Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Архаика и современные реалии -- гуманитарная наука в цифровую эпоху



Архаика и современные реалии — гуманитарная наука в цифровую эпоху
2020-08-03 15:04 Редакция ПО

15 июля 2020 года спикеры Школы молодого этнополитолога в РБ выступили соорганизаторами круглого стола «Проблемы и стратегия развития фундаментальной и прикладной гуманитарной науки в Республике Башкортостан» в рамках Уфимского гуманитарного научного форума.

Политология как гуманитарная наука сейчас переживает период очередного подъема в русле всех гуманитарных наук. Поскольку изменения в обществе в первую очередь становятся востребованными в политической жизни. О том новом, что ожидает гуманитарные науки в целом, и политические науки — в частности, рассказал кандидат политических наук, исп. директор Школы молодого этнополитолога Владимир Савичев.

— Борьба различных архаичных концепций не решает задачи формирования общественных отношений, адекватных реалиям пятого и шестого технологических циклов. Опираться на имеющиеся в обществе культурные коды надо, иначе любая попытка модернизации является просто строительством воздушных замков. Но опираться, не значит консервировать, — отмечает он. 

Это касается и выстраивания идентичностей. Апологетика архаики в этом – путь к провалу предлагаемых концепций. Практика показывает, что в выборе своей идентичности, человек живет не только прошлыми представлениями, но о ожиданиями будущего. Имеющиеся в истории практики более понятны и кажутся от этого более безопасными и легко возобновляемыми. Но эта безопасность кажущаяся. Внешние факторы влияния на ситуацию никто не отменял. Сегодня они еще более усилили свою значимость, поскольку глобальные технологические новации сделали системы коммуникаций доступнее, дешевле, привлекательнее. 

Мы сегодня сталкиваемся с тем, что человек начинает формировать свое окружение в социальных сетях, что общность интереса становится важнее, чем территориальная, языковая или культурная общность. Мы сталкиваемся с тем, что люди чаще сравнивают свое современное состояние не с историческими ретроспективами, а с аналогичным состоянием людей в конкурирующих системах социального взаимодействия.

Это не отменяет полностью и сохранения старых моделей идентификации, но лишает их монополии. А значит, созданы условия для появления новых соционимов, конфессионимов, политонимов, которые будут влиять на характер уже существующих этнических и конфессиональных общностей.

— Попытка сохранить индустриальную модель и не дать постиндустриальным реалиям быть драйверами роста привела к тому, что общий вес экономики региона в масштабе ВВП России сократился с 2,72% в 1990 году до 1,56% в 2019 году, — подчеркивает Владимир Леонидович. — Более детально этот вопрос будем обсуждать в сентябре. 

Поэтому актуальнейший вопрос сегодня для Башкортостана – какие факторы необходимо поддерживать или наоборот, убирать, для того, чтобы социальные взаимодействия стали благоприятными роста его ресурсного потенциала и, соответственно, повышения конкурентоспособности в общероссийском и глобальном масштабе. И здесь есть свои задачи для всех направлений исследования в сфере гуманитарного знания. 



Власть и наука должны взаимодействовать во взаимном развитии
2020-08-03 15:06 Редакция ПО

Необходимость стратегического планирования развития гуманитарных наук, злободневности принятия Концепции развития гуманитарных наук и проблемах взаимоотношения гуманитарного знания и власти в своем выступлении на круглом столе, организованном Школой молодого этнополитолога в РБ, рассмотрел доктор исторических наук, профессор Института истории и государственного управления БГУ Булат Азнабаев.

— Словами Жана Локана «Знания, как практически применяемая область, существуют только у господина» — то есть научные учреждения не могут обладать знаниями в прикладном их применении. Проблема кажущейся «ненужности» гуманитарной науки кроется в том, что правящие элиты еще не понимают как можно практически применять эти знания, — отмечает ученый.
«Перевод на бакалавриат, например, уменьшил объем аудиторной нагрузки по источниковедению в семь раз», — приводит он пример того, как отсутствие долгосрочных стратегических программ развития гуманитарной науки отрицательно влияет на будущее развитие научной мысли. Ведь если вы не можете классифицировать документы, не можете определять их достоверность, подлинность, то это ведет к профессиональной деградации.
В качестве положительного примера он привел отношение к исторической науке в тех соседних регионах, где развитие истории, этнографии и краеведения, работы с историческими источниками работает на сугубо прикладные цели — развитие местной региональной идентичности. С принятием стратегического документа о развитии гуманитарной науки, возможно, будет создан более действенный механизм взаимодействия между государством и научными кругами, считает ученый.



Философские подходы способны содействовать созданию новых подходов в науке - Рустем Вахитов
2020-08-03 15:08 Редакция ПО

«То, что сейчас продумывают философы станет реальностью через 15-20 лет» — отмечает кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета Рустем Вахитов на круглом столе, организованном 15 июля 2020 года Школой молодого этнополитолога в РБ, говоря о реалиях общегражданской идентичности.

— В Башкортостане существует хороший задел философского образования. С 2000 года действует факультет философии и социологии, созданный на базе Башкирского государственного университета и здесь работают более сорока кандидатов философских наук и более двадцати докторов наук. Действуют два диссертационных совета — по онтологии и социальной философии, — отмечает Рустем Ринатович, отмечая, что башкирское философское общество является одним из самых больших в России. 
Вместе с тем есть и точки роста, которые можно развить. Если проблема кадровой подпитки в последние годы решается увеличением бюджетных мест, то проблема утечки кадров является злободневной. Решением, по мнению ученого, может стать развитие среды широкого общения и расширение возможностей самореализации. 

 

Подробнее тезисы выступления уфимского философа будут опубликованы на нашем сайте.



Использования местных диалектов на муниципальном уровне - опыт Европы и России
2020-08-03 15:09 Редакция ПО

О том, как локальные языки и диалекты могут обрести статус официального на муниципальном уровне упомянула в ходе обсуждения первой части апрельской сессии Школы молодого этнополитолога в РБ Борисова Надежда Владимировна, к.полит.н., декан историко-политологического факультета Пермского ГНИУ (Пермь). Действующая в Испании модель предполагает возможность использования местного наречия — гасконского, каталонского или иного — в качестве официального языка.

В своем основном докладе ученая рассказала об исследованиях коллектива ученых, входящих в Уральское отделение РАН и Пермского ГНИУ.. В фокусе исследований пермских ученых находятся практики этнополитической мобилизации (политизации этничности, политизации языка). Казанский исследователь Наиль Мухаррямов называет это «политикой языка», ситуацией «борьбы за язык».

— Нас, как исследователей, интересует не только то, где имеются конфликты, споры. Больший акцент в исследованиях мы делаем на изучение тех областей, где такие споры не возникают. Почему в одних случаях политизация начинает мерцать и затухает, а в других случаях разгорается, — отмечает она.

В исследовании был проанализирован опыт 67 регионов Российской Федерации. В работе использовались не только качественные методы исследования — интервью, фокус-группы — но и статистические данные, находящиеся в открытом доступе. В центре внимания все же были этнические республики, разделяющие единую с Пермским краем территорию — Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.



 Волны развития сибирскотатарской идентичности — с 1980-х до 2020 года
2020-08-03 15:10 Редакция ПО

О развитии идентичности сибирских татар на юге Тюменской области рассказала в ходе первой части апрельской сессии Школы молодого этнополитолога Бакиева Гульсифа Такиюловна, к.и.н. эксперт научно-технической сферы ФГБНУ НИИ Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (Тюмень).

— К процессу возрождения сибирскотатарской культуры, который начался в 1980-х годах активно подключились как академические круги, так и музейные работники, краеведы. Но к началу двухтысячних годов процесс несколько угас и новая волна интереса ученых и общественников началась примерно в 2010 годах, — отмечает Гульсифа Такиюлловна.
Она выделила и причины этого всплеска интереса — в эти годы силами ученых, Максимом Александровичем Сагидуллиным, была разработана грамматика сибирскотатарского языка. Он разработал грамматику, словарь, им была проработана фонетика, основываясь на полевых исследованиях. Разработанность нормирования элементов сибирскотатарского языка открыла возможности для появления литературы на этом языке. 
— С этой поры мы наблюдаем появление нескольких сибирскотатарских поэтов. Причем некоторые из них раньше писали на казанском татарском. То есть им для самореализации себя как поэта не хватало именно такой фундаментальной работы, проведенной учеными, — подчеркнула Гульсифа Бакиева, отметив, что в 2019 году одна из поэтесс выпустила два сборника своих стихов и прозы на сибирскотатарском языке, а молодежь стала активно изучать родной язык и показательным здесь является появление радио на сибирскотатарском языке. 



Сколько сибирских татар на самом деле?
2020-08-03 15:11 Редакция ПО

Особенности идентичности сибирских татар в ходе первой части апрельской сессии Школы молодого этнополитолога в РБ представил старший научный сотрудник сектора этнологии Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН (Тюмень) к.и.н. Квашнин Юрий Николаевич.

Он отметил, что по итогам последних переписей выделить число сибирских татар сложно, поскольку в последние десятилетия они включались в переписные листы только как татары. 
— Шестьдесят девять тысяч человек, записанных сибирскими татарами в ходе последних переписей не отражают действительности. На самом деле численность лиц, которых стоит отнести к сибирским татарам, составляет около четырехсот тысяч, — отмечает ученый, выделяя, что только по Тюменской области это число достигает двухсот сорока тысяч человек.
Причем он отмечает, что эти люди четко идентифицируют свое отличие от населения сел, основанных в конце 19 века прибывшими на территорию Сибири мишарами, тептярами и кряшенами. В этой связи он отмечает возможность политических мотивов в искусственном объединении этих этносов. 
— Мероприятия, проводимые национально-культурной автономией сибирских татар показывают сохранившуюся историческую идентичность коренного населения. Это выражается в сохранении собственных песен, культуры и возрождении своего сибирскотатарского языка, что проявляется и в издании литературы на сибирскотатарском языке, — отмечает ученый.
Возрождение сибирскоттатрской идентичности началось гораздо раньше. В конце 1980-х годов в научной и общественной сфере обсуждались эти вопросы. Корни проблемы кроются, по мнению ученого, в переписи 1937 года, когда сибирских татар, равно как бухарцев, мишарей и тептярей, записали просто татарами. 
В конце 1930-х годов также предпринимались попытки переводить всех на единый язык, поскольку различия были существенные. Но единение производилось чисто административными методами, без учета местных особенностей. Этому на некоторое время помешала Великая Отечественная война, а уже в 1950-х началась новая волна изменений образовательного процесса.
Образовательная реформа основывалась на введении языка поволжских татар в начальных школах и средней школе. Это коснулось и высших учебных заведений, где язык поволжских татар стал преподаваться как учебный предмет для будущих педагогов. 
— По словам тех, кто обучался в те годы, поволжский язык той поры был «более понятен», чем нынешний. Сказалось наличие большой массы знающих местный, сибирскотатарский язык. Но со временем литературный татарский стал преобладающим в обучении, — отмечает Юрий Николаевич. 
О категоричном неприятии иного языка рассказывали сами ученики. С этим исследователь столкнулся в ходе экспедиций в Омской области, где и директор школы, и учитель татарского языка отмечали, что «дети учат со слезами, как иностранный язык». Исследования показывают, что люди желают писать, читать и получать образование на своем родном языке. Это касается и желания иметь литературу на своем — сибирскотатарском — языке.
— Когда в Сибири был Пьер Кристиан Броше (ведущий передачи "Моя любовь - Россия!") он был восхищен тем, что существуют самобытные сибирские татары, отличные от того, что ему говорили до этого, что все татары одинаковые, — отметил ученый.
В ходе доклада ученый рассказал о том как возрождение сибирскотатарского языка и культуры началось силами педагогической интеллигенции в стенах высших учебных заведений. Успешных результатов достигла группа, которую возглавлял Головлев Андрей Владимирович. В ходе конференций ученых вырабатывались техники и методики возрождения сибирскотатарской культуры, которые обрели широкую поддержку и в среде общественников и краеведов.
Значимой вехой в развитии сибирскотатарской культуры стало проведение симпозиума «Народы Западной Сибири» в 1998 году. Здесь смогли обменяться своими мнениями и историки, и антропологи, и лингвисты. В результате общения московских, петербургских, омских, тобольских и томских ученых была выработана платформа, которая дала импульс развитию общественного движения сибирских татар.



Дискуссии о северо-западном диалекте башкирского языка на наших глазах порождают новый этнополитологический кейс  — директор ШМЭП Азат Бердин
2020-08-03 15:13 Редакция ПО

Интересно, что наше научное мероприятие проблема соотношения языковой, этнической и гражданской идентичностей проходит в преддверии международного Тотального диктанта» по башкирскому языку. Отличительной особенностью нынешнего диктанта является то, что здесь впервые будет предоставлена возможность написать диктант на северо-западном диалекте башкирского языка.  И судя по оживленной реакции на него, дискуссии о северо-западном диалекте башкирского языка на наших глазах порождают новый этнополитологический кейс. В связи с этим мы предлагаем спикерам Школы рассмотреть проблему функционирования родных языков и диалектов в условиях этнокультурных и социально-политических сред современной России, соотношения различных форм идентичностей (языковой, этнической и гражданской), их взаимовлияния друг на друга, проанализировать этнополитические и этноязыковые процессы. — отметил директор Школы молодого этнополитолога в РБ к.филос. наук Азат Бердин.

«Мнение о том, что башкиры, которые живут на северо-западе, говорят на татарском - довольно распространенный, прежде всего в татарской среде, но с научной: филологической и социологической - точки зрения, совершенно неверный стереотип», — так обобщил единое мнение обществоведов и филологов директор Школы молодого этнополитолога в РБ к.филос н. Азат Бердин в ходе первой части апрельской сессии Школы, в работе которой приняли участие более десятка ученых и исследователей: политологов, обществоведов, социологов и языковедов 24 апреля 2020 года.

- В науке существование северо-западного диалекта башкирского языка общеизвестно. Да, имеется ряд дискуссионных моментов, но дискуссионными они являются среди языковедов, — подчеркнул Азат Бердин, отмечая, что в научной среде всегда имеется разное видение общественных процессов. — Сам по себе северо-западный диалект башкирского языка (я повторяю общеизвестные научные позиции) признан учеными, в том числе многими языковедами. Навскидку могу припомнить Тагира Баишева, Сарию Миржанову, из современных – Искандера Саитбатталова.

Но поскольку я не языковед, то могу говорить лишь с точки зрения обеществоведения.

Эксперт подчеркнул, что язык, на котором говорят башкиры северо-запада Башкортостана, Восточного Татарстана и еще нескольких регионов, очень похож на средний диалект татарского языка, на основе которого и создавался литературный канон татарского языка.

— Но если люди, которые считают себя башкирами и являются башкирами много поколений - а они ниоткуда не приезжали, они жили там всегда, - всегда говорили на определенном диалекте родного для себя языка, то можно, наверное, предположить, что это башкирский язык, — отмечает Азат Бердин. — В этих местах жили вперемежку и там сложно порой отличить башкира от татарина. Этого никто никогда не оспаривал. Равно как и существование северо-западных башкир никогда не оспаривалось в научной среде. Я подчеркиваю, что говорю о научной среде, а не среде татарских или башкирских националистов, общественников и политических деятелей.

Ученый отметил, что во время Гражданской войны и основания автономии бОльшую политическую роль сыграли те районы, где башкиры живут компактно и можно было мобилизовать Башкирское войско. Оно было опорой Башкирской Республики в 1919 году, когда создавалась Российская Советская Федерация.

— В конце 19 – первой половине 20 века господствовало мнение, что каждому народу, становящемуся нацией, нужен один отдельный язык, одна отдельная территория и культура, как можно больше отличающаяся ото всех остальных. Именно под этот шаблон подгонялись все языки и национальные культуры Советского Союза. Это был период бурного нациестроительства для всех народов нашей страны, никого не исключая. 

Но несмотря на эту политическую установку, в научной среде исследования этой сферы продолжались и в 30-е годы, и в 50-е проводились экспедиции, и в 80-е и последующие 90-е годы, что и стало основой возрождения северо-западного диалекта и этнического самосознания в начале 2010-х годов.



Zoom-конференция школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан: «Влияние миграционных процессов на этнополитические процессы в истории и современности»
2020-08-03 15:16 Редакция ПО

В связи с эпидемиологической ситуацией запланированный на апрель 2020 г. семинар «Влияние миграционных процессов на этнополитические процессы в истории и современности» по согласованию с Фондом перенесен на сентябрь 2020 г., но  дополнен отдельным мероприятие в формате онлайн в апреле 2020 г.

24-30 апреля 2020 г., соответственно, проведена Zoom-конференция основных организаторов и участников семинара «Влияние миграционных процессов на этнополитические процессы в истории и современности». В совокупности в ней приняли участие 10 спикеров и более 17 слушателей (в том числе из гг. Астрахань, Уфа, Москва, Ростов-на-Дону, Пермь).

Запланированное мероприятие было решено разделись на две он-лайн сессии, посвященной разным направлениям заявленной темы. Поскольку 25 апреля 2020 г. состоялся Международный диктант по башкирскому языку, где впервые была предоставлена возможность написать диктант на северо-западном диалекте башкирского языка, что, по прогнозам организаторов конференции, имело важное этнополитологическое значение и последствия – и, действительно, данная коллизия вызвала беспрецедентно широкий резонанс в среде татарских националистов, официальных и неофициальных СМИ Республики Татарстан и незатухающую полемику, и привело к образованию новых кейсов: кейсу «северо-западного диалекта башкирского языка» и кейсу «этномиссионерства», которые активно обсуждаются специалистами до сих пор (например, на научном мероприятии Школы в июле 2020 г., Е.М. Арутюнова, А.Т. Бердин). Таким образом, Школа молодого этнополитолога анализировала ряд новых этнополитологических кейсов с самого момента их зарождения до настоящего времени. В связи с проходящим диктантом «Школа молодого этнополитолога в РБ» разделила мероприятие на 2 дня по тематическому принципу.

24 апреля 2020 г. в этой, первой части апрельской сессии Школы молодого этнополитолога в РБ рассмотрен прежде всего этнолингвистический аспект заявленной темы. На мероприятии организованном как научно-практическая онлайн-конференция «Проблема соотношения языковой, этнической и гражданской идентичностей» в течение трехчасового заседания выступили спикеры, представляющие научные круги Астрахани, Томска, Тобольска и Перми. Слушателями явилась значительная группа студентов, аспирантов и магистрантов, интересующихся вопросами этнополитологии – часть из них приняла уже участие в форме собственных докладов в последующих мероприятиях Школы. На междисциплинарной основе политологи, этнографы, историки, антропологи обсудили вопросы этнолингвистической политики в исторической ретроспективе тему влияния миграционных процессов на этнополитические процессы в истории и современности»  рассмотрели через проблему функционирования родных языков и диалектов в условиях этнокультурных и социально-политических сред современной России, соотношения различных форм идентичностей (языковой, национальной и гражданской), их взаимовлияния друг на друга, и проанализировали происходящие этнические и этноязыковые процессы. Основными объектами рассмотрения стали тюркские народы России.

Число слушателей и участников Zoom-конференции 24 апреля 2020 года составило 27 человек (10 спикеров и 17 слушателей).

30 апреля 2020 года прошла вторая часть апрельской научной сессии Школы молодого этнополитолога. Круглый стол и рабочее совещание по подготовке семинара «Влияние миграционных потоков на этнополитические процессы в современности».

Девять (9) спикеров представили доклады в рамке заявленной темы. Трансляцию на странице Экспертного совета ЦСКМ в Фейсбук смотрели 38 участников и слушателей (включая самих спикеров).

В числе спикеров, помимо специалистов Школы, выступали известные эксперты из других регионов: к.и.н. Г.Т. Бакиева (Тюмень), к.полит.н., декан историко-политологического факультета Пермского ГНИУ Н.В. Борисова;  к.и.н., заместитель директора по научной работе и территориальному отделению ВШГУ Астраханского филиала РАНХиГС, руководитель Центра ногайской культуры «Эдиге» Э.Ш. Идрисов; старший научный сотрудник сектора этнологии Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН к.и.н. Ю.Н. Квашнин.

В течение трехчасового заседания выступили спикеры, представляющие научные круги Астрахани, Томска, Тобольска и Перми. Слушателями явилась значительная группа студентов, аспирантов и магистрантов, интересующихся вопросами этнополитологии – часть из них приняла уже участие в форме собственных докладов в последующих мероприятиях Школы.

На междисциплинарной основе политологи, этнографы, историки, антропологи обсудили вопросы этнолингвистической политики в исторической ретроспективе тему влияния миграционных процессов на этнополитические процессы в истории и современности»  рассмотрели через проблему функционирования родных языков и диалектов в условиях этнокультурных и социально-политических сред современной России, соотношения различных форм идентичностей (языковой, национальной и гражданской), их взаимовлияния друг на друга, и проанализировали происходящие этнические и этноязыковые процессы. Основными объектами рассмотрения стали тюркские народы России.



В избранное