Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Психология тренировки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

3.2. Психология тренировки

Без сомнения, игра определяется взаимодействием эмоционального напряжения с волевыми усилиями футболиста. Выступление команды пока­зывает, насколько ее игроки способны в условиях противоборства реализо­вать тренировочные установки и командные групповые действия. Конечно, многое зависит от уровня мастерства игроков, но примеры показывают, что это мнение не всегда верно. Два тренера могут использовать совершенно раз­ные стратегии и методы подготовки, и при этом они могут достигнуть необ­ходимых результатов. В любой применяемой стратегии ключевым моментом является реальное понимание игры, ее основных принципов и игровых идей.

Заметим, что в подготовке групп совершенствования и команд масте­ров нет секретных методов тренировки. Умение тренера состоит не в состя­зании, кто больше набегает, а в умении правильно расставить акценты на мо­ментах, обеспечивающих рост специальной футбольной подготовки. Ведь ваша команда будет играть так, как она тренируется, а не так, как вы ее про­сите играть.

У каждого тренера существует своя система достижения цели. У од­них она сформулирована более конкретно, у других менее, у одних она более амбициозна, у других менее, но в любом случае очень важно использовать нашу способность создавать и организовывать. Хочется еще раз напомнить, что в футболе для тренера-педагога важен даже не результат работы, а выбор стратегии подготовки, выбор системы и принципов подготовки команды. А будущие успехи - это результат вашей стратегической программы, кото­рый обязательно должен состояться.

Успех осуществления любого организованного плана зависит от того, насколько правильно согласуются его составные части. Это особенно важно как для процесса достижения цели, так и при выборе стратегии. Есть техно­логии, как подвести физическую подготовку к пику, и есть технологии, как психологически готовить игрока к соревнованиям.

Существуют объективные законы планирования, которые нужно про­сто знать или хотя бы представлять. Иначе мы будем решать проблемы не футбольные, а около футбольные. Мы же сосредоточимся на тех ключевых моментах, от которых зависит успех процесса совершенствования. Вопро­сы, отражающие динамический процесс, будут выглядеть так: что делать? как делать? сколько делать? Они и составляют основу процесса моделирова­ния подготовки. И если кратко отобразить это формулой, то это будет выгля­деть так:

1.Программа – 2. модель – 3.Исполнение

 

В общем виде любой план - это система решений:

1. Построение цели.

2. Построение задачи.

3. Методические рекомендации.

И базируется он во многом на техническом уровне и способностях команды.

Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о стратегии подготовки, чтобы она не носила интуитивный характер. Все это особенно характерно для молодых тренеров и футболистов, не имеющих чет­кой программы действий и заданий, в результате проявляющих недостаточ­ную собранность и целеустремленность в тренировках. И поэтому хотелось расширить процесс творчества тренера, чтобы он увидел новые способы воз­действия на обучаемых футболистах.

Программа. Учебная работа тренера воплощается в тренировках. Каждое занятие должно быть спланировано и являться неразрывным звеном в системе тренировок. Но, как всякую сложную систему, процесс совершен­ствования необходимо разложить на составляющие. И здесь необходимо ска­зать о том, насколько важно иметь четкое представление о планировании не­дельного цикла тренировок.

Юниору, в отличие от зрелого футболиста, сложно представить цело­стно весь процесс, расписанный на год. Молодой футболист не понимает смысла и содержания всего цикла подготовки. Он просто не сориентирован ни предметно, ни психологически. А ведь внутренняя установка игрока как за одной тренировке, так и в недельном цикле является важнейшим факто­ром в формировании конкретных футбольных умений.

Футболист должен четко представлять обе задачи одной тренировки, также задачи и последовательность последующих занятий недели. Если мы сумеем помочь осознать игроку цель, которой мы добиваемся и как мы увя­зываем ее с последующим тренировочным днем, то мы сумеем создать состо­яние психической готовности к работе. Нет большого смысла обсуждать перед началом занятия содержание, последовательность упражнений, их количест­во и т. п., поскольку психологический настрой и внутренняя мотивация от этого уже не изменится.

Представьте себе состояние и настрой двух футболистов. У одного предстоящая тренировочная модель готовности «включена», а у другого нет. Не будем анализировать то, как они по-разному воспринимают очередное за­нятие, важно то, что можно приобрести дополнительные силы и уверенность в работе. По сути, эту концепцию можно рассматривать как систему психо­логического ориентирования тренировочного процесса.

Модель. Процесс моделирования и планирования задач тренировки мы подробно рассматриваем в других разделах портала. Единственно напомним, что модели (задачи), которыми мы пользуемся на разных стадиях подготовки, часто повторяются, но цели преследуются разные. На решаю­щем этапе - 17 - 18 лет - они выполняются на разном функциональном уров­не, с добавлением каких-либо ограничений, вводом временных условий, что­бы видеть динамику развития и корректировать весь процесс подготовки.

Одним словом, мы совершенствуем решение технико-тактических за­дач, но в определенных условиях и измененных ситуациях, то есть мы про­граммируем порядок в голове нашего юниора и в его работе. Видимо, на этом этапе закладывается самый большой резерв совершенствования игрока.

Игрок до тренировки должен представлять свою модель (задачу) и «пережить» до того, как тренировка проходит в действительности. Созда­ние образа позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, то есть когда мозг работает сам по себе безо всяких усилий с вашей стороны. Это яв­ляется ключевым моментом в практике развития и совершенствования спо­собностей будущего футболиста. Для себя и для учеников напомним, как важно знать, что они делают сегодня и что будут делать завтра. Не зря на сайте всякий раз подчеркивается важность недельного планирования. Именно подсознание управляет функциями игрока, и именно подсознание будет под­сказывать необходимые ходы и решения в игре.

Исполнение. Общий замысел этого раздела потребовал вклю­чить средства психологической стратегии, но все дело в том, что у каждого тренера должны быть свои методы и приемы. Здесь даже важнее понимание пути совершенствования. Мы порой сами в недоумении, что при всей той ог­ромной работе, которую проделывает команда, получаемый результат не все­гда адекватен вложенному труду. Здесь, видимо, необходимо понять, что обу­чение и совершенствование технико-тактических задач - это два разных про­цесса. Выбор стратегии очень важен, потому что мы должны иметь рабочую схему, по которой можно работать с физическим телом и как-то влиять на не­го. Можно работать очень много, но вся эта работа будет называться одним словом - физкультура.

Что такое мастерство футболиста? Это использование сформирован­ного навыка не только в разных условиях (погода, время, обстановка сорев­нований и т. п.), но это и решение какой-либо технико-тактической задачи в нестандартных психологических ситуациях. Грамотное решение задач в стандартных условиях тренировки часто оказывается бесполезным в услови­ях игры. Этот вопрос готовности мы рассмотрим подробнее в статье «Психо­логия индивидуальной подготовки».

Если детально рассматривать стратегию тренировок, то нам необходи­мо вызывать нужное психологическое состояние футболиста и дать плано­вую вариативность в обучении для стабилизации навыка.

Почему плановую? При стихийном обучении нам сложно будет кон­тролировать процесс и делать какие-либо обобщения для дальнейшего ус­ложнения. У игроков создается и закрепляется образ тактической задачи, и тренеру необходимо помочь «мышцам» и «голове» запомнить последова­тельность движений и решений. Одним словом, нам необходимо создать фон, на котором протекает тренировка, адекватная условиям игры.

Если рассматривать физические нагрузки, то мы планируем измене­ния не в обобщенных объемах работы, а в способности выполнять конкрет­ную скоростную работу с мячом в необходимое время. Любая специфическая работа должна ориентироваться на футбол, на способность быстрого реше­ния игровых задач. А задача тренера - не ошибиться и правильно выбрать объемы скоростной технико-тактической работы с учетом периода подготов­ки. Если рассматривать физические возможности игроков команды масте­ров, то в целом нагрузки практически доведены до необходимого уровня, и прогресс футбола пойдет за счет повышения мастерства и психологической готовности. И еще раз отметим, что нагрузки - это не цель, это лишь спо­соб повышения эффективности футбольной тренировки.

Мы рассматривали весь педагогический этап как сознательную целенаправленную многолетнюю подготовку, но не все понимают, что сознатель­ным процессом можно влиять на неосознаваемое обучение.

После того как на сознательном уровне решаются и совершенствуют­ся поставленные задачи, нам необходимо хотя бы гипотетически увязать все связи - все наработанное - друг с другом. Этап футбольного совершенство­вания - это уже психологический процесс, задача которого - формирование готовности футболиста, а также мобилизация всех его возможностей. И как мы уже отмечали, ориентирована она должна быть на психологическое со­стояние футболиста. Здесь мы уже можем говорить о подсознании, которое начинает свою работу, формируя устойчивые действия.

Еще раз отметим, что сознание - это то, что человек контролирует в себе, а подсознание - это то, чего мы хотим добиться.

Почему обучение и процесс совершенствования существенно отлича­ется от подготовки, к примеру, баскетболистов? В баскетболе, как и в других спортивных играх, все технические действия и перемещения проходят на со­знательном и где-то на отрепетированном уровне. В футболе, где необходи­мые комбинации осуществляются на больших скоростях, а в штрафной пло­щади необходимы мгновенные решения, с учетом, что последние 2-3 переда­чи проходят в одно касание, без автоматически принятых решений не созда­ется голевая ситуация.

Почему вопрос ставится именно так: добиться автоматизма исполне­ния и перевести наработанное в подсознание? Дело в том, что в группах со­вершенствования футболист сложные тактические задачи решает мгновенно, и время на выбор практически отсутствует. И чтобы оценить ситуацию с уче­том действий партнеров, многое приходится решать на подсознательном уровне. Это то, что мы называем установкой - определенный взгляд на фут­бол, отложенный в подсознании. Это, как мы уже говорили, необходимое со­стояние футболиста, готовность которого сложилась в результате целена­правленного тренировочного процесса.

посетите наш сайт раздел психологии уже готов

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное