Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Методика тактической подготовки и практические рекомендации


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

     Если вы хотите принять участие в создании нашего проекта или его наполнении, то пришлите своё предложение на admin@football-school.ru

    Наша новая серия рассылок называется "Тактическая подготовка футболистов." Как всегда статьи можно обсудить на нашем форуме www.forum.football-school.ru  Ждём ваших вопросов.

4.3. Методика тактической подготовки и практические рекомендации

            Вся работа над тактикой футбола - это больше практическая работа, чем тео­рия. Попробуем на практических примерах рассмотреть способы совершенствования тактических навыков футболистов. Теоретические занятия нам необ­ходимы как вспомогательная и предварительная подготовка. Если команда и ее игроки недостаточно теоретически подготовлены, плохо представляют смысл и задачу групповых командных перемещений, то и польза от последу­ющих практических занятий будет неполной.

            Игроки должны индивидуально совершенствоваться и при более пол­ном понимании своих задач быстрее осваивать тактические элементы. Мето­дические приемы, которыми воспользуется тренер, помогут ему в какой-то степени ускорить процесс обучения воспитанника. Но в любом случае поста­вить игру команды можно лишь тогда, когда тренер ее хорошо представляет и ясно понимает, как выстраивается подготовительная работа. Такой целена­правленный повторяющийся тренинг представляет собой не только трени­ровку физического состояния футболистов, но и осмысление собственных действий, где каждый играет по тренерскому сценарию.

Напомним, что футбольное созревание проходит несколько этапов.

1.  Восприятие и анализ игровых ситуаций.

Главная цель теоретической подготовки на макетах (класс) - это сфо­кусировать задачу, показать ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание, а также обозначить индивидуальные действия футболистов, ко­торые обеспечивают решение ситуации. Не следует слишком много времени тратить на объяснение задачи, поскольку вся необходимая работа будет осу­ществляться на футбольном поле. Расходуя слишком много времени на объ­яснения, вы рискуете уйти от цели занятий, и все внимание команды пере­ключится на второстепенные задачи. В нашем случае - это не легкая атлети­ка, где ученик заинтересован передать все свои индивидуальные ощущения, которые у него возникают на дорожке стадиона.

2. Мысленное решение ситуации.

3. Двигательное решение игровой ситуации.

 

Второй и третий этап охватывают два направления: мышление и действие.

            Оба направления необходимо приспособить к практической работе на футбольном поле. Одним словом, нам необходим перенос теоретического ма­териала (макет) в игру (поле). В работе над тактическими элементами необ­ходим одновременно показ на макете и последующее практическое исполне­ние в игре. Игра ставится не словами и теорией, а практическими действиями и упражнениями на тренировочном поле. Такое использование средств (на макете) непосредственно на футбольном поле призвано акцентировать по­следующую реакцию и ощущение для обеспечения переноса усвоенного. На макете более доступно можно определить, какие действия и в каком порядке необходимо совершить игрокам, то есть мы задаем и решаем поставленную задачу в графической форме. Нам необходима подробная детализация для по­лучения игроком большей конкретной информации. И чем чаще мы будем привлекать воспитанников к анализу необходимой ситуации, тем быстрее они определятся в ней.

            Для уточнения еще раз повторимся: тренер всю тактическую ситуа­цию раскладывает на макете и потом требует ее практического исполнения на поле, тем самым виртуальная игра переносится в действие на поле. То есть мы выстраиваем алгоритм решения ситуации и действия игроков на поле. Важно не просто механическое повторение упражнений, а умение видеть и понять игровую идею. Это уже определенный стиль мышления, которому необходимо учиться. Процесс совершенствования в нашем случае - это и есть последовательность смены действия и состояний в обучении.

            Методика, восстанавливающая и повторяющая отдельные игровые моменты, полезна тем, что может переносить происходящее в игру. Это, ко­нечно, важный методический прием, порождающий необходимый индивиду­альный и групповой опыт. Такое обучение, при котором происходит одновре­менно собеседование и совершенствование, гарантирует полноту предлагаемой информации и получение постоянной обратной связи. Есть ошибки, которые видны сразу после исполнения, но есть ошибки, которые выявляются при анализе ситуации. Игровые моменты скоротечны и динамичны, и нам вряд ли удастся избежать ошибок. Именно на это и будет сориентирована после­дующая работа тренеров.

            Именно тактические задачи и построения мы должны выделить в уп­ражнения. К примеру: игра при угловых ударах, игра при штрафном ударе, развитие атаки, игра в защите и т.д. То, что мы рассматривали в методическом классе, должно воспроизводиться на поле и повторно коредактироваться на макетах (поле). Нам необходимо тренировать ситуацию или эпизод, отношение к нему, поиск вы­годных позиций, то есть получить навыки решения игровых ситуаций - все то что мы рассматривали теоретически на макетах. Данный прием обогащает игроков навыками и умением, формирует основные мыслительные про­цессы, но не гарантирует творческих способностей. Развитие творческих способностей - это уже другой подход и другая методика подготовки. По­следнее слово принадлежит не наигранным тактическим комбинациям, а иг­ровому творчеству футболиста, будь это индивидуальная игра или целевые задачи всей команды.

            Еще один важный момент, который нельзя упустить, - это подготови­тельные упражнения под тренируемую задачу, эпизод или действие, которое мы собираемся совершенствовать. Если поставлена задача «стандартных по­ложений», то это игра головой, игра на опережениях и т.д. Если «игра в ли­нию», то это подготовительные упражнения различных перемещений, уско­рений, скрещиваний и т.п.

Нам необходимо зафиксировать игру и увидеть, все ли сделано, как на­до. Во-первых, мы проверяем исполнение тактических задач, как результат нашей тренировочной работы, во-вторых, мы увидим, как воспринимает иг­рок все то, что от него требовали. Хватает ли его способностей исполнять на­ши требования. Надо дать понять ему, что его работа будет проверяться, тог­да он будет анализировать, а мы в свою очередь на него воздействовать. В старших учебных группах желателен вариант, при котором игроки расска­зывают о своей игре, кто и как понимает свои обязанности на поле, где он имеет право на импровизацию и где она должна быть ограничена. Таким об­разом, он формирует сценарий своей игры. Даже не важно, что он допустил ошибки и почему он так играл, главное то, что он думает об игре, анализиру­ет ее и прогнозирует следующую.

            Следующий этап тактического совершенствования - это искусствен­ное изменение задач для скорости принятия решений в игровых ситуациях. Скоростное исполнение и скорость принятия решений начинает быть и бу­дет решающим фактором в дальнейшем совершенствовании. Главная задача тренера найти и подобрать соответствующие упражнения на всех периодах подготовки футболистов. То есть мы моделируем игровые ситуации, приближенные по скорости и напряженности к соревновательной обстановке, а также ведение игры по определенной тактической схеме. При тактической подготовке важ­но целостное понимание задач тренировки для подбора необходимых средств. Если есть цель, тогда находятся и средства для ее совершенствова­ния. Конечно, мы при этом теряем качество, но будем помнить, что качество -это достижение цели, но не сама цель. Рассматривая игру высокого уровня, заметим, что главный признак современного футбола - это отсутствие време­ни как на исполнение, так и на принятие тактических решений в игре.

Последующее совершенствование футбола - это искусственное изменение стандартных и нестандартных ситуаций, решение поставленных задач с раз­личных позиций, с изменением направления атаки, количества атакующих и т.д. Моделируя разнообразные требования и помехи, игроки обретают ус­тановку на их преодоление.

Игровая тактическая грамотность нашего воспитанника - это уже обеспечение непрерывной оценки позиционной игры. Нам необходимо отследить каждое движение футболиста, выбор позиции, понимание игровых мо­ментов, то есть развить способность анализировать игру. Если забивается гол или происходит голевой момент, то необходимо проследить движение всех игроков, которые непосредственно могли повлиять на ситуацию.

            Наблюдая за действиями игрока, можно не только объяснить ошибоч­ные действия, но и понять мотивы, движущие воспитанником. Чтобы игра, которая ему присуща, не вступила в противоречия с той игрой, которая ему не характерна. Мы формируем его постоянную готовность к игре, к решению игровых ситуаций, а это не что иное, как продолжение процесса совершенст­вования.

Для того чтобы изменить отношение или понимание игры, необходимо постоянное внимание. Действия и движения игрока должны быть адекватны игровой ситуации. Даже футболисты высокого уровня не всегда могут посто­янно контролировать свою игру или игру в целом. Вполне естественно то, что не все обладают значительными волевыми усилиями, умением владеть собой в сложных ситуациях, а также концентрировать свое внимание. Игро­вое внимание - качество более широкое, которое отличается специфическими свойствами. Если кратко охарактеризовать, то это реагирование и прогнози­рование перемещений и взаимодействий противника, происходящих одно­временно.

Дальнейшей главной задачей тренера является необходимость на­учить воспитанника контролировать свою позиционную игру и свою постоянную готовность. Чтобы управлять ситуацией, необходимо находиться над ней, то есть находиться на более высоком уровне. Эффект появляется тогда, когда игрок понимает суть происходящего и что ему при этом делать. Игрок, постоянно проигрывающий свои единоборства или неверно принимающий решения, может парализовать игру всей команды. Футбол, в плане обучения, сложный вид спорта, и наша задача добиться простого, эффективного и на­дежного выполнения всех технико-тактических элементов. В этом плане хочется обратить внимание коллег на готовность (физическую и психологи­ческую) лучших команд Европы, которая, несомненно, тренируется. Психо­логическая устойчивость и надежность - вот что в первую очередь характе­ризует уровень лучших европейских футбольных команд.

            Если рассматривать подготовку футбольных молодежных сборных команд, то задачи и методические требования, конечно, становятся другими. Очень важна идея, с которой приходит тренер в сборную. Как педагог, он должен выстроить все взаимоотношения с окружающими, как тренер - в достаточно простой фор­ме объяснить игрокам цели и задачи сборов. Для того чтобы в будущем рас­ставить игровые акценты, тренер должен дать хотя бы минимум методичес­кой грамотности игрокам, разобраться в их индивидуальной игре, понять, как они играют в своих клубах и объяснить требования к игре, которую они бу­дут создавать. Создание базовой игры, где каждый должен дополнять друг друга, сложный процесс, и здесь, конечно, нужен опыт. Если разложить все личностные составляющие игроков сборной, то в настоящее время мы видим их полную заинтересованность в прогрессе, их стремление удовлетворить своё самолюбие, показать свое «Я» в игре.

            Подготовка команд мастеров является работой принципиально другого типа. Можно много и эмоционально тренировать, но это будет неэффектив­но, если не прослеживается игровая идея, под которую делается вся подгото­вительная и созидательная работа.

Тактическое совершенствование проходит несколько стадий. Без оши­бок невозможно пройти весь путь обучения - таков жизненный алгоритм. Ошибки, проигранные игры - это неизбежное и естественное явление в про­фессиональном росте воспитанника, и здесь задача педагога найти трениро­вочные средства и пути практического осуществления, с помощью которых можно было бы избежать их повторений. И если тренер найдет и раскроет многие детали игры не в общих чертах, а в решениях конкретных игровых ситуаций, тогда он воспитает футболиста.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное