После успешной
сдачи головного "Русича" в 2004 году навашинские корабелы взялись за дело
с удвоенной энергией. Сегодня на Окской судоверфи строятся уже три
сухогруза "река-море" плавания проекта "Русич" с порядковыми номерами
пятый, шестой и седьмой. "Русич-5", который был заложен в конце прошлого
лета, к середине марта заметно подрос и возмужал -- степень технической
готовности на 01.03.05 превышает 62%, у шестого "Русича" - 30,3 %, у
седьмого - 10,3%.
По данным Ассоциации морских портов России в январе
2005г. суммарный грузооборот российского портового комплекса превысил 29,6
млн.т. (+25% по сравнению с январем 2004г.). Объем перевалки сухогрузов
вырос на 17% и составил 12,8 млн., наливных - на 33% до 16,7 млн.т. В
январе т.г. порты Северо-Западного региона перевалили 12,6 млн.т. грузов
(+38,8%), в т.ч. 5,4 млн.т. сухогрузов и 7,2 млн.т. налива. Рост
переработки нефтяных грузов составил свыше 57%, сухих - 19%.
Российский уголь ждут большие экспортные перспективы
Российские угольные компании в нынешнем году ожидают
увеличения объемов экспорта угля на 5-7% по сравнению с прошлым годом. При
этом внутреннее потребление угля в России сокращается ежегодно на ту же
величину. По прогнозам экспертов, такая ситуация сохранится еще несколько
лет. Поэтому отечественные угледобывающие предприятия стремятся
переориентировать свой бизнес в сторону зарубежных рынков. При этом
наличие у компаний собственных морских терминалов для перевалки сырья
приобретает все большее значение для успеха в угольном бизнесе.
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) инвестирует в
развитие подходов к портам 32 млрд. рублей. Так, в развитие портов Северо-
Запада планируется инвестировать 20,5 млрд. рублей, на порты Азово-
Черноморского бассейна -- 6,5 млрд. рублей, на порты Дальнего Востока -- 5
млрд. рублей. Всего на обновление инфраструктуры основных транзитных и
экспортных направлений железных дорог будет потрачено более 100 млрд.
рублей, 60% инвестиционной программы ОАО "РЖД".
Грузооборот
через морской торговый порт в Высоцке в 2005 году увеличится до 4 млн.
тонн, а через Выборгский торговый порт - до 1, 5 млн. т. В соответствии
с имеющейся у компании "РОСА" Санкт-Петербург" программой развития бизнеса
(Высоцкий и Выборгский торговые порты находятся под ее управлением), после
окончания первого этапа реконструкции порта Высоцк объем грузоперевалки
через него увеличится до 7,5 млн. тонн в год, а после второго этапа - до
15 млн. тонн в год. Уже в этом году в реконструкцию порта планируется
инвестировать до $20 млн. Не останется без внимания и Выборгский порт,
объем перевалки в котором будет доведен до 3 млн. тонн в год.
14.03.05 в Санкт-
Петербурге начала работу конференция Coaltrans Russia, на которую
съехались руководители российских угледобывающих предприятий. По мнению
участников форума, отечественные энергетики крайне неэффективно используют
природные ресурсы и, если ситуация не изменится, России еще долго суждено
оставаться сырьевым придатком Запада. В ответ гендиректор ОАО "Ленэнерго"
Андрей Лихачев посоветовал угольщикам не рассчитывать на технологический
прорыв. По его мнению, "в условиях реформирования отрасли переход на
новые, более эффективные технологии экономически невыгоден".
Перевозчики сжиженного газа ожидают инвестиционного бума
Газовый СПГ-бизнес ожидает серьезных инвестиционных
вливаний в отрасль в 2005-2009гг. Предварительные расчеты показывают, что
сумма вложений составит $67 млрд. $31 млрд. будет инвестировано в
строительство 27 заводов по сжижению газа, $14,5 млрд. - в строительство
37 приемных терминалов (включая 8 шельфовых). Аналитики Douglas-Westwood
считают, что к 2009г. флот СПГ-танкеров составит 300 судов, а сумма,
потраченная на постройку новых судов превысит $21 млрд.
Северодвинское ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" осенью 2005
года заложит первый из восьми крупнотоннажных танкеров-химовозов для
норвежской компании Odfjell AS. Первый танкер планируется сдать заказчику
в 2007 году. "Севмашпредприятие" и Odfjell AS в ноябре прошлого года
подписали соглашение о строительстве восьми современных танкеров для
перевозки нефтехимических продуктов дедвейтом 45 тыс. тонн. Стоимость
контракта - 3,5 млрд. норвежских крон при стоимости одного судна - $41
млн.
В 2004г.
стоимость мирового торгового флота составила $508 млрд. (+30% по сравнению
с аналогичным периодом 2003г.). 2004г. стал наиболее прибыльным годом для
судовладельцев: 30% общей стоимости флота составили танкеры, 22% -
балкерные суда и 19% - контейнеровозы.
14.03.05
госхолдинг "Казмунайгаз" и НК ЛУКОЙЛ подписали учредительные документы
Каспийской нефтегазовой компании, созданной на паритетных началах для
освоения Хвалынского месторождения в северной части Каспия. По данным
Минприроды РФ, его запасы составляют 322 млрд. кубометров природного газа,
17 млн. т конденсата и 36 млн. т нефти. Инвестиции партнеров в проект
составят более $ 1 млрд., ориентировочный срок его запуска - 2010 год.
Кроме того, ООО "Центркаспнефтеназ" (создано на паритетных началах НК
ЛУКОЙЛ и ОАО "Газпром") и "Казмунайгаз" подписали в Москве соглашение о
принципах совместного освоения геологической структуры Центральная в
Каспийском море. В течение шести месяцев должен быть создан консорциум для
реализации проекта, который подаст заявку в регулирующие госорганы для
подписания соглашения о разделе продукции по нему.
Британо-
голландская RoyalDutch/Shell готовит соглашение, по которому "Газпром"
войдет в проект "Сахалин-2" и станет производителем и экспортером
сжиженного природного газа (СПГ). Взамен Shell будет участвовать в
разработке Заполярного месторождения. Для обеих сторон сделка будет
выгодной. 13.03.05 английская газета The Observer сообщила, что
представители RoyalDutch/Shell "готовы рассмотреть небольшое сокращение
своей доли" в "Сахалине-2". Источники газеты утверждают, что англичане
собираются продать до 7% акций, а покупателем будет "Газпром".
Совет
директоров ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" одобрил лизинг шести Ил-
96. Эти машины перевозчик обещал купить еще пять лет назад в обмен на
льготную покупку партии самолетов Airbus, но вряд ли он их получит ранее
чем через полтора-два года.