити сайта. Среди них и самый популярный хостинг картинок flikr. Все хранимые на нем картинки сопровождаются тегами, что делает их легко доступными по первому зову. Мы, например, легко можем выбрать из террабайт изображений все те, на которых изображено небо, просто поискав фотки по тегу sky. Livejournal.com тоже с недавних пор наделил своих пользователей возможностью использовать теги в своих постах, но, к сожалению, очень немногие поняли, что это и как это нужно использовать.

Wiki. Если вы раньше не имели возможности поработать с Wiki, то я вкратце объясню, что это такое. Вот представьте сайт. Обычно этот сайт управляется одним человеком или группой разработчиков. То есть, на сайте меняется информация, добавляются страницы, удаляется ненужные разделы и т.д. И все это делает человек, ответственный за этот сайт. Но ведь всем известно, что две головы, хоть и не очень красиво, но все же лучше, чем одна. Теперь представим себе сайт-книгу (предположим, какую-то документацию или энциклопедию). Книгу, которую один человек написать не в состоянии по причине недостаточных знаний. И он хочет, чтобы эту книгу писали все. Но все писать ее на одном сайте не могут, потому что, во-первых, предоставлять всем желающим доступ к элементам управления сайта небезопасно, во-вторых, не каждый сможет разобраться в панели администрирования. Вот для того и была придумана среда Wiki. Wiki — это одновременно и "движок" сайта, и примитивный язык разметки, понятный каждому, и целая философия веб-демократии.

Пожалуй, самым ярким примером воплощения идеи Wiki является Wikipedia — открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Соавтором этой энциклопедии может стать любой желающий. Вы можете создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать и т.д. В общем, вы являетесь полноправным создателем этой необъятной базы знаний. Максимально полно и доходчиво объясняет, что такое Wiki сама Википедия.

Кстати, среда wiki была придумана еще в 1995 году, что опять же говорит нам о том, что новым в Вебе 2.0 является лишь только сам термин.

Блоги. Самым заметным "открытием" Веба 2.0 конечно же стали блоги (производное от weblog — веб-журнал). Да, блоги — это те самые дневники, обладателями которых по подсчетам Романа Иванова уже на апрель 2006 года является каждый 30 пользователь Рунета. Суть Веба 2.0 на лицо. В начале века "домашнюю страничку" имел каждый сотый пользователь Рунета. Чем же так примечательны эти блоги? Именно демократичностью и легкостью создания/поддержания. Не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в Сети свой дневник. Даже знание основ HTML является опциональным. А ведь желание самовыражаться у людей, как было в эпоху "доткомов", так и осталось. Следовательно, изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции веба. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокург них блогосфера. Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. То есть, основной идеей всего этого является не то, что каждый может писать, а то, что при этом каждого еще и будут читать. Причем достигается это довольно легко, не в пример популяризации "домашних страничек".

Мода на дизайн. Да, Веб 2.0 — это не только новые технологии, новые идеи и новые веяния, но еще и ценный мех определенные тенденции в веб-дизайне. Если вы походите по сайтам нового поколения, то обратите внимание на некую схожесть дизайна. Как правило, все они выполнены в минималистично-лаконичном стиле, логотипы предельно читаемы и понятны. Такая тенденция хоть и стандартизирует творчество несколько ограничивая его, но все же задает тон, автоматически отсекая бездарно нарисованные сайты.

Эта статья получилась довольно объемной, но все же передает лишь краткую суть термина Web 2.0, лишь его идею. Web 2.0 — это новая эпоха в развитии веба, которая с трудом поддается четкому описанию.

Блог Романа Александровича

Rambler тестирует вторую версию счетчика Rambler's Top100?
 

Более недели назад на страницах сайта Rambler's Top100 появился код Google Аnalytics.

Сам факт внедрения кода Google Аnalytics в сайт одного из самых популярных счетчиков вызывает удивление. Ведь в некотором смысле счетчик "Рамблера" и аналитическая программа Google Аnalytics являются конкурентами. И та, и другая используется веб-мастерами для подсчета посещаемости своего сайта. Представьте, если бы "Яндекс" установил в своем каталоге сайтов поисковое окошко Google - это выглядело бы по меньшей мере странно.

В пресс-службе "Рамблера" нам сообщили, что "сотрудники компании изучают лог-анализатор Google исключительно из исследовательского интереса: хотят посмотреть, как работает код Google на больших массивах данных".

Из этого комментария можно понять, что использование Google Analytics носит чисто технический характер. Мол, ничего серьезного, простое любопытство..

Некоторые эксперты, однако, думают иначе. "Скорее всего, речь может идти о том, что начато тестирование счетчика версии 2.0, слух о котором недавно был распространен, - говорит Владислав Кочетков, руководитель пресс-службы ИК "Финам". То есть "Рамблер" сделал что-то свое и теперь проверяет, будут ли похожи результаты. Сразу за кодом Google мы видим код счетчика "Рамблера" с Java-скриптом. Это значит, что "Рамблер" тестирует новые возможности счетчика, которых раньше не было, например, их счетчик начнет считать рефереры".

Есть и другие варианты. Герман Клименко, владелец сервиса LiveInternet, предполагает, что "руководство "Рамблера", наконец, задалось вопросом: "а что у нас происходит внутри?". Средствами самого Ramblers`s Top100 получить вменяемую аналитику по сайту вряд ли возможно, следовательно пришлось искать инструменты на стороне".

Странное поведение "Рамблера" удивило и Алексея Тутубалина. Именно он в свое время написал счетчик "Рамблера", а сейчас работает в компании "Ашманов и партнеры". "Можно сходу придумать массу вариантов, - говорит Алексей. - Начиная от того, что "Рамблер" готовит новую версию Top100 и хочет посмотреть на конкурента, и заканчивая тем, что собственные средства статистики не дают достаточных данных. Я голосую за первый вариант, все-таки презентационная сторона у Google сделана очень хорошо".

Хабрахабр

Православные активировали баннерную матрицу
 

После смены ПО на более современное, вновь открылась православная сеть обмена крупноформатными баннерами Благочестие.Ru. Проект существует с 2004 года и предлагает православным сайтам обмениваться баннерами двух распространенных форматов: 468x60 и 120x240 пикселей.

Как сообщает пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков, в настоящее время участниками баннерной сети являются около 700 православных сайтов. Впрочем, после смены движка, всем участникам, зарегистрированным ранее, предлагается пройти процедуру перерегистрации, получить новый баннерный код и разместить его на своих страницах вместо старого. Сейчас эту процедуру прошли почти 200 сайтов.

Как и любая узконаправленная баннерная сеть, Благочестие.Ru может содержать в числе своих участников такие сайты, о существовании которых непосвященный интернетчик мог и не подозревать. Например, мало кто знает, что богослужения теперь можно скачать со специального сайта в формате MP3 и слушать их как подкасты.

Проект Благочестие.Ru является одной из двух популярных в православном Рунете баннерных сетей. Вторая, «Россия православная», интересна тем, что там вполне в христианском духе есть встроенные механизмы благотворительности. Благодаря им, крупные ресурсы-участники имеют возможность передачи части своих показов для того, чтобы увеличить посещаемость малых православных ресурсов.

Вебпланета

10 Rambler
 

Сегодня исполнилось 10 лет компании Rambler. Половину этого срока я проработала в ее гостеприимных стенах. За это время я нагенерила там кучу проектов разной степени вменяемости, а моим именем стали пугать юных проджектов.
История моего появления в Рамблере довольно забавна: в один день я получила предложение о работе от уже увольнявшегося Миши Ханова и вступавшего в должность Антона Носика - чтобы вы знали, мои маленькие друзья, это примерно то же самое, как если бы вас на работу в 1991 году пригласили одновременно и Горачев, и Ельцин. В коридоре старого универовского офиса двое гигантов мысли пожали друг другу руки, и я осталась в конторе на следующие пять лет. А они ушли - один за другим.
Правду сказать, в этой компании мне гораздо больше нравятся люди, чем собственно контора :)
Например, я безмерно уважаю ее генерального директора - Дениса Калинина, нежно люблю Дашку Митяеву, Лешу Беляева, Влада Шабанова, Диму Хрусталева, Наташку Шахгеданову, Стаса Михальского и многих других замечательных людей, и очень им благодарна за то, что они все эти годы составляли мне компанию в проектах, которые не стыдно положить в портфолио. За последний год Рамблер пополнился огромным штатом новых менеджеров. Чем они там заняты, я не знаю. Но надеюсь, что они тоже делают что-нибудь полезное :)))
Ну и вот, собственно, поздравительный сайт: http://10.rambler.ru/
К вечеру на нем стартует забавнейшая флэшовая игрушка.

С днем Рожденья, Рамблер. Оставайся таким же большим и синим!

Блог Сони Соколовой


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное